Школьный психолог чаще всего встречается с детьми, имеющими, подчас, далеко не детские проблемы, к 7-8 годам уже успевшими понять и почувствовать жестокость жизни. В дальнейшем это будут дети, которых называют “трудными”. Их жизнь наполнена смыслом: защищаться, бороться, выживать. Они знают, что такое “плохо”, но не знают, что такое “хорошо”.
Немало детей, являющихся для родителей игрушкой. Они до такой степени опекаемы, что не способны к самым элементарным действиям самообслуживания, не говоря уже об умении налаживать отношения, добиваться чего-либо своим трудом. Такие дети испытывают тревогу перед самыми незначительными препятствиями. Уже через 1-2 месяца в школе приобретают устойчивое невротическое состояние.
Что может предложить психолог, какую поддержку и коррекцию и тем и другим?
Как помочь детям адаптироваться в этом мире, не потерять себя как человеческую личность, развить способности, данные ему свыше?
Здесь недостаточно традиционных психопрофилактических и коррекционных мероприятий. Из практики своей работы мы знаем, что тренинг и другие методы групповой психологической работы помогают детям, они обретают уверенность в себе, овладевают коммуникативными и этическими навыками, но ребенок возвращается снова в тот мир, который и сделал его таким. В поисках ответа обратимся к психолого-педагогической литературе.
Со времен К.Д. Ушинского среди педагогов господствует убеждение, что школа – это место, где ребенок не только учится читать, писать, считать, рассуждать, но и приобретает твердые нравственно-этические устои.
Умственное развитие и нравственное воспитание “перекрещиваются и переплетаются между собой” – утверждал А.И. Леонтьев.
Чтобы обеспечить условия, выдвинутые Выготским Л.С. о характере обучения, опережающем развитие ребенка, начинать работу по созданию воспитательной среды необходимо одновременно с систематическим процессом обучения. При этом становится понятна и ведущая роль воспитания, воздействующего на деятельность ребенка, на его отношение к действительности и потому определяющего его психику, его сознание.
Основываясь на достижениях науки, мы разработали курс систематических занятий (1–3 кл.) “Христианской морали и этики”, где на основе личного принятия ребенком нравственно-этических норм и правил поведения, взрослый способен помочь детям обрести чувство защищенности, может способствовать формированию адекватной самооценки, овладению способами и навыками общения, воспитывать такие черты характера как уважительность, честность, доброта, толерантность.
Знания детской психологии, возрастных, а, главное, индивидуальных особенностей детей, поможет педагогу, психологу строить занятия так, чтобы они имели максимальный развивающий и воспитательный эффект.
В чем же состоит философская основа курса?
Становление личности всегда предполагает восприятие той или иной системы ценностей, определенных этических принципов. Характер человека отражает представление о мире, в котором он живет, и о том, каким должно быть поведение людей в этом мире.
Ни одно общество не могло бы существовать без общепринятых моральных и социальных норм. Однако остается открытым вопрос: на каких нормах и принципах мы остановим свой выбор. Например, принцип “выживает сильнейший” не учит быть сдержанным, честным, щедрым, уметь прощать, проявлять заботу.
Человек по своей природе – сложное и противоречивое существо. Ему присущи способность и потребность быть свободным, целостным и духовным. Эта способность и потребность быть свободным, бесстрашным и бессмертным воплощается в религии. Религия – та сфера, в которой человек живет как носитель духовности, область его упоений и надежд, источник покаяния и очищения, познания своей подлинной сути.
Делая выбор в пользу христианских ценностей и черт характера, человек приближается к образу Бога, принимает решения, которые всегда служат на благо других людей и общества. Внешним нравственным образцом для человека становится Иисус Христос. В отличие от многих учений – традиционных, современных, мистических, христианство по-настоящему ценит человеческую жизнь.
Хочется предупредить возможные возражения и опасения. Нашей целью является эмоциональная поддержка маленьких детей, нравственная ориентированность и убежденность в личной свободе выбора, а также самопознание и самовыражение. (И ни в коем случае не имеем цели сделать детей верующими и религиозными, представляем им и здесь свободу выбора).
Специфика преподавания курса заключается прежде всего в том, что он ведется в рамках светской школы, и соблюдение закона “Об образовании” Российской Федерации является обязательным.
– Необходимо учитывать, что в школе обучаются дети различных вероисповеданий и конфессий, и учебный процесс должен быть построен с предоставлением свободы выбора изучения курса и уважения религиозных чувств каждого.
– Методика преподавания должна быть такова, чтобы дети не просто посещали уроки, но непременно любили их и могли использовать свои знания в жизни. Важно не только дать знания о христианских принципах, но и упражнять детей в совершении благих поступков.
– Занятия должны быть пронизаны светом любви и заботы о ближнем, способствовать формированию у детей положительной самооценки и развивать творческие возможности каждого.
– Важнейшим условием успешного обучения является чуткое реагирование на собственную духовную жизнь детей. Особенно следует помнить об их ранимости и стремлении к защищенности, о потребности истинной и искренней любви и терпимости со стороны окружающих, об объективной оценке их труда и способностей.
Все занятия программы “Христианская мораль и этика” весьма условно делятся на 3 группы.
– Мир вокруг нас” – общение и
межличностные отношения.
– “Мир твоей души” –
релаксационно-медитативные
– “Азбука мудрости” – нравственные
размышления
Занятия первой группы, чаще всего, строятся на основе житейской истории, которая имеет психосоциальную функцию и важна с воспитательной терапевтической позиции.
“Иосиф и его братья”, “Говорящая ослица”, “Самсон и Далила”.
Разговор идет о чувствах и ситуациях, когда-либо пережитых детьми.
– Случалось ли вам , дети, доверить кому-то свою тайну, а человек рассказал о ней другим? Что вы испытали при этом?
В свободной беседе дети имеют возможность выразить словами свои чувства, проговорить переживания. Они предлагают варианты выхода из ситуации и, главное, убеждаются, что выход есть всегда и, даже, не один. У доктора Пезешкиана мы читаем: “ История – это частный случай человеческой коммуникации, предполагающей обмен концепциями”. Таким образом, раздвигаются рамки социальной креативности. Возможно в будущем в подобной ситуации ребенок сможет воспользоваться одним из предложенных решений. Важным для ребенка является открытие того, что и другие люди испытывают те же чувства. И задача взрослого не избавить ребенка от болезненных чувств, он должен пережить их сам, ему надо понять, что он не одинок.
Психологи давно заметили, что эмаготерапия (терапия образами) дает возможность детям идентифицировать себя с героями историй и вместе с ними переживать тяжелые эмоции, внутриличностные конфликты и успешно разрешать их . Кроме того язык религии – образный, поэтический, яркий. Изложение историй в религиозных текстах нельзя сравнивать с нашими современными кодексами, со скупыми формулировками. В историях сообщаются сведения о моральных ценностях, изображаются типичные ситуации, достойные подражания, что и делает их педагогически ценными.
Ряд уроков задуман как изучение и применение основ человеческого общения и правил поведения, незнание которых часто ведет к конфликтам, отчужденности, стеснительности, а это благодатное поле для комплекса неполноценности.
“Дерево здравия”, “Я хочу вас попросить..” и т.д.
Очень важно уже на 1-х занятиях использовать игры и упражнения с применением тактильных ощущений, так как замечено, что многим детям их не хватает, а часто, при случайном прикосновении они ведут себя грубо, агрессивно (надо сказать, что дети не всегда идут на контакт, они уже научились не доверять). Упражнение “Телеграф” приучает детей работать в кругу, держась за руки. Без предварительной работы они дергают друг друга, жмут ладони, мальчики не хотят держать за руку девочку, или дети резко отвергают кого-то одного. Увлекаясь игрой, ребята выполняют правила. Постепенно дети привыкают к ситуации, реагируют спокойно, и можно приступать к занятиям с серьезной эмоционально-нравственной нагрузкой.
Большое внимание в программе уделяется такому серьезному эмоциональному нарушению у детей, как (фобии): страх отвечать у доски, страх насмешек, собственной неловкости или неумения.
Метод поведенческой терапии сегодня - один из широко используемых. Он исходит из того, что поведению можно научиться. Цель метода – приобретение опыта, полученного при научении, возможность понять , что ситуация не сопровождается или, по крайней мере, не всегда сопровождается негативным опытом взрослого.
Кроме того, постоянная поддержка взрослого: “ Я тебе помогу, я буду рядом с тобой, давай выйдем вместе, выбери себе помощника” и т.д. придают ребенку уверенность.
Много неприятных переживаний доставляет детям страх темноты и огня. Такой прием, как рассказывание историй при свете лампы, свечи, создает лирическое настроение, а если еще тихо звучит музыка, шум прибоя, история воспринимается на глубоком эмоциональном уровне. Чаще всего, дети просят после чтения не включать свет, желая продлить ощущение таинства.
Большое место в программе уделено рассказыванию сказок. Сказка обращена к интуиции и фантазии, открывает доступ в мир творчества. Андерсен, Л. Чарская, Уальд и другие заняли прочное место в нашей жизни на занятиях.
Значительная часть времени отведена урокам с глубоким нравственным содержанием. Знакомясь с Библейскими историями, дети узнают о послушании и смирении, о милосердии и прощении. Десять заповедей, данных Господом, – закон для всех живущих на земле.
Любовь к ближнему – основа любой воспитательной системы. Очень не просто идет осмысление детьми понятие “ближнего”. Переход от пространственного понятия “близкий” к духовной близости для ребенка - шаг к мудрости.
Формирование представлений о своих качествах и свойствах, т.е. знаний о себе, оценки себя, - необходимое условие воспитания социально активной личности. Во многом, именно мера развитости у человека способности осмысливать окружающий мир и себя в нем позволяет ему находить социально-ценные и личностно-значимые нравственные ориентиры, поэтому серия занятий по формированию адекватной самооценки имеет место в программе.
В короткой статье невозможно рассказать обо всех уроках, или даже перечислить самые яркие моменты, прожитые вместе с детьми за 3 года.
Однако, важно подчеркнуть, что в данном общении педагог является полноправным объектом деятельности, заинтересованным, внимательным. Он не управляет и не контролирует. Он является примером искреннего переживания и проговаривания своих чувств. И результат его деятельности - не изменение объекта, т.е. ребенка, а сотворчество, сопереживание нового социального опыта, осознание общественных ценностей и новых общественных отношений, глубины каждой личности ученика и учителя.
Хочется сказать, что дети, находясь в среде размышления о нравственных ценностях, становятся более активны и доброжелательны. По оценке педагогов и родителей,- менее конфликтны и агрессивны.
Их самооценка, в сравнении с результатами исследований других классов, более устойчива и адекватна.
Все качества личности будут изменяться и шлифоваться всю жизнь, но фундамент характера, заложенный в детстве, должен быть прочным и надежным, как “дом построенный на скале”.
Урок здравия.
Цель урока:
Прививать детям навыки культурного поведения.
Познакомить с традициями разных народов.
Пояснить смысл и значение ритуальных приветствий.
Оборудование: шляпа мужская, шляпа мушкетёра, заготовки основания дерева (из картона), цветная бумага, ножницы, плакат.
Ход урока.
Дети, сегодня вы встретились после долгой разлуки.
– Что ты почувствовал, когда увидел своих ребят?
– Как ты узнал, что они тебе рады?
– А что делают люди, когда встречаются? В нашей стране, чаще всего, люди говорят “здравствуйте”.
– Почему именно это слово, а не какое-либо другое? (Выслушать все высказывания, пока кто-то не догадается, что люди желают друг другу здоровья). Если не догадаются,- написать на доске слово, подчеркнуть корень “здрав”.
– Какие ещё слова – приветствия вы знаете? (привет, добрый день, вечер, здорово и т.д.).
– Как поприветствовать взрослого? (Поздороваться и назвать по имени отчеству), если он один, это вежливо и учтиво.
– А как здоровались люди в старое время; в других странах?
Выслушать все предложения детей, предложить показать, как кланялись, приседали, поднимали шляпу и т.д. Можно предложить показать, как мужчина целовал руку даме. Почему мужчины здороваются друг с другом за руки? (Продемонстрировать свою силу и открытость). Обобщить все ответы, похвалить детей. Дети, мы убедились, что во все времена, у всех народов принято приветствовать друг друга при встрече. Помните об этом всегда. Если вы начинаете разговор, с человеком не поздоровавшись, дел с вами никто иметь не захочет, т.к. (достать плакат) “Кто не желает здравия – желает зла” (пословица).
А теперь возьмите лист цветной бумаги, обведите свою ладонь, вырежьте, напишите своё имя (на цветной стороне).
Мы приклеим ладошки на ствол могучего дерева, который я уже приготовила. У нас получится замечательное “дерево здравия”, оно будет находиться у нас в классе и напоминать нам первое правило общения.
Литература.
1. Выготский Л.С. Вопросы детской
психологии – С.–Петрбург: Союз, 1997.
2. Вавилонская башня и другие древние легенды/ под
ред. Чуковского К.И.–М: Дом, 1990.
3. Леонтьев А.Н. Избранные психологические
произведения. В 2–х томах – М: Просвещение, 1983.
4. Обровец Г.А. Любимые страницы Библии (пособие
для учителей воскресных школ) – М: Либрис, 1995.
5. Пезешкиан Н. Торговец и попугай-М: Смысл, 1993.
6.Смыгин С.Н., Нечепуренко В.Н., Полонская И.Н.
Религиоведение, социология и психология религии
– Ростов на Дону: Феникс, 1996.