Урок трудового обучения в 4-м классе

Разделы: Начальная школа


Тип урока: Ознакомление с новым материалом.

Тема: Технический труд. Обработка бумаги. Изготовление объемной аппликации “Деревенский дом”.

Цели:

  • Закрепление знаний, умений и навыков по простейшей обработке бумаги.

  • Изготовить объемную аппликацию “Деревенский дом”.

  • Развивать умение фантазировать, анализировать, составлять план предстоящих операций.

  • Прививать любовь к труду, к культуре своего народа.

Оборудование: наглядный материал с изображением деревянных домов, изделия из дерева с растительными узорами, цветная бумага, альбомный лист, клей, кисточка, ножницы, образец аппликации.

ХОД УРОКА.

I. Организационный момент. Постановка учебной цели.

Сегодня на уроке мы изготовим аппликацию деревенского дома. Ваша задача – быть внимательными, аккуратно выполнять работу, помогать друг другу.

II. Вступительная беседа.

Из чего на Руси строили избы? (Из дерева.)
Дерево исконный материал русских построек. Для строительства использовали, в основном, лиственницу. Почему?
Не только дома, но и предметы быта изготавливали из дерева: посуду, игрушки, мебель. Народ наблюдал за красотой природы, и мастера старались перенести эту красоту в свой дом. Поэтому избы и предметы быта украшали резьбой, наносили рисунки, напоминающие растительность, животных. Человек всегда стремился к единству с природой. (Показ иллюстраций, изделий из дерева.)

III. Анализ изделия.

Что нам понадобится Для работы? (Цветная бумага, альбомный лист, ножницы.)
За счет чего аппликация получилась объемной? (Трубочки-бревна, забор, ставни.)
Сколько бревен понадобится для сруба? (Часть здания, состоящая из четырех и более стен на фундаменте.)
Что еще находится на срубе? (Выпуски – концы бревен выступающие из сруба, окно со ставнями и наличниками, карниз, крыша, причелины – доска, закрывающая торцы кровли, полотенце – короткая резная доска.)

IV. Планирование предстоящей работы.

С чего начнем строить дом?

Фундамент;
сруб;
крыша;
элементы украшения (карниз, причелины, полотенце, окно, ставни, наличники, торцы).

Дом – бревна для сруба (8 штук), бревна для крыши (2), фундамент, наклеивание на альбомный лист.

Элементы украшения – торцы бревен (выпуски), карниз, причелины (2), полотенце, окно, ставни, наличники.

Творческая работа – забор, деревья.

V. Техника безопасности.

Какие правила безопасности мы должны вспомнить при работе с ножницами?

VI. Изготовление деталей изделия.

Работа в парах (плотники и мастера по резьбе ).

Девиз: Душу и сердце в работу вложи. Каждой секундой в труде дорожи.

Для изготовления бревен альбомный лист сгибается на 8 частей. Полоску скручиваем на карандаш и склеиваем. Для карниза вырезаем полоску по длине бревна, складываем пополам, вырезаем рисунок. Для причелин полоску бумаги складываем пополам, вырезаем рисунок (получаются 2 детали). Полотенце – небольшую полоску складываем пополам вырезаем рисунок. Для торцов бревен бумагу складываем в 8 слоев по ширине бревен, вырезаем полуовалы. Для окон, наличников, ставен вырезаем прямоугольники.

VII. Сборка изделия.

Самостоятельная работа учащихся. Необходимый инструктаж, выявление ошибок. Творческая работа учащихся.

VIII. Итог урока.