Диагностика учебных возможностей ребенка

Разделы: Иностранные языки


В соответствии с Законом Российской Федерации “Об образовании” и Конвенцией о правах ребенка образование характеризуется как процесс обучения и воспитания в интересах личности, общества и государства, направленный на развитие индивида, талантов, умственных и физических способностей ребенка в их самом полном объеме. Индивидуализация учебной и дифференциация обучающей деятельности создают ситуацию выбора для учителя и ученика и обеспечивают ученику возможность дальнейшего успешного самообразования.

Обучаемость является индивидуальным показателем скорости и качества усвоения человеком знаний, умений и навыков в процессе обучения [2]. В основе обучаемости лежит уровень развития познавательных процессов (восприятия, воображения, памяти, мышления, внимания, речи, мотивационно-волевой и эмоциональный сфер личности, а также развитие компонентов учебной деятельности.). Это уяснение содержания учебного материала из прямых и косвенных объяснений и овладение материалом до степени активного применения. Обучаемость как способность к учению и усвоению отличается от способности к самостоятельному познанию и не может быть полностью оценена одними показателями его развития. Максимальный уровень развития обучаемости определяется возможностями самостоятельного познания [3].

Согласно Петровскому А.В.[1], зона ближайшего развития ребенка – это расхождение в уровне трудности задач, решаемых ребенком самостоятельно (актуальный уровень развития) и под руководством взрослого. Реальные отношения умственного развития к возможностям обучения могут быть выявлены с помощью определения актуального развития ребенка и его “зоны ближайшего развития”. Обучение предполагает целенаправленное изменение ребенка, важной проблемой является организация управляемого обучения, обеспечивающего планомерное формирование необходимых качеств, а так же учет индивидуально-психологических особенностей учащихся, рассматриваемых в контексте вопросов обучаемости, дифференциального обучения.

Тема моей методической работы: “Диагностика учебных возможностей ребенка”.

Я остановила свой выбор именно на этой теме, чтобы изучить глубже личность каждого ученика. Наша школа №107 г. Челябинска строит свою работу на личностно-ориентированном обучении. В основе этого обучения лежит признание индивидуальности ученика, создание необходимых и достаточных условий для его развития. Ведущая роль обучения создает учащемуся “зону ближайшего развития” и способствует выработке средств и способов ориентации в действительности. Создавая зону ближайшего развития, “ведет” за собой развитие только то обучение, которое “забегает вперед” развития. Мною проанализирована группа учеников 7в класса, изучающих немецкий язык. Выбран именно этот класс, так как я являюсь классным руководителем 7в класса.

Работа над темой строилась на основе данных психологических исследований, проводимых психологами школы. После занесения результатов по уровню интеллекта детей, я проанализировала какой процент составляют дети с высоким, средним и низким уровнем интеллекта.

В течение учебного года мною проанализировано 10 контрольных работ по иностранному языку: аудирование, лексико-грамматический тест, говорение, чтение и письмо. 5 контрольных работ проводились в первом полугодии и 5 во втором полугодии. Тесты составлялись заранее, они подбирались в июне и в августе 2001 года. После проведения контрольной работы каждому ученику был определен процент выполнения задания.

Проанализировав полученные средние показатели речевой деятельности учащихся по результатам контрольных срезов по содержательным линиям (аудирование, говорение, грамматика, чтение и письмо), обнаружено, что из 14 учащихся на одном уровне осталась только одна ученица; улучшили показатели 11 учащихся; ухудшились показатели у 2 учащихся этой группы. Это произошло благодаря систематической работе учителя с учениками, а именно: подобранным для каждого ребенка разноуровневым заданиям, работе детей в группах, индивидуальной работе учителя с детьми.

При сравнении контрольных работ, проведенных в течение года, наблюдаются качественные изменения контрольных срезов во втором полугодии. Средний коэффициент прироста по итогам контрольных срезов среди учащихся 7в класса составляет около 8%. Средний коэффициент понижения по итогам контрольных работ составляет 3,5%.

На мой взгляд, каждый ребенок согласовывал свою индивидуальность, свои возможности с учетом качества знаний и психологического уровня, учителем были созданы условия для проявления самобытности ребенка, реализации своего природного потенциала, атмосфера заинтересованности каждого ребенка в конечном результате помогла детям достичь более высоких результатов в ходе выполнения контрольных работ по иностранному языку. Большую роль для развития детей сыграла и система взаимоотношений между детьми и учителем. Движущими силами личностного развития явились также учебная деятельность учащихся и собственная активная позиция каждого ученика при выполнении заданий. Учащиеся выбирали учебный материал, подходящий индивидуально для каждого Таким образом, произошло саморазвитие и самообразование учащихся [3]..

Считаю, что подобные исследования способствуют повышению эффективности образовательного процесса, дают учителю возможность найти подход к каждому ребенку, реализовать свой природный потенциал.

Список литературы:

1. Петровский А.В. Психология: Словарь. М.,1990.
2. Якиманская И.С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе. М., 1996.
3. Якиманская И.С. Разработка технологии личностно-ориентированного воспитания. Вопросы психологии. 1995. №2