Урок русского языка во 2-м классе. "Наблюдения над словами, обозначающими действия предметов"

Разделы: Начальная школа


Цели:

Образовательная. Систематизация представлений общих знаний слов (обозначая, называют): значение действия. Развитие умений ставить вопросы к этим словам.
Развивающая. Развивать устную речь, мышление, внимание, память, наблюдательность детей.
Воспитательная. Воспитывать любовь к русскому языку. Воспитывать чувство взаимопомощи, аккуратность.

Оборудование:

Портрет А.С. Пушкина;
предметные картинки с изображением лошади, мальчика, машины, черепахи;
учебник по русскому языку Р.Н. Бунеева 2 класс (1–4);
таблички со словами.

Ход урока

Организационно-мотивационный момент

– Посмотрите на меня и послушайте строки А.С. Пушкина:

О, сколько нам открытий чудных
Готовит просвещенья дух…

– Как вы считаете, почему мы начали урок с этих слов? (ответы детей).

– Да, нам предстоит сделать несколько открытий. Вы будете исследователями, которые познают новое и делают открытия. Тему основного исследования вы сформулируете сами. Результаты будем записывать в тетрадь.

– Будьте внимательны, в конце урока вы оцените свои действия.

Чистописание

– Откройте тетради, запишите число и классную работу.

– Для начала восстановим в памяти некоторые знания: исследуем начертание буквы “р”, вспомним, как правильно соединять эту букву с другими буквами.

/ / // // // р р

ра ря ри ру ро

а) Фонетическая минутка

– Какие звуки могут обозначаться буквой “р”?

– Дайте характеристику звуку (р)

– В каких соединениях второй строки буквой “р” обозначается твердый (р)? Докажите.

– Дайте характеристику звуку (р,)

– В каком соединении второй строчки буквой “р” обозначается мягкий (р,)? Почему?

б) Графическая минутка

– Обратите внимание, из каких элементов состоит буква “р”.

(Длинная прямая наклонная линия, короткая линия с закруглениями вверху и внизу).

Запись наклонных линий.

– Соблюдайте наклон, высоту буквы, размер букв.

– Назовите лишнее соединение букв 2-й строчки.

(Запись соединений букв).

Словарная работа

– Внимательно посмотрите на записи, выберите слово, в котором есть слог “ра” (работа).

– Запишите его на следующей строке, выделите орфограмму, поставьте ударение. Выделите корень.

– Это новое слово? (ответы детей).

– А знаете ли вы о происхождении этого слова? Исследуйте его. (Ответы учащихся).

Сообщение ученицы. Этимология слова “работа”.

– Открытия совпали? (ответы детей).

Работа с пословицей: Рукам – работа, душе – праздник.

– Каков смысл этой пословицы?

– Замените слово “работа” синонимом.

Работа над темой урока. Актуализация знаний

Проблемная ситуация (предлагается двум учащимся у доски заняться делом: спеть и станцевать. Этим учащимся предлагаются листочки с записями действий; остальные учащиеся наблюдают, делают открытия, а затем записывают).

Запись: Настя (что делает?) поет.

Саша (что делает?) танцует.

– На какие вопросы отвечают имена детей? Почему?

– А другие слова?

– Что обозначают эти слова?

– Какое открытие вы сделали?

Вывод: слова, отвечающие на вопрос (что делает?), обозначают действие предмета (глагол).

– У исследователей должна быть хорошая память и внимание. А у вас?

Первичное закрепление знаний

Чтение отрывка из сказки А.С. Пушкина “Сказка о царе Султане” (ученик читает наизусть).

– Отрывок из какого произведения вы услышали? (связь с началом урока).

– Как можно озаглавить его?

Работа с учебником

Проверьте себя. Откройте учебник на стр.52. Назовите упражнение. Задание к упражнению выполняется устно.

Запишите предложение, дополните словами-действиями из текста.

Белка (что делает?) живет, грызет, поет (один ученик работает с обратной стороны доски).

Самопроверка.

Вывод: Когда происходят действия? (ответы учащихся).

Физминутка

Дети воспроизводят действия белки из упражнения учебника.

Наблюдение над словами, отвечающими на вопрос: что делал? что сделал?

– Когда происходили действия, которые выполняли Саша и Настя?

Сформулируйте вопрос.

Запись:

Настя (что делала?) пела. Саша (что сделал?) станцевал.

Вывод: О тех действиях, которые уже произошли, спрашивают: что делал? что сделал?

Потренируйтесь в постановке вопроса.

Домашнее задание

Упражнение 82.

(Выполнение по образцу)

Творческая работа

(Игровой момент).

Ситуация: картинки (лошадь, мальчик, машина, черепаха) смешаны, в результате образовалась пробка – остановилось движение.

– Ваша задача: исследуйте ситуацию, предложите выход.

Дети предлагают варианты: в порядке уменьшения скорости движения объектов, увеличения скорости объектов.

– Найдите лишний предмет и запишите его действие.

Машина мчится.

Итог урока.

– Вернемся к началу урока. Какие открытия вы для себя сделали?

Вывод: Чтобы совершить открытия, нужно приложить усилия (работать).

– Как вы оцените свою работу на уроке?

(Самооценка учащихся).

Оценка работы учащихся на уроке учителем.