Некоторые исходные теоретические позиции, лежащие в основе осуществления урока

Разделы: ОБЖ, Администрирование школы


За период своей профессиональной деятельности учитель в среднем даёт более 25 тысяч уроков. В процессе подготовки и проведения урока ему приходится решать сложнейшие вопросы современной педагогической теории и практики.

С урока начинается учебно-воспитательный процесс, уроком он и заканчивается. Всё остальное в школе играет хотя и важную, но вспомогательную роль, дополняя и развивая всё то, что закладывается в ходе уроков. Каждый новый урок – это ступенька в знаниях и развитии ученика, новый вклад в формирование его умственной и моральной культуры.

Современный урок - это прежде всего урок, на котором учитель умело использует все возможности для развития личности ученика, её активного умственного роста, глубокого и осмысленного усвоения знаний, для формирования её нравственных основ. Совершенно очевидно, что для осуществления всех этих и многих других сложных задач не может быть раз и навсегда установленного типа урока, с застывшими навечно этапами и стандартной последовательностью их осуществления.

Во многом успех урока зависит от правильного построения, от удачно выбранных форм и методов его проведения. Зачастую, посещая уроки молодых специалистов, наталкиваешься на одну и ту же проблему: отсутствие навыка целостного представления урока от его начала и до завершения, отсутствие навыка владения всей аудиторией, а не отдельной группой учащихся.

Следовательно, для того чтобы поставить проведение урока на научную основу, сделать его действительно развивающим, молодому специалисту необходимо глубоко усвоить то, что на уроке ученик должен работать продуктивно каждую минуту, не расслабляясь, “не считая ворон в окне”, не выполняя бесполезную работу, это мастерство приходит не сразу. Поэтому основной задачей “Школы молодого педагога” в нашем лицее является обучение учителей правильно составлять планы – конспекты уроков, с правильно и грамотно составленных планов и начинается путь к мастерству.

Перелистывая кипы методических пособий, которые предлагают самые разнообразные способы оформления планов уроков, администрацией лицея был выбран один, который, на наш взгляд, чётко отражает работу учителя и учащегося на уроке, этапы урока, с их временными затратами.

Вниманию молодых специалистов, учителей ОБЖ, начинающих заместителей директоров по учебно-воспитательной работе, руководителей “Школы молодого педагога” предлагается, как пример, урок по “Основам безопасности жизнедеятельности”, оформленный по тем требованиям, которые предъявляет администрация лицея, посещая уроки начинающих учителей. В нём очень подробно расписан каждый шаг учителя и учащегося на уроке, обозначены примерные этапы и их временные рамки. Урок изучения и первичного закрепления новых знаний, предложенный вашему вниманию (таблица № 1), состоит из шести этапов, подготовлен молодым специалистом в ходе аттестации на вторую квалификационную категорию. Мы будем очень рады, если наш материал поможет вам при подготовке к урокам.

10 КЛАСС. ОБЖ

ТЕМА: Современные боевые средства и их поражающие факторы

Урок 1: “Ядерное оружие и его поражающие факторы” (45 минут)

Цель: восприятие учащимися и первичное осознание нового учебного материала, осмысливание и выработка умений и навыков по применению полученных знаний.

Задачи:

  • обучающие – рассмотреть разновидности ядерного оружия, познакомить учащихся с разрушительным действием ядерного оружия; рассмотреть вопросы, связанные с поражающими факторами ядерного оружия; дать характеристику поражающим факторам;
  • развивающие – обучить учащихся как необходимо действовать при ядерном взрыве;
  • воспитывающие – воспитывать ответственность у учащихся за жизнь и здоровье своe и окружающих; уметь работать самостоятельно, выделять главное, сравнивать, делать выводы.

Оборудование и наглядные пособия:

1. Плакат “ядерный взрыв”.
2. Видеофрагмент “Ядерный взрыв”
3. Набор тестовых заданий на компьютере или бумаге.
4. Видеомагнитофон.
5. Телевизор.

ТАБЛИЦА № 1.

Что делают

Этап урока

Учитель

Ученики

I этап: организационный (1I)

Организация начала урока.

Готовятся к уроку (тетради, учебники, ручки, карандаши)

II этап: подготовка учащихся к усвоению нового материала

(21 )

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

III этап:

изучение нового материала.

(18I)

Тема сегодняшнего урока “Ядерное оружие и его поражающие факторы”.

Цель урока (проговаривается учащимся ):

Ознакомимся с поражающими факторами ядерного взрыва, для этого рассмотрим четыре основных вопроса:

1. Исторические данные

2. Ядерное оружие.

3. Характеристика ядерного взрыва.

4. Основные принципы защиты от поражающих факторов ядерного взрыва.

Итогом нашего урока будет проверочная работа по тестам. Поэтому я перед вами ставлю следующую задачу: “Внимательно прослушать материал урока, сделать в тетради необходимые записи и в результате урока правильно заполнить тесты”. На основных понятиях по теме урока я буду останавливаться. Изучение нашей темы мы начнём с отрывка из фильма “Терминатор”. Вы увидите ядерный взрыв и его последствия. После просмотра обсуждение.

1. Исторические данные

– В 1896 году французским физиков Антуаном Беккерелем было открыто явление радиоактивного излучения. Оно положило начало эре излучения и использования ядерной энергии. Говоря о ней, выдающийся русский ученый В.И. Вернадский подчеркивал: “ С надеждой и опасением всматриваемся мы в нашего союзника и защитника”. И его опасения подтвердились – вначале появились не ледоколы, не атомные электростанции, не космические корабли, а оружие чудовищной разрушительной силы. Его создали в 1945 году бежавшие перед началом второй мировой войны из фашистской Германии в США и поддержанные правительством этой страны физики под руководством американского ученого Роберта Оппенгеймера.

Многие ошибаются, думая, что первый ядерный взрыв был произведён в Хиросиме. На самом деле испытание было произведено в США. Об этом нам расскажет 1-ый докладчик.

Оценка 1-ому докладчику

Итак, ……… сказал, что новое оружие готово к применению. Что же оно из себя представляет?

2. Ядерное оружие.

Ядерное оружие – это оружие массового поражения взрывного действия.

Поражающим фактором ядерного взрыва являются:

* ударная волна
* световое излучение
* проникающая радиация
* радиоактивное заражение

1. Ударная волна – основной поражающий фактор. Большинство разрушений и повреждений зданий и сооружений, а также массовые поражения людей обусловлены, как правило, ее воздействием.

Ударная волна представляет собой область резкого сжатия воздушной среды, распространяющейся во все стороны от места взрыва со сверхзвуковой скоростью (более 331 м/с). Передняя граница сжатого слоя воздуха называется фронтом ударной волны. Под воздействием ударной волны люди могут получить легкие поражения (ушибы и контузию); поражения средней тяжести, требующие госпитализации (потеря сознания, повреждение органов слуха, вывихи конечностей, кровотечение из носа и ушей); тяжелые травмы (сильные контузии всего организма, переломы костей, поражение внутренних органов); крайне тяжелые поражения, часто со смертельным исходом.

2.Световое излучение – это поток лучистой энергии, включающий видимые, ультрафиолетовые и инфракрасные лучи. Оно образуется раскаленными продуктами ядерного взрыва и раскаленным воздухом, распространяется практически мгновенно и длится, в зависимости от мощности ядерного взрыва, до 20 секунд.

Сила светового излучения такова, что оно способно вызывать ожоги, поражение глаз (временную слепоту), возгорание горючих материалов и объектов.

3. Проникающая радиация – это поток испускаемых при ядерном взрыве гамма – лучей и нейтронов.

Воздействие данного поражающего фактора на все живые существа (в том числе и на человека) состоит в ионизации атомов и молекул организма, что приводит к нарушению жизненных функций отдельных органов, поражению костного мозга, развитию лучевой болезни.

4. Радиоактивное заражение местности происходит за счет радиоактивных веществ, выпадающих из облака ядерного взрыва. Опасность поражения людей в районах радиоактивного заражения местности может сохраняться продолжительное время – дни, недели и даже месяцы. Заражение местности зависит от вида взрыва. Наиболее опасен наземный взрыв. Здесь сильна так называемая наведенная активность. Она увеличивается за счет вовлечения частиц грунта в облако взрыва, и вместе с осколками деления они вызывают радиоактивное заражение за пределами района взрыва. Масштабы и степень заражения местности зависит от количества, мощности и вида ядерного взрыва, метеорологических условий, от скорости и направления ветра. Например, при взрыве мощностью в 1 мегатонну испаряется и вовлекается в огненный шар около 20 тысяч тонн грунта. Образуется огромное облако, состоящее из большого количества радиоактивных частиц. Облако перемещается. Радиоактивные частицы, выпадая из облака на землю, образуют зону радиоактивного заражения. Этот процесс длится в течение 10–20 часов после взрыва.

Итак: вы себе пометили в тетради основные поражающие факторы ядерного взрыва:

* ударная волна
* световое излучение
* проникающая радиация
* радиоактивное заражение

Второе ядерное испытание было уже произведено на людях в конце второй мировой войны. О взрыве в Хиросиме расскажет……………

После сообщения ответите на вопрос:

Что является результатом воздействия проникающей радиации и радиоактивного заражения местности на организм человека?

Оценка 2-ому докладчику и ответ на вопрос:

Что является результатом воздействия проникающей радиации и радиоактивного заражения местности на организм человека?

Взрыв в Нагасаки ……………………

Оценка 3-ему докладчику.

3. Характеристика ядерного взрыва.

Вопрос из курса физики: Что лежит в основе ядерного взрыва? (межпредметная связь)

В результате ядерного взрыва выделяется огромное количество энергии, значительно превышающее энергию взрыва обычного боеприпаса. Понятие “Ядерное оружие” включает различные ядерные боеприпасы, средства доставки их к цели и средства управления. Средствами доставки могут выступать ракеты, авиация, артиллерия. Кроме того, ядерное оружие изготавливается в виде фугасов.

- Посмотрите в фильме как это происходит.

Ядерные взрывы осуществляются в воздухе на различной высоте на поверхности земли (воды) и под землей (водой). Поэтому их принято разделять на высотные, воздушные, наземные (надводные) и подземные (подводные). Точка, где произошел взрыв, называется центром, а ее проекция на поверхность земли (воды) – эпицентром ядерного взрыва.

4. Основные принципы защиты от поражающих факторов ядерного взрыва.

П А М Я Т К А (на столах учащихся)

ПОМНИТЕ: защитой от ударной волны могут служить углубления на местности, убежища, подвальные и иные прочные сооружения.

ПОМНИТЕ: от прямого действия светового излучения может защитить любая преграда, способная создать тень. Ослабляет его запыленный (задымленный) воздух, туман, дождь, снегопад.

ПОМНИТЕ: от воздействия проникающей радиации практически полностью защищают человека убежища и противорадиационные укрытия, а открытые и особенно перекрытые щели уменьшают это воздействие. В два раза ослабляют интенсивность гамма – лучей сталь толщиной 2,8 см, бетон – 10 см, грунт – 14 см, древесина – 30 см.

ПОМНИТЕ: очень важно первое время после ядерного взрыва, особенно первые сутки, пересидеть в убежищах, противорадиационных укрытиях или в подвалах.

Запись в тетради даты и темы урока.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Просмотр отрывка из фильма “Терминатор”, ответ на вопрос: “Какие чувства у вас возникли при просмотре отрывка?)

Слушают.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 – ый доклад. Учащийся рассказывает о первом ядерном взрыве произведённом в США.

Запись в тетрадь (выделенное жирным шрифтом)

 

 

 

 

Слушают, делают необходимые записи в тетради.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Доклад учащихся по ядерным взрывам произведенных в городах ХИРОСИМА и НАГАСАКИ

2 – ой докладчик.

ХИРОСИМА.

 

 

Ответ после прослушивания доклада: “Лучевая болезнь”.

3-ий докладчик. “Нагасаки”

Ответ: “В основе ядерного взрыва лежит использование внутриядерной энергии, выделяющейся при цепных ядерных реакциях деления тяжелых ядер некоторых изотопов урана и плутония или при термоядерных реакциях синтеза легких ядер- изотопов водорода”.

Просмотр отрывка видеофильма.

Наглядность (рисунок ядерного взрыва).

Памятку вклеивают в тетрадь, т.к. она выдана всем на отдельных листках.

IV этап:

Первичное закрепление знаний (1I)

Работа с тестами (на компьютере по пройденной теме: “Ядерное оружие и его поражающие факторы”), можно предложить тесты в бумажном варианте.

Ответы на тесты. Взаимопроверка (если тесты в бумажном варианте).

V этап:

Итог урока(1I)

Учитель подводит итог урока, выставляет оценки.

Задают вопросы по теме учителю.

VI этап:

Информация о домашнем задании(1I)

Выучить записи в тетради.

Ознакомить семью с памяткой “Основные принципы защиты от поражающих факторов ядерного взрыва”.

Записывают в дневник и тетрадь.

Примеры докладов учащихся.

1-ый доклад “Первый ядерный взрыв в США”

Первый атомный взрыв был произведен 16 июля 1945 года. Это произошло в Америке, в пустынном районе близ города Аламогордо (штат Нью Мексико). На верхней платформе специально построенной 33-метровой стальной вышки была взорвана атомная бомба. По приблизительным оценкам специалистов при этом выделилась энергия, эквивалентная энергии взрыва не менее 15–20 тысяч тонн тринитротолуола.

Стальная конструкция вышки испарилась. На ее месте образовалась воронка диаметром 37 метров и глубиной 1.8 метра. Она являлась центром простиравшегося на большое расстояние кратера. В окружности 370 км была уничтожена вся растительность. Находившаяся на расстоянии 150 метров от точки взрыва стальная труба диаметром 10 см и высотой 5 метров тоже испарилась. Прочная стальная конструкция высотой 21 метр, подобная части каркаса 15–20 этажного дома, находившаяся на расстоянии 500 метров, была вырвана из бетонного основания, перекручена и разлетелась на части.

Вспышка от взрыва на расстоянии 32 км казалась в несколько раз ярче, чем солнечный свет в полдень. После нее образовался огненный шар, существовавший несколько секунд. Свет от него был виден в населенных пунктах на расстоянии до 290 км. Звук от взрыва был слышен на таком же расстоянии. В одном случае стекла в зданиях были выбиты ударной волной даже на расстоянии 200 км.

В результате взрыва образовалось гигантское облако сферической формы. Клубясь, оно устремилось вверх, приобрело форму гигантского гриба. Облако состояло из нескольких тонн пыли, поднятой с поверхности земли, паров железа и большого количества радиоактивных веществ, образовавшихся при цепной реакции деления ядерного заряда. Пыль и радиоактивные частицы осели на огромной площади, небольшое их количество было обнаружено на удалении 190 км от эпицентра взрыва. Испытания бомбы показали, что новое оружие готово к боевому применению.

2 – ой доклад. “Хиросима”. Утром 6 августа 1945 года над городом появились три американских самолета, в числе которых американский бомбардировщик Б–29, несший на борту атомную бомбу мощностью 12,5 кт с названием “Малыш”. Набрав заданную высоту, самолет произвел бомбометание. Образовавшийся после взрыва огненный шар имел в диаметре около 100 м, температура в его центре достигала 3000 градусов по Цельсию. Давление в месте взрыва приближалось к 7 m\м2

Дома со страшным грохотом рушились и в радиусе 2 км загорались. Люди вблизи эпицентра в буквальном смысле испарились. Те же, кто остался в живых, но получил тяжелые ожоги, устремились к воде и погибали в ужасных мучениях. Через 5 минут над центром города повисла темно- серая туча диаметром 5 км. Из нее вырвалось белое облако, быстро достигшее высоты 12 км и приобретшее форму гриба. Позднее на город опустилось облако грязи, пыли и пепла с радиоактивными изотопами, обрекая население на новые жертвы. У многих начали появляться первые симптомы острой лучевой болезни. Хиросима горела два дня. Люди, прибывшие на помощь ее жителям, еще не знали, что вступили в зону радиоактивного заражения и это будет иметь роковые последствия. Радиация угрожала не только их кожному покрову, но и организму при вдыхании загрязненного воздуха, а также попадая внутрь с водой, пищей и через открытые раны.

3-ий доклад. “Нагасаки”

Через три дня после бомбардировки Хиросимы, 9 августа, ее участь должен был разделить город Кокура–центр военного производства и снабжения Японии. Но из-за плохих метеоусловий новой жертвой стал город Нагасаки. На него была сброшена атомная бомба мощностью 22 кт, носившая название “Толстяк”. Этот город оказался разрушенным наполовину- его спас рельеф местности, имевший возвышенности и долины. Температура вблизи эпицентра составляла 3000–40000 С. Ничем не защищенные люди получили ожоги даже на расстоянии 4 км. Находящиеся в бетонированных помещениях, получали их от вдыхания горячего воздуха. Согласно данным ООН в Хиросиме в момент взрыва погибли 78 тысяч человек, в Нагасаки – 27 тысяч. В японских документальных источниках приводятся гораздо большие цифры – соответственно 260 тысяч человек и 74 тысячи, с учетом последующих потерь от взрывов.

Ответ: “В основе ядерного взрыва лежит использование внутриядерной энергии, выделяющейся при цепных ядерных реакциях деления тяжелых ядер некоторых изотопов урана и плутония или при термоядерных реакциях синтеза легких ядер- изотопов водорода”.