Технология РКМЧМ на уроке географии

Разделы: География


Тип урока: интегрированный (география, ИВТ)

Методы обучения: частично-поисковый.

Формы организации учебной деятельности: фронтальная, индивидуально-групповая

Оборудование: компьютеры, мультимедийный проектор, экран, звуковые колонки, сканер, видеокамера, программное обеспечение: “Explorer”, Power Point, с применением мультимедийных технологий, учебник географии Т.П. Неклюкова, атлас.

Урок проводился по технологии “Развитие критического мышления через чтение и письмо” (РКМЧП). Для эффективности обучения учитель совместно (именно СОВМЕСТНО) с учениками должен пройти через три стадии: стадию вызова (пробуждения интереса к предмету), стадию реализации смысла (осмысления материала во время работы над ним) и стадию рефлексии (обобщения материала, подведения итогов).

Задачи фазы вызова:

  • актуализировать имеющиеся у учащихся знания и смыслы в связи с изучаемым материалом;
  • пробудить познавательный интерес к изучаемому материалу;
  • помочь учащимся самим определить направление в изучении темы.

Задачи фазы реализации смысла:

  • помочь активно воспринимать изучаемый материал;
  • помочь соотнести старые знания с новыми.

Задачи стадии рефлексии:

  • помочь учащимся самостоятельно обобщить изученный материал;
  • помочь самостоятельно определить направления в дальнейшем изучении материала.

Стратегия ЗХУ – использование “Таблицы Донны Огл”

Рекомендации по использованию приема “Таблица Донны Огл”:

  1. Этот прием весьма эффективен при работе с текстами, насыщенными информацией.
  2. Очень важно при работе с этой таблицей соблюдать следующую последовательность действий: сначала дети заполняют столбики индивидуально, затем в парах и, наконец, в группе.
  3. Помните о важности работы с колонкой “Главные слова”. Умение эффективно мыслить категориями информации, которое развивается на этом этапе работы с таблицей, помогает учащимся целостно, системно познавать мир.

Учащиеся работают с таблицей ЗХУ. Приведем вариант таблицы.

Рабочая таблица З-Х-У

1. З – что мы знаем

Х – что мы хотим узнать

У – что мы узнали и что нам осталось узнать

 

 

 

 

2. Категории информации, которыми мы намерены пользоваться.

3. Источники, из которых мы намерены получить информацию.

 

 

 

Цели урока:

  • расширить и углубить знания о Мировом океане через умение самостоятельно работать с источниками географической информации (текстом учебной статьи, научной статьи из Интернета);
  • научить школьников работе с текстом, применяя стратегию “ЗХУ” из технологии “Развитие критического мышления через чтение и письмо”;
  • обучить учащихся навыкам поиска дополнительной информации по географии через интернет-ресурсы и ее переработки;
  • продолжить формирование бережного отношения к объектам природы.

Ход урока:

 

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Вызов

1. Целеполагание 1. Совместно с учителем ставят цели урока.
2. Организует заполнение таблицы ЗХУ учащимися.

3. Заполняет таблицу на доске.

2. Заполняют таблицу ЗХУ.

3. Фронтальная беседа.

Осмысление

4. Организует работу с текстом учебника “География” Т.П. Герасимова, Н.П. Неклюкова

§ 28 стр. 103-104.

4. Чтение текста с пометками, индивидуальное заполнение в таблице графы “узнал”.

Обсуждение друг с другом в группах результатов заполнения таблицы.

5. Заполняет со слов учащихся графу “узнал” на доске. 5. Фронтальная беседа.
6. Задает вопросы по тексту:

а) Остались ли у вас вопросы без ответа?

б) Почему только с середины ХХ века стало возможным изучение глубин океанов и морей?

в) Когда начались первые научные исследования Мирового океана?

6. Фронтальное обсуждение с опорой на текст и видеоряд на экране.

Заполняют IV графу в таблице “Что бы еще хотели узнать о Мировом океане”

7. Организует работу по поиску дополнительной информации через Интернет-ресурсы (по алгоритму приложения №3). 7. Включаются в поиск информации индивидуально по предложенному алгоритму.

Выполняют распечатку текста “Корабли науки”.

8. Организует работу с текстом “Корабли науки”. 8. Чтение текста с пометками и ответами на вопросы. (приложение №4)

Рефлексия

9. Подводит итоги урока, возвращаясь к целям урока. 9. Составляют по группам кластер (приложение № 2 )
10. Использует мультимедиа и представляет видеоряд на экране.

( рис. №1, №2, №3)

10. Представление кластера у доски на фоне видеоряда.

 

 Рисунки №1, №2, №3

Рисунок 1 Рисунок 2
Рисунок 3

Приложение №1 Текст к уроку

Корабли науки.

Когда начались океанические экспедиции? Первым в мире научным океанологическим кораблем стал английский корвет “Челленджер” водоизмещением 2300 т. Правда, промеры глубин, измерения температуры воды и скорости морских течений проводились и до этого, хотя бы во время экспедиций знаменитого английского мореплавателя Дж. Кука. Но “Челленджер” был первым специализированным кораблем. В 1872 году он отправился в экспедицию, продолжавшуюся четыре года. На борту корабля находились известные ученые разных специальностей. Догадался, наконец, человек, что корабли надо снаряжать и для исследований Мирового океана. С такой идеей выступило английское Королевское географическое общество. “Челленджер” полностью переоборудовали: с военного корабля сняли все пушки, освободив место для химической и фотолаборатории, большого аквариума. На палубе установили мощную паровую лебедку для подъема тралов и лота. Именно эти устройства и были в ту пору основными “инструментами” океанологов. Трал – это сеть для сбора образцов морской фауны и флоры. А лотом моряки издавна промеряли глубины. Простейший лот – конусовидное свинцовое грузило, привязанное к лотлиню – веревке, разделенной отметками на футы или метры. Моряк бросал его за борт, и, как только груз ложился на дно, натяжение лотлиня ослабевало. Подняв лот на палубу, определяли, насколько лотлинь погрузился в воду. С помощью лота океанолог мог получить и другие сведения. Термометр на лотлине фиксировал температуру на разных глубинах. Прикрепляли к нему и другие датчики, емкости для сбора проб морской воды.

Первый научный корабль прошел по многим морям и океанам, совершив кругосветное путешествие, и ученые собрали столько разнообразных сведений, что их пришлось потом обрабатывать 20 лет. Научные материалы составили 50 объемных томов с 2279 картами, схемами и рисунками.

Участников первого океанологического плавания интересовало все: жизнь обитателей Мирового океана, строение его дна, подводные течения… Они провели 370 глубоководных промеров, 255 измерений температуры воды, 240 тралений. Именно ученые “Челленджера” первыми установили, что на океанском дне есть горные цепи и глубокие ущелья, что, несмотря на постоянный мрак и холод, жизнь в океане существует и на больших глубинах – тралы доставляли на борт удивительных глубоководных рыб.

Кроме того, впервые из глубин были подняты образцы подводных полезных ископаемых… Ученые систематически брали пробы морской воды, определяли их состав, сравнивали, чем отличаются образцы, взятые в разных географических точках и на разной глубине. Теперь это может показаться удивительным, но в ту пору даже состав морской воды во многом оставался для науки загадкой.

Приложение №2 Кластер

 Приложение 2

Приложение №3 Алгоритм поиска информации в интернете

Приложение 3

 Приложение №4 Вопросы к тексту

1. Как назывался первый научный океанологический корабль?
2. В каком году этот корабль отправился в экспедицию, продолжавшуюся 4 года?
3. Почему учёным с корабля “Челенджер” пришлось обрабатывать полученные сведения 20 лет?
4. Что интересовало участников первого океанологического плавания и почему?