Данный проверочно-обобщающий урок проводится в целях выяснить уровень знаний учащихся по данному курсу, повторить и закрепить пройденный материал. Нетрадиционная форма урока дает ряд преимуществ, как для ученика, так и для учителя. Суть их заключается в следующем: ученик выполняет работу в индивидуальном режиме, который позволяет ему пропустить вопросы, вызвавшие затруднение и вернуться к ним позже; игровая форма снижает психологическое напряжение, вызванное условиями контрольной работы, даже в некотором смысле расслабляет учащегося, и он приступает к работе в более спокойном и уравновешенном состоянии, чем при обычной контрольной. Учитель, со своей стороны, во время контрольной работы является только наблюдателем, отвечая лишь на те вопросы учащихся, которые не требуют разъяснения собственно по содержанию теста. При проверке контрольных листов работа учителя значительно облегчается тем, что ему необходимо проверить правильность фактически только одного слова. Таким образом, происходит значительная экономия физических и душевных сил, а так же времени, как со стороны учителя, так и со стороны ученика.
Содержание урока.
После того, как прошел организационный момент, и все учащиеся готовы, сидя за компьютерами, приступить к работе, учитель раздает контрольные листки (размером примерно в четверть тетрадного листа). На этих листках учащиеся надписывают свои данные, а так же номер варианта (количество вариантов зависит от желания учителя и может быть записан как на одном из слайдов, так и просто рядом с компьютером). Затем учитель дает команду приступать к работе. Первый слайд, который видят учащиеся, представляет собой название игры «Тайны мировых цивилизаций» (рис.1). Следующий слайд поясняет правила игры (рис.2), которые достаточно просты: за время урока ученику необходимо ответить на 14 вопросов (по желанию учителя их может быть больше), каждый из которых сопровождается одной приметой «преступника». При этом записывается именно она, а не сам правильный ответ (рис.3).
Рис.1
Рис.2
Рис.3
Образец:
Главным египетским богом был:
- Рама – красная шапка
- Ра – черная шапка
- Апис – белая шапка
В данном случае на контрольный листок учащийся должен записать «черная шляпа».
Сами правила представлены в виде призыва спасти своего учителя истории от преступника, который пробрался в школу с целью его похищения. Но, как и любой преступник, он оставляет улики – приметы, по которым можно его опознать, если собрать их вместе.
Рис.4
В результате получается 14 примет, по которым учащийся должен среди подозреваемых опознать настоящего преступника, их «портреты» даны на последнем слайде (рис.4), и записать его имя на контрольный листок. В «роли» «преступников» я предлагаю представить каких–нибудь известных школьникам личностей, лучше, если это будут их поп-кумиры (в нашем случае это Пинк, Мерлин Менсон, Земфира, Верка Сердючка, «Король и Шут»), или артисты. Такой прием вносит некоторое разнообразие в «скучный» ход контрольной, является неожиданным для ребят, поднимает им настроение, что, опять же, приводит к снижению напряжения и очень важно для здоровьесбережения. Так же, как уже было сказано выше, учителю необходимо проверить лишь правильность имени «преступника». Если оно правильно – контрольная оценивается высшим баллом, если нет, то с помощью «примет» можно легко выяснить, где и сколько раз ученик ошибся и исходя из этого поставить соответствующую оценку. Что бы избежать случаев, когда учащийся просто «подгонит» полученные «приметы» к наиболее подходящему персонажу, необходимо выбрать такие «портреты», на которых будет как можно больше совпадающих деталей. Например, из 6 человек, у 4-х должны быть темные волосы, у 3-х совпадать цвет брюк и т.д. таким образом, на конец игры учащийся должен обладать такими приметами, которые в большинстве своем подходили бы нескольким персонажам, и только одна-две отличались. Именно они и дадут правильный ответ.