Оборудование: видео, репродукции картин Н. Н. Ге “Голгофа” и “Тайная вечеря”, И. А. Крамского “Христос в пустыне”, А. А. Иванова “Явление Христа народу”.
Ведущий метод: творческий метод, метод дисциплинарных взаимодействий.
ХОД УРОКА
1. Организационный этап. Готовность к уроку. Постановка целей.
2. Всесторонняя проверка знаний.
3. Новый материал.
4. Закрепление новых знаний (фронтальный опрос).
5. Обобщение урока.
6. Оценка.
У. На уроках в первом полугодии мы с вами начали знакомство с молодежным направлением в музыке – роком. Скажите, что характерно для рок музыки?
Д. Для рок музыки характерно: 1) массовость, 2) манера пения (раньше носовое) – хрип, писк, крик.
У. Давайте вместе вспомним, какие существуют направления в рок музыке?
Д. Рок-н-ролл (Элвис Пресли), хард-рок (тяжелый), бард-рок (“Машина времени”), фолк-рок (опирается на народную музыку – ДДТ, Чайф), арт-рок (интерес к классической музыке –“ELP”), поп-рок (группа “Queen”).
У. Сегодня мы с вами посетим театр, где главную роль играет музыка, а именно – рок. Мы сегодня с вами посмотрим рок-оперу “Иисус Христос – суперзвезда”. Скажите, какие рок-оперы вам уже известны?
Д. А. Рыбникова “Звезда и смерть Хоакина Мурьетты” и “Юнона” и “Авось”.
У. Ребята, а какие направления музыки включает в себя рок-опера?
Д.
У. Давайте вспомним, что представляет собой мюзикл.
Д. Мюзикл – это шоу (спектакль или кинофильм), в котором главная роль отводится музыке.
У. Что еще есть в мюзикле?
Д. Драматургия, которая объединяет в себе музыку, хореографию, драму.
У. Хорошо ребята. Так вот сегодня мы с вами поговорим об одном из выдающихся произведений 20 века – рок-опере “Иисус Христос – суперзвезда”. Это произведение создано в 1971 году английскими авторами Эндрю Ллойдом Уэббером и либретистом Тимом Райсом. Опера не сходила со сцены в течение 8 лет, было показано более 3000 представлений. И вот уже 33 года опера не сходит с театральных подмостков разных стран мира. Ребята, как вы считаете, что положено в основу оперы?
Д. В основу рок оперы положен сюжет из Священного писания – Евангелия.
У. Правильно. В опере раскрыты
последние 7 дней жизни Христа. Из Священного
писания мы знаем, что Иисус Христос – это
божество. В опере авторы делают акцент на его
человечность. Авторы в опере стремились показать
Иисуса Христа глазами Иуды (предателя), показать
его как человека, а не как Бога. Поэтому опера
заканчивается смертью, а не воскресением Иисуса
Христа.
Главными героями рок-оперы являются: Иисус
Христос, предназначенный для избавления людей от
зла, но в итоге сам оказывается жертвой; Иуда –
предатель, но который предает ради спасения
самого Христа и его дела; Понтий Пилат – который
наказывает против своей воли; царь Ирод, в
котором воплощены все возможные пороки.
Лирическая линия оперы раскрывается в
романтическом отношении Марии Магдалены и
Христа.
(Показ отрывка “Я не знаю, как любить его”).
У. В рок-опере Иисус Христос представлен в нескольких конфликтных ситуациях – это: столкновении Христа с представителями власти (Понтием Пилатом и Иродом); Христа и народа: толпа преклоняется перед ним, видит в нем Мессию, требует чуда. Его боль, его страдания не находят отклика у народа и вчерашние поклонники “суперзвезды” дружно скандируют: “Распни!”
(Показ отрывка из рок-оперы “Сцена суда”).
У. Центральным конфликтом в опере является отношение Христа и Иуды. Здесь сталкиваются две сильные личности, два разных взгляда на мир, а не праведник и предатель, как это писано в Евангелие. Иуда пытается спустить Христа на землю, считая, что тот слишком увлекся мифом о божественности (“Ты сам начинаешь значить больше чем то, чему ты учишь”).
(Показ отрывка “Диалог Иисуса Христа с Иудой”).
У. Кроме внешнего, в рок-опере есть внутренний конфликт центральных персонажей: Иуда – раздираем изнутри любовью и предательством; в Пилате борются человеческая симпатия к Иисусу и долг служителя власти; Иисус Христос претендует на божественность, но оказывается всего лишь измученным одиноким человеком.
У. Как и все оперы, рок-опера “Иисус Христос – суперзвезда” начинается с увертюры. Что же такое увертюра?
Д. Это музыкальное вступление к опере, балету, кинофильму, спектаклю.
У. В рок-опере кроме увертюры есть
эпилог, который основан на монологе Иисуса
Христа. Это своеобразный Реквием – оплакивание
умершего и в то же время провозглашение
торжества жизни. И увертюра и эпилог завершаются
темой страдания – темой Креста. Крест в
Христианском учении символизирует не только
страдание, но и избавление.
Композитор Уэббер применил в рок-опере
интересное качество для характеристики царя
Ирода – он использовал чарльстон, который
создает эффект иронии.
(Просмотр отрывка “Я спрашиваю с тебя столько, сколько спросил бы с любой Суперзвезды”).
У. Просмотрев несколько отрывков из рок-оперы, ответьте на вопрос: “Какие средства музыки сочетаются в рок опере “Иисус Христос – суперзвезда”?
Д. Рока и академической музыки.
У. Опера “Иисус Христос – суперзвезда” стала своеобразной моделью, стимулом к развитию жанра, как в зарубежной, так и в отечественной музыкальной культуре. Эта опера действительно является оперой, написанной в лучших традициях музыкально-психологической драмы.
У. А теперь я приглашаю вас посмотреть полностью шедевр мирового искусства – рок-оперу Уэббера “Иисус Христос – суперзвезда”.
Иисус Христос – Ted Neeley;
Иуда – Carl Anderson;
Мария Магдалена – Yvonne Elliman;
Понтий Пилат – Barry Dennen;
Ирод – Toshua Mostel;
Слова – Tim Rice;
Музыка – Andrew Lloyd Webber;