Урок музыки: "Родина моя - российская земля"

Разделы: Музыка


Триединая дидактическая цель урока:

Воспитательная:

  • средствами музыки воспитывать любовь и уважение к большой и малой родине, чувство патриотизма;
  • прививать любовь к прекрасному.

Образовательная:

  • составить музыкальный портрет России, который характеризуется различными пластами русской музыкальной культуры: классическая музыка, народная музыка, элементы духовной музыки – колокольные звоны;
  • дать краткую информацию о первой марийской опере Э. Сапаева “Акпатыр”.

Развивающая:

  • развивать память, внимание, мышление, эмоциональное восприятие музыки, чувство ритма, детское музыкальное творчество.

Оборудование урока:

  • стенд – музыкальный портрет России;
  • раздаточный материал для работы в малых группах;
  • контрольные карты с изображением музыкальных инструментов;
  • схемы ритмического аккомпанемента;
  • таблички: природа, народ, Родина;
  • отрывки из музыкальных произведений на аудиокассете;
  • видеомагнитофон, телевизор;
  • видеозапись мультипликационного фильма “Вовка в тридевятом царстве”;
  • отрывок из рассказа “Русь” С. Романовского.

Эпиграф урока:

“Славься, славься, ты Русь моя!
Славься ты, русская наша земля!
Да будет во веки веков сильна
Любимая наша, родная страна!”

М.И. Глинка

ХОД УРОКА

Учитель: (поет распевку – приветствие)

Родина моя – российская земля,
Все мы здесь живем,
Песни в лад поем!
Здравствуйте, Танюши,
Саши и Андрюши!..

Дети: (кого назвали) Здравствуйте!

Учитель:

Здравствуйте, Марины,
Юли, две Ирины!

Дети: (кого назвали) Здравствуйте! и т.д.

Учитель: Вот мы с вами поздоровались и начнем сегодняшний урок музыки на тему: “Родина моя – российская земля”. (Показ нарисованной карты, символизирующей Россию). Но разговор наш пойдет, конечно же, о музыке, из которой складывается музыкальный портрет России.
Ребята! Когда мы произносим слово Россия, что нам представляется?

Дети: (предполагаемые ответы) Москва, березы, природа, люди, народ.

Учитель: Так вот мы с вами остановимся на трех понятиях, на трех словах, имеющих в основе своей один корень: (выставляются таблички) и составим своеобразную музыкальную карту. Много музыкальных произведений посвящено природе, различным ее состояниям. Сейчас у нас какое время года?

Дети: Весна.

Учитель: А какой месяц весны идет?

Дети: Апрель.

Учитель: Весне, месяцу апрелю чудесную музыку посвятил замечательный русский композитор П.И. Чайковский. В его цикле фортепианных пьес “Времена года” есть произведение “Апрель”, у которого есть и дополнительное название “Подснежник”, а к нему подобраны специально такие поэтические строки А.Н. Майкова:

Голубенький, чистый
Подснежник – цветок,
А подле сквозистый
Последний снежок.
Последние слезы
О горе былом,
И первые грезы
О счастье ином …

Ребята! Давайте послушаем это произведение. Подумайте, как звучит музыка, как она передает весеннее настроение, какое у нее преобладает движение – вверх или вниз? (Прослушивание фрагмента)

Дети: (предполагаемые ответы) Музыка плавная, вальсовая, светлая, радостная, все время движется вверх, как будто тянется к солнцу.

Учитель: А что же у нас обычно тянется к солнцу?

Дети: Цветы.

Учитель: А какие первые цветы?

Дети: Подснежники.

Учитель: Мы теперь послушаем еще раз, а вы попробуйте движениями рук изобразить эту музыку, подчеркнуть ее характер, изобразить цветы, которые тянутся к солнцу. (Ритмопластика)

Учитель: Мне очень приятно было на вас смотреть, у вас получилась целая поляна подснежников. Вот такая удивительно красивая музыка про апрель у П.И. Чайковского. (Помещается на импровизированную карту России портрет П.И. Чайковского и рисунок подснежника)
Весна отображена и в произведениях живописи. Например, картина Исаака Ильича Левитана “Большая вода”. (Репродукция помещается тоже на карту) А в народе про апрель говорят так: “Дождались полой водицы, ай да батюшка Апрель”, “Апрель всех напоит”. Да, русский народ мудр и талантлив. Уж как пойдет петь да плясать, так на всю улицу веселье. Много народных песен, хороводов, закличек, обрядовых игр помним мы и сейчас, с удовольствием празднуем старинные праздники, с их древними, милыми обычаями, потому что это близко и дорого сердцу русского человека. Какой вы праздник недавно праздновали?

Дети: Проводы Масленицы.

Учитель: Да, и на этом празднике поют, к примеру, такую обрядовую песню, зазывая весну:

Идет матушка-весна, -
Отворяй ворота.
Первый март пришел,
Всех детей провел.
А за ним и апрель –
Открывай окно и дверь.
А уж как пришел май,
Сколько хочешь гуляй!

Все эти песни сопровождаются танцевальными движениями. Давайте споем ее сейчас, да придумаем танец. (Исполнение песни и танца, после чего рисунок хоровода помещается на карту)

Учитель: А вот еще всем с детства известная русская народная песенка:

Солнышко – ведрышко,
Выгляни в оконышко.
Твои детки плачут,
По лужочку скачут.

Давайте прохлопаем ритм этой песенки. (Прохлопывание ритма.) Ребята! Еще можно попытаться сочинить ритмический аккомпанемент к этой песне. (Примеры ребят выслушиваются, образец учителя демонстрируется и исполняется, карта дополняется изображением солнышка)

Учитель: Действительно, живут в нас народные традиции, и русская народная музыка звучит в наши дни даже в ваших любимых мультфильмах. Сейчас вы посмотрите два фрагмента из мультфильма “Вовка в тридевятом царстве”. Постарайтесь услышать, какая по характеру музыка звучит в первом фрагменте, какие народные музыкальные инструменты?

Просмотр видео 1 фрагмента.

Дети: Музыка плясовая, народные инструменты - гармонь, балалайка.

Просмотр видео 2 фрагмента.

Учитель: А какие инструменты во втором фрагменте вы услышали?

Дети: Флейта, скрипки, симфонический оркестр.

Учитель: Да, здесь звучал целый симфонический оркестр. Поработаем парами. У вас на каждом столе есть по конверту, в котором находятся рисунки разных инструментов. Разложите эти рисунки по группам: народные и инструменты симфонического оркестра.

Работа с карточками в малых группах, контроль учителя, показ демонстрационного варианта, самопроверка.

Учитель: Ребята! Вы и раньше слушали симфоническую музыку и знаете, что она обладает особой выразительностью и изобразительностью. Сейчас мы с вами послушаем отрывок из симфонического музыкального произведения. Подумайте, что изображено в нем, какое время суток?

Прослушивание вступления к опере М.П. Мусоргского “Хованщина”.

Дети: (предполагаемые ответы) Утро, рассвет, рожок, лучи солнца, музыка как бы светлеет, становится громче, все просыпается…

Учитель: Вы абсолютно правы. Ведь эта музыка является вступлением к опере М.П. Мусоргского “Хованщина” и называется “Рассвет на Москва-реке”. Дети, а что же такое Москва?

Дети: Столица нашей Родины.(На карте помещается рисунок московского Кремля.)

Учитель: Скажите мне, пожалуйста, эта мелодия больше похожа на какой из “трех китов”?

Дети: Песню.

Учитель: Давайте попробуем ее спеть и покажем рукой движение мелодии (Вокализация).

Учитель: Ребята! Близка ли эта мелодия к народной песне?

Дети: Да.

Учитель: Очень часто композиторы черпали свое творческое вдохновение из народных истоков.

Учитель: Ребята! Поднимите руку, кто услышал в этом произведении звучание колокола. Послушаем еще раз. (Прослушивание фрагмента - звучание колокола) А кто мне скажет, что для России, Руси значат колокола?

Выслушиваются все ответы детей.

Учитель: Да, только на Руси с церквей раздаются колокольные звоны. Когда беда – звучит всполошный колокол, когда радость, победа – праздничный, ликующий колокол. Именно так, светлым звучанием колоколов заканчивается первая русская опера М.И. Глинки “Иван Сусанин”. (Портрет М.И. Глинки помещается на карту) В честь победы русского народа, в честь подвига простого русского крестьянина, спасшего Москву, светло и радостно звучат колокольные звоны, прославляя нашу великую русскую землю. Послушайте. (Прослушивание фрагмента)

Учитель: Друзья! Присоединимся к этому торжеству и споем начальные строки заключительного хора “Славься”, которые взяты эпиграфом к нашему сегодняшнему уроку.

Разучивание и исполнение четырех строк.

Учитель: Так что же все-таки означает слово Русь? В детском журнале “Мурзилка” я встретила рассказ писателя С. Романовского об этом. Послушайте.

“…Есть у слова “Русь” еще одно значение, которое я не вычитал в книгах, а услышал из первых уст от живого человека. На севере, за лесами, за болотами встречаются деревни, где старые люди говорят по-старинному. Почти так же, как тысячу лет назад. Тихо-мирно я жил в такой деревне и ловил старинные слова. Моя хозяйка, Анна Ивановна, как-то внесла в избу горшок с красным цветком. Говорит, а у самой голос подрагивает от радости.
– Цветочек-то погибал. Я его вынесла на русь, - он и зацвел!
– На русь! – ахнул я.
– На русь, соколик, на русь. На самую что ни на есть русь.
Осторожно спрашиваю:
– Анна Ивановна, а что такое – русь?
– Русью светлое место зовем. Где солнышко. Да, все светлое, почитай, так зовем. Русый парень, русая девушка. Русая рожь – спелая. Убирать пора. Не слыхал что ли никогда?
Я слова вымолвить не могу.
Русь – светлое место!
Русь – страна света. Милая светоносная моя Русь, Родина, Родительница моя!”

Учитель: А теперь обратите внимание на карту. Какие же цвета здесь преобладают – светлые или темные?

Выслушиваются все ответы детей.

Учитель: Посмотрите, у нас тоже Русь получилась светлой. Через музыкальные образы природы, народа и Родины мы составили музыкальный портрет России. А республика Марий Эл, где мы с вами живем – наша малая родина – это часть России. Музыкальным искусством марийского народа, марийских композиторов мы тоже гордимся, ведь это частица многонационального музыкального искусства России. Я хочу пригласить вас в марийский музыкальный театр им. Э. Сапаева на оперу “Акпатыр”. Это первая марийская опера о героических событиях Пугачевского восстания в марийском крае и о марийском герое – Акпатыре.

Показ приглашения в театр на оперу с кратким содержанием, фотографиями и сведениями о композиторе.

А домашнее задание будет у вас необычное – сходить в театр и поделиться своими впечатлениями на следующем уроке.

Словесная оценка учителя работы детей на уроке.

Учитель: Встретимся в театре. До свидания.