Дитя прекрасно! Ясно это ?! Все мы из света и из тьмы, Дитя из одного лишь света! |
Александр Межиров |
Конспект открытого урока по русскому языку (3-й Б класс, 09.12.2003)
Подготовка к контрольному диктанту.
Цели:
- Систематизировать полученные знания по теме “Состав слова”; подготовить учащихся к контрольному диктанту (навыки синтаксического разбора предложения, морфемного анализа слова);
- Развивать связную устную и письменную речь,
логическое мышление, внимание учащихся;
формировать умение работать в заданном темпе;
развивать умение аргументировать свой ответ, приводить примеры к правилу;
упражнять в выполнении заданий тестового характера;
совершенствовать навыки самостоятельной работы; - Воспитывать чувство сопереживания, сострадания к зимующим птицам, желание оказать им посильную помощь; воспитывать активность, самостоятельность, ответственность.
Оборудование:
- учебники русского языка для 3 класса (авторы: Л.М. Зеленина, Т.Е. Хохлова);
- схемы-опоры:
“Порядок разбора слов по составу”;
“Правописание суффиксов –ек-, -ик-”; - иллюстрации:
зимний пейзаж;
зимующие птицы; - тесты (на каждого ученика);
- индивидуальные задания на карточках (для повторения).
Ход урока
I. Оргмомент. Сообщение темы и задач урока.
II. Проверка домашнего задания.
- Зачитать составленное предложение с любым существительным, в котором есть суффикс –ек- (-ик-).
III. Чистописание.
1. Мобилизация внимания.
На доске иллюстрация зимнего пейзажа.
- Рассмотрите иллюстрацию. О каком времени года мы сегодня будем говорить? Подберите, опираясь на иллюстрацию, к существительному зима подходящие прилагательные. Какая зима?
- Ученик читает наизусть отрывок из стихотворения А. С. Пушкина “Зимнее утро”, пройденное накануне на уроке литературного чтения.
Игра “Почтальон”.
- Как образовали слово зимушка от слова зима?
На доске два слова: зима – зимушка.
Задание: Почтальон пойдет только в те домики (метель, январь, морозец, февраль, вьюга), названия которых образованы тем же способом, что и название почты (зимушка).
(Правильный ответ - морозец. Слово образовано при помощи суффикса.)
- От какого слова образовано слово морозец?
2. Чистописание.
- Найти закономерность в написании букв. Записать еще три сочетания букв.
Мма Ммб Ммв … … …
IV. Словарная работа.
М…роз, …, …, …, …, …, … .
(морозец, морозище, морозный, морозно, заморозки,
(за-, на-, об-, от-, пере-, под-, про-, раз-, при- ) морозить)
- подобрать однокоренные слова, записать;
- морфемный анализ слов (вывешиваю схему-опору);
- устно составить с любым из однокоренных слов распространенное предложение.
V. Повторение.
1. Устный опрос.
- Что такое чередование? Привести примеры чередования согласных.
- Какие гласные называются беглыми? Привести примеры слов с беглыми гласными.
- Найти лишнее слово. Доказать.
стульчик
диванчик
огурчик
разговорчик
- Как определить правописание суффиксов -ек-, -ик-? (Вывешиваю схему-опору)
- Какой суффикс нужно писать в этих словах?
Рот…к, клубоч…к, шалаш…к, дожд…к, кот…к.
(Слова записаны на доске, гласная в суффиксе пропущена.)
2. Индивидуальная работа (на карточках).
- Слабым учащимся (3 чел.).
- Средним учащимся (4 чел.).
Списать, изменить форму слова на множественное число, выделить корень, определить беглую гласную.
Пень - …, ров - …, сон - …, день - …, мох - … .
Списать, разобрать слова по составу, подчеркнуть в корне чередующуюся согласную.
Дружок, порожек, пирожок, орешек, ручка.
3. Фронтальная работа.
Записать слова с суффиксами -ек-, -ик- и разобрать по составу. (Из устного задания.)
VI. Тест.
Выбрать правильный ответ.
- Какой суффикс нужно писать в слове сугроб…к ?
- Какая схема подходит к слову снежинка?
а) -ок-
б)-ек-
в)-ик-
3. Как правильно перенести слово выстудить ?
а) вы-сту-дить
б) выс-ту-дить
в) вы-студ-ить
4. Какое слово является однокоренным к слову холод?
а) холода
б)холодный
в) холодом
5. В каком слове нет приставки?
а) закричу
б) заяц
в) заморозки
VII. Работа с текстом.
(Текст записан на доске.)
Поб…жала по лесу позёмка. Загудел лес. Нал…тел ветер. Деревья зак…чались. Пол…тели сугробики с еловых лап. Снег посыпал, завился. Началась пурга. Зинька присм…рела, сжалась в к…мочек. А ветер так и рвет ее с ветки, перья ерошит и л…денит под ними голое тельце.
(По В. Бианки.)
- орфографический анализ:
- объяснение постановки запятых;
- списывание текста;
- синтаксический разбор предложений:
- Зачитайте слова, в которых пропущены буквы. (Хоровое чтение) Какая орфограмма объединяет эти слова? Как проверить правописание безударной гласной в корне слова? (Хоровой ответ (правило проверки написания безударной гласной в корне) с опорой на схему) Какую гласную букву нужно вписать в каждое слово?
(По ответам детей прикрепляю на доску гласные буквы.)
Назовите все нераспространенные предложения в этом тексте. Назовите все распространенные предложения в этом тексте.
- разбор выделенных предложений;
- беседа о помощи птицам зимой:
(Вывешиваю иллюстрацию зимующих птиц.)
Текст для чтения учителя:
Удивительные гости прилетают зимой в парки и скверы Москвы.
Это наши пернатые друзья. Холодно и голодно птицам в лесах, вот и стремятся они к людям.
Мы входим в парк.
В зимнем тумане раскинули голые ветки деревья. Легкий снежок покрыл землю. Но что это за огоньки виднеются на молодой елке? Это красногрудые снегири сидят на зеленой хвое и свистят свою грустную песенку.
А на соседнем дереве с ветки на ветку весело прыгают синицы, подлетают к кормушке, которую повесили ребята.
Самая смелая птичка уже подлетает к кормушке.
Все злее будет зима, выше станут сугробы. Но птиц согреет человеческая доброта.
Задание на внимание:
Названия каких зимующих птиц вы услышали в этом тексте? Каких еще зимующих птиц знаете?
VIII. Самостоятельная работа.
(Группы 1, 2 работают самостоятельно по листам с заданиями, с группой 3 провожу разбор задания.)
- Сильным учащимся.
С каждым словосочетанием составить предложение так, чтобы получился связный текст.
Зимняя прогулка.
Морозным утром, взяли лыжи, на пушистых ветках, в мягких сугробах, щиплет уши, чудесная прогулка.
(После выполнения ученики зачитывают получившиеся рассказы.)
- Средним учащимся. C. 157, упр. 116.
Списать предложения. Указать, в какой части слова пропущена гласная буква. Устно проверить ее написание.
Мальчиш…к радостный н…род к…ньками звучно режет лё… . Ш…лун уж зам…розил пальч…к . (А. Пушкин.)
- Слабым учащимся.
- Коллективный разбор задания, выбор однокоренных слов;
- Самостоятельная запись и морфемный анализ.
с. 157 упр. 115
Назовите детенышей утки, совы, курицы, лисы, коровы, свиньи. Подумайте, все ли пары слов являются однокоренными. Запишите однокоренные слова парами и разберите их по составу.
(утка – утята, сова – совята, лиса – лисята)
IX. Итог урока. Домашнее задание.
1. Оценивание работы учащихся на уроке.
Разгадать шараду.
Корень мой находится в цене.
В очерке найди приставку мне,
Суффикс мой в тетрадке все встречали.
Весь же – в дневнике я и в журнале.
(О – цен – к - а.)
(Вывешиваю по ходу чтения на доску таблицу с исходными словами.)
- Поднимите руки, кто получил на уроке “5”, “4”. Кому еще нужно поработать с этим материалом дома, чтобы получить “отлично” и “хорошо” по этой теме?
2. Домашнее задание. с. 156, упр. 112.
Списать текст (отрывок из сказки), выделенные слова разобрать по составу и разделить для переноса.
Об авторе
Моя педагогическая философия
Меня часто спрашивают, почему я выбрала такой однозначно непростой жизненный путь. Что привело меня в школу? Почему каждый новый учебный день вызывает у меня радость, надежду и веру в успех?
Наверное, непосвященным в это таинство учительства трудно понять, что при соприкосновении с детьми взглядами, душами получаешь ни с чем не сравнимое ощущение всесильности. Ты чувствуешь себя способной к познанию собственного внутреннего мира, к очередному открытию в этой удивительной жизни, к сотворению чуда. Ты – учитель! Ты – волшебник, ведь для малыша-первоклассника простой математический закон – уже чудо! А для тебя общение с маленькими мудрецами – чудо еще большее, нужно только научиться смотреть на мир их глазами, быть не только наставником, но главное – другом, которому доверяют тайны и открывают секреты.
Как словами выразить это состояние неописуемого восторга от дружной совместной работы с “коллегами”-малышами, от осознания результата своих усилий, когда из рассыпчатого песка получаешь за несколько лет упорного труда чудесную вазу с постоянно меняющимся узором, где каждый завиток – индивидуальность, неповторимая личность?!
И волнами накатывающий страх: “А так ли надо было поступить? Как достучаться до души и сердца каждого? Научила ли я своих учеников творить и получать от своего творчества удовольствие?” Но еще один внимательный взгляд в глаза ребенка – и чувствую: все правильно, все идет своим чередом.
“Не навреди!” – говорят врачи перед тем, как приступить к лечению.
“Не навреди! Помоги!” – внушаю я себе ежедневно.
Дети приходят в школу уже с жизненным багажом и с огромным желанием его пополнить, обогатить. Моя задача – поделиться с ними своими знаниями. Рассказываю о книге, которую вчера прочитала, о мыслях, которые возникли после просмотра телепередачи, о чувствах, взбудораженных приходом весны, делюсь воспоминаниями, связанными с тем или иным событием. И учу, учу ребят, незаметно для них самих, как когда-то учили и меня. Наверное, поэтому даже после выпуска мои малыши приходят ко мне за помощью и советом, а то и просто поделиться своими мыслями, чувствами. Я им нужна! Это здорово!
Убеждена, что нельзя научить тому, чем сам не владеешь. Для меня это – прописная истина… Мне в свое время повезло с учителями: и в школьные, и в студенческие годы жизнь сводила меня с умнейшими, интереснейшими педагогами, которые смогли разглядеть во мне искру и заставить поверить в то, что любое знание мне по плечу. С тех пор состояние творческого “непокоя” стало мне родным. И это передается детям: их тоже увлекают занятия в кружках, секциях, они много мастерят своими руками, любят петь, танцевать, устраивать розыгрыши, праздники. У нас в классе принято собираться за круглым столом на “час общения”, для диспута, мы много спорим. Это позволяет детям раскрыться, поделиться радостью или сомнениями, чувствами, впечатлениями от прочитанной книги, обсудить интересные факты, проблемы человечества. Вижу перед собой главную задачу – разбудить в детях жажду открытий, стремление к новому, непознанному, желание во всем разобраться самому, все понять, найти свое место на земле. И как результат, мои дети умеют рассуждать, аргументировать и отстаивать свое мнение, выделять главное, давать оценку событиям.
Мир постоянно меняется, ускоряется поток нашей и без того безумно быстрой жизни. Я же должна помочь ребятам ощутить свою значимость, сориентироваться, найти себе место в современных реалиях, должна вызвать желание приносить пользу, совершенствовать действительность. Вот что, наверное, подтолкнуло меня к планированию бесед, тематических занятий, экскурсий, походов – мы раздвигаем стены школы, изучаем накопленный предыдущими поколениями опыт, знакомимся с трудом людей, занятых на производстве, видим их красоту. Моя цель – привлечь внимание к цветку, дереву, к земле, на которой мы живем. Моя цель – научить с детства чувствовать этот мир!
Я – норильчанка с рождения! Я люблю свой город, я горжусь им! Считаю, что любовь к родному городу, гордость за свою страну имеет огромное значение для развития личности ребенка. Без любви к Родине и уважения к ее истории и культуре невозможно воспитать гражданина, патриота своей страны, сформировать у детей чувство собственного достоинства, положительные качества личности.
Педагогическая деятельность – всегда поиск, ошибки, находки, заблуждения. Порой получаешь неожиданный результат. Дети, тонко чувствуя, иногда почти бессознательно, на уровне интуиции, выводят меня из темного леса заблуждений на ярко освещенную поляну истины. Мы думаем, что учим детей, а на самом деле это дети учат нас – простоте, отзывчивости, искренности, отчасти наивности, вере во всепоглощающую силу любви, в обязательную победу правды! Дети – великие мыслители, и нам, взрослым, нужно чаще прислушиваться к ним!
Однажды обратилась к своим выпускникам с вопросом: “Чем живете? Что для вас главное?” – и испытала чувство “гордой” радости, когда в ответ услышала: “Доброта и надежда”.
Один известный философ как-то заметил, что образование – это то, что остается в сознании ученика, когда все выученное забыто. Лишь те знания, которые получены в результате долгих самостоятельных (или на первых порах – коллективных) поисков, которые вызвали яркое эмоциональное переживание, сохранятся в памяти ребенка надолго, найдут свое практическое применение.
Я хочу, чтобы мои ученики привыкли иметь собственные суждения о жизни, развивали в себе наблюдательность и, замечая красоту вокруг, могли поделиться своими ощущениями с близкими, друзьями, учителем; чтобы, научившись анализировать и выражать собственные чувства, они могли раскрывать себя людям и понимать других людей. А это возможно только благодаря развитию собственного творчества учащихся.
Я всегда была в центре событий: пела, танцевала, декламировала, занималась КВНом, утренниками, вечерами сюрпризов, конкурсами – и получала от этого колоссальное удовольствие! Заметила, что мои ребятишки участвуют во всех внеклассных мероприятиях с неподдельным воодушевлением, отдаются этому целиком, так же, как и я. А потом и на уроке не боятся подойти к решению очередной проблемы с творчеством, нестандартно, проявив юмор, и находят, порой, совершенно неожиданный ответ. Сколько радости доставляет моим ребятам и, естественно, мне совместная творческая деятельность!
В своей практике реализую следующие задачи:
- целенаправленное систематическое развитие гибкости мышления детей,
- стимулирование поисковой активности (при решении проблемных ситуаций),
- обучение рассуждению, умению самим делать выводы, находить новые, оригинальные, красивые решения, чтобы получать удовольствие от обучения, от совместной работы.
Работу с детьми строю с максимальным использованием учебно-игровых ситуаций в 1-м классе и постепенным переходом в положительную мотивацию к 3-4-м классам. На уроках русского языка и чтения, кроме формирования навыков грамотного письма, чтения и развития речи, воспитываю личностные качества: самоконтроль, самооценку, взаимопомощь. Дети учатся объективно оценивать свой труд и труд своих друзей. Учу сначала отмечать достоинства работы товарища и только потом тактично указывать на недочеты; поощряю детей за умелый выбор слов при написании сочинений, стихотворений, за оригинальное заключение творческого диктанта, за находчивость, за точность описаний.
На уроках математики развиваю не только наглядно-образное, но и логическое мышление, воображение детей: предлагаю для решения задачи нестандартного типа, вопросы интеллектуальных разминок, разработанных мною на основе анализа психологической и дидактической литературы.
Считаю также, что практическая деятельность на уроках трудового обучения в развитии личности – один из важнейших факторов. Ребенок наглядно видит зависимость результатов деятельности от своих практических усилий. Через ручную “умелость” малыш приобщается к опыту поколений, к народной культуре, учится уважать и любить ее. Поэтому регулярно провожу ярмарки талантов, выставки детских работ, конкурсы на лучшее изделие.
Все дети талантливы от природы. Этот любит музыку и живопись, тот жизни не представляет без песни и пляски, а третий душой связан с природой и станет ее первооткрывателем. Значит, моя задача – помочь детям увидеть свое “Я”, свой талант, чтобы каждый из них поверил в свои силы, в свою исключительность.