Любое географическое название исторично и является памятником культуры каждого народа. Такова его природа. Уходят века, люди, события, на память о них остается в памяти людей, делах и воспоминаниях, в том числе и топонимах – названиях рек и озер, сел и городов. Одной из важных экологических проблем в топонимике является сохранение древних, исторически важных топонимов, поскольку они содержат в себе какие-либо сведения из жизни наших предков. Экологические проблемы в топонимах – проблемы, возникающие в связи с отношением человека к топонимам: как он их создает, как употребляет, как сохраняет и т.д.
Перед краеведами стоит задача выявить и записать все реально существующие имена рек, озер, гор, поселений, так как они являются памятниками языка, истории, культуры, географии. Они приравниваются к архитектурным памятникам, историческим документам. Топонимы могут быть как очень древними, так и довольно молодыми, они заключают в себе важную культурно-историческую информацию, связанную с духовной и материальной культурой или природой. Они могут указывать на физико-географические особенности, приметы местности, особенно те, которые в настоящее время уже исчезли: истреблены животные, сведен лес, высохла река или озеро или, наоборот, затоплены обширные территории под водохранилища, вместе с ними и уникальные археологические памятники. Топонимы – наша память о языке, об истории и географии. Топоним - имя собственное, название любого географического объекта. Изучением топонимов занимается наука - топонимика. Топонимика изучает происхождение, содержание и закономерности развития географических названий. Слово это греческого происхождения, сложное, состоит из двух слов: топос- “место” и онома- “имя”, то есть топонимика – наука об именах, названиях мест. Изучение топонимики является одним из факторов успешного усвоения географической номенклатуры в региональном курсе географии. При изучении топонимов прежде всего следует выяснить те основания и принципы, на которых строятся географические названия. В самой глубокой основе здесь лежит, во-первых, необходимость обозначения отдельных природных объектов с целью ориентировки на местности; во-вторых, всюду и всегда имеется необходимость отметить объекты, важные в хозяйственном отношении. Позже возникли топонимы, происшедшие от личных имен. Антропонимика как наука о собственных именах людей также может многое сообщить краеведам, помочь выявить родословную человека, определить принадлежность к этнической группе. Многие природные объекты часто носят названия по внешним признакам, приметам промыслово- хозяйственного порядка. Населенные пункты обозначают названия, происшедшие от близлежащего природного объекта. К числу устных источников краеведческих сведений следует отнести и беседы, встречи со старожилами, знатоками старины, хранящие местные предания, традиции. Их рассказ всегда интересен своей нестандартностью, помогает представить колорит эпохи. Происхождение топонима характеризует объект на каком-то определенном историческом этапе и дает информацию об этом этапе. Изменения топонимов демонстрируют изменения, происходящие во времени. Указанные особенности позволяют рассматривать изучение топонимики в школьном курсе географии как реализацию одного из аспектов исторического подхода.
О значении и важности внедрения топонимических сведений в учебный процесс писали многие известные географы: Э.М. Мурзаев, В.А. Жучкевич, В.П. Максаковский, Е. М. Поспелов.
Важное образовательное и воспитательное значение изучения топонимов нашло отражение в проекте образовательного стандарта основного общего образования по географии. Согласно требованиям указанного документа, основная нагрузка по реализации исторического и экологического подхода к преподаванию регионального курса географии, топонимики ложится на географию своей республики.
Внедрение топонимических сведений в школьный курс региональной географии мы рассмотрим на примере географии Республики Саха (Якутия). В Республике Саха изучением топонимики занимается ряд ученых. Первая работа по якутской топонимике была написана А.Д. Стреловым в 1925 г. Топонимика Якутии весьма сложна в лингвистическом отношении. Она богата языковыми пластами: юкагирским, тунгусо-маньчжурским, тюркским, монгольским, русским и, возможно, другими. К.Ф. Гриценко впервые выделила в гидронимах Якутии тунгусские, палеоазиатские, русские гидронимы и названия неизвестного происхождения. Она проанализировала более 3000 гидронимов Якутии. Ареал распространения якутских гидронимов, иноязычные топонимические слои. К.Ф. Гриценко впервые применила метод картографирования для выявления диалектных особенностей в географических названиях. В.Д. Монастырский на основе собранного и систематизированного материала сделал лингвистический анализ якутских топонимов. Его работа имеет немаловажное значение в изучении якутской топонимики. Работа Н.М. Иванова “Монголизмы в топонимии Якутии” представляет собой первое монографическое описание топонимов – монголизмов. Ведущим ученым-топонимистом является М.С. Иванов-Багдарыын Сюлбэ. Он занимается изучением топонимики много лет. Объездил всю Якутию и прилегающие районы соседних краев, областей и создал уникальную 300-тысячную картотеку топонимов Якутии. Он опубликовал 9 книг по топонимике, которые носят историко-этнографический характер. Они написаны на основе богатого полевого материала с использованием литературных, картографических и архивных источников. Багдарыын Сюлбэ ставит перед собой цель – воспитать молодежь в духе уважения к истории и быту своего народа, к природе и призывает молодежь к изучению географических названий родного края. Его книги являются хорошим методическим пособием для учителей и тех, кто интересуется и изучает топонимику Якутии.
Основной целью изучения топонимики в школьном курсе географии является использование топонимов в географическом краеведении. Главной задачей является изучение и сохранение местных топонимов, раскрытие новых страниц истории родного края. Решение данной задачи позволит решить главные экологические проблемы в топонимике. Позволит не потерять связь поколений, даст дополнительную информацию о природе, истории и географии родного края.
Наиболее целесообразно начинать изучение топонимики с вводного урока “Топонимы Якутии: происхождение и развитие”. На уроке рассматриваются вопросы географического положения территории, история заселения и формирование народов. Вводятся основные понятия и термины (топонимика, топоним, микротопоним), раскрывается роль географических названий в нашей жизни, особенности формирования географических названий области. На последующих уроках учащиеся знакомятся с главными источниками и материалами для изучения топонимики. Работа сопровождается практическими занятиями, где учащиеся работают с картами и атласами, литературными источниками. Учащимся даются опережающие задания по темам творческих работ. Эти задания содержат поисковый характер, нацеливают учащихся на сбор и обработку местного краеведческого материала, тем самым учащиеся привлекаются к поисково-исследовательской работе. В течении учебного года учащиеся изучают топонимы, знакомые с детства названия приобретают иной смысл и значение. Изучение микротопонимов ведется по смысловому значению географических терминов, классифицировав их по компонентом природы: топонимы гидрографические, орографические, геоботанические, экономико-географические, ландшафтные.
Нами собран большой топонимический материал, который помог установить некоторые данные по краеведению, истории, географии родного края. Объектом исследования являются микротопонимы Ботуобуинского наслега, ныне администрации с. Таас – Юрях Мирнинского района РС(Я). Среди местных топонимов преобладают гидронимы. Это естественно, так как наш край расположен в бассейне реки Вилюй и ее притоков – Чона, Улахан Ботуобуйа, Куччугуй Ботуобуйа. Географические названия рек древние по своему происхождению и содержат в себе уникальные сведения об истории заселения этой территории. Вилюй ниже устья Чоны на протяжении 400 км имел тунгусское население, которое образовало Брагатский род. Поэтому часть гидронимовы является тунгусского происхождения, смысловое значение которых иногда трудно определить. Заселение территории тунгусскими племенами подтверждается архивными материалами. В бассейне реки Чона велись раскопки и были найдены уникальные предметы быта и охоты, ученые (С.А. Федосеева, Н.Д. Архипов) относят их к позднему неолиту (Ымыйахтахская культура 4,1–3,3 тыс. лет назад). К сожалению, эти уникальные археологические памятники затоплены водами Вилюйского водохранилища.
В названиях рек и озер отражаются: особенности гидрологического режима, особенности русла, рельеф, цвет воды, особенности растительности и животного мира. В названиях озер отражается их форма и особенности озерных котловин. Многие топонимы происходят от личных имен, они отражают этническое прошлое и историю заселения территории. В топонимах отражаются также особенности ландшафта, хозяйственная деятельность населения, предметы быта и труда. Территория расположена в зоне тайги. Местность заболочена. В тайге часто встречаются лесотундровые участки, называемые местным населением ээйи. (Моховые и лишайниковые тощеберезовые ельники). Топонимы с названием ээйи встречаются повсеместно. Всего в географических названиях получили отображение 7 пород деревьев и кустарников бэс, харыйа, тиит, иирэ, ует, ыарга и т.д.). Леса часто подвергались лесным пожарам, поэтому в топонимах часто встречаются названия курунг (выжженный лес, гарь). Встречаются в топонимах слова куду, обозначающие солонцеватую почву. Много топонимов отображают названия лесных животных и рыб, обитающих в данной зоне (локойдоох, чакыр табалаах, эьэбит, кубалаах, алысардаах, хараначчылаах и т.д.). По берегам рек местные жители часто находят ископаемые останки древних исполинов ледникового периода – мамонтов, носорогов. Они приносят свои находки в школьный музей и теперь в музее есть палеонтологический отдел. Останки древних животных находили в местности Арбанда, Тойонноох, Элэсит. В местных топонимах встречаются теонимы – имена святых, языческих богов, перешедших в топонимические наименования. Например, это местности Танара Уоттаах, Танаралаах, Дунурдээх. В географических названиях часто встречаются диалектные слова, присущие для населения данной местности. Знание местных диалектов упрощает расшифровку многих географических названий и доказывает, что топонимы являются летописью и памятниками истории. Изучение топонимов необходимо продолжить, открыть новые страницы истории, географии родного края, тем самым сохранить их для будущих поколений.
Введение в топонимику.
Программа спецкурса по топонимике в 8 классе)
Объяснительная записка
В практическом осуществлении задач учебно-воспитательной работы школы играет географическое краеведение, которое приобретает особо важное значение в сельской школе. Большое значение в краеведении имеет топонимика. Краеведение в школе охватывает большой круг вопросов – изучение географии, истории, природы, этнографии, фольклора, экономики своей местности. А топонимика активизирует познавательный интерес учащихся, привлекает их к поисково-исследовательской работе.
Целью изучения топонимики является углубление знаний, развитие разносторонних интересов, склонностей и профессиональной ориентации школьников. Спецкурс по топонимике по своему содержанию, по организационным формам и методам проведения носят краеведческую направленность.
Изучение спецкурса будет способствовать и сводиться к трем основным позициям:
- Способствовать активному формированию географического мышления, развитию свободно и творчески мыслящей личности;
- Сформировать у школьников представление о целостности окружающего мира при его территориальном многообразии, своеобразии истории и условий современной жизни их жителей;
- Служить основой формирования духовности, национального самосознания.
Введение
Топонимика – наука, изучающая топонимы, закономерности их возникновения, развития, функционирования. Топонимы. Знание истории, этнографии и фольклора населения региона. Роль топонимики в выяснении многих секретов истории, языка и географии края.
Тема 1. Главные источники и материалы для изучения топонимики.
Библиография – важнейшее средство информации о литературе. Печатные источники. Статистические источники. Картографические источники. Архивные источники. Устные источники. Памятники истории и культуры.
Практические работы. Работа с библиографией в школьной и сельской библиотеках. Работа с картой и атласами.
Тема 2. Люди науки, занимающиеся изучением топонимики.
Ученые России, других регионов СНГ.
М.С. Иванов-Багдарыын Сюлбэ, ученый-топонимист Якутии.
Практические работы. Ознакомление с литературой, научно- популярными очерками ученых.
Тема 3. Топонимика России.
Топонимика и антропонимика. Антропонимика как наука о собственных именах людей. В истории имен отразилась история страны.
Практические работы. Работа с картами и атласами, литературными источниками. Сообщения учащихся по антропонимике.
Тема 4. Топонимы Республики Саха (Якутия).
Разделение топонимов по компонентам природы:
- этнографические
- геоботанические
- орографические
- гидрографические
Практические работы. Работа с картами и атласами. Народы, населяющие территорию республики, история их жизни, занятий; типы населенных пунктов.
Тема 5. Топонимы родного края.
Топонимы – источники изучения истории родного наслега. Связь топонимов с историей родного края. Экскурсия в школьный музей. Ознакомление с историей заселения территории наслега.
5.1. Мое село. Знакомые с детства названия.
Населенные пункты- участки, летники, сенокосные угодья.
5.2. Наш район. Старые и новые названия. Связь топонимов с историей заселения и освоения района.
5.3. Реки и озера. Топонимы рек и озер.
5.4. Горные породы и рельеф. Топонимы, связанные с названиями горных пород, формами рельефа.
5.5. Климат нашей местности. Топонимы, связанные с климатическими явлениями.
5.6. Геоботаника. Топонимы, происходящие от названий растений и животных.
5.7. Моя семья – мое начало. Изучение родословной, генеалогического древа семьи.
Практические работы. Сбор местного материала. Работа с материалами СМИ. Этапы работы по составлению карт (подготовительный, проектный, нанесение информации).
Тема 6. Связь топонимов с экономическим развитием района.
Топонимы, отражающие хозяйство и экономику района. Новые названия на карте села, района.
Тема 7. Обобщение знаний. Защита рефератов.