Пояснительная записка.
Проблема публикации собственных трудов актуальна для людей самых разных профессий. Как подготовить оригинал-макет своего труда на персональном компьютере?
Изучение раздела “Издательское дело” предложено программой по информатике Н.В.Макаровой в 10 -11 классах. При ориентации в школе на разную предпрофессиональную подготовку курс рекомендуется для гуманитарных классов, но и в классах физико-математического профиля, биолого-химического профиля этот раздел будет актуален. Учащиеся изучают вёрстку в двух средах - текстовом процессоре Microsoft Word и в профессиональной издательской системе Page Maker. Освоение программных сред происходит в процессе решения конкретной задачи или проблемы.
На уроке “Введение в настольные издательские системы” учащимся предлагается домашнее задание, в котором они побывают в роли писателя, поэта, журналиста и подготовят печатный материал для школьной газеты (возможно газеты в зависимости от профиля), пользуясь знаниями и умениями создания и моделирования текстового документа (из базового курса). Учитель сохраняет печатные материалы учащихся для дальнейшего применения.
Заканчивая изучение раздела “Издательское дело в среде текстового процессора Microsoft Word” возможно проведение деловой игры “Реальна ли школьная газета в среде текстового процессора Microsoft Word?”, где печатные материалы учащихся будут использованы. Деловая игра поможет не только учителю выявить уровень овладения учащимися комплексом знаний и умений по этому разделу, но и учащимся познакомиться с профессиональной ситуацией и отношениями, в рамках которых выбирается оптимальный вариант решения рассматриваемой проблемы и имитируется его реализация на практике.
Конспект урока
Тема: Реальна ли школьная газета в среде текстового процессора Microsoft Word?
Цели урока:
сформировать знания и умения по подготовке печатного издания в среде текстового процессора Microsoft Word;образовательная:
развивающая: развивать внимательное отношение к напечатанному тексту и его грамотному оформлению;
воспитательная: содействовать формированию представлений, обеспечивающих понимание и оценку прекрасного в труде и общении.
Тип урока: урок деловая игра.
Методы: проблемно-поисковый.
Оборудование:
класс, оборудованный ПК; текстовый процессор Microsoft Word; текстовые файлы, содержащие печатные материалы для газеты; раздаточный материал для групп:
задание, инструкции, бумажные копии текстовых файлов, содержащие печатные материалы для газеты, учётная карточка группы, газеты.
Структура урока:
1. Постановка проблемы, целей. (2 мин.)
2. Инструктирование по вводу в игру.(3 мин.)
3. Процесс игры. (25 мин.)
4. Анализ и обобщение результатов игры. (8 мин.)
5. Подведение итога работы.(2 мин.)
Ход урока.
Основное содержание учебного материала |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
1. Постановка проблемы, целей. | После проверки готовности класса к
уроку сообщает, что сегодня проводиться
заключительный урок по разделу “Издательское
дело в среде текстового процессора Microsoft Word” и
его проблемный вопрос “Реальна ли школьная
газета в среде текстового процессора Microsoft Word?”. Ставится цель: применить весь комплекс знаний и умений по основам издательского дела в среде текстового процессора Microsoft Word в решении этой этого вопроса. |
|
2. Инструктирование по вводу в игру. | Излагает условия игры: Модель игры: Небольшая печатная компания, расширяет круг своих возможностей, одной из которых является газета. Проблемная ситуация: Разработка модели школьной газеты и реализация её среде текстового процессора Microsoft Word. Сообщает, что подкласс делится на группы по 4-5 человек. Группа получает пакет с заданиями, инструкциями, печатными материалами, учётной карточкой группы; текстовые файлы печатных материалов на флоппи диске; газетами других издательств. Ведущим игры является учитель, контролирующий ход игры. Определяет время работы. Разъясняет критерии оценки знаний и умений учащихся. |
Делятся на группы по 4-5 человек. Получают пакеты с инструкциями, заданиями, печатными материалами, учётной карточкой группы, пожеланиями. |
3. Процесс игры. Раздаточный материал; текстовые файлы печатных материалов на флоппи диске; газеты разных издательств. |
Контролирует ход игры, корректирует
действия учащихся в группах, если они уходят от
главной цели. Поддерживает учащихся в группах для снятия излишней напряжённости. |
Выполняют задания: - распределяют роли и функции между учащимися группы; - моделируют документ “Школьная газета”; - готовятся к анализу и обобщению результатов группы. |
4. Анализ и обобщение результатов игры.
|
Предлагает обсудить результаты работы
групп. Предполагаемые вопросы: - Соответствует ли полученный продукт замыслу? - Если вид документа не соответствует замыслу, что надо сделать? - Какие трудности испытывала группа в создании печатного издания? - Реальна ли школьная газета в среде текстового процессора Microsoft Word? Сопоставляет результаты работы групп, выделяя имевшиеся в игре достижения и недостатки. |
Защита каждой группой своих печатных
изданий. Осуществляют самооценку выполнения задания. Получают разъяснения по возникающим вопросам. |
5. Подведение итога работы. | Формулирует окончательный итог
занятия, оценивая степень выполнения
поставленной цели урока. Определяет основные навыки, которые будут полезны детям в будущем. Сообщает, что трудности, возникшие при создании печатного издания, возможно, будут разрешены в новой издательской среде Page Maker, с которой предстоит дальнейшее знакомство. |
Выставляют отметки в дневник. |
Раздаточный материал для групп.
Задание.
Разрешите проблему:
“Реальна ли школьная газета в среде текстового процессора Microsoft Word?”.
Цель игры: применить весь комплекс знаний и умений по основам издательского дела в среде текстового процессора Microsoft Word в создании печатного издания “Школьная газета”.
Ход игры:
Инструкция 1
Роли и функции участников группы.
Ответственный за газету - организовывает работу в группе:
- подхватывает новую инициативу, расширяет её, последнее слово за ним;
- побуждает к действию, принятию решений;
- следит, чтобы отдельные участники не занимались несколькими делами одновременно, чтобы все имели занятие;
- в случае оказания помощи участнику группы оказывает помощь;
- следит за бюджетом времени;
- разрешает конфликты;
- выступает с анализом и обобщением работы группы.
Ответственный за заголовок в печатном издании,
ответственный за компьютерную вёрстку 1 страницы,
ответственный за компьютерную вёрстку 2 страницы,
ответственный за компьютерную вёрстку газеты –
- предлагают версии названия газеты, названия рубрик газеты,
информационной модели газеты;
- отвечают за компьютерную вёрстку своих заданий;
- участвуют в подготовке анализов и обобщений работы группы.
Инструкция 2
Моделирование документа “ Школьная газета”
Этапы моделирования:
1. Постановка задачи: описание задачи, цель моделирования, формализация задачи (просмотреть печатный материал, придумать заголовок, названия рубрик газеты).
2. Разработка модели: информационная модель (создать эскиз газеты и продумать дизайн), компьютерная модель (каждый участник группы выполняет свою работу по роли).
3. Компьютерный эксперимент: план эксперимента, проведение исследования.
4. Анализ результатов (получение печатной копии печатного издания).
Учётная карточка группы
Школьная газета ____________________________________
№ | Фамилия, |
Ролевое |
Оценка эффективности
работы участника группы |
||||
1 |
2 этап |
3 |
4 |
||||
Информационная модель |
Компьютерная модель |
||||||
1 | ответственный за газету |
||||||
2 | ответственный за компьютерную вёрстку газеты |
||||||
3 | ответственный за заголовок в печатном издании |
||||||
4 | ответственный за компьютерную вёрстку 1 страницы |
||||||
5 | ответственный за компьютерную вёрстку 2 страницы |
Анализ и оценка работы группы: ____________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________
Для участников: анализируя и обобщая свои результаты в группе, осуществить самооценку выполнения задания поэтапно и заполнить учётную карточку группы.
Пример печатного материала
Печатный материал 1.
После осенней ярмарки в классах начальной школы появилась сорока с письмами, в которых “Золотая осень” приглашала малышей на праздник в своё сказочное царство. Дети очень обрадовались и стали готовиться со всей ответственностью, обратившись за помощью к родителям и учителям. Необходимы были новые костюмы, интересные номера художественной самодеятельности.
Мероприятие состоялось 30 ноября. Кого только не было на этом празднике! И Урожай, и Фея, и Экология, и Месяцы Осени, и, конечно же, сама красавица Осень. Были танцы, песни, стихи, театрализованное представление. Дети на сцене играли свои роли и дарили радость зрителям.
Праздник удался на славу, дети получили угощения, дары Золотой Осени. Лучшие артисты были награждены.
Хочется поблагодарить наших маленьких артистов – учеников 2А класса, 2Б класса, а также учеников 6-го класса Шипулина А. и Муратова А..
Праздник понравился всем: и артистам, и родителям, и ученикам. Так держать, начальная школа!
(Л.М.Казанина - учитель нач. школы)
Печатный материал 2.
Любимой школе…
Снова иду по знакомой дорожке…
Вот она школа – мой второй дом.
Радостно мне, но и грустно немножко:
Сколько всего меня ждёт в доме том?
Сколько прекрасных уроков, открытий,
Сколько хороших друзей меня ждёт.
Знаю, что каждый наш школьный учитель
В трудный момент нам на помощь придёт.
Вот и полвека уже простучало!
Только по-прежнему ты молода.
Милая школа! Ты жизни начало,
И не забыть школьных лет никогда.
Многие бабушки, папы и мамы,
Взрослые, важные, уж с сединой,
Снова твердят своим детям упрямо:
И мы ведь учились в “сороковой”.
Будь же, любимая школа, красивой!
Ученики тебе славу несут.
Пусть твоя жизнь будет доброй, счастливой,
Пусть тебя снова открытия ждут!
Автор: Башарова Дарья, ученица 8А класса.
Заключение.
Используя комплекс знаний и умений по разделу “Издательское дело в среде текстового процессора Microsoft Word” учащиеся получают продукт своей деятельности “Школьную газету”. Для её создания также были задействованы такие разделы как “Информационные процессы”, “Моделирование в среде текстового процессора Microsoft Word” из базового курса информатики.
Пример печатного издания “Школьная газета”.
Деловые игры служат развитию и формированию личности, вырабатывают инициативу и самостоятельность в принятии решений. Их строение отражает логику практической деятельности, и по этому они являются не только эффективным средством усвоения знаний и формирование умений, но и способом подготовки к профессиональному общению.
Деловая игра используется для решения комплексных задач усвоения нового, закрепления материала, развития творческих способностей, формирования общеучебных умений, даёт возможность понять и изучить учебный материал с различных позиций.
Список литературы.
1. Г.К.Селевко “Современные образовательные технологии”,1998г.
2.С.Г.Манвелов “конструирование современного урока математики”,2002г.
3. Программы общеобразовательных учреждений “Информатика”, 10-11 класс, 2002г.
4. “Информатика” под редакцией Н.В. Макаровой, СПб: Питер, 2002г.