Тема: Письменный прием сложения и вычитания трехзначных и двузначных чисел без перехода через десяток.
Цель:
1) Познакомить детей с письменным приемом сложения и вычитания трехзначных и двузначных чисел без перехода через десяток.
2) Развивать внимание, логическое мышление, самоконтроль и самооценку учащихся.
Оборудование:
Воздушный шар с письмом;
карточки с ответами и буквами;
образцы волшебных линеек;
таблицы правил сложения и вычитания;
изображение Медной горы, гномов, ленты для грибов, грибы;
модели сотен, десятков, единиц;
сигнальные фонарики у каждого ученика;
алгоритм работы над задачей;
схемы краткой записи.
Ход урока:
- Организационный момент:
Учитель:
Ну – ка проверяй дружок,
ты готов начать урок?
Все ль на месте?
Все ль в порядке?
Ручка, книжка и тетрадка?
Все ли правильно сидят?
Все ль внимательно глядят?Дети:
Всякий раз и на уроке
Я готов всегда к работе
Смело, четко говорю
И тихонько сижу (дети садятся)
II. Постановка учебной задачи:
Учитель: Вы знаете, ребята! Сегодня утром в открытое окно нашего кабинета залетел воздушный шарик с посланием. Давайте прочитаем это послание (хорошо читающий ученик читает послание.)
Послание:
“Ребята, выручайте! Мы попали в беду. Нас заточила в подземелье Хозяйка Медной горы”
Учитель: От кого это письмо, мы узнаем, если выполним задание №1 в учебнике на стр. 52.(Учебник Л. Г. Петерсон 2 класс (1-4) часть 1).
1 столбик решают ученики первого ряда.
2 столбик – ученики второго ряда.
3 столбик – ученики третьего ряда.
(Дети самостоятельно решают примеры в учебнике, по 1 человеку от каждого ряда работают у доски. Они выбирают карточки с ответами, на которых записаны буквы, правильно выполнив задание на доске появится предложение.)
1 ряд | 2 ряд | 3 ряд |
444 + 4 = 448 Г | 444 – 4 = 440 Ы | 444 – 404 = 40 Х, |
444 + 40 = 484 Н | 444 – 40 = 404 А | 555 – 404 = 151 У |
444 + 400 = 844 О | 444 – 400 = 44 Х, | 666 – 404 = 262 Х |
444 + 440 = 884 М | 444 – 440 = 4 О | 777 – 404 = 373 ! |
Учитель: Прочитаем, от кого мы получили послание. Раз у нас получилась надпись, то мы можем говорить о правильности вычислений, которые выполнили дети у доски - они посчитали правильно.
– Проверьте свои вычисления, сверив ответы с ответами на доске и оцените правильность своей работы, нарисовав волшебную линеечку рядом со своим столбиком примеров в учебнике.
Учитель: Рассмотрим примеры первого столбика, что у них общего?
П
Дети: Все примеры на сложение и первое слагаемое одинаковое.
Учитель: Какие изменения произошли с первым слагаемым?
Дети: В первом примере изменяется количество единиц, так как мы прибавляли единицы. Во втором - количество десятков, так как мы прибавляли десятки. В третьем – количество сотен, так как мы прибавляли сотни. (Аналогично работаем со 2 и 3 столбиками).
Учитель: Итак, какие же правила помогли нам правильно найти значение выражений.
Дети: Правила сложения и правила вычитания.
Учитель: Найдите эти правила на столе-помощнике.
Дети: Ученик находит правила, дети читаем их хором.
1.Складываем единицы с единицами. 2. Складываем десятки с десятками. 3. Складываем сотни с сотнями. |
Правила вычитания 1.Вычитаем единицы из единиц. 2.Вычитаем десятки из десятков. 3. Вычитаем сотни из сотен. |
Учитель: Для того, чтобы помочь нашим друзьям, гномам Ах, Ох и Ух, мы должны, как настоящие сказочные герои, выполнить три задания Хозяйки Медной горы, тогда ее злые чары развеются и Медная гора (учитель обращает внимание детей на изображение горы) рассыплется.
Задание №1. Написать математический диктант.
Учитель: К результату задания, которое я продиктую, вы должны будете прибавить 200 и записать ответ.
а) Первое слагаемое - 20, второе слагаемое - 6. Найдите сумму (226).
б) Уменьшите 17 на 7 (210).
в) Увеличьте 30 на 5 (235).
Учитель: А теперь из результата задания, которое я продиктую, вы должны вычесть 100 и записать ответ.
а) Уменьшаемое 230 вычитаемое 30. Найдите разность.(100)
б) Уменьшите 324 на 200. (24)
(У доски работают 2 ученика. Доска разделена на две части: “Место сомнений” и “Место на оценку”).
Самостоятельно оценивает свою работу тот ученик, который работал на “Месте на оценку” (рисует шкалу правильности).
Учитель работает с учеником, который выполнял задание на “Месте сомнений”, выясняет какие трудности испытал ученик и вместе с классом разрешает их.
Учитель: А теперь ученики I – варианта запишите числа математического диктанта в порядке убывания, II – варианта – в порядке возрастания. Какие правила математики помогут нам в этом? (Дети рассказывают правила сравнения многозначных чисел. У доски работают по 1 человеку от каждого варианта).
I в 235 226 210 100 24
IIв 24 100 210 226 235
Учитель: Согласны ли вы с правильностью выполнения заданий учениками у доски? (Дети сигнализируют фонариками).
Учитель: Какое число лишнее в вашем ряду и почему? (24 – оно двузначное, остальные трехзначные.)
Тема: Сегодня на уроке мы будем учиться складывать двузначные и трехзначные числа, записывая решение в столбик.
Учитель: Мы успешно справились с заданием № 1 и посмотрите, часть горы у нас уже осыпалась!
Физкультминутка:
Топай, гномик,
Хлопай, гномик
Приседай со мной дружок
Руки вверх, вперед и вниз
Улыбайся и садись.
III. Открытие детьми нового знания:
Задание №2.
а) Найдите сумму и разность первого и последнего чисел первого задания первого варианта. (Ученик записывает решение в столбик на выбранном месте у доски, остальные работают в тетрадях).
235 235 + 24 - 24 259 211
Учитель: Проверим правильность решения, промоделировав его.
б) – А теперь найдем сумму и разность первого и последнего чисел в ряду II варианта.
– Какие числа будем складывать? (24 и 235)
24
+ 235
259
– Можем ли мы записать пример на вычитание? (нет, т. к. 24<235)
– Сравните ответы в примерах на сложение. Что вы заметили? (Ответы получились одинаковые.). Почему?
– Какой математический закон действовал при решении этих примеров.
Вывод: – Какие правила помогли нам решить примеры (Правила сложения и правила вычитания).
Оценка: Кто понял, как решать такие примеры, записывая решение в столбик, поставьте на полях восклицательный знак, а у кого остались вопросы – вопросительный знак.
Учитель: Ребята, посмотрите, еще часть горы обрушилась!
IV. Первичное закрепление:
Задание № 3.
Решите задачу:
Гномы заготовили на зиму 345 орехов, а грибов на 34 меньше. Сколько всего припасов заготовили гномы?
Учитель: – Решим задачу, воспользовавшись алгоритмом работы над задачей.
- Прочитайте задачу.
- Проведем анализ условия задачи.
- Начерти схему или запиши краткую запись задачи (выбери схему подходящую к задаче).
- Составь план решения задачи.
- Запиши решение задачи.
– Все ли слова вам понятны?
– Прочитай условие задачи
– Выдели объекты задачи (гномы, орехи, грибы)
– Выдели главные объекты задачи (орехи, грибы)
– Что ты знаешь об объектах? Как связаны объекты?
– Какой вопрос задачи?
– Можем ли мы сразу ответить на вопрос задачи? (Нет)
– Составим план решения задачи. (Один ученик работает у доски)
Записывают самостоятельно. (Один ученик доски)
Задача
- 345 – 34 = 311 (шт.) – грибов
- 345 + 311 = 656 (шт.) – грибов и орехов
345
– 34
311
345
+ 311
656
Ответ: 656 грибов и орехов.
Учитель: Кто справится быстрее, может подойти к “Столу заданий” и взять дополнительное задание.
6. Проверь решение.
7. Запиши ответ.
Учитель: Мы справились с последним заданием Хозяйки Медной горы, ее злые чары развеяны, гномы на свободе…
V. Итог урока: – Чему же мы сегодня научились на уроке?
Рефлексия:
– Оценим свое настроение на уроке. Если вы чувствовали себя хорошо, у вас радостное настроение подарите свой грибок гному – Ах.
Если вы не всегда чувствовали себя хорошо, у вас менялось настроение, то подарите свой грибок гному – Ух!
Если вы не довольны собой, у вас плохое настроение, то подарите грибок – Ох.
(У детей на столах лежат конверты, в которых находятся три нарисованных гриба разных цветов. Красный – радостное настроение, желтый – настроение менялось в ходе урока, синий – плохое настроение).
VI . Домашнее задание.