Триединая дидактическая цель урока:
Воспитательная:
- средствами музыки воспитывать любовь и уважение к большой и малой родине, чувство патриотизма;
- прививать любовь к прекрасному.
Образовательная:
- составить музыкальный портрет России, который характеризуется различными пластами русской музыкальной культуры: классическая музыка, народная музыка, элементы духовной музыки – колокольные звоны;
- дать краткую информацию о первой марийской опере Э. Сапаева “Акпатыр”.
Развивающая:
- развивать память, внимание, мышление, эмоциональное восприятие музыки, чувство ритма, детское музыкальное творчество.
Оборудование урока:
- стенд – музыкальный портрет России;
- раздаточный материал для работы в малых группах;
- контрольные карты с изображением музыкальных инструментов;
- схемы ритмического аккомпанемента;
- таблички: природа, народ, Родина;
- отрывки из музыкальных произведений на аудиокассете;
- видеомагнитофон, телевизор;
- видеозапись мультипликационного фильма “Вовка в тридевятом царстве”;
- отрывок из рассказа “Русь” С. Романовского.
Эпиграф урока:
“Славься, славься, ты Русь моя!
Славься ты, русская наша земля!
Да будет во веки веков сильна
Любимая наша, родная страна!”
М.И. Глинка
ХОД УРОКА
Учитель: (поет распевку – приветствие)
Родина моя – российская земля,
Все мы здесь живем,
Песни в лад поем!
Здравствуйте, Танюши,
Саши и Андрюши!..
Дети: (кого назвали) Здравствуйте!
Учитель:
Здравствуйте, Марины,
Юли, две Ирины!
Дети: (кого назвали) Здравствуйте! и т.д.
Учитель: Вот мы с вами
поздоровались и начнем сегодняшний урок музыки
на тему: “Родина моя – российская земля”. (Показ
нарисованной карты, символизирующей Россию). Но
разговор наш пойдет, конечно же, о музыке, из
которой складывается музыкальный портрет
России.
Ребята! Когда мы произносим слово Россия, что нам
представляется?
Дети: (предполагаемые ответы) Москва, березы, природа, люди, народ.
Учитель: Так вот мы с вами остановимся на трех понятиях, на трех словах, имеющих в основе своей один корень: (выставляются таблички) и составим своеобразную музыкальную карту. Много музыкальных произведений посвящено природе, различным ее состояниям. Сейчас у нас какое время года?
Дети: Весна.
Учитель: А какой месяц весны идет?
Дети: Апрель.
Учитель: Весне, месяцу апрелю чудесную музыку посвятил замечательный русский композитор П.И. Чайковский. В его цикле фортепианных пьес “Времена года” есть произведение “Апрель”, у которого есть и дополнительное название “Подснежник”, а к нему подобраны специально такие поэтические строки А.Н. Майкова:
Голубенький, чистый
Подснежник – цветок,
А подле сквозистый
Последний снежок.
Последние слезы
О горе былом,
И первые грезы
О счастье ином …
Ребята! Давайте послушаем это произведение. Подумайте, как звучит музыка, как она передает весеннее настроение, какое у нее преобладает движение – вверх или вниз? (Прослушивание фрагмента)
Дети: (предполагаемые ответы) Музыка плавная, вальсовая, светлая, радостная, все время движется вверх, как будто тянется к солнцу.
Учитель: А что же у нас обычно тянется к солнцу?
Дети: Цветы.
Учитель: А какие первые цветы?
Дети: Подснежники.
Учитель: Мы теперь послушаем еще раз, а вы попробуйте движениями рук изобразить эту музыку, подчеркнуть ее характер, изобразить цветы, которые тянутся к солнцу. (Ритмопластика)
Учитель: Мне очень приятно было на
вас смотреть, у вас получилась целая поляна
подснежников. Вот такая удивительно красивая
музыка про апрель у П.И. Чайковского. (Помещается
на импровизированную карту России портрет П.И.
Чайковского и рисунок подснежника)
Весна отображена и в произведениях живописи.
Например, картина Исаака Ильича Левитана
“Большая вода”. (Репродукция помещается тоже
на карту) А в народе про апрель говорят так:
“Дождались полой водицы, ай да батюшка Апрель”,
“Апрель всех напоит”. Да, русский народ мудр и
талантлив. Уж как пойдет петь да плясать, так на
всю улицу веселье. Много народных песен,
хороводов, закличек, обрядовых игр помним мы и
сейчас, с удовольствием празднуем старинные
праздники, с их древними, милыми обычаями, потому
что это близко и дорого сердцу русского человека.
Какой вы праздник недавно праздновали?
Дети: Проводы Масленицы.
Учитель: Да, и на этом празднике поют, к примеру, такую обрядовую песню, зазывая весну:
Идет матушка-весна, -
Отворяй ворота.
Первый март пришел,
Всех детей провел.
А за ним и апрель –
Открывай окно и дверь.
А уж как пришел май,
Сколько хочешь гуляй!
Все эти песни сопровождаются танцевальными движениями. Давайте споем ее сейчас, да придумаем танец. (Исполнение песни и танца, после чего рисунок хоровода помещается на карту)
Учитель: А вот еще всем с детства известная русская народная песенка:
Солнышко – ведрышко,
Выгляни в оконышко.
Твои детки плачут,
По лужочку скачут.
Давайте прохлопаем ритм этой песенки. (Прохлопывание ритма.) Ребята! Еще можно попытаться сочинить ритмический аккомпанемент к этой песне. (Примеры ребят выслушиваются, образец учителя демонстрируется и исполняется, карта дополняется изображением солнышка)
Учитель: Действительно, живут в нас народные традиции, и русская народная музыка звучит в наши дни даже в ваших любимых мультфильмах. Сейчас вы посмотрите два фрагмента из мультфильма “Вовка в тридевятом царстве”. Постарайтесь услышать, какая по характеру музыка звучит в первом фрагменте, какие народные музыкальные инструменты?
Просмотр видео 1 фрагмента.
Дети: Музыка плясовая, народные инструменты - гармонь, балалайка.
Просмотр видео 2 фрагмента.
Учитель: А какие инструменты во втором фрагменте вы услышали?
Дети: Флейта, скрипки, симфонический оркестр.
Учитель: Да, здесь звучал целый симфонический оркестр. Поработаем парами. У вас на каждом столе есть по конверту, в котором находятся рисунки разных инструментов. Разложите эти рисунки по группам: народные и инструменты симфонического оркестра.
Работа с карточками в малых группах, контроль учителя, показ демонстрационного варианта, самопроверка.
Учитель: Ребята! Вы и раньше слушали симфоническую музыку и знаете, что она обладает особой выразительностью и изобразительностью. Сейчас мы с вами послушаем отрывок из симфонического музыкального произведения. Подумайте, что изображено в нем, какое время суток?
Прослушивание вступления к опере М.П. Мусоргского “Хованщина”.
Дети: (предполагаемые ответы) Утро, рассвет, рожок, лучи солнца, музыка как бы светлеет, становится громче, все просыпается…
Учитель: Вы абсолютно правы. Ведь эта музыка является вступлением к опере М.П. Мусоргского “Хованщина” и называется “Рассвет на Москва-реке”. Дети, а что же такое Москва?
Дети: Столица нашей Родины.(На карте помещается рисунок московского Кремля.)
Учитель: Скажите мне, пожалуйста, эта мелодия больше похожа на какой из “трех китов”?
Дети: Песню.
Учитель: Давайте попробуем ее спеть и покажем рукой движение мелодии (Вокализация).
Учитель: Ребята! Близка ли эта мелодия к народной песне?
Дети: Да.
Учитель: Очень часто композиторы черпали свое творческое вдохновение из народных истоков.
Учитель: Ребята! Поднимите руку, кто услышал в этом произведении звучание колокола. Послушаем еще раз. (Прослушивание фрагмента - звучание колокола) А кто мне скажет, что для России, Руси значат колокола?
Выслушиваются все ответы детей.
Учитель: Да, только на Руси с церквей раздаются колокольные звоны. Когда беда – звучит всполошный колокол, когда радость, победа – праздничный, ликующий колокол. Именно так, светлым звучанием колоколов заканчивается первая русская опера М.И. Глинки “Иван Сусанин”. (Портрет М.И. Глинки помещается на карту) В честь победы русского народа, в честь подвига простого русского крестьянина, спасшего Москву, светло и радостно звучат колокольные звоны, прославляя нашу великую русскую землю. Послушайте. (Прослушивание фрагмента)
Учитель: Друзья! Присоединимся к этому торжеству и споем начальные строки заключительного хора “Славься”, которые взяты эпиграфом к нашему сегодняшнему уроку.
Разучивание и исполнение четырех строк.
Учитель: Так что же все-таки означает слово Русь? В детском журнале “Мурзилка” я встретила рассказ писателя С. Романовского об этом. Послушайте.
“…Есть у слова “Русь” еще одно
значение, которое я не вычитал в книгах, а услышал
из первых уст от живого человека. На севере, за
лесами, за болотами встречаются деревни, где
старые люди говорят по-старинному. Почти так же,
как тысячу лет назад. Тихо-мирно я жил в такой
деревне и ловил старинные слова. Моя хозяйка,
Анна Ивановна, как-то внесла в избу горшок с
красным цветком. Говорит, а у самой голос
подрагивает от радости.
– Цветочек-то погибал. Я его вынесла на русь, - он
и зацвел!
– На русь! – ахнул я.
– На русь, соколик, на русь. На самую что ни на
есть русь.
Осторожно спрашиваю:
– Анна Ивановна, а что такое – русь?
– Русью светлое место зовем. Где солнышко. Да, все
светлое, почитай, так зовем. Русый парень, русая
девушка. Русая рожь – спелая. Убирать пора. Не
слыхал что ли никогда?
Я слова вымолвить не могу.
Русь – светлое место!
Русь – страна света. Милая светоносная моя Русь,
Родина, Родительница моя!”
Учитель: А теперь обратите внимание на карту. Какие же цвета здесь преобладают – светлые или темные?
Выслушиваются все ответы детей.
Учитель: Посмотрите, у нас тоже Русь получилась светлой. Через музыкальные образы природы, народа и Родины мы составили музыкальный портрет России. А республика Марий Эл, где мы с вами живем – наша малая родина – это часть России. Музыкальным искусством марийского народа, марийских композиторов мы тоже гордимся, ведь это частица многонационального музыкального искусства России. Я хочу пригласить вас в марийский музыкальный театр им. Э. Сапаева на оперу “Акпатыр”. Это первая марийская опера о героических событиях Пугачевского восстания в марийском крае и о марийском герое – Акпатыре.
Показ приглашения в театр на оперу с кратким содержанием, фотографиями и сведениями о композиторе.
А домашнее задание будет у вас необычное – сходить в театр и поделиться своими впечатлениями на следующем уроке.
Словесная оценка учителя работы детей на уроке.
Учитель: Встретимся в театре. До свидания.