"Сущность и значение дыхания для организма. Способы защиты органов дыхания".
Цель урока: Формирование у учащихся знаний и умений определения симптомов потери дыхания и оказания первой помощи при остановке дыхания, способности определять жизненную емкость легких.
Вопросы, рассматриваемые на уроке:
- Сущность и значение дыхания.
- Химизм дыхания
- Краткая медико-биологическая характеристика органов дыхания
- Жизненная емкость легких.
- Средства защиты органов дыхания.
- Экстренная реанимационная помощь при остановке дыхания.
- Изучение методов и практическое проведение искусственной вентиляции легких.
Планируемые результаты обучения:
- Уметь показать и назвать на таблице и муляже строение органов дыхательной системы; объяснить химизм дыхания.
- Практически уметь применить полученные знания:
- при оказании первой доврачебной помощи при остановке дыхания;
- определить жизненную емкость легких с помощью прибора “Спирометр–СПП–01”.
Особенности класса: спортивный класс, специализация – греко-римская борьба, мальчики.
УРОК №1 – 45мин.
Опорные точки урока.
Вступительная часть (организационный момент) (2мин.)
Обращается внимание на особенности урока – интегрированный урок биологии и ОБЖ потребует умения применить знания, полученные ранее при проведении реанимационных мероприятий, особое внимание – плану урока, записанному на классной доске. Перед учащимися ставятся следующие задачи:
- формировать знания о важной роли дыхания;
- продолжить формирование умений делать вывод и самостоятельно работать с литературой;
- проверить умение применять на практике полученные теоретические знания, делать выводы и обобщения.
Основная часть урока.
Блок I. Сущность дыхания (лекция с элементами беседы (9мин).
- Сущность и значение дыхания (рассказ учителя с использованием Приложения №1).
- Химизм дыхания. Обращается внимание учащихся на данные таблицы – Приложение №2) (7 мин).
- Краткая медико-биологическая характеристика органов дыхания (работа с раздаточным материалом – Приложение №2,таблица 2 и Приложение №3) (12 мин).
В тетради оформляем вывод :
Обмен газами возможен благодаря разнице в давлении (парциальное давление РС2 и РСО2) и концентрации в капиллярах легких.
Одновременно с рассказом учителя учащиеся раскрашивают в соответствующие цвета рисунок “Дыхательная система”, обращаем внимание на механизм дыхания – Приложение №4.
Под диктовку учащиеся записывают общий вывод по блоку 1 в тетрадь.
Дыхательная система отвечает за:
- вдох и выдох;
- внешнее дыхание – газообмен в легких;
- транспортировку О2 от легких к клеткам и СО2 от клеток к легким;
- внутреннее дыхание – газообмен в клетках;
- клеточное дыхание – потребление клетками О2
(прямое окисление молекулярным кислородом.
) – аэробное дыхание.
Блок II. Жизненная емкость легких (ЖЕЛ) (9мин.).
- ЖЕЛ (рассказ учителя).
- Определение ЖЕЛ (практическая часть).
Далее обращается внимание на данные, приведенные в Приложении №5, и каждый ученик сравнивает свои результаты с данными, приведенными в таблице.
Записываем вывод:
ЖЕЛ определяется спирометром.
ЖЕЛ – показатель функциональной возможности аппарата внешнего дыхания.
Моя ЖЕЛ (каждого ученика) – _______ мл.
Данные справочника – 3206 – 4030 мл.
Далее под диктовку записываем:
В начале схватки по борьбе при среднем темпе борьбы частота дыхания составляет – 20–35, глубина – 50–65% от ЖЕЛ; при интенсивной борьбе в партере – поверхностное дыхание – 5–10% от ЖЕЛ (у борца, который находится в партере).
Блок III. Защита органов дыхания. (10мин.).
- Краткая характеристика индивидуальных средств защиты органов дыхания (рассказ учителя с демонстрацией общевойскового противогаза, респираторы, ватно-марлевая повязка).
- Одевание противогаза (практическая часть).
УРОК 2. (Продолжение) (45мин)
Вступительная часть (повторение пройденного урока).
Записываем под диктовку в тетради обобщенные выводы по блоку №3:
- при отравлении угарным газом (СО) образуется НвСО – карбоксигемоглобин, НвСО диссоциирует в 10 000 раз медленнее, чем НвО2;
- при отравлении хлором (Сl2) применяют марлевую повязку? пропитанную 2% раствором питьевой соды (NaHCO3):
фильтрующая коробка противогаза – уголь (С);
- при отравлении аммиаком (NН3) марлевая повязка пропитывается 5% раствором уксусной (СН3СООН) или лимонной кислоты
- oтравления хлором и аммиаком возможны при чрезвычайных ситуациях в виде аварий на предприятиях, где содержатся, хранятся и используются данные сильнодействующие отравляющие вещества (водонасосные станции, хладо-комбинаты и др.).
Основная часть
Блок IV. Экстренная реанимационная помощь при остановке дыхания.
Записываем в тетрадь:
“Клиническая смерть” – внезапная остановка сердечной деятельности и дыхания; реанимационные мероприятия возможны в течение не более 5 сек., далее происходят необратимые процессы в нервных клетках мозга из-за гипоксии.
- Рассматривается порядок действий при оказании первой медицинской помощи при остановке дыхания (спомощью раздаточного материала).
- Изучаются методы проведения искусственной вентиляции легких (ИВЛ) и их практическая отработка:
- отработка ИВЛ методом “рот-в-рот” (на муляже);
- отработка приема ИВЛ методом “рот-в-нос (на муляже);
- отработка и проведение непрямого массажа сердца (на муляже);
- экстренная реанимационная помощь при “клинической смерти” (сочетание методов).
Заключительная часть
1. Закрепление пройденного материала:
- проводится письменная проверка полученных знаний по карточкам (задания 1,2,3);
- проводится взаимопроверка (проверка ответов по карточкам учащимися друг у друга);
- дополнительная отработка наиболее сложных и непонятых вопросов.
2. Подводятся итоги проведенных занятий.
3. Дается домашнее задание.
Материальное обеспечение:
- Таблица “Дыхательная система”, “Кривая диссоциации Нв и Мв”, “РО2 и РСО2 в альвеолах и напряжение этих газов в крови”.
- Муляж “Торс человека”.
- Прибор для измерения жизненной емкости легких “Спирометр – СПП-01”.
- Муляж “Фантом” – для проведения реанимационных мероприятий при остановке дыхания и остановке сердца.
- Марлевые повязки.
- Респираторы.
- Противогазы.
МАТЕРИАЛ для проведения занятия.
1. Сущность и значение органов дыхания.
Что такое дыхание? Дыхание – непрерывный процесс по обмену газов организмом и окружающей средой. В организме постоянно совершаются окислительные биохимические реакции, и освобождается энергия, поэтому жизнь организмов без достаточного снабжения кислородом (О2) невозможна, исключение – анаэробные организмы.
Чем выше организация животного, тем оно труднее переносит кислородное голодание. Недостаток кислорода в организме или отдельных тканях называется гипоксией.
Высокоорганизованные животные и, особенно, человек при прекращении окислительных процессов погибают через несколько минут.
2. Химизм дыхания
Дыхание – неотъемлемый признак жизни, сложный непрерывный процесс, в результате которого обновляется газовый состав крови, в этом его сущность. В организме человека и животных запасы О2 ограничены, поэтому организм нуждается в его непрерывном поступлении из окружающей среды и непрерывном удалении углекислого газа (СО2), который всегда образуется в процессе обмена веществ и в больших количествах является токсическим веществом.
Носовой ход............... | A | Левый бронх F1 | Правое легкое....... | H2 | |
Носовые раковины..... | A1 | Правый бронх | F2 | Диафрагма ............ | J |
Лобная пазуха ............ | B1 | Левое бронхиальное дерево |
G1 | Язык ...................... | a |
Клиновидная пазуха... | B2 | Пищевод............... | Ь | ||
Глотка ......................... | C | Правое бронхиальное дерево |
G2 | Ребра .................... | с |
Гортань....................... | D | Грудина ................. | d | ||
Трахея ........................ | E | Левое легкое | H1 | Ключицы................ | e |
Возможность использования О2 зависит от его концентрации в среде, непосредственно окружающей организм. Максимальная концентрация О2 определяется его содержанием в атмосфере –20,95% в сухом воздухе, парциальное давление О2 в воздухе (на уровне моря) составляет 159 мм рт.ст.
При парциальном давлении ниже 50 мм рт.ст. жизнь невозможна, поэтому на больших высотах необходимо пользоваться кислородными приборами.
Содержание углекислого газа (СО2) в сухом воздухе обычно составляет 0, 03% (н.у.), что соответствует парциальному давлению 0, 228 мм рт.ст
Содержание СО2 в атмосфере постепенно увеличивается в результате сжигания человеком ископаемого топлива и его фракций.
Восстановленный гемоглобин (Нв) образует с О2 очень непрочное, легко диссоциирующее окислительное соединение – оксигемоглобин (НвО2). Точнее Нв(О2)4, подвергается оксигенации. 1г Нв связывает 1,34 мл О2.
Образование НвО2 происходит в капиллярах легких очень быстро. Время полунасыщения гемоглобина кислородом составляет всего лишь 0,01с (длительность пребывания крови в капиллярах легких в среднем 0,5с), главный фактор его образования – высокое парциальное давление О2 в альвеолах.
Сродство гемоглобина к О2 значительно понижается при сдвиге реакции крови в кислую сторону, что наблюдается в клетках и тканях организма в условиях интенсивной нагрузки, при повышении температуры тела, с возрастом.
Практически весь О2 (около 20об%) переносится кровью в виде химического соединения с Нв.
В виде физического растворения транспортируется только 0,3 об%, однако эта фаза весьма важна, так как О2 из капилляров к тканям и О2 из альвеол в кровь и в эритроциты переходит через плазму крови в виде физически растворенного газа (диффузное дыхание).
Диссоциация НвО2 происходит в капиллярах тканей, при этом Нв не только отдает О2 тканям, но и присоединяет образовавшийся в тканях СО2.
Эритроциты венозной крови содержат карбгамоглобин (ННвСО2 5,5 об%). Главным фактором этих процессов является падение Ро2, который быстро потребляется тканями (верхний участок кривой образования и диссоциации, от 75 до 96% насыщения гемоглобина кислородом).
Длительность полудиссоциации НвО2 равна 0,02с (время прохождения каждого эритроцита через каппилляры большого круга, около 2,5с).
Миоглобин также присоединяет О2. Сродство Мв к О2 больше, чем у Нв, при напряжении Ро2 3-4 мм рт. ст. 50% Мв насыщено О2, при 40 мм рт. ст. насыщение достигает 95%.
Миоглобин труднее отдает О2, содержащегося в организме. Оксимиоглобин (МвО2) начинает отдавать О2 при парциональном давлении ниже 15мм рт.ст, только тогда, когда исчерпаны запасы НвО2, например при анаэробном метаболизме, в условиях гипоксии.
Миоглобин, циркулирующий в крови, зависит от величины и продолжительности физической нагрузки. Он повышается пропорционально сложности физической нагрузки и ее интенсивности.
Транспорт СО2 как и О2, осуществляется в виде физического растворения и химической связи.
Углекислый газ, образуемый в организме, выделяется в основном через легкие- около 98% (0,5% - через почки, около 2% - через кожу в виде бикарбонатов НСО3).
За сутки выделяется около 850г (433л) СО2.
В процессе дыхания регулируется рН внутренней среды в следствии удаления СО2 из организма.
- Краткая медико-биологическая характеристика системы органов дыхания.
Дыхательная система объединяет органы дыхания, выполняющие воздухопроводящую функцию (полость носа, носоглотка, гортань, трахея, бронхи) и дыхательную, или газообменную функцию (легкие).
Рассмотрим дыхательную систему в общих чертах и некоторые ее детали.
Начните работу с раскрашивания заголовка. Некоторые структуры обозначены строчными буквами, так как они относятся к другим системам. Прописными буквами отмечены структуры дыхательной системы. Читая про эти структуры, раскрашивайте их названия и находите их на схеме. Пользуйтесь светлыми и темными карандашами.
Попадая в тело, воздух проходит через носовой ход (А), раскрасьте его светлым карандашом. Внутри носового хода костные выступы из латеральной стенки – носовые раковины (А1) – делят главный ход на меньшие части. Стрелки, указывающие на носовую раковину, раскрасьте темным цветом – красным, зеленым или синим.
Верхняя дыхательная система содержит также несколько наполненных воздухом полостей между верхней челюстью, фронтальной, клиновидной и решетчатой костями черепа. Эти полости называются синусы, или пазухи. На рис. 2 показаны лобная (В1) и клиновидная (В2) пазухи.
В этих полостях воздух согревается и увлажняется. Реснички и выделения слизистой оболочки стенок пазух задерживают микроорганизмы и инородные частицы воздуха.
В этой части головы мы видим структуры пищеварительной системы. Язык (а) крупный мускулистый орган, занимающий большую часть полости рта. Полость рта ведет в большой проход под названием глотка (с), который обслуживает и дыхательную и пищеварительную системы. Пищевод (в) ведет из глотки в желудок.
Ниже глотки мы встречаем первую часть прохода, ведущего в легкие – гортань (Д). Раскрасьте светлым цветом квадратную скобку, указывающую на гортань. Похожий на лоскут надгортанник охраняет вход в гортань, основу организма составляет малиновый перстневидный хрящ.
Гортань – проход для воздуха, входящего в трахею (Е) и выходящего из нее, по этой причине гортань называют голосовым, их можно раскрасить темным цветом. Кольца, которые вы заметите на рис. 2, состоят из хряща.
Трахея тянется от пищевода в грудную полость, а потом расщепляется и образует два прохода под названием бронхи: левый бронх (F1) и правый бронх (F2). Чтобы подчеркнуть непрерывность воздушного пути, раскрасьте бронхи тем же цветом, что и трахею, стрелки можно сделать поярче.
Каждый бронх продолжается в виде бронхиального дерева (J1 и J2), своеобразного скелета легких (Н1 и Н2). Структура главного бронха похожа на трахею, такие же полукольца из хрящей поддерживают ткань. Правый бронх (F2) имеет чуть больший диаметр, чем левый, уходит в легкое под более крутым углом. Структурно-функциональной единицей легкого является альвеолярное дерево (J1 и J2).
Левое легкое (Н1) и правое легкое (Н2) занимают большую часть грудной полости, снаружи легкие покрыты плеврой – серозной оболочкой, тонкой гладкой и сложной, богатой эластическими волокнами.
Консистенция легкого мягкая, цвет легких у детей бледно-розовый, у взрослых в тканях легкого накапливаются серо-черные вкрапления за счет частиц угля и пыли, попадающих со вздохом. Вследствие высокого стояния купола диафрагмы справа, правое легкое более широкое и объемистое, чем левое и несколько короче его, они разделены между собой сердцем и средостением.
Объем легких зависит в большой степени от работы межреберных мышц и большой куполовидной диафрагмы (J). Когда эта мышца сокращается, воздух попадает в легкое, при этом эластичные легкие растягиваются. Легкие охватываются костями грудной клетки – ребрами (с), грудиной (d) и ключицей (е), обведите контуры костей, чтобы подчеркнуть их близость к легким.
Дыхание контролируется нервной системой, главная часть дыхательного центра находится в продолговатом мозге, об этом свидетельствуют исследования К.Флуринса (1794-1867). Он обнаружил, что разрушение медиальной части продолговатого мозга в нижнем углу ромбовидной ямки ведет к полной остановке дыхания.
Мост играет важную роль в регуляции продолжительности фаз вдоха, выдоха и паузы между ними.
Мотонейроны спинного мозга получают импульсы от нейронов продолговатого мозга и посылают их к дыхательным мышцам по диафрагмальным и межреберным нервам. Центр диафрагмальных нервов находится в основном в 3-4 шейных сегментах спинного мозга.
Центр межреберных нервов, иннервирующих мускулатуру грудной клетки, локализуется в грудном отделе спинного мозга (4-10 сегменты), иннервация мышц живота осуществляется Jh – L3 сегментами (грудной – поясничный отделами).
В регуляции дыхания принимают участие также средний мозг, гипоталамус, лимблико-ретикулярный комплекс, кора большого мозга.
Цикл дыхания у человека состоит из вдоха, выдоха, паузы.
Сильное раздражение оболочек воздушных путей (пыль, инородные тела, едкие газы) вызывает возбуждение окончаний тройничного нерва – возникает чихание, возможна остановка дыхания. Чихание, кашель, смыкание голосовых связок и сужение бронхов – это защитные рефлексы. К этой же категории относится так называемый рефлекс ныряльщиков – рефлекторное апноэ при действии воды на оболочку нижних носовых ходов.
Особенности устройства противогазов ГП–5, ГП–4у, ПДФ–Ш.
Рис. 7. Виды и устройство противогазов:
а–общевойсковой противогаз: б–противогаз ГП-5; в–противогаз ГП-4у; г– шлем-маска с мембранной коробкой, входящая в комплект противогазов общевойскового и ГП-5м; / – фильтрующе-поглощающая коробка; 2– лицевая часть (у противогаза общевойскового и ГП-5 – шлем-маска; у противогаза ГП-4у – маска); 3 – очковый узел; 4 – клапанная коробка; 5 – соединительная трубка: и – сумка для противогаза; 7 – коробка с незапотевающими пленками
Противогаз ГП–5 состоит из фильтрующе-поглощающей коробки малого габарита (типа' ГП–5) и шлем-маски (пяти ростов); противогаз ГП–4у – из фильтрующе-поглощающей коробки большого габарита (типа ГП–4у) и маски (трех ростов) с соединительной трубкой. Противогаз ПДФ–Ш, предназначенный для учащихся старших классов, комплектуется аналогично противогазу ГП–5, но имеет шлем-маски только четырех ростов. В комплекты противогазов входят также сумка для противогаза и средство для предохранения стекол очко.
5.2 Подбор шлем-маски (маски), проверка исправности, сборка и укладка противогаза.
Перед тем как пользоваться противогазом, важно правильно подобрать по росту лицевую часть противогаза, проверить его исправность.
Для определения – роста шлем-маски надо измерить голову по замкнутой линия, проходящей через макушку, щеки и подбородок. При величине измерения до 63 см нужна шлем-маска нулевого роста; 63,5–65,5 см – первого; 66–68 см – второго; 68,5–70,5 см – третьего; более 71 см – четвертого роста. Для подбора маски нужно измерить высоту лица – расстояние от переносицы до нижней точки подбородка. При высоте лица 99–109 мм требуется маска первого роста; 109–119 мм – второго; более 119 мм – третьего. Правильно подобранная шлем-маска (маска) должна плотно прилегать к лицу и исключать возможность проникновения наружного воздуха в органы дыхания, минуя фильтрующе-поглощающую коробку.
Подбор шлем-маски (маски) и проверка исправности противогаза проводятся внешним осмотром и испытанием противогаза на герметичность в целом. При внешнем осмотре устанавливают: нет ли трещин и проколов в шлем-маске (маске) и соединительной трубке; целость стекол очковых узлов, исправность обтекателей, исправность клапанной коробки и состояние клапанов; состояние фильтрующе-поглощающей коробки (нет ли пробоин, вмятин).
Сборку общевойскового противогаза производят в следующем порядке. Ввертывают до отказа ввинтную гайку соединительной трубки в клапанную коробку шлем-маски; в левую руку берут фильтрующе-поглощающую коробку горловиной вниз, а в правую – накидную гайку соединительной трубки и навинчивают гайку до отказа на горловину коробки. При сборке противогаза ГП–5 в левую руку берут шлем-маску (за клапанную коробку), правой рукой ввинчивают до отказа фильтрующе-поглощающую коробку, навинченную горловиной в патрубок клапанной коробки шлем-маски.
Для проверки противогаза на герметичность необходимо надеть шлем-маску (маску), вынуть коробку из сумки, закрыть отверстие в дне коробки резиновой пробкой (рукой) и сделать глубокий вдох. Если воздух под лицевую часть не проходит – противогаз исправен.
Проверенный противогаз в собранном виде помещают в сумку. Общевойсковой противогаз укладывают так: фильтрующе-поглощающую коробку кладут в сумку; складывают шлем-маску, для чего берут одной рукой за очковый узел, другой рукой перегибают шлем-маску пополам и закрывают другое стекло; вкладывают в сумку соединительную трубку и сложенную шлем-маску клапанной коробкой вниз.
При укладке противогаза ГП-5 или ПДФ-Ш фильтрующе-поглощающую коробку ставят в сумку, шлем-маску не перегибают, могут быть немного подвернуты головная и боковые ее части. При укладывании маски противогаза ГП-4у необходимо внутрь вложить назатыльник и тесемки крепления, после чего вложить в большое отделение сумки сначала соединительную трубку, а затем маску клапанной коробкой вниз.
5.3 Правила пользования противогазом.
Противогаз носят в положениях: “походном” непосредственной угрозы нападения противника); “наготове” (если такая угроза есть и поданы сигнал “Воздушная тревога” или команда “Противогаз готовь”); “боевом” (по команде “Газы”, а также при первых признаках химического или бактериологического (биологического) заражения).
В “походном” положении противогаз носят на левом боку. Верх сумки должен быть на уровне талии, клапан застегнут.
При переводе противогаза в положение “наготове” необходимо передвинуть сумку вперед, расстегнуть клапан, закрепить противогаз поясной тесьмой (шнуром).
Для перевода противогаза в “боевое” положение необходимо задержать дыхание, закрыть глаза, снять головной убор, вынуть шлем-маску. Взять ее обеими руками за утолщенные края у нижней части так, чтобы большие пальцы были снаружи, а остальные внутри. Приложить нижнюю часть шлем-маски под подбородок и резким движением рук вверх и назад натянуть ее на голову так, чтобы не было складок, а очковый узел пришелся против глаз. Сделать полный выдох, открыть глаза и возобновить дыхание. Надеть головной убор и закрепить противогаз на боку, если этого не было сделано ранее.
При переводе в “боевое” положение противогаза ГП-4у необходимо, соблюдая ту же последовательность, вынуть маску из сумки и взять ее обеими руками за височные и затылочные тесемки так, чтобы большие пальцы были обращены внутрь. Приложив нижнюю часть маски к подбородку, натянуть ее на лицо, а боковые тесемки завести за уши. Свободные концы затылочных тесемок затянуть так, чтобы края маски плотно прилегли к лицу.
Противогаз снимается по команде “Противогаз снять”. Для этого нужно взять свободной рукой клапанную коробку, слегка оттянуть шлем-маску (маску) вниз и движением руки вперед вверх снять ее.
Для надевания противогаза на пораженного необходимо опуститься на колени и положить на них его голову (или посадить пораженного); вынуть из сумки шлем-маску (маску) и, взяв ее обеими руками у нижней части, подвести к подбородку пораженного; слегка растягивая края (тесемки), надеть ее на голову.
При повреждении противогаза в условиях зараженного воздуха придется какое-то время противогазом пользоваться им. Если шлем-маска (или одна из тесемок крепления маски) незначительно порвана, надо ладонью плотно прижать ее к лицу.
При большом порыве шлем-маски (маски), повреждении стекол очковых узлов, клапанов вдоха или выдоха следует задержать дыхание, закрыть глаза, снять шлем-маску (маску) и отвинтить соединительную трубку от фильтрующе-поглощающей коробки, затем взять горловину коробки в рот, зажать пальцами нос и дышать через коробку (не открывая глаз). Проколы (пробоины) в фильтрующе-поглощающей коробке можно замазать глиной, землей, мякишем хлеба. При повреждении соединительной трубки общевойскового противогаза следует отвинтить ее и привинтить фильтрующе-поглощающую коробку непосредственно к клапанной коробке лицевой части противогаза.
6. Экстренная реанимационная помощь при остановке дыхания.
Если человек перестал дышать
Если это произошло на ваших глазах, вы еще сможете спасти пострадавшего. У вас в запасе всего 1-2 минуты. Если мозг пострадавшего пробудет без кислорода хотя бы три минуты, наступает клиническая смерть.
Ваши действия :
1. Проверьте пульс пострадавшего, присмотритесь к его лицу, груди и убедитесь, что человек действительно не дышит. В случае остановки дыхания пульс отсутствует, а губы, щеки и уши пострадавшего приобретают синевато-серый оттенок.
2. При необходимости восстановите проходимость дыхательных путей человека: ведь дыхание может остановиться просто из-за того, что его голова свесилась далеко вперед (и дыхательные пути при этом сильно сузились) либо язык запал глубоко в горло. В конце концов, может быть и так, что воздух не проходит из-за слюны и (или) рвоты, заполнившей рот, поэтому:
1. откиньте голову пострадавшего назад, поддерживая ее, поднимите его подбородок и постарайтесь открыть ему рот;
2. если это необходимо, аккуратно вытащите запавший язык (возьмитесь за него пальцами, предварительно обернув их чистым носовым платком);
3. повернув голову пострадавшего набок, освободите рот от слюны (рвоты) с помощью носового платка или куска ткани (если ничего такого под рукой нет, то пальцем).
4. Если рот пострадавшего стиснут, возьмитесь; указательными пальцами за углы нижней челюсти, упритесь в нее же большими пальцами и потяните челюсть вперед. Затем переведите пальцы на подбородок и, оттягивая его вниз, откройте рот.
5. Иногда перечисленных выше действий хватает для того, чтобы человек снова начал дышать. В этом случае переверните его на грудь и уложите в безопасную для дыхания позу.
6. Если человек по-прежнему не дышит, приступайте к искусственному дыханию методом “изо рта в рот” или поднятием и опусканием рук.
7. Если сердце не работает и пульс отсутствует, одновременно с искусственным дыханием делается непрямой массаж сердца.
Рис.3. Проверка (1) и восстановление проходимости дыхательных путей (2, 3); 2 – удаление инородного тела; левой рукой осуществлены передний захват нижней челюсти, открытие рта; вторым и третьим пальцами правой кисти захвачено инородное тело;
3 – удаление жидких инородных тел (слизи, рвотных масс, ила). Голова повернута набок, рот открыт, челюсти фиксированы перекрещенными первым и вторым пальцами левой руки. Сомкнутыми вторым и третьим пальцами другой руки, обернутыми тканью, осуществляется удаление инородных тел из полости рта
Рис. 4. Проведение ИВЛ методом рот в рот. Голова запрокинута. Нос зажат первым и вторым пальцами правой кисти. Обеспечена герметичность системы рот в рот; воздух прошел в трахею и легкие. Осуществляется контроль за подъемом передней стенки груди в момент вдоха. Стрелками показаны движения рук при запрокидывании головы
Рис. 5. Проведение ИВЛ методом рот в нос. Подготовительный период. Голова запрокинута. Нижняя челюсть выдвинута кпереди, поджата, плотно фиксирована, рот герметично закрыт. Стрелками показаны движения руки, фиксирующей челюсть, и головы (при запрокидывании).
Рис. 6. Запрокидывание головы. Осуществляется осторожно, до появления ощущения препятствия – без насилия! Одна рука расположена под шеей, другая на лбу.
7. Изучение методов и практическое проведение искусственной вентиляции легких.
Искусственную вентиляцию легких проводят в двух случаях: когда отсутствует сердцебиение и дыхание, т. е. человек находится в состоянии клинической смерти, а также тогда, когда сохранено сердцебиение и самостоятельное дыхание, но частота дыхательных движений не превышает 10 раз в минуту.
Техника проведения искусственной вентиляции легких:
- обеспечить проходимость верхних дыхательных путей: указательным и средним пальцами, которые нужно обернуть чистым носовым платком или марлей, быстро очистить ротовую полость от инородных тел (кровь, слизь); затем надо запрокинуть голову пострадавшего назад, подложив под его плечи небольшой плотный валик, сделанный из любого подручного материала;
- делать выдох в легкие пострадавшего методом “изо рта в рот” (лучше для этой цели использовать специальную дыхательную трубку, которая есть в каждой автомобильной аптечке), при этом необходимо глубоко вдохнуть и с силой, плотно обхватив своими губами губы пострадавшего, выдохнуть в его легкие (если это посторонний человек, необходимо использовать воздухопроницаемую материю);
- одновременно при совершении выдоха указательным и большим пальцами одной руки нужно герметично зажать ноздри пострадавшего, иначе воздух не попадет в его легкие;
- убедиться в том, что грудная клетка пострадавшего приподнимается при вашем выдохе в его легкие; если этого не происходит, значит, его дыхательные пути непроходимы и вам необходимо повторно очистить их и несколько изменить положение головы пострадавшего.
Непрямой массаж сердца обычно не применяют изолированно, а проводят в сочетании с искусственной вентиляцией легких. При этом эффективность реанимации будет зависеть не только от точности выполнения техники непрямого массажа сердца и искусственной вентиляции легких, но и от их соотношения в процессе ваших действий. Если реанимацию проводит один человек, то на каждые 10–12 надавливаний на грудину должно приходиться 2–3 выдоха (для детей дошкольного возраста на каждые 5 надавливаний).
При этом на 5 надавливаний приходится 1 выдох, а один из участников достаточно сильно давит на живот пострадавшего, так как при этом из кровообращения исключается значительный объем крови (в малом тазе и нижних конечностях) и создаются хорошие условия для полноценного кровоснабжения головного мозга.
Последовательность действий при проведении искусственной вентиляции легких.
- Зажать нос пострадавшего и захватить подбородок между большим и указательным пальцами
- Запрокинуть голову пострадавшего так, чтобы между его нижней челюстью и шеей образовался тупой угол
- Плотно прижаться губами к губам пострадавшего и с максимальной силой сделать выдох в его рот.
Если ваши действия увенчались успехом (у пострадавшего восстановилась самостоятельная деятельность сердца и легких, вернулось сознание), необходимо срочно переправить пострадавшего в больницу для оказания ему квалифицированной помощи.
Нельзя оставлять его без внимания, так как он может повторно потерять сознание.
Задания для проведения проверки знаний, полученных в ходе урока.
Задание 1. Из приведенных примеров выберите те, при которых необходимо проводить искусственную вентиляцию легких:
а) отсутствуют сердцебиение и дыхание;
б) отсутствуют координация движения и речь;
в) сохранены сердцебиение и самостоятельное дыхание, но частота дыхательных движений не превышает 10 раз в минуту.
Задание 2. Под искусственным дыханием понимают лечебный прием, который заключается во вдувании воздуха в легкие пострадавшего при остановке у него естественного дыхания. Вам необходимо:
а) ответить, в каком случае проводят искусственную вентиляцию легких, если у пострадавшего сохранено самостоятельное дыхание;
б) изложить алгоритм действий при проведении искусственного дыхания;
в) ответить, в каком соответствии должны находиться действия по непрямому массажу сердца и искусственному дыханию.
Задание 3. Клиническая смерть – это такое состояние, при котором отсутствуют видимые признаки жизни, угасают функции центральной нервной системы, но сохраняются обменные процессы в тканях. Через несколько минут ее сменит биологическая смерть, при которой восстановление жизненных функций станет невозможным.
Вам необходимо:
а) ответить, какие признаки свидетельствуют о наступлении клинической смерти;
б) ответить, какой промежуток времени обычно длится состояние клинической смерти;
в) изложить алгоритм реанимационных мер по оживлению человека, находящегося в состоянии клинической смерти.
Использованная литература:
- Алькамо И.Э. Биология. Пер. с англ. М.2002 .
- Алькамо И.Э. Анатомия. Пер. с англ. М.2002 .
- Сравнительная физиология животных. Т.1 М. Мир
- Спортивная медицина. М. Терра-спорт. 2003.
- Самусев Р.П. Анатомия человека. М. Оникс 21 век, Мир и образование. 2004.
- Флиндт Р. Биология в цифрах. М.Мир, 1992.
- Смирнов В.М., Дубровский В.И. Физиология воспитания и спорта.М.Владос-Пресс.2002.
- Медицинский справочник тренера. М. ФиС.1976.
- Дж.Роберта,М.Касерио. Основы органической химии.т.2.М.Мир.1978.
- Биохимия. Под общей ред.Н.Н.Яковлева. М. “ФиС. 1969
- Овчинников Ю.А. Биоорганическая химия. М.Просвещение.1987.
- Химическая энциклопедия. Под ред.Кнкнянц И.Л.Т.1
- Обеспечение жизнедеятельности. Учебное пособие под ред.В.Я.Сюнькова.1996.
- Чеурин “Школа экологического выживания”. Екатеринбург. 1995.
- Федеральный закон “О защите населения и территории от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера”.
- Закон РФ “Об охране окружающей среды”.М.1992.