Уроки по теме "Координатная плоскость"

Разделы: Математика


Уроки проводятся либо в компьютерном классе, либо в кабинете математики при наличии одного компьютера и проекционного оборудования.

Для уроков используется обучающая программа "Координатная плоскость", оформленная как мультимедийная презентация Power Point (данная презентация выполнена автором разработки).

На изучение темы "Координатная плоскость" отводится по программе 3 часа.

Данная презентация позволяет сократить время, которое затрачивает учитель на выполнение построений на доске. Здесь главную роль в построении выполняет сам компьютер, что привлекает внимание и у учащихся возникает интерес к происходящему. Поэтапное выполнение всех действий помогает лучшему пониманию и запоминанию информации. При необходимости каждый этап работы можно повторить. Представленная презентация снабжена красочными иллюстрациями, анимацией и звуковыми эффектами.

В качестве учебного пособия используется учебник математики 6 класса авт. Виленкин Н.Я. и др.

Цели уроков:

  • ознакомить с прямоугольной системой координат на плоскости;
  • научить свободно ориентироваться на координатной плоскости, строить точки по заданным её координатам и определять координаты точки, отмеченной на координатной плоскости; хорошо воспринимать на слух координаты; четко и аккуратно выполнять геометрические построения;
  • развивать творческие способности;
  • воспитывать интерес к предмету.

Презентация рассчитана на использование на протяжение 3 уроков данной темы. Презентация состоит из 35 слайдов.

Распределение содержания презентации по урокам:

1 урок - слайды 1-13

2 урок - слайды 14-19

3 урок - слайды 20-35

До начала изучения темы дать задание детям написать доклад или сделать презентацию о великих ученых: о Гиппархе, Птолемее, Декарте, о различных системах координат. Предложить использовать для этого как энциклопедии, так и различные поисковые системы Интернета, обязав сделать ссылки на источник (книга, адрес в интернете). Можно рекомендовать обратиться к следующим поисковым системам: Rambler (http://www.rambler.ru), Яndex (http://www.yandex.ru), Google (http://www.google.com) и др.

Презентации учащихся можно включить в презентацию учителя, как самостоятельные фрагменты.

На внеклассном занятии можно провести конкурс презентаций учащихся (заранее обсудив с ребятами критерии оценки).

После изучения темы предложить учащимся разработать с помощью Publisher буклет или бюллетень. В них можно отразить все важные моменты изученной темы, историю возникновения координатной плоскости и др. (информацию можно найти в Интернете). Также можно составить справочник возможных ошибок при выполнении построений на координатной плоскости. Публикации в дальнейшем можно использовать в качестве памятки по теме.

План уроков

ПЕРВЫЙ  УРОК

1. Подготовительный этап (10 мин.)

Учитель проводит вступительную беседу, в ходе которой дети самостоятельно "приходят" к теме урока.

Можно предложить детям, например, по билету найти место в зрительном зале, или определить местоположение шахматной фигуры на шахматной доске. Или можно начать урок с чтения послания из бутылки, найденной в море, с информацией о зарытом кладе. "Клад зарыт в пяти шагах на север и трех шагах на восток от столетнего дуба…"…

Рассмотреть необходимость возникновения координат.

2. Сообщение темы и определение целей урока (2 мин.)

Слайды обязательно сопровождаются дополнительным объяснением учителя.

Начало просмотра презентации.

1 слайд.

В нижней части слайда расположены "пузырьки", на которых можно прочесть основные моменты презентации (в виде гиперссылок)

История; Понятие координатной плоскости; Построение точек; Построение фигур; Это интересно; Игра.

На этом этапе урока учитель знакомит учащихся с темой и вопросами, которые должны быть рассмотрены на ближайших уроках.

3. Знакомство с историей возникновения координатной плоскости (слайды 2-5)

С самого начала рассмотрения данной темы очень важно заинтересовать учащихся. Для этого необходимо познакомить их с историей возникновения координатной плоскости.

Здесь можно использовать как сами слайды, так и работы учащихся, выполненные в виде презентаций. При подготовке материала можно рекомендовать ребятам воспользоваться возможностями Интернета, где можно найти, как текстовый материал, так и портреты ученых. Нет необходимости указывать конкретные адреса сайтов, т. к. ребята должны самостоятельно поработать с поисковыми системами.

В тексте на слайдах имена ученых выделены другим цветом - это ссылки на более полную информацию. Эти ссылки можно использовать для перехода к презентациям учащихся.

4. Знакомство с прямоугольной системой координат (слайды 6-7)

На экране возникает координатная плоскость. Затем, последовательно (в соответствии с объяснением учителя) появляются указатели (выноски) на все компоненты плоскости (по щелчку "мышкой").

Объяснение следует строить по плану:

1. Оси координат, начало отсчета, единичный отрезок, направление отсчета.

2. Координаты точки.

3. Прямоугольная система координат.

4. Координатные четверти.

5. Изображение точек в системе координат.

 

5. Построение точек по их координатам (слайды 8-10)

Объяснение материала идет непосредственно по слайдам презентации.

В этой части урока рассмотреть алгоритм построения точки на координатной плоскости по её координатам.

В презентации рассматривается два способа.

Удобство использования презентации заключается в том, что алгоритм построения данной точки можно просмотреть поэтапно несколько раз, что способствует лучшему усвоению данного материала.

6. Закрепление (слайды11-13)

Разбор заданий на закрепление изученного материала.

Первое задание направлено на проверку знания алгоритма построения точек. Даны три варианта построения точки по координатам.

Здесь есть как правильно, так и не правильно выполненные задания. Из них, после обсуждения, необходимо выбрать верное решение. Вариант правильно выполненного задания учащиеся изображают в тетради.

Второе задание.

На экране появляется изображение радара, в котором один из секторов отмечен голубым цветом (экран радара - координатная плоскость).

Задание: "Какие суда сейчас находятся в зоне особого внимания (голубой сектор на экране радара)?"

В левой части экрана расположены координаты, записанные в виде выражений на действия с положительными и отрицательными числами (повторение материала). Учащиеся должны сначала найти координаты точек, а затем построить эти точки на координатной плоскости и определить, лежат они внутри выделенного сектора или нет.

В третьем задании вновь отрабатывается навык нахождения точки по координатам.

На координатной плоскости каждой точке поставлена в соответствие буква русского алфавита. Под плоскостью записаны координаты точек (своеобразный шифр слова). Необходимо расшифровать запись. Проверить задание можно простым нажатием на "мышку". На экране появится слово.

7. Итог урока.

В конце урока необходимо обсудить, что нового и важного узнали на уроке, чему научились, и что надо запомнить. Учителю необходимо ещё раз обратить внимание на условия задания координатной плоскости (3 условия).

8. Задание на дом.

П.45, №1377,1378,1403.

Обсудить выполнение домашнего задания.

ВТОРОЙ  УРОК

1. Подготовительный этап (5 мин.)

Обсуждение решения дом. работы.

По слайдам предыдущего урока повторить материал. Остановиться на изображении точек на координатной плоскости, чтении координат.

2. Закрепление материала (15мин.)

Перед работой со слайдами учитель должен самостоятельно отрегулировать интервалы появления объектов.

Закрепление материала рассмотреть на примере построения фигур по точкам (слайды14-17)

Объяснение вести, используя слайд 15 (построение флажка). Рассматривается алгоритм построения фигур по точкам. Интервалы между появлением точек и отрезков можно изменить.

Второе задание (слайд 16) можно использовать следующим образом. Координаты точек учитель должен прочитать, чтобы ребята самостоятельно, на слух могли записать их в тетради. Затем показать эти координаты на экране. Только после этого приступить к построению фигуры. Такой порядок выполнения задания способствует развитию восприятия на слух координат. К этому заданию можно сделать звуковое сопровождение (чтение координат). Все точки и ломаные появляются друг за другом, чтобы ребята могли проверить местоположение каждой точки (появление объектов можно сделать как по щелчку мышью, так и автоматически, через определенное время). Получившуюся фигуру сравнить с изображением на слайде.

img-4.gif (14782 bytes)

"Зашифруйте рисунок"

Следующее задание заключается в обратной задаче: по точкам на координатной плоскости записать координаты точек. Выполнение этого задания можно проверить. Обходя каждую точку рисунка против часовой стрелки, щелкните "мышкой", и на экране появится координата выделенной точки.

3. "Это интересно"(5 мин.)

Следующие слайды знакомят учащихся с другими видами систем координат (слайды 18-19). Этот материал можно предложить подготовить учащимся, используя возможности поисковых машин. Ребята могут выполнить работу в виде презентации, которую учитель будет использовать на уроке. В противном случае эту информацию может подготовить сам учитель.

4. Письменный опрос (10мин)

Письменный опрос можно провести в виде математического диктанта.

  1. Сколько чисел надо указать, чтобы задать положение точки на координатной плоскости? [Как называются числа, задающие положение точки на координатной плоскости?]
  2. Как называется первое [второе] из чисел, задающих положение точки на координатной плоскости?
  3. Запишите обозначение точки Р [C], если её абсцисса равна 0, а ордината 5 [6, а ордината 0].
  4. Чему равна ордината [абсцисса] точки А(-1;-4) [M(-2;-3)]?
  5. В левой или правой [верхней или нижней] части координатной плоскости находится точка Х(6;-3)[A(7;-4)]?

5. Проверка диктанта(3 мин.)

После сдачи работ обсудить решение некоторых заданий.

6. Задание на дом:

п.45, №1401, 1402, нарисовать на координатной плоскости рисунок, состоящий из ломаных и "зашифровать" его с помощью координат точек. Творческое задание можно выполнить в виде презентации с последовательным появлением на экране точек, отрезков и самой фигуры или на листе бумаги с координатными осями.

ТРЕТИЙ  УРОК

1. Подготовительный этап (5 мин)

Обсудить решение домашнего задания.

Просмотреть творческие работы учащихся (дом. работа).

2. Повторение пройденного на первом и втором уроках (10 мин)

В качестве повторения предлагается использовать игру (слайд 20). Можно играть всем классом (если компьютер один) или каждый учащийся самостоятельно (если урок проходит в компьютерном классе).

Звучит шум волн. На экране появляется текст: "По океану катились длинные волны. Они сменяли одна другую.…Ни что не предвещало беду. Но вдруг на горизонте появились странные корабли. Это были пираты. Чтобы наш корабль не попал в руки пиратов, необходимо узнать координаты нахождения пиратских судов. Определяйте координаты по порядку, начиная с первого"

Игра заключается в следующем. В левой части экрана расположены координаты пиратских кораблей. В правой - координатная плоскость с множеством точек (вражеские корабли). Задача состоит в том, чтобы правильно указать местоположение корабля. При нажатии курсором на правильно выбранную точку вы услышите взрыв, и точка исчезнет. Таким образом, вы переходите к поиску следующего корабля. Если ошиблись, то появляется слайд "Будь внимательней", который отсылает на предыдущий слайд, чтобы исправить ошибку. Игра считается законченной, если не осталось ни одного корабля пиратов.

3. Графический диктант (10 мин)

Для проверки умения находить точки по координатам проводится графический диктант.

Учитель читает точку с координатами. Учащиеся определяют её местоположение на координатной плоскости и соединяют её ломаной с предыдущей точкой. В результате получается фигура.

Например.

(-4;-6),(-4;-5),(-3;-4),(-4;-3),(-3;-2),(-5;0),

(-5;3),(-3;5),(-3;6),(-2;5),(0;5),(1;4),(2,5;4),

(3;3),(1;3),(3;2),(-1;2),(1;0,5),(1;-1),(0;-2),

(1;-3),(0;-4),(1;-5),(1;-6),(-4;-6)

Глаз: (-1;4)

Должен получиться шахматный конь.

После сдачи работ можно сравнить получившиеся фигуры с изображением на компьютере.

4. Чтение докладов и просмотр презентаций (20мин)

На этом этапе урока следует подвести итог изучения темы. Заслушиваются доклады и просматриваются презентации учащихся. (Некоторые презентации были использованы в основной презентации учителя). Каждая работа учащихся оценивается и выставляется итоговая оценка за тему.

5. Задание на дом:

п45, №1413, 1418,1440

Презентация "Координатная плоскость" поможет учителю ярко, интересно провести уроки.

Использование данной презентации существенно увеличивает время для отработки навыков нахождения точек по координатам и координат по точкам на координатной плоскости, для рассмотрения дополнительного материала (исторического, занимательного). Достигается оптимальный темп работы.

Выполнение ребятами творческого задания помогает в усвоении нового материала и отработке навыков работы на компьютере.

Данную презентацию можно использовать и при повторении материала. Запись звукового сопровождения (наложение речи) для каждого слайда, может помочь тем учащимся, которые пропустили данные уроки или плохо усвоили материал.

Такие презентации можно делать вместе с учениками.

Литература: “Математика 6” авт. Виленкин Н.Я, “Математика” Петерсон Л.Г.