ЦЕЛИ: обобщить знания учащихся о характерных особенностях растений четырёх семейств класса двудольных‚ их многообразии‚ значении в природе и народном хозяйстве. Развивать навыки работы с компьютерной техникой; пользуясь определительными карточками‚ совершенствовать умения определять растения‚ сравнивать‚ делать выводы. Воспитывать бережное отношение к природе‚ к раздаточному материалу‚ гербариям.
ТИП УРОКА: урок проверки и оценки знаний‚ умений‚ навыков.
ОБОРУДОВАНИЕ: компьютеры‚ таблицы‚ гербарии‚ “чёрный ящик” с плодами томата‚ подсолнечника‚ яблони‚ клубень картофеля‚ семена гороха.
ХОД УРОКА:
- Класс разбивается на 2 группы. Первая группа тестируется на компьютерах и сразу же оценивается (программа тестирования в Приложении № 1)‚ вторая группа выполняет тестовое задание по распределению растений по семействам (программа тестирования в Приложении №2). Затем группы меняются местами.
- Работает весь класс. К доске выходят 4 учащихся. Каждому требуется записать на доске формулу цветка растений одного из четырёх семейств– розоцветных‚ бобовых‚ паслёновых‚сложноцветных.
- В это время 4 учащихся работают с гербариями и определительными карточками.
- Учащимся предлагается “чёрный ящик” с плодами‚ клубнями‚ семенами различных растений. Вытащив объект‚ следует назвать растение‚ которому он принадлежит‚ систематическое положение растения‚ его биологические и экологические особенности‚ значение в природе и жизни человека.
- Ботанические загадки:
- Местоимение‚ предлог‚
Меж них – фамилия поэта.
А целое – известный плод‚
Что зреет на исходе лета. Я – БЛОК – О
- Белые кисти – напрасный наряд;
Зелёные кисти – опасный яд;
Но под ногой – клад дорогой. КАРТОФЕЛЬ.
- Я пышно красуюсь на клумбе в саду‚
Захочешь – поставь меня в вазу…
Но с буквою “к” в огород я пойду‚
И‚ если капусту на грядке найду‚
Капусте достанется сразу! РОЗА – КОЗА.
- Белым шариком пушистым
Я красуюсь в поле чистом‚
Дунул лёгкий ветерок–
И остался стебелёк. ОДУВАНЧИК.
- Висит дом кверху дном:
Семьсот каморок – и все без запорок‚
А в каждой – жилец‚ масляной молодец. ПОДСОЛНЕЧНИК.
- Учащимся предлагается несложная задача.
Одно соцветие клевера содержит 8 мг нектара. Сколько соцветий должна посетить пчела‚ чтобы собрать 500 г нектара? Сколько полётов совершит пчела‚ собирая эту массу нектара‚ если зобик вмещает 0‚002 г нектара? ( 500 : 0‚008 = 62500 соцветий‚ 500 : 0‚002 = 25000 соцветий.)
Подведение итогов‚ выставление оценок. Каждый учащийся получает 2 – 3 оценки: одну выставляет компьютер‚ вторую – за тест (тест проверяется учителем после урока)‚ третью – за работу в классе на этапах 2 – 6 урока.
Приложение № 1
- Растения с одной семядолей в семени относятся к классу:
- Растения этого класса имеют только простые листья:
- Число частей цветка у растений этого класса кратно 3:
- Число частей цветка у растений этого класса кратно 4 или 5:
- Для растений этого класса характерна стержневая корневая система:
- У растений семейства пасленовых могут быть плоды:
- Соцветие корзинка характерно для растений семейства:
А) двудольных;
Б) однодольных
А) двудольные;
Б) однодольные
А) двудольных;
Б) однодольных
А) двудольных;
Б) однодольных
А) двудольных;
Б) однодольных
А) ягода;
Б) костянка;
В) зерновка;
Г) боб
А) розоцветных;
Б) сложноцветных;
В) бобовых;
Г) пасленовых
- Среди растений данного семейства много ядовитых:
А) розоцветных;
Б) сложноцветных;
В) бобовых;
Г) пасленовых
- На корнях растений данного семейства поселяются клубеньковые бактерии:
- Плодово–ягодные культурные растения относятся к семейству:
- У растений данного семейства встречаются три типа цветков:
А) розоцветных;
Б) сложноцветных;
В) бобовых;
Г) пасленовых
А) розоцветных;
Б) сложноцветных;
В) бобовых;
Г) пасленовых
А) розоцветных;
Б) сложноцветных;
В) бобовых;
Г) пасленовых
Приложение № 2
РАСПРЕДЕЛИТЕ РАСТЕНИЯ ПО СЕМЕЙСТВАМ:
I. Розоцветные –
II. Мотыльковые –
III. Пасленовые –
IV. Сложноцветные –
- Фасоль
- Подсолнечник
- Томат
- Рябина
- Яблоня
- Астра
- Земляника
- Дурман
- Арахис
- Василек
- Черемуха
- Клевер
- Табак
- Хризантема
- Баклажан
- Акация
- Абрикос
- Донник
- Одуванчик
- Картофель