Тема: “Имя числительное”
Система: РО Занкова Л.В.
Класс: 3 (1 – 4)
Цель:
Знать: о признаках числительных, об отличиях числительных от других частей речи;
Уметь: находить числительные в тексте, различать количественные и порядковые числительные.
Ход урока.
1. Разминка “Как знаешь части речи”
(учащиеся стоят у своих мест, учитель задаёт вопрос, если ученик ответил верно, то присаживается)
а). Какие части речи знаете?
б). Существительное – это…
в). Прилагательное – это …
г). Глагол – это…
д). Местоимение – это…
е). Предлог – это…
ж). Назовите служебные части речи.
2. На доске записан текст:
Незнайка написал Гусле письмо из четырнадцати слов, допустил в каждом слове по три ошибки. Сколько ошибок в письме?
Задание:
– Прочитайте запись на доске.
(…)
– Что это такое?
(…)
– Почему текст?
(…)
– Почему задача?
(…)
Что вас удивило?
(…)
– Решите эту задачу.
(…)
Из скольких предложений состоит текст?
(…)
Спишите первое предложение и определите знакомые части речи.
(1 уч–ся работает у доски самостоятельно)
3. Проверка.
Назовите существительные, прилагательные,
глаголы, предлоги?
(…)
Почему слова четырнадцать и три в
некоторых случаях являются существительными, а в
других прилагательными?
(…)
– Видимо, с какой–то частью речи вы еще не
знакомы? Чаще всего, на каком уроке встречаетесь
с такими словами?
(На математике)
– Как они называются?
(Числа)
– Как же будет называться новая часть речи?
(…)
– Какая тема сегодняшнего урока?
“Имя числительное”
4. Исследование новой части речи.
– Давайте, исследуем эту часть речи.
Как это будем делать?
(…)
1). Задать вопрос.
2). Определить, что обозначает.
(в процессе обсуждения заполняется таблица)
вопрос |
что обозначает |
|
четырнадцать |
сколько? |
количество предметов |
три |
сколько? |
количество предметов |
второй |
какой? |
порядок предметов при счёте |
Формулируем правило.
(…)
5. Закрепление.
– Вспомните загадки, пословицы, в которых есть
числительные?
(…)
– Продолжите предложения–пословицы:
(дети записывают предложения в тетради)
– Один ум хорошо, а ….
– Не имей сто рублей, а ….
– Семьдесят одежек, а ..
– Подчеркните числительные.
(…)
6. Продолжение изучения новой темы.
На парте конверты с карточками:
(работа в парах)
– Прочитайте числительные.
Попробуйте разделить их на группы.
(…)
– Объясните, по какому признаку вы это сделали?
(...)
– Что обозначают эти числительные?
(…)
– Как можно назвать 1–ую группу числительных?
(Количественные).
– Что обозначают эти числительные?
(…)
Как назвать 2–ую группу числительных?
(Порядковые).
(на доске составляется схема–опора)
– Прочтите правило в учебнике. Совпадает ли
оно с тем, что сформулировали вы?
(…)
Упражнение № 512 ( выполняют самостоятельно). Русский язык. Полякова А.В.(1–4).
Прочитайте. Поставьте вопросы к числительным.
Был девятый час утра. Наш класс находится на первом этаже. Звонок прозвенел два раза. На втором уроке будет диктант. Лена сидит на третьей парте. Мы решили три примера. До каникул осталось четыре дня.
Выпиши в столбик сначала количественные, а потом – порядковые числительные.
Проверка по алгоритму.
7. Итоги (продуктивные задания на воспроизведение новых знаний).
– Какие можно задать вопросы по изученной теме?
(Дети задают вопросы:
Что такое имя числительное? На какие вопросы отвечает? На какие разряды делятся числительные? Что обозначают порядковые числительные? ...и т.д.)
8. Домашнее задание:
на выбор по уровням. Придумать, сочинить загадку о числительных, небольшое стихотворение, сочинить сказку.