Каждый из нас учится в течение всей жизни и ищет свой путь. Счастлив тот, кому встретился Учитель, понимающий, что ученик должен пройти по собственному пути, а не повторить чей-то чужой. Многого достигает тот, кто осмелился свернуть с проторенной дорожки. Многое понял тот, кто осознал важнейшую задачу жизни – задачу более полного самовыражения, самореализации. И многое делает тот, кто пытается осуществить эту задачу. Школа – это место, где человек проживает десять долгих лет личностного становления. И что с ребёнком сделают в школе – очень важно. Ребёнок как нежный росток: не будешь ухаживать – зачахнет, перестараешься с поливом и удобрениями – погибнет, обрубишь и подровняешь – получишь безликость. “Не надо растение вытягивать из земли, пусть растёт само, но надо, чтобы зерно реализовалось, “изобрело собственную жизнь”. В нём есть всё, но, чтобы реализоваться, ему нужны условия, нужен садовник” / из лекции Одет Бассис /. Садовник может многое и самое главное – зацветёт ли это растение, даст ли плоды – тоже зависит от садовника. От него зависит будущее сада. Так и школьный учитель. Именно от него зависит будущее детей. Всё же в школе наиболее ценна та работа, которая произведена самим ребёнком. Но его нормальное развитие зависит от вдумчивого и крайне бережного отношения к его личности, к его индивидуальности
Эти идеи нашли практическое воплощение в работе Французской Группы Нового Воспитания. А с 1990 года это направление педагогики существует и активно развивается и у нас в России [1, 2, 3, 4, 5]. Основополагающий метод в этом подходе - “мастерская”. Это совершенно особая форма учебно-воспитательного процесса, где каждый ребёнок самостоятельно, в совместном с другими детьми поиске, находит собственное решение вопросов и проблем. И даже если ребёнок уходит после окончания мастерской такого решения не найдя, процесс познания не останавливается, начинается эффект последействия, вступает в силу побуждающая поисковая энергия. А это именно то, чем отличается творческий, активный человек.
Мастерская “Царевна – путешественница”
Предлагаемая мастерская проводится на уроках биологии, в 8 классе, в начале изучения темы “Земноводные”. Задача этой мастерской – опираясь на свои личные наблюдения и бытовые знания, полнее понять биологию лягушки, её неразрывную связь со своим местообитанием. В роли ведущего выступает учитель (мастер).
Этапы работы
1. Участники мастерской делятся на три группы. Способ разделения может быть случайным, или по рядам, или основанным на разнообразии окраски лягушки, зелёной, бурой, пятнистой.
2. Группам предлагается задание: обсудить, какими прилагательными можно охарактеризовать лягушку, выделить 3-5 характерных для неё признаков и записать их. После чего учитель на доске создаёт полный перечень этих признаков, а члены группы объясняют, почему они считают их наиболее существенными для характеристики лягушки. Часто детьми предлагались такие определения: мокрая, холодная, пучеглазая, скользкая, квакушка. Ребята давали связные биологические объяснения различным особенностям этого животного: “Скользкая, так как имеет слизь на коже. Холодная, так как температура её непостоянна, она холоднокровная. Квакушка оттого, что весной, во время размножения самцы громко квакают в водоёмах”.
3. Затем каждая группа получает задание сделать рисунок лягушки на большом листе бумаги. Изображая лягушку, ребята обычно испытывают ряд затруднений /не знают, как нарисовать конечности, голову глаза, сколько пальцев на ногах и т. д. Все возникающие в ходе работы вопросы предлагается записывать на отдельных листах. Позже они подлежат детальному обсуждению для более точного выяснения особенностей строения этого земноводного.
4. Производится афиширование групповых рисунков с их защитой, то есть группе нужно показать, что она изобразила и почему именно так. Задача других участников мастерской задавать вопросы по рисункам. Здесь то и выясняется несовершенство собственных знаний каждого о лягушке. По ходу обсуждения учитель задаёт ребятам вопрос: “Какое происхождение имеет слово “лягушка”? Обычно дети дают толковый, аргументированный ответ о существовании в русском языке глагола “лягать”, то есть сильно толкать, пинать. Это как раз и связанно со способом передвижения этого животного, как на земле, так и в воде.
5. Ребятам предлагается 6 пословиц, поговорок и загадок о лягушке:
- “Лягушке волом не быть, сколько воды не пить”.
- “Как не дуйся лягушка, а до вола далеко”.
- “В своём болоте и лягушка поёт”.
- “Выпуча глаза сидит,
по-французски говорит
по-блошьи прыгает
по-человечьи плавает”, - “Холодный как лягушка”.
- “Не страшны лягушке пушки”.
Заслушиваются мнения всех групп. Например, участники вспоминают такие особенности лягушек как: возможность раздуваться при кваканьи, наличие крупных, навыкате глаз, привязанность к размножению только в определённых водоёмах, передвижение большими прыжками, относительно небольшие размеры, обитание в двух средах: на земле и в воде. В результате этой работы каждое из предложенных высказываний получает различное толкование.
6. Ведущий напоминает ребятам, что не только в пословицах, но и в сказках тоже встречались лягушки, проводится конкурс: какая группа вспомнит больше сказок с лягушкой – сказочным персонажем? Время для раздумий – одна минута. Обычно группы вспоминают по 6-8 сказок. Вслух названия этих сказок пока не произносятся, учитель только узнаёт их количество.
7. Мастер предлагает каждой группе пластически изобразить один эпизод из любой сказки по выбору. Задача других групп узнать, какая сказка изображается, и сделать вывод о морали этой сказки, а также объяснить, как эта мораль может быть связанна с биологическими особенностями лягушки. Участники мастерской обычно подходят творчески к выполнению этого задания, используя дополнительный реквизит /из подсобных средств/, детали одежды для большей наглядности. Чаще всего школьники показывают отрывки из “Царевны-лягушки”, “Лягушки-путешественницы” В.Гаршина, “Двух лягушек” Л.Толстого. Всегда интересно и оригинально дети связывают общечеловеческую мораль сказки с биологическими особенностями лягушки. Так в сказке “Две лягушки” ребята выделили такую мысль: “В любой ситуации борьба предпочтительнее смирения”, а биологический смысл увидели в следующем: “При тренировке мышцы укрепляются, и это даёт жизненные силы необходимые для выживания особи и вида”.
8. Учитель задаёт вопрос: “У каждого из нас есть родственники, а каковы ближайшие родственники лягушки”? Ребята почти мгновенно отвечают, что это жабы. Группам предлагается раздаточный материал для сравнения – фотографии и рисунки лягушек и жаб для выявления отличительных черт. Результаты сравнения обсуждаются вслух и записываются в рабочие тетради.
9. Ведущий обращает внимание детей на вопросы, записанные при выполнении рисунка лягушки: остались ли на данном этапе неясные моменты? Используется групповое обсуждение, некоторые, наиболее сложные вопросы могут быть оставлены для домашнего решения. Например: мастер не торопится ответить на вопрос: “Пьют ли лягушки воду”? Пусть учащиеся сами отыщут ответ. На следующем уроке все неясные пока вопросы должны быть разрешены.
10. Звучит пластинка с записью голосов лягушек. “А для чего лягушки квакают”?- предлагается очередной вопрос, группы должны отыскать как можно больше вариантов ответа на него. Школьники выделяют до 10 значений кваканья, такие как: привлечение особей противоположного пола, звуки еды, предупреждение об опасности и т. д. Все варианты, имеющие разный биологический смысл необходимо записать в тетрадь.
11. Рассматривается вопрос о размножении лягушки. Лягушки принадлежат к классу земноводных (амфибий, что в переводе обозначает “жизнь с обеих сторон”) и это уже не раз в ходе мастерской было оговорено. Теперь же обсуждается вопрос: “Какой процесс в жизни земноводных не может осуществиться без воды”? Ребята быстро соображают, что это размножение. Демонстрируется фрагмент видеофильма о размножении тропической квакши в небольших водоёмах, которые создаются в пазухах крупных листьев во время тропических дождей. По окончании просмотра задаётся вопрос: “Как решают проблему размножения другие земноводные”? Ответ на него будет домашним заданием, которое проверяется на следующем уроке. Возможно дать домашнее задание творческого характера: написание стихов, сказок, басен, создание живописных работ.
Ребята с удовольствием выполняют эти задания: представляют множество разнообразных рисунков, сочиняют сказки, например такие как: “Сказка про лягушку и Ивана – бизнесмена” (Шабалина О.), “Заяц и лягушки” (Кудрявцева И.), “Петька – дурак и лягушка – спасительница” (Черниенко Е.) или сочиняют стихи:
“Ода лягушке”
Голая кожа, холодная кровь,
В воде и на суше умеет дышать
По весне у водоёма квакает вновь
Чтобы свой род на земле продолжать.И день, и ночь весёлое “ква”
Раздаётся над водой,
И вот уже поплыла икра,
Потом головастики замельтешились,
Скоро в лягушек они обратились.Большие грустные глаза
С надеждой смотрят на тебя.
Когда не станем презирать
Когда же будем охранять?
Её лапки в ресторанах поедают,
Тоннами во Францию с юга поставляют.Во многих странах лягушка – изысканная еда
А человечество здоровьем обязано ей всегда!
Ведь сколько важных открытий сделать она помогла!
В Париже и в Токио памятники лягушкам совсем не нужны,
Молча и гордо ждут справедливости
В отношении к роду они.Чтобы камни в неё не летели,
Чтобы с презрением вслед не смотрели
Чтобы колёсами не давили,
Чтобы тоннами не ловили.
Мастерская окончена, но не кончается процесс поиска. “Я ищу, значит, я обучаюсь, я ищу, значит, я обучаю”! – девиз всех, для кого работа на уроках превратилась в процесс каждодневного поиска на мастерских.
Список литературы
1. Белова Н.И. “Я знание построю в мастерской”. – Санкт- Петербург, 1994.
2. Окунев А.А. “Как учить не уча”. – Санкт- Петербург, “Питер”, 1996.
3. Педагогические мастерские. Интеграция отечественного и зарубежного опыта. Санкт – Петербург, 1995.
4. Педагогические мастерские. Франция – Россия, Москва, 1997.
5. Педагогические мастерские. Теория и практика. Санкт – Петербург, 1998.