Использование компьютерных технологий на уроках математики

Разделы: Математика


Презентация

6 лет назад с помощью родителей учащихся гимназии №104 и учителя информатики Сенокосова Александра Ивановича в кабинете математики школы была создана мультимедийная система: компьютер + телевизор. И, у меня, как у учителя математики, сразу возникло два основных вопроса:

  • Как в короткий срок овладеть новой, скажем не самой простой техникой так, чтобы чувствовать себя уверенно (на тот момент я умела только включать и выключать компьютер);
  • Где взять учебное программное обеспечение, ориентированное для использования на уроках математики?

Решение проблем было осуществлено в результате тесного сотрудничества с учениками старших классов, с помощью которых было создано множество презентаций по различным темам (построение сечений многогранников, решение стереометрических задач и др.)

В качестве примера рассмотрим использование компьютера при изучении темы “Транспортир” в 5 классе. Если в наличии только демонстрационная модель транспортира с одной шкалой, то достаточно трудно объяснить всем и каждому как правильно им пользоваться. Типичные ошибки: транспортир неправильно прикладывается к углу, не та шкала используется для поиска результата, неверно считывается величина угла. С помощью компьютера при изучении темы можно:

слайд 1 - рассмотреть устройство транспортира на экране телевизора;
слайд 2 - измерить с помощью транспортира угол величиной в 30о;
слайд 3 - проверить результат;
слайд 4 - измерить с помощью транспортира угол величиной в 135о;
слайд 5 - убедиться в правильности ответа;
слайд 6 - измерить с помощью транспортира угол величиной в 70о,  иначе расположенный на плоскости;
слайд 7 - убедиться в правильности ответа;
слайд 8 - обсудить, правильно ли прикладывается транспортир;
слайд 9 - выяснить, почему нельзя так измерять угол;
слайд 10 - рассмотреть устройство транспортира с двойной шкалой, прочитать результат;
слайд 11 - убедиться в правильности ответа;
слайд 12 - измерить с помощью транспортира тупой угол величиной;
слайд 13 - убедиться в правильности ответа;
слайд 14 - измерить с помощью транспортира угол, по-другому расположенный на плоскости;
слайд 15 - убедиться в правильности ответа.

При использовании компьютера можно сначала сформулировать задачу, обсудить ее решение, а только потом “прописать” на экране ответ. При этом движение транспортира, появление чисел (эффекты анимации) привлекают внимание учащихся. Уместно и звуковое сопровождение.


Слайд 1


Слайды 2,3


Слайды 4,5


Слайды 6,7


Слайд 8


Слайд 9


Слайды 10,11


Слайды 12,13


Слайды 14,15

Эмоциональный настрой урока совсем иной, нежели при использовании традиционных наглядных пособий, результативность изучения темы значительно повышается. Кроме того, данные виртуальные наглядные пособия легко хранить и находить, они не выцветают, не пылятся, не ломаются; при желании их несложно откорректировать. С помощью все того же компьютера несложно создать и, необходимые для измерения углов, дидактические материалы, с учетом особенностей конкретного класса. Нетрудно организовать и индивидуальную работу для детей, пропустивших урок или не усвоивших материал по тем или иным причинам.

Педагогика сотрудничества является естественной средой общения ученика и учителя, т.к. создавать подобные наглядные пособия в большом количестве самому учителю нереально из-за нехватки времени и недостаточной компьютерной грамотности, а учащиеся делают это с удовольствием, тем самым, приобщаясь не только к предмету “информационные технологии”, но и к математике.