Издательское дело в допрофессиональной подготовке школьников

Разделы: Информатика


 Пояснительная записка.

Проблема публикации собственных трудов актуальна для людей самых разных профессий. Как подготовить оригинал-макет своего труда на персональном компьютере?

Изучение раздела “Издательское дело” предложено программой по информатике Н.В.Макаровой в 10 -11 классах. При ориентации в школе на разную предпрофессиональную подготовку курс рекомендуется для гуманитарных классов, но и в классах физико-математического профиля, биолого-химического профиля этот раздел будет актуален. Учащиеся изучают вёрстку в двух средах - текстовом процессоре Microsoft Word и в профессиональной издательской системе Page Maker. Освоение программных сред происходит в процессе решения конкретной задачи или проблемы.

На уроке “Введение в настольные издательские системы” учащимся предлагается домашнее задание, в котором они побывают в роли писателя, поэта, журналиста и подготовят печатный материал для школьной газеты (возможно газеты в зависимости от профиля), пользуясь знаниями и умениями создания и моделирования текстового документа (из базового курса). Учитель сохраняет печатные материалы учащихся для дальнейшего применения.

Заканчивая изучение раздела “Издательское дело в среде текстового процессора Microsoft Word” возможно проведение деловой игры “Реальна ли школьная газета в среде текстового процессора Microsoft Word?”, где печатные материалы учащихся будут использованы. Деловая игра поможет не только учителю выявить уровень овладения учащимися комплексом знаний и умений по этому разделу, но и учащимся познакомиться с профессиональной ситуацией и отношениями, в рамках которых выбирается оптимальный вариант решения рассматриваемой проблемы и имитируется его реализация на практике.

Конспект урока

Тема: Реальна ли школьная газета в среде текстового процессора Microsoft Word?

 Цели урока:

образовательная: сформировать знания и умения по подготовке печатного издания в среде текстового процессора Microsoft Word;

развивающая: развивать внимательное отношение к напечатанному тексту и его грамотному оформлению;

воспитательная: содействовать формированию представлений, обеспечивающих понимание и оценку прекрасного в труде и общении.

Тип урока: урок деловая игра.

Методы: проблемно-поисковый.

Оборудование:

класс, оборудованный ПК; текстовый процессор Microsoft Word; текстовые файлы, содержащие печатные материалы для газеты; раздаточный материал для групп:

задание, инструкции, бумажные копии текстовых файлов, содержащие печатные материалы для газеты, учётная карточка группы, газеты.

Структура урока:

1. Постановка проблемы, целей. (2 мин.)

2. Инструктирование по вводу в игру.(3 мин.)

3. Процесс игры. (25 мин.)

4. Анализ и обобщение результатов игры. (8 мин.)

5. Подведение итога работы.(2 мин.)

Ход урока.

Основное содержание учебного материала

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1. Постановка проблемы, целей. После проверки готовности класса к уроку сообщает, что сегодня проводиться заключительный урок по разделу “Издательское дело в среде текстового процессора Microsoft Word” и его проблемный вопрос “Реальна ли школьная газета в среде текстового процессора Microsoft Word?”.

Ставится цель: применить весь комплекс знаний и умений по основам издательского дела в среде текстового процессора Microsoft Word в решении этой этого вопроса.

 
2. Инструктирование по вводу в игру. Излагает условия игры:

Модель игры: Небольшая печатная компания, расширяет круг своих возможностей, одной из которых является газета.

Проблемная ситуация: Разработка модели школьной газеты и реализация её среде текстового процессора Microsoft Word.

Сообщает, что подкласс делится на группы по 4-5 человек. Группа получает пакет с заданиями, инструкциями, печатными материалами, учётной карточкой группы; текстовые файлы печатных материалов на флоппи диске; газетами других издательств.

Ведущим игры является учитель, контролирующий ход игры.

Определяет время работы.

Разъясняет критерии оценки знаний и умений учащихся.

Делятся на группы по 4-5 человек.

Получают пакеты с инструкциями, заданиями, печатными материалами, учётной карточкой группы, пожеланиями.

3. Процесс игры.

Раздаточный материал; текстовые файлы печатных материалов на флоппи диске; газеты разных издательств.

Контролирует ход игры, корректирует действия учащихся в группах, если они уходят от главной цели.

Поддерживает учащихся в группах для снятия излишней напряжённости.

Выполняют задания:

- распределяют роли и функции между учащимися группы;

- моделируют документ “Школьная газета”;

- готовятся к анализу и обобщению результатов группы.

4. Анализ и обобщение результатов игры.

 

Предлагает обсудить результаты работы групп.

Предполагаемые вопросы:

- Соответствует ли полученный продукт замыслу?

- Если вид документа не соответствует замыслу, что надо сделать?

- Какие трудности испытывала группа в создании печатного издания?

- Реальна ли школьная газета в среде текстового процессора Microsoft Word?

Сопоставляет результаты работы групп, выделяя имевшиеся в игре достижения и недостатки.

Защита каждой группой своих печатных изданий.

Осуществляют самооценку выполнения задания.

Получают разъяснения по возникающим вопросам.

5. Подведение итога работы. Формулирует окончательный итог занятия, оценивая степень выполнения поставленной цели урока.

Определяет основные навыки, которые будут полезны детям в будущем.

Сообщает, что трудности, возникшие при создании печатного издания, возможно, будут разрешены в новой издательской среде Page Maker, с которой предстоит дальнейшее знакомство.

Выставляют отметки в дневник.

Раздаточный материал для групп.

Задание.

Разрешите проблему:

“Реальна ли школьная газета в среде текстового процессора Microsoft Word?”.

Цель игры: применить весь комплекс знаний и умений по основам издательского дела в среде текстового процессора Microsoft Word в создании печатного издания “Школьная газета”.

Ход игры:

Инструкция 1

Роли и функции участников группы.

Ответственный за газету - организовывает работу в группе:

- подхватывает новую инициативу, расширяет её,   последнее слово за ним;

- побуждает к действию, принятию решений;

- следит, чтобы отдельные участники не занимались несколькими делами одновременно, чтобы все имели занятие;

- в случае оказания помощи участнику группы оказывает помощь;

- следит за бюджетом времени;

- разрешает конфликты;

- выступает с анализом и обобщением работы группы.

Ответственный за заголовок в печатном издании,

ответственный за компьютерную вёрстку 1 страницы,

ответственный за компьютерную вёрстку 2 страницы,

ответственный за компьютерную вёрстку газеты

- предлагают версии названия газеты, названия рубрик газеты,

информационной модели газеты;

- отвечают за компьютерную вёрстку своих заданий;

- участвуют в подготовке анализов и обобщений работы группы.

Инструкция 2

Моделирование документа “ Школьная газета”

Этапы моделирования:

1. Постановка задачи: описание задачи, цель моделирования, формализация задачи (просмотреть печатный материал, придумать заголовок, названия рубрик газеты).

2. Разработка модели: информационная модель (создать эскиз газеты и продумать дизайн), компьютерная модель (каждый участник группы выполняет свою работу по роли).

3. Компьютерный эксперимент: план эксперимента, проведение исследования.

4. Анализ результатов (получение печатной копии печатного издания).

Учётная карточка группы

Школьная газета ____________________________________

Фамилия,
имя участника группы

Ролевое
задание

Оценка эффективности работы участника группы
в этапах моделирования документа

1
этап

2 этап

3
этап

4
этап

Информационная модель

Компьютерная модель

1   ответственный
за газету
         
2   ответственный
за компьютерную
вёрстку газеты
         
3   ответственный
за заголовок
в печатном издании
         
4   ответственный
за компьютерную
вёрстку 1 страницы
         
5   ответственный
за компьютерную
вёрстку 2 страницы
         

Анализ и оценка работы группы: ____________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________

Для участников: анализируя и обобщая свои результаты в группе, осуществить самооценку выполнения задания поэтапно и заполнить учётную карточку группы.

Пример печатного материала

Печатный материал 1.

После осенней ярмарки в классах начальной школы появилась сорока с письмами, в которых “Золотая осень” приглашала малышей на праздник в своё сказочное царство. Дети очень обрадовались и стали готовиться со всей ответственностью, обратившись за помощью к родителям и учителям. Необходимы были новые костюмы, интересные номера художественной самодеятельности.

Мероприятие состоялось 30 ноября. Кого только не было на этом празднике! И Урожай, и Фея, и Экология, и Месяцы Осени, и, конечно же, сама красавица Осень. Были танцы, песни, стихи, театрализованное представление. Дети на сцене играли свои роли и дарили радость зрителям.

Праздник удался на славу, дети получили угощения, дары Золотой Осени. Лучшие артисты были награждены.

Хочется поблагодарить наших маленьких артистов – учеников 2А класса, 2Б класса, а также учеников 6-го класса Шипулина А. и Муратова А..

Праздник понравился всем: и артистам, и родителям, и ученикам. Так держать, начальная школа!

(Л.М.Казанина - учитель нач. школы)

Печатный материал 2.

Любимой школе…
Снова иду по знакомой дорожке…
Вот она школа – мой второй дом.
Радостно мне, но и грустно немножко:
Сколько всего меня ждёт в доме том?

Сколько прекрасных уроков, открытий,
Сколько хороших друзей меня ждёт.
Знаю, что каждый наш школьный учитель
В трудный момент нам на помощь придёт.

Вот и полвека уже простучало!
Только по-прежнему ты молода.
Милая школа! Ты жизни начало,
И не забыть школьных лет никогда.

Многие бабушки, папы и мамы,
Взрослые, важные, уж с сединой,
Снова твердят своим детям упрямо:
И мы ведь учились в “сороковой”.

Будь же, любимая школа, красивой!
Ученики тебе славу несут.
Пусть твоя жизнь будет доброй, счастливой,
Пусть тебя снова открытия ждут!

Автор: Башарова Дарья, ученица 8А класса.

Заключение.

Используя комплекс знаний и умений по разделу “Издательское дело в среде текстового процессора Microsoft Word” учащиеся получают продукт своей деятельности “Школьную газету”. Для её создания также были задействованы такие разделы как “Информационные процессы”, “Моделирование в среде текстового процессора Microsoft Word” из базового курса информатики.

Пример печатного издания “Школьная газета”.

Деловые игры служат развитию и формированию личности, вырабатывают инициативу и самостоятельность в принятии решений. Их строение отражает логику практической деятельности, и по этому они являются не только эффективным средством усвоения знаний и формирование умений, но и способом подготовки к профессиональному общению.

Деловая игра используется для решения комплексных задач усвоения нового, закрепления материала, развития творческих способностей, формирования общеучебных умений, даёт возможность понять и изучить учебный материал с различных позиций.

Список литературы.

1. Г.К.Селевко “Современные образовательные технологии”,1998г.

2.С.Г.Манвелов “конструирование современного урока математики”,2002г.

3. Программы общеобразовательных учреждений “Информатика”, 10-11 класс, 2002г.

4. “Информатика” под редакцией Н.В. Макаровой, СПб: Питер, 2002г.