Мастерство – это то, чего можно добиться, и как могут быть известны мастер-токарь, прекрасный мастер-врач, так должен и может быть прекрасным мастером педагог…
А.С.Макаренко
Обновление современной школы происходит в прямой зависимости от педагогического творчества учителя. Профессиональное развитие учителя – это рост, становление, интеграция и реализация в педагогическом труде профессиональных значимых качеств и способностей, профессиональных знаний и умений, но главное – формирование у него способности к самооценке – рефлексии. Этому способствует технология, объединенная под названием “Портфель учителя”, разработанная научно-методическим советом МОУ “СОШ № 38”.
Портфель учителя – это способ фиксирования, накопления и оценки творческих достижений учителя; это комплект документов, регламентирующих его деятельность, формирующий рефлексию его собственной деятельности.
Портфолио в переводе с итальянского означает “папка с документами”, “папка специалиста”.
Портфель позволяет учитывать результаты, достигнутые учителем в разнообразных видах деятельности: учебной, творческой, методической, исследовательской.
Важная цель портфеля – представить отчет о работе учителя по теме самообразования, о характере его деятельности, проследить творческий и профессиональный рост учителя, способствовать формированию навыков рефлексии (самооценки).
Структура методического портфеля:
- титульная страница (Ф.И.О. учителя, должность);
- общие сведения об учителе (дата рождения, образование, специальность, стаж работы, педагогический стаж, квалификационный разряд, награды);
- содержание портфеля
- документы,
- творческое досье,
- диагностика успешности учителя,
- отзывы;
- комментарий к “Портфелю”.
При разработке методического портфеля целесообразно ориентироваться на четыре основных его раздела:
Документы. В этом разделе находятся документы, регламентирующие работу педагога (Положение о едином орфографическом режиме, ведении и проверки тетрадей, нормах оценки и др.).
Творческое досье представляет собой собрание различных творческих , проектных, исследовательских работ учителя, а также описание его авторских методик, разработок, программ; основные направления его творческой активности: участие в научных конференциях, конкурсах, педагогических чтениях, прохождение курсов повышения квалификации и др.
Примерное содержание раздела:
- тема самообразования и ее реализация;
- курсы повышения квалификации;
- исследовательские работы и рефераты;
- проектные работы;
- творческие работы (доклады, сценарии открытых уроков и внеклассных мероприятий и т.д.);
- авторские программы, методики;
- публикации.
Диагностика успешности учителя. Этот раздел состоит из разнообразных дидактических материалов по анализу, оценке и самооценке педагога:
- личности учителя;
- педагогической деятельности;
- педагогического общения;
- качество образовательного процесса (анализ работы за 3 года: срезы знаний, итоги успеваемости, учебная нагрузка учителя, программный банк; использование современных технологий; результаты олимпиад; план развития кабинета).
[Диагностические методики представлены в сборнике “Диагностика успешности учителя”, составитель Т.В.Морозова, М., “Педагогический поиск”, 2001.]
Отзывы – включает в себя характеристики отношения педагога к различным видам деятельности, представленные администрацией МОУ, коллегами, родителями, а так же самоанализ деятельности педагога.
Примерный перечень документов:
- отзыв о творческой работе, выступлении на НПК, педагогических чтениях, педсовете и др.
- рецензия на статью;
- методический бюллетень на проведенные открытые уроки:
- заключение о качестве выполненной работы (творческой, исследовательской);
- резюме, подготовленное педагогом, с оценкой собственных профессиональных достижений.
Комментарий к “Портфелю” должен быть вдумчивый, отражающий собственные мысли учителя в отношении его деятельности, дающий полную картину творческого роста педагога.
Он может быть представлен в виде отдельного письма читателю, или выступления, или краткого параграфа с выражением своих мыслей.
Требования к оформлению “Портфеля”.
- систематичность и регулярность самомониторинга,
- структуризация материалов, логичность и лаконичность всех письменных пояснений;
- аккуратность и эстетичность оформления;
- целостность, тематическая завершенность представленных материалов;
- наглядность и обоснованность презентации.
Подходы к построению “Портфеля” могут быть разнообразными, в зависимости от индивидуальных особенностей учителя. Важно, чтобы учитель проанализировал свою работу, собственные успехи, объективно оценил свои возможности и увидел способы преодоления трудностей и достижения более высоких результатов.
Методический портфель может быть представлен файловой папкой. Презентация или публичная защита портфеля проводится во время творческого отчета или аттестации педагога. Материалы методического портфеля становятся основой для анализа деятельности учителя.
Одним из способов оценивания является модель “Итог”.
- Интересные моменты портфеля. Что особенно ценно?
- Темы, которые были раскрыты лучше всего (полнее, доказательнее, глубже).
- Оценка портфеля.
- Главный вывод по всему портфелю.
Другим способом оценивания может быть следующая таблица:
Критерии оценки Достоинства портфеля Недостатки 1 2 3
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
- Диагностика успешности учителя: Сборник методических материалов для директоров и заместителей директоров учебных заведений, руководителям школ. М., Центр “Педагогический поиск ”, 2001.
- Ксензова Г.Ю. Оценочная деятельность учителя. – М., 2000.
- Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. Е.С.Полат, М.Ю.Бухаркина и др. М., Издательский центр “Академия”, 2000.
- Новикова Т.Г. Анализ разработки портфолио на основе зарубежного опыта./Развитие образовательных систем в контексте модернизации образования. – М.: ACADEMIA, АПК и ПРО, 2003, с.70
- Управление школой: Теоретические основы и методы / Под ред. Лазарева В.С. – М., 1997, гл.7 Афанасьева Т.П.
- Теория и практика организации предпрофильной подготовки. – М.: АПК и ПРО, 2003
- И.Р.Калмыкова. Портфолио как средство самоорганизации и саморазвития личности. Образование в современной школе № 5,с. 23-25.
ПРИЛОЖЕНИЯ
Раздел. Творческое досье.
Самообразование учителя. Тема методического объединения
Тема самообразования учителя: Формирование навыков анализа художественного текста на уроках русского языка и литературы.
Дата Проблематика работы Форма представления результата, на каком уровне Сроки Отметка о выполнении, оценка 2002 Разработка интегрированного курса “Русская словесность” Презентация программы, городское МО ноябрь
Профессиональный уровень.
Дата Тема открытого урока Класс Уровень Оценка 19.12.03 В мастерской писателя 8 Б
Городское МО высокая
Участие в районных, городских мероприятиях
Дата Мероприятие Форма представления Результативность 25.03.03 Научно-практическая конференция “Современные образовательные технологии” Доклад “коллективный способ обучения” 2 место
Раздел. Диагностика успешности учителя.
Применение современных технологий
Название технологии Используется частично или полностью Методическое оснащение КСО полностью Опорные схемы, дидактический материал, карты индивидуальной работы
Результаты олимпиад
Дата Ф.И. учащегося, класс Предмет Уровень Место 21.03.03 Карманова Н. 8 кл. литература районный 3
Программный банк.
Уч. год Учебная нагрузка Количество часов Учебные программы и пособия Спецкурсы, факультативы
Сравнительный анализ успеваемости.
Учебный год 2002 Класс 7 а 7 б 7 в Успеваемость Качество знаний Уровень обученности
Для большей наглядности можно построить графики, отражающие динамику обученности учащихся.