Цель:
– помочь учащимся в осознании роли отца в семье;
– формирование ответственности за семью;
– учить учащихся рассуждать, высказывать свою точку зрения.
План:
- Введение.
- Глава семьи.
- Осознанное родительство.
- Роль отца в семье.
- Заключение.
- Вводное слово ведущего.
Сегодня мы будем говорить о мужчинах. О том, какую роль исполняет мужчина в семье. Как вы представляете свою роль в будущей семье. Что знаете о воспитании детей и зачем дети вообще нужны. Что нужно детям и как им дать все необходимое.
2. Глава семьи.
Обращение к учащимся с вопросами:
– Кто такой глава семьи?
– По какому признаку можно определить главу семьи?
– Какими качествами он должен обладать?
Учащиеся высказывают свои мнения. Приводят примеры из жизни. Ведущий может записывать называемые качества на доске: кто обладает авторитетом; кто несет мир, развитие в семью; кто обладает гибкостью; кто берет ответственность за принятие решения; мудрость (знает законы существования и развития семьи); справедлив ко всем; в спорных вопросах имеет решающий голос.
Когда высказаны все мнения, ведущий подводит итог, объединяет суждения учащихся.
Тот, кто обладает такими качествами, может называться главой семьи. Но всегда ли мужчина обладает этими качествами? Всегда ли он – глава семьи? Поразмышляйте, в какой мере вам присущи эти качества.
3. Осознанное родительство.
Обращение к учащимся с вопросами:
– Когда молодому человеку, мужчине следует задуматься о своем отцовстве?
– Зачем семье иметь детей?
Высказывание мнений. Вот некоторые ответы: для продолжения эволюции; увидеть себя в другом качестве; для собственной реализации; наследник, кормилец; опора в старости .
– Что дети несут в семью? (Радость, новизну, творчество, познание)
– Что значит осознанное родительство? Как вы это понимаете?
Учащиеся высказывают свое мнение.
Если вы хотите испытать полную радость отцовства, чтобы ребенок родился здоровым, необходимо планировать его зачатие.
За несколько месяцев до зачатия ребенка нужно подготовиться физически. Во-первых, если вы курите, желательно избавиться от этой привычки; сократить до минимума, а еще лучше совсем перестать принимать алкоголь; пройти курс закаливания.
Затем нужно подготовить себя психологически к появлению ребенка. Нужно понимать всю степень ответственности за малыша, которому вы дадите жизнь. Когда родители ждут ребенка, они готовы жертвовать собой, своими удовольствиями.
Каждый ребенок от рождения уникальный и особенный. Это значит, что он может очень сильно отличаться от того, каким бы его хотели видеть родители. Каждому даны свои особые таланты. Родители должны не только терпеть особенности своих детей, но и принимать их. Ребенок все время создает всевозможные проблемы. Нужны знания, информация о том, как их решать. Все время нужно узнавать новое, продумывать как решать возникающие вопросы. И решать их так, чтобы находить лучшие решения, получать положительный опыт, накапливать этот опыт. Из этого и состоит интересная, радостная жизнь.
– Что необходимо, чтоб воспитать ребенка таким, каким вы хотите? (Знания о человеке, педагогике, разумность)
– Каким бы вы хотели видеть своего ребенка? (счастливым, здоровым, свободным, любящим, открытым…)
Чтобы все это состоялось важно уметь любить ребенка, отдавать ему силы и время. Бывает, что родители щедро дарят ребенку свою любовь, но не так, как это было бы ему наиболее полезно для его развития.
– Что значит любить ребенка? (Принимать безусловно; уважать его мнение; высказывать знаки внимания: ласку, заботу, внимание; давать свободу; давать необходимое (чувствовать что надо ребенку); проявлять чуткость…)
4. Роль отца в семье.
Быть отцом – трудное дело, но и самое благодарное. Это огромная ответственность, и, в то же время, большая честь. Многие мужчины, не занимающиеся воспитанием своего ребенка, даже не осознают, каких радостей себя лишают.
– Какова роль отца после зачатия ребенка?
Папа должен понимать, что происходит после зачатия с женщиной, что она чувствует, какие процессы идут, должен знать о всех изменениях которые с ней будут происходить.
После зачатия ребенок уже есть. У двоих уже появился кто-то третий, кто их объединяет. И именно папа несет ответственность за всех. Он должен осознавать важность того, что дает жизнь. И оба родителя должны дать по максимуму все своему ребенку.
Папа должен очень бережно относиться к жене в этот период, облегчать жене домашнюю работу, не нарушать покой мамы, привносить радость и красоту в семью.
Развитие ребенка - это процесс, и надо быть готовым к этому процессу, быть ответственным за него.
– А как вы относитесь к своему присутствию на родах?
Есть много стереотипов, мифов об этом. Чаще всего это представляется как боль. Все страхи, происходят оттого, что родители чаще всего не подготовлены ни физически, ни морально. Не имеют информации о том, что такое роды, какие процессы происходят. Какие стадии проходит ребенок во время рождения.
Когда начинаются роды, мама погружается в родовой процесс, она уходит в чувства, разум отодвигается. Вот здесь и может помочь папа. Он может направлять маму в родах, помогать силой своего разума, имеющейся информацией, знанием, пониманием, силой своего духа. Но для этого конечно необходима предварительная подготовка.
– А что такое воспитание?
– Как воспитывать ребенка?
– Как ваши отцы воспитывали вас? Хотели бы вы также воспитывать своих детей?
– Какие ошибки совершают отцы?
С подрастающим ребенком нужно общаться, у него возникает множество вопросов. Чтобы отвечать на эти вопросы, самому нужно много знать, уметь разбираться. Без понимания потребностей ребенка родители не в состоянии дать ему необходимое.
В идеале до 7 лет ребенок должен чувствовать, что он окружен заботой взрослых. С 7 до 14 ему нужно вдоволь играть, петь, мастерить, рисовать, играть на музыкальных инструментах, заниматься спортом, делать уроки. Нужно научить ребенка быть счастливым. Большинство взрослых совсем не умеют веселиться. Счастье – это искусство, и человек овладевает им в период с семи до четырнадцати лет.
Большинство родителей понимают, что должны научить своих детей трудолюбию и ответственности. Но дети учатся ответственности на примере ответственных родителей. Учатся трудолюбию, наблюдая как трудятся отец с матерью. Дети учатся главным образом посредством подражания. В итоге они ведут себя в жизни так же, как их родители. Понимая это, папа и мама могут смело следовать велениям своего сердца и прилагать все усилия, чтобы детство у детей было счастливым и радостным.
– А в чем, по вашему мнению, состоит разница в воспитании мальчиков и девочек?
У мальчиков обычно есть свои особые потребности, которые менее важны для девочек. Точно так же у девочек есть потребности, менее важные для мальчиков. Но главная потребность и у тех, и у других – любовь. Любовь может выражаться по-разному. Любовь родителей в первую очередь проявляется через доверие и заботу.
Заботиться – это готовность всегда прийти ребенку на помощь, заинтересованность в его благополучии, интерес к его личности, стремление сделать его счастливым, сострадание к его боли. Забота – это активная разновидность любви.
Доверять – значит признавать, что у ребенка все в порядке. Это вера в то, что ребенок может успешно учиться на собственных ошибках. Это вера в то, что ребенок всегда делает лучшее, на что способен, даже если на первый взгляд кажется, что это не так. Доверять – значит давать малышу свободу и пространство делать все самостоятельно.
Так вот мальчикам требуется больше доверия, а девочкам – заботы. Мальчик доволен собой, если может действовать самостоятельно. Добиваясь чего-то без посторонней помощи, он обретает уверенность в себе и чувство собственного достоинства. Девочка чувствует, что ее любят, если вы ей предлагаете помощь. Предложение помощи девочке – это жест заботы, а позволение мальчику сделать что-либо самостоятельно – жест доверия.
Мальчики испытывают потребность в том, чтобы окружающих радовали их достижения. Нужно давать высокую оценку их деятельности. Девочки испытывают потребность в том, чтобы их любили за то, какие они есть. нужно восхищаться ими.
Мальчик приходит в уныние, когда чувствует, что никому не нужен или не в силах выполнить поставленную перед ним задачу. Девочка приходит в уныние, когда чувствует, что помощи ей ждать неоткуда и придется все делать самой.
5. Заключительное слово ведущего.
Вот и заканчивается наш урок. Что вы сейчас чувствуете? Какие мысли приходят в голову? Что вызвала эта тема? Воспоминания своего детства или планы на будущее?
Хочется завершить вот таким детским стихотворением:
Кто постоит за меня горой?
Папа, конечно. Он мой герой.
Кому я секреты доверить могу?
Папе конечно. Ему одному.
С кем мне всегда и везде хорошо?
С папой, конечно. С кем же еще?