Цели:
Образовательная. Систематизация
представлений общих знаний слов (обозначая,
называют): значение действия. Развитие умений
ставить вопросы к этим словам.
Развивающая. Развивать устную речь, мышление,
внимание, память, наблюдательность детей.
Воспитательная. Воспитывать любовь к русскому
языку. Воспитывать чувство взаимопомощи,
аккуратность.
Оборудование:
Портрет А.С. Пушкина;
предметные картинки с изображением лошади,
мальчика, машины, черепахи;
учебник по русскому языку Р.Н. Бунеева 2 класс
(1–4);
таблички со словами.
Ход урока
Организационно-мотивационный момент
– Посмотрите на меня и послушайте строки А.С. Пушкина:
О, сколько нам открытий чудных
Готовит просвещенья дух…
– Как вы считаете, почему мы начали урок с этих слов? (ответы детей).
– Да, нам предстоит сделать несколько открытий. Вы будете исследователями, которые познают новое и делают открытия. Тему основного исследования вы сформулируете сами. Результаты будем записывать в тетрадь.
– Будьте внимательны, в конце урока вы оцените свои действия.
Чистописание
– Откройте тетради, запишите число и классную работу.
– Для начала восстановим в памяти некоторые знания: исследуем начертание буквы “р”, вспомним, как правильно соединять эту букву с другими буквами.
/ / // // // р р
ра ря ри ру ро
а) Фонетическая минутка
– Какие звуки могут обозначаться буквой “р”?
– Дайте характеристику звуку (р)
– В каких соединениях второй строки буквой “р” обозначается твердый (р)? Докажите.
– Дайте характеристику звуку (р,)
– В каком соединении второй строчки буквой “р” обозначается мягкий (р,)? Почему?
б) Графическая минутка
– Обратите внимание, из каких элементов состоит буква “р”.
(Длинная прямая наклонная линия, короткая линия с закруглениями вверху и внизу).
Запись наклонных линий.
– Соблюдайте наклон, высоту буквы, размер букв.
– Назовите лишнее соединение букв 2-й строчки.
(Запись соединений букв).
Словарная работа
– Внимательно посмотрите на записи, выберите слово, в котором есть слог “ра” (работа).
– Запишите его на следующей строке, выделите орфограмму, поставьте ударение. Выделите корень.
– Это новое слово? (ответы детей).
– А знаете ли вы о происхождении этого слова? Исследуйте его. (Ответы учащихся).
Сообщение ученицы. Этимология слова “работа”.
– Открытия совпали? (ответы детей).
Работа с пословицей: Рукам – работа, душе – праздник.
– Каков смысл этой пословицы?
– Замените слово “работа” синонимом.
Работа над темой урока. Актуализация знаний
Проблемная ситуация (предлагается двум учащимся у доски заняться делом: спеть и станцевать. Этим учащимся предлагаются листочки с записями действий; остальные учащиеся наблюдают, делают открытия, а затем записывают).
Запись: Настя (что делает?) поет.
Саша (что делает?) танцует.
– На какие вопросы отвечают имена детей? Почему?
– А другие слова?
– Что обозначают эти слова?
– Какое открытие вы сделали?
Вывод: слова, отвечающие на вопрос (что делает?), обозначают действие предмета (глагол).
– У исследователей должна быть хорошая память и внимание. А у вас?
Первичное закрепление знаний
Чтение отрывка из сказки А.С. Пушкина “Сказка о царе Султане” (ученик читает наизусть).
– Отрывок из какого произведения вы услышали? (связь с началом урока).
– Как можно озаглавить его?
Работа с учебником
Проверьте себя. Откройте учебник на стр.52. Назовите упражнение. Задание к упражнению выполняется устно.
Запишите предложение, дополните словами-действиями из текста.
Белка (что делает?) живет, грызет, поет (один ученик работает с обратной стороны доски).
Самопроверка.
Вывод: Когда происходят действия? (ответы учащихся).
Физминутка
Дети воспроизводят действия белки из упражнения учебника.
Наблюдение над словами, отвечающими на вопрос: что делал? что сделал?
– Когда происходили действия, которые выполняли Саша и Настя?
Сформулируйте вопрос.
Запись:
Настя (что делала?) пела. Саша (что сделал?) станцевал.
Вывод: О тех действиях, которые уже произошли, спрашивают: что делал? что сделал?
Потренируйтесь в постановке вопроса.
Домашнее задание
Упражнение 82.
(Выполнение по образцу)
Творческая работа
(Игровой момент).
Ситуация: картинки (лошадь, мальчик, машина, черепаха) смешаны, в результате образовалась пробка – остановилось движение.
– Ваша задача: исследуйте ситуацию, предложите выход.
Дети предлагают варианты: в порядке уменьшения скорости движения объектов, увеличения скорости объектов.
– Найдите лишний предмет и запишите его действие.
Машина мчится.
Итог урока.
– Вернемся к началу урока. Какие открытия вы для себя сделали?
Вывод: Чтобы совершить открытия, нужно приложить усилия (работать).
– Как вы оцените свою работу на уроке?
(Самооценка учащихся).
Оценка работы учащихся на уроке учителем.