Тип урока: Ознакомление с новым материалом.
Тема: Технический труд. Обработка бумаги. Изготовление объемной аппликации “Деревенский дом”.
Цели:
Закрепление знаний, умений и навыков по простейшей обработке бумаги.
Изготовить объемную аппликацию “Деревенский дом”.
Развивать умение фантазировать, анализировать, составлять план предстоящих операций.
Прививать любовь к труду, к культуре своего народа.
Оборудование: наглядный материал с изображением деревянных домов, изделия из дерева с растительными узорами, цветная бумага, альбомный лист, клей, кисточка, ножницы, образец аппликации.
ХОД УРОКА.
I. Организационный момент. Постановка учебной цели.
Сегодня на уроке мы изготовим аппликацию деревенского дома. Ваша задача – быть внимательными, аккуратно выполнять работу, помогать друг другу.
II. Вступительная беседа.
Из чего на Руси строили избы? (Из
дерева.)
Дерево исконный материал русских построек. Для
строительства использовали, в основном,
лиственницу. Почему?
Не только дома, но и предметы быта изготавливали
из дерева: посуду, игрушки, мебель. Народ наблюдал
за красотой природы, и мастера старались
перенести эту красоту в свой дом. Поэтому избы и
предметы быта украшали резьбой, наносили
рисунки, напоминающие растительность, животных.
Человек всегда стремился к единству с природой.
(Показ иллюстраций, изделий из дерева.)
III. Анализ изделия.
Что нам понадобится Для работы?
(Цветная бумага, альбомный лист, ножницы.)
За счет чего аппликация получилась объемной?
(Трубочки-бревна, забор, ставни.)
Сколько бревен понадобится для сруба? (Часть
здания, состоящая из четырех и более стен на
фундаменте.)
Что еще находится на срубе? (Выпуски – концы
бревен выступающие из сруба, окно со ставнями и
наличниками, карниз, крыша, причелины – доска,
закрывающая торцы кровли, полотенце – короткая
резная доска.)
IV. Планирование предстоящей работы.
С чего начнем строить дом?
Фундамент;
сруб;
крыша;
элементы украшения (карниз, причелины, полотенце, окно, ставни, наличники, торцы).
Дом – бревна для сруба (8 штук), бревна для крыши (2), фундамент, наклеивание на альбомный лист.
Элементы украшения – торцы бревен (выпуски), карниз, причелины (2), полотенце, окно, ставни, наличники.
Творческая работа – забор, деревья.
V. Техника безопасности.
Какие правила безопасности мы должны вспомнить при работе с ножницами?
VI. Изготовление деталей изделия.
Работа в парах (плотники и мастера по резьбе ).
Девиз: Душу и сердце в работу вложи. Каждой секундой в труде дорожи.
Для изготовления бревен альбомный лист сгибается на 8 частей. Полоску скручиваем на карандаш и склеиваем. Для карниза вырезаем полоску по длине бревна, складываем пополам, вырезаем рисунок. Для причелин полоску бумаги складываем пополам, вырезаем рисунок (получаются 2 детали). Полотенце – небольшую полоску складываем пополам вырезаем рисунок. Для торцов бревен бумагу складываем в 8 слоев по ширине бревен, вырезаем полуовалы. Для окон, наличников, ставен вырезаем прямоугольники.
VII. Сборка изделия.
Самостоятельная работа учащихся. Необходимый инструктаж, выявление ошибок. Творческая работа учащихся.
VIII. Итог урока.