Обобщающий урок по теме: "Класс двудольные", 7-й класс

Разделы: Биология

Класс: 7


ЦЕЛИ: обобщить знания учащихся о характерных особенностях растений четырёх семейств класса двудольных‚ их многообразии‚ значении в природе и народном хозяйстве. Развивать навыки работы с компьютерной техникой; пользуясь определительными карточками‚ совершенствовать умения определять растения‚ сравнивать‚ делать выводы. Воспитывать бережное отношение к природе‚ к раздаточному материалу‚ гербариям.

ТИП УРОКА: урок проверки и оценки знаний‚ умений‚ навыков.

ОБОРУДОВАНИЕ: компьютеры‚ таблицы‚ гербарии‚ “чёрный ящик” с плодами томата‚ подсолнечника‚ яблони‚ клубень картофеля‚ семена гороха.

ХОД УРОКА:

  1. Класс разбивается на 2 группы. Первая группа тестируется на компьютерах и сразу же оценивается (программа тестирования в Приложении № 1)‚ вторая группа выполняет тестовое задание по распределению растений по семействам (программа тестирования в Приложении №2). Затем группы меняются местами.
  2. Работает весь класс. К доске выходят 4 учащихся. Каждому требуется записать на доске формулу цветка растений одного из четырёх семейств– розоцветных‚ бобовых‚ паслёновых‚сложноцветных.
  3. В это время 4 учащихся работают с гербариями и определительными карточками.
  4. Учащимся предлагается “чёрный ящик” с плодами‚ клубнями‚ семенами различных растений. Вытащив объект‚ следует назвать растение‚ которому он принадлежит‚ систематическое положение растения‚ его биологические и экологические особенности‚ значение в природе и жизни человека.
  5. Ботанические загадки:
  • Местоимение‚ предлог‚

Меж них – фамилия поэта.

А целое – известный плод‚

Что зреет на исходе лета. Я – БЛОК – О

  • Белые кисти – напрасный наряд;

Зелёные кисти – опасный яд;

Но под ногой – клад дорогой. КАРТОФЕЛЬ.

  • Я пышно красуюсь на клумбе в саду‚

Захочешь – поставь меня в вазу…

Но с буквою “к” в огород я пойду‚

И‚ если капусту на грядке найду‚

Капусте достанется сразу! РОЗА – КОЗА.

  • Белым шариком пушистым

Я красуюсь в поле чистом‚

Дунул лёгкий ветерок–

И остался стебелёк. ОДУВАНЧИК.

  • Висит дом кверху дном:

Семьсот каморок – и все без запорок‚

А в каждой – жилец‚ масляной молодец. ПОДСОЛНЕЧНИК.

  1. Учащимся предлагается несложная задача.

Одно соцветие клевера содержит 8 мг нектара. Сколько соцветий должна посетить пчела‚ чтобы собрать 500 г нектара? Сколько полётов совершит пчела‚ собирая эту массу нектара‚ если зобик вмещает 0‚002 г нектара? ( 500 : 0‚008 = 62500 соцветий‚ 500 : 0‚002 = 25000 соцветий.)

Подведение итогов‚ выставление оценок. Каждый учащийся получает 2 – 3 оценки: одну выставляет компьютер‚ вторую – за тест (тест проверяется учителем после урока)‚ третью – за работу в классе на этапах 2 – 6 урока.

Приложение № 1

  1. Растения с одной семядолей в семени относятся к классу:
  2. А) двудольных;
    Б) однодольных

  3. Растения этого класса имеют только простые листья:
  4. А) двудольные;

    Б) однодольные

  5. Число частей цветка у растений этого класса кратно 3:
  6. А) двудольных;
    Б) однодольных

  7. Число частей цветка у растений этого класса кратно 4 или 5:
  8. А) двудольных;
    Б) однодольных

  9. Для растений этого класса характерна стержневая корневая система:
  10. А) двудольных;
    Б) однодольных

  11. У растений семейства пасленовых могут быть плоды:
  12. А) ягода;
    Б) костянка;
    В) зерновка;
    Г) боб

  13. Соцветие корзинка характерно для растений семейства:

А) розоцветных;
Б) сложноцветных;
В) бобовых;
Г) пасленовых

  1. Среди растений данного семейства много ядовитых:

А) розоцветных;
Б) сложноцветных;
В) бобовых;
Г) пасленовых

  1. На корнях растений данного семейства поселяются клубеньковые бактерии:
  2. А) розоцветных;
    Б) сложноцветных;
    В) бобовых;
    Г) пасленовых

  3. Плодово–ягодные культурные растения относятся к семейству:
  4. А) розоцветных;
    Б) сложноцветных;
    В) бобовых;
    Г) пасленовых

  5. У растений данного семейства встречаются три типа цветков:
  6. А) розоцветных;
    Б) сложноцветных;
    В) бобовых;
    Г) пасленовых

    Приложение № 2

    РАСПРЕДЕЛИТЕ РАСТЕНИЯ ПО СЕМЕЙСТВАМ:

I. Розоцветные –

II. Мотыльковые –

III. Пасленовые –

IV. Сложноцветные –

  1. Фасоль
  2. Подсолнечник
  3. Томат
  4. Рябина
  5. Яблоня
  6. Астра
  7. Земляника
  8. Дурман
  9. Арахис
  10. Василек
  11. Черемуха
  12. Клевер
  13. Табак
  14. Хризантема
  15. Баклажан
  16. Акация
  17. Абрикос
  18. Донник
  19. Одуванчик
  20. Картофель