Цель:
Обобщив материал по теме, “открыть” для себя новый материк.
Задачи:
Повторить пройденный ранее материал; продолжать развивать самостоятельность, инициативу, стимулировать соревновательность.
Подготовка и материалы:
Предварительно учитель должен изготовить игровое поле “рис.1” (или вычертить его на доске). Физическая карта Южной Америки. Телевизор и видеомагнитофон (мультфильмы “Ну, погоди!” 8-я и 17-ая серии). Два “волшебных” мешочка (или “чёрный ящик”, в которых находятся картофель и каучуковый мяч).
В форме игры материал воспринимается учащимися с большим интересом и усваивается прочнее, поэтому данный урок проводится в такой форме.
Ход игры:
Сформировать две команды, которые должны придумать название, связанное с материком. Объяснить правила игры.
Игровое поле разделено на сектора – вопросы из разных областей знаний. Каждый игрок по одному выходит к игровому полю и выбирает для себя вопрос той категории, в которой он, по его мнению, наиболее силён. Если ответ дан верно (при этом географические объекты указаны на карте), его команд получает то количество очков, в которое оценён вопрос. Если игрок затрудняется с ответом, то его команда может ему помочь, при этом на счёт команды записывается только половина очков. В ходе игры учитель предлагает каждой команде видеовопрос и “волшебный” мешочек.
Категории вопросов и их оценка в баллах:
“!” - вопрос, требующий дополнительных знаний по предмету;
“?” - вопрос на логику;
“улыбочка” - юмористический вопрос;
“г” - вопрос из области географии;
“б” - вопрос из области биологии;
“и” - вопрос из области истории;
“с” - вопрос страноведческого характера;
“цветные” вопросы оцениваются в 10 баллов, простые в 5.
Если у команд есть болельщики, то конкурс можно провести и среди них:
- Скороговорка (кто быстрее и правильнее скажет латиноамериканские названия): Аконкагуа – Поопо – Титикака – Пирорука
- Конкурс ребусов: “рис.2”
(гараж – ара)
(лимон – Лима)
(лампа – пампа)
(лампа – лама)
(Панама)
(Аргентина)
“!”
- Лучший футболист Бразилии (Пеле).
- Лучший футболист Аргентины (Марадона).
- Листья какого кустарника жуют индейцы (Кока).
- Почему иногда Южную Америку называют Латинской (т.к. открывали и осваивали испанцы и португальцы, т.е. народы латинской языковой группы).
“?”
“улыбочка”
“с”
- Столица Аргентины (Буэнос-Айрес).
- Столица Перу (Лима).
“и”
- Назвать 3 корабля Колумба (Пинта, Нинья, Санта-Мария)
- Кто первым догадался об открытии Нового материка (Америго Виспуччи)?
“б”
- Птица, питающаяся нектаром, которая может летать хвостом назад (Колибри).
- Самая крупная птица в Андах (Кондор).
- Самый крупный удав (Анаконда).
- Нелетающая птица Южной Америки (Страус Нанду).
- Какая рыба в Амазонке самая опасная (Пиранья).
- Хищник амазонских лесов (Ягуар).
- Как переводится “кебрачо” (Сломай топор, т.к. у этого дерева очень прочная древесина).
- Гигантская кувшинка в Амазонке (Виктория – Регия) .
“г”
- Океан, более всего влияющий на климат Ю.А. (Атлантический).
- Самый широкий пролив в мире (Дрейка).
- Самая засушливая пустыня в мире (Атакама).
- Самый высокий водопад в Ю.А. (Анхель).
- Какие 2 страны не имеют выход в море (Боливия, Парагвай)?
- Канал на севере Ю.А. (Панамский).
- Что означает высота 6960м (Самая высокая вершина Аконкагуа)?
- Тёплое течение у берегов Ю.А. (Бразильское).
- Холодное течение у берегов Ю.А. (Перуанское).
- Как переводится слово “Анды”? (Медные).
“Волшебный мешочек”
- Этот предмет имеет отношение к следующему: “Впервые он попал в Европу с конкистадорами, а в Россию был завезён Петром 1. Первоначально его цветы использовали для украшения дамских шляп, а плоды скармливали свиньям”. Сейчас мы не представляем жизнь без этого продукта (Картофель).
- Этот предмет имеет отношение к следующему: “Европейцы, впервые прибывшие к берегам Южной Америки, были шокированы следующим зрелищем: индейцы, сделав надрез на дереве, подставляли свою обувь под стекающий с дерева сок”. Ещё несколько лет назад автомобилисты не могли представить себе жизнь, без этого изделия (сейчас используют искусственный аналог этого). Оно находится в “волшебном мешочке” в виде игрушки. (Каучуковый мячик).
“Видеовопрос”
- Включаем отрывок из м/ф. “Ну, погоди!”, где Заяц и Волк катаются на коньках под музыку танго. Вопрос: Угадать танец и назвать его родину (Танго, Аргентина). (8-я серия).
- Включаем отрывок из м/ф. “Ну, погоди!”, где Заяц танцует ламбаду Вопрос: Угадать танец и назвать его родину. (Ламбада, Бразилия). (17-ая серия)
Подводим итог игре, подсчитывая баллы. Пока жюри работает, задаю учащимся вопрос: “Христофор Колумб, возможно, в конце своей жизни, догадывался о том, что он открыл новый материк. А вы для себя открыли Южную Америку? В чём это открытие?”