Работа школьной библиотеки по профориентации посредством правового воспитания и образования школьников

Разделы: Организация школьной библиотеки


Тема: Методическая разработка.

Цель: Создать условия для получения знаний, информации по правовому образованию и воспитанию школьников

Вступление.

“Школа – это, прежде всего слово, книга и живые человеческие отношения.
книги выстраивают судьбы”

/В.А.Сухомлинский/.

Нормальное существование современного общества невозможно без высококвалифицированных кадров. Очевидно, что Россия третьего тысячелетия будет такой, какой вклад в ее развитие сможет внести современная молодежь. Следовательно, в данной ситуации возникает необходимость помочь молодежи в выборе профессии. Ограничение доступа детям и подросткам к информации ведет к случайному выбору профессии, снижает их конкурентноспособность на рынке труда. Школьная библиотека, как одно из важнейших звеньев системы воспитания, должна оказывать своим молодым читателям помощь в адаптации к новым экономическим отношениям, создавать предпосылки для развития их интеллектуального и личностного потенциала, повышать уровень информированности о различных аспектах мира современных профессий. В 1998 году была разработана и внедрена в практику работы целевая комплексная программа “Чтобы рос человек".

img1.gif (120703 bytes)

Цель программы: создание условий для самореализации человека, как субъекта деятельности, как индивидуальности способной принимать решения в ситуациях морального выбора и нести ответственность за эти решения. Школьная библиотека, используя все формы и методы библиотечной работы, активно приняла участие в реализации этой программы. Задачи библиотеки по данному направлению были поставлены следующие:

Ориентация детей на получение новых знаний о профессии, оперативное представление всем читателям нужной им информации, психологическое консультирование родителей, оказание методической помощи педагогам школы. Помощь библиотеки в реализации программы начинается с общения с учащимися младших классов. Эти дети только начинают жить в обществе, и не знакомы с законами этого общества. В связи с этим библиотека помогает узнать детям: как, и кем рассматриваются и охраняются в обществе интересы личности ребенка. Для этого с учащимися 2-3 классов проводятся классные часы, мероприятия по темам: " В мире профессий"- беседа-игра; "Знакомство с конвенцией о правах человека"- брейн-ринг; " В мире сказок", " Права сказочного государства"; классный час, "Я и имена"; урок-игра, интеллектуально- познавательная игра "Звездный час", "Мир начинается с меня" (по материалам конвенции о правах человека). На таких занятиях речь идет о понимании человеческого достоинства, умении распознать различия в людях и принимать их такими, какие они есть, умение слушать и уважать чужое мнение. Кроме того, в интересной, увлекательной форме ведется разговор о специалистах, которые могли бы защитить права детей. Для старших классов, вместе с учителями права и обществознания, проводятся занятия, на которых предусматривается знакомство учащихся с актами в области прав человека, формируются навыки пользования ими. Темы занятий разнообразны: "Права человека и законы"; Право на жизнь"; "Право на свободу" и т. д. Современных детей сейчас не удовлетворяет пассивное слушание, они хотят действовать, творить; поэтому все мероприятия проводятся в виде дискуссий, ролевых игр. Игры заставляют задуматься, пережить ситуацию, в которую может попасть каждый, проиграть ситуацию с 2-х позиций: человека-нарушителя закона и специалиста в области права. Все это помогает формировать свое мировоззрение, развивает интеллект, речь, отстаивать свое мнение, навыки будущей профессии.

Школьная библиотека - это школьный учебный центр, поэтому ни одна предметная неделя, ни один месячник, посвященный знаменательным датам, важнейшим историческим событиям, профессиональным праздникам не обходится без участия библиотеки. Уже стало традицией в школе, в октябре проводить месячник правовых знаний и 10 октября отмечать Международный день прав человека. К этим датам готовиться обзор литературы на правовые темы, правовые игры, выставки, выступления на школьном радио. Темы для радиовыступлений разнообразны: "Профессия-юрист"; "Права ребенка-это твои права" и т. д. В этом году интересно прошла игра- дискуссия для учащихся 9-х классов - "Исторический брифинг". Цель игры - пробудить интерес к чтению исторической и юридической литературы. К данному мероприятию подбиралась литература и документы, в которых отражены мифы советской эпохи о "врагах народа", а также информация о реальном положении этих групп людей в СССР. При подготовке определились группы учащихся 9-х классов:

–"архивисты” (группа, подбирающая отрывки из газетных публикаций и художественной литературы, сатирические плакаты 20-30 гг. и т. д.);
– "журналисты" (группа, готовящая историко-журналисткое расследование);
– "враги народа"(группа, готовящая "биографии" "врагов народа", используя литературу);
– "прокурора";
– "судебного секретаря";
– "экспертов" (группа, по ходу действия делающая независимые высказывания, и т. д.) (приложение№1/ использованы материалы журнала "Ваше право"/ лист1 лист2   лист3  лист4)

Эта игра проводилась совместно с учителями истории. Она помогла учащимся овладеть азами юридических профессий.

Оказание посильной информационной методической и психологической помощи родителям учащихся по вопросам профессионального определения их детей - вот ещё одна грань деятельности школьной библиотеки. Вместе с завучем по воспитательной работе и учителями права разработан цикл бесед с родителями: "Сто советов для родителей", "Права и обязанности родителей и детей", "Путь к успеху вашего ребенка", "Учебные заведения г. Златоуста и Челябинской области". Эти беседы с родителями всегда вызывают у них заинтересованность. Одним из аспектов правовой просветительской работы школьной библиотеки является оформление выставок для учащихся. По данной тематике их было несколько: "Великая книга жизни" (Конвенция о правах ребенка), "Права человека", "Твой путь к успеху", "Тебе абитуриент" и т. д. Цель данных выставок: помочь читателям найти необходимую информацию об учебных заведениях города и области, подготовиться к экзаменам, выбрать профессию по душе. Одним из разделов работы школьной библиотеки по профориентации - это работа с педагогами- предметниками, преподающими в специализированных социально- правовых классах. Учителя также имеют возможность познакомится непосредственно с учебными и методическими материалами. Библиотека может им предложить: методическое пособие по проекту "Живое право", комплект учебников и пособий "Основы правовых знаний" для 8-9 классов, учебно-методическое пособие для учителей и книги для учащихся по проекту"Мой выбор" и т. д. Все новинки литературы оперативно освещаются на совещаниях школьных методических объединений учителей -предметников, что положительно влияет на информированность педагогов и повышает их эффективность работы. В библиотеке выделен специализированный тематический комплекс по правовому воспитанию и выбору специальностей. Кроме того, создана и ведется тематическая картотека в помощь классным руководителям по профориентации. Вот уже несколько лет наша библиотека проводит совместную работу со школьным правовым клубом старшеклассников "Фемида" (руководитель Залога Вера Николаевна). Деятельность клуба ставит перед собой цель донести до детей их права и помочь отстаивать их. В клубе действуют несколько направлений: профессиональное (изучение основ будущих специальностей); правовое образование и т. д. Члены клуба выступают перед родителями, учащимися младших классов, участвуют в общественных акциях: например - "Наши права", организуют благотворительную деятельность. Для работы клуба библиотекарь подбирает из журналов и газет, книг новые нормативные акты, новые законы, оказывает помощь в выпуске газеты - "Вместе", проводит опросы, анкетирование, дискуссии по острым темам нарушений прав и правовой защиты. Интересна также совместная работа по организации встреч с представителями правоохранительных органов. Помощь заключается в том, чтобы помочь отобрать интересные вопросы для дискуссии. На встрече с учащимися уже побывали: адвокаты, следователи, работники налоговой полиции, депутаты Государственного собрания, студенты факультетов экономики и права, журналисты. Наиболее удачно прошла в клубе игра "Имею право". Цель игры: расширить кругозор в области прав и законности.

Воспитать в детях уважение к законам государства. Научить пользоваться своим правом гражданина России.

На уроках права в 10-11 социально-правовых классах раз в четверть проводится обзор правовой литературы. Члены клуба "Фемида" членами научного общества учащихся, выполняют с учителями истории и обществознания исследовательские работы и очень часто обращаются за литературой в библиотеку, где получают квалифицированную помощь библиотекаря. За время существования социально- правового класса 52 учащихся поступили в учебные заведения города и области, выбрав специальности, связанные с правом и юриспруденцией. Несомненна в этом заслуга школьной библиотеки и педагогического коллектива. Школьная библиотека-это действительно та организация, которая действительно может многое сделать в области правового и профессионального просвещения.