Моё педагогическое кредо: “В мире нет
ничего интереснее и ценнее человеческой
личности”.
Главный принцип: “Не навреди!”
Доминирующие направления и технологии
педагогической деятельности. Основная
педагогическая идея
Создание условий для социально значимого
определения на будущее. Формирование научного
мировоззрения, ценностного взгляда на общество,
труд, материальные и духовные богатства народа,
активной гражданской позиции. Педагогика
сотрудничества, методика коллективных
творческих дел, метод проектов,
личностно-ориентированная технология.
Лейтмотивом моей воспитательной работы с
классом является организация поэтапного
самовоспитания школьников ( по Селевко Г.К. и др.):
“Познай себя” ( 5 Кл), “Сделай себя сам” ( 6 кл),
“Научи себя учиться” ( 7 кл), “Утверждай себя” (8
кл), “Найди себя” (9 кл), “Управляй собой” (10 кл),
“Реализуй себя” (11 кл)
Сегодня мои воспитанники – учащиеся 10 класса, поэтому речь пойдет об этом и следующем этапе
Цель: объединение усилий педагогического коллектива, учащихся, родителей по созданию благоприятных условий для развития личности старшеклассника и его самореализации через воспитание понятия о школе, самопознание, семью, духовную культуру.
Система воспитательной работы классного руководителя – это вполне определенное, необходимое и достаточное, количество элементов в их взаимодействии, порождающий единственный, свойственный данной системе результат. Чтобы построить систему, надо произвести анализ природы задуманного и желательного результата. [1]
Результат------ Система
Создавая модель воспитательной системы для старшеклассников, нужно, прежде всего, увидеть модель самого выпускника современной средней общеобразовательной школы, то есть ясно представлять себе ожидаемый результат.
Целенаправленное формирование личности человека предполагает ее проектирование, но не на основе общего для всех людей шаблона, а в соответствии с индивидуальным для каждого человека проектом, учитывающим его конкретные физиологические и психологические особенности. Строить систему работы отдельного класса можно только как подсистему общешкольной воспитательной системы. Чтобы эта система была индивидуальным вариантом, каждый классный руководитель должен:
- индивидуализировать деятельность школьника,
- индивидуализировать восприятие школьником окружающей среды,
- индивидуализировать педагогическую помощь детям в разрешении их жизненных проблем,
- индивидуализировать осмысление школьником жизни и своего “Я” в этой жизни,
- диагностировать индивидуальное развитие личности школьника.
Молодой человек, вступающий в жизнь, должен обладать следующими качествами:
интеллигентностью, высоким уровнем
образованности и культуры;
быстрой приспособляемостью, адаптивностью к
непрерывным социальным изменениям;
инициативой, предприимчивостью, трудолюбием,
организованностью - необходимыми качествами
делового человека;
потребностью в непрерывном образовании и
совершенствовании в связи с избираемой
профессией;
умением владеть собой в сложных жизненных
ситуациях, самодисциплиной, самоконтролем;
диалектическим мировоззрением, необходимым для
ориентации в мире и себе;
высокой работоспособностью (здоровье, опыт
труда, культура отдыха и др.)
Насколько мои воспитанники приближаются к описанной модели, я выясняю в процессе аналитико-диагностической деятельности: тестирования, анкетирования, микроисследования, наблюдения, опроса родителей, изучения медицинских карт. Профильный 10 класс сформирован из выпускников основной школы, личностные особенности которых мне предстоит изучить. В этом мне поможет комплекс психолого-педагогических тестов базы данных школьного информационного центра, а также методика определения модальностей личности по Гриндеру М.[2]. Разработчики популярного в последнее время нейролингвистического программирования (НЛП) Ричард Бэндлер и Джон Гриндер высказали мнение о том, что у каждого человека есть своя индивидуальная модель представления о мире, о себе и о своем поведении в этом мире (своеобразная Я- концепция). Авторы предлагают технологию изучения индивидуальной модели личностного опыта и способы изменения выявленных нежелательных вредных для конкретного человека представлений. Майкл Гриндер существенно усовершенствовал их для конкретного контекста образования, применив НЛП к диагностике модальностей личности учащихся. Учителю представлены точные описания техник активного и пассивного наблюдений, классификация стилей научения учеников и техники адаптации учителя к ученику. Результат - не только улучшение успеваемости, но и улучшение взаимоотношений с учениками, что и составляет фундамент эффективной воспитательной работы с детьми.
Основные понятия, положенные в основу моей программы воспитания старших школьников:
старший школьный возраст, учебно-профессиональная деятельность, самосознание, самоопределение, самореализация, гражданская зрелость: готовность к труду, готовность к самообразованию, готовность к семейной жизни, профориентация, ценностные ориентации.
Структурным стержнем мотивационно-потребностной сферы учащихся является ее временная ориентация. Временная перспектива - не просто знания, представления или мечты о будущем. Это - совокупность взаимосвязанных и значимых для личности целей в жизни, ориентирующая мысли, переживания и действия подростка, юноши (девушки) как на ближайшее (неделя, месяц), так и на отдаленное (годы, десятилетия) будущее.
Временная перспектива включает в конкретные жизненные планы и то, что называется целью и смыслом жизни.
Для того чтобы быть полноценной, социально активной личностью, полезным членом общества, для того, чтобы в течение жизни развиваться, человек должен ставить перед собой крупные, социально значимые, привлекательные для него и непростые цели. Только серьезные цели могут послужить действенным стимулом в жизни, позволяя человеку не "размениваться на мелочи", и не "плыть по течению". Отсутствие таких целей, суженность временной перспективы делают человека максимально зависимым от внешних обстоятельств. Поэтому мои воспитанники пишут “Личный творческий план саморазвития” на дальнюю и ближнюю перспективу. Кроме того, я провожу в 5, 9 и 10 классе анкетирование учащихся, позволяющее определить приоритетные ценности учащихся на разных ступенях развития, что позволяет мне выстраивать педагогическое взаимодействие с коррекционной целью.
Воспитание старшеклассников рассматривается как педагогическая поддержка учащихся в самостоятельном ценностно-смысловом диалоге с миром.
Предлагаемая программа ориентирована на оказание помощи молодым людям в их самопознании, приобретении уверенности в себе, самоопределении и социальной адаптации.
Воспитание этих качеств осуществляется через комплексные целевые программы, осуществляемые совместно педагогами, родителями и учащимися.
Целевая программа: Труд и Призвание
Работа избавляет нас от трех великих зол:
скуки, порока и нуждыФ. Вольтер
В период окончания неполной средней школы в развитии мотивационно - потребностной сферы происходит новый качественный сдвиг, связанный с возникновением планов и намерений, поиском путей самореализации в трудовой деятельности. Такая дифференциация мотивов приводит к образованию в структуре мотивационно -потребностной сферы профессиональных намерений.
Отношение к профессии - существеннейший элемент в воспитании человека. Самое главное здесь - общая сознательная мотивация на труд, желание и готовность трудиться на свое благо и благо общества. Для этого должны быть воспитаны два взаимосвязанных чувства - уважение к людям труда и презрение к бездельникам. Важно, чтобы эти общие установки старший подросток умел "оборачивать на себя", т.е. ценить самого себя за свой труд, находиться "в согласии с самим собой", если он занят трудом, и чувствовать внутренний конфликт, внутреннюю неудовлетворенность собой, стыд, если он не работает. К числу важнейших моментов в этом комплексе относится понимание социальной значимости своего труда, чувство, что человек находится в гармонии с обществом, что он занят почетным делом. Отсюда важность соединения обучения детей с разнообразным социально одобряемым трудом, который только и делает ребенка членом общества, вводит его в жизнь общества. Именно в форме утверждения себя в общественном труде происходит утверждение подростка себя как личности, формируется потребность в труде, как содержательная форма отношений человека к человеку.
Для старших подростков в рамках учебного плана организуется трудовая деятельность, в процессе которой они приобретают практические умения и определенные качества личности. Целенаправленная организация трудовой деятельности в нашей школе идет по следующим направлениям (комплексам):
Развитие работоспособности и
укрепление здоровья выпускников школ, развитие
культуры труда, формирование мотивов труда,
формирование предприимчивости, отношения с
трудовыми партнерами и коллективами, работа на
договорных условиях, - через практические дела:
работу в школьном информационном центре,
ученических производственных бригадах по
направлениям: “Автодело”, “Кулинария”,
“Парикмахерское искусство”, “Швейное дело”,
“Карьера”, работа школьного центра
профориентации.
Трудовой опыт, формируемый у
старшеклассников в этих комплексах, является
основой для многообразной профориентационной
работы.
В моем 10 классе вся учебно-трудовая деятельность строится по методу проектов. Работая над проектом в информационном центре, учащиеся глубже осознают личностно-значимую ценность своего труда через общественно-полезную деятельность. Так, дети создают дидактические материалы для уроков информатики не только своего, но и младших классов. Используя новейшие информационные технологии, учащиеся производят слайд - фильмы, печатные методические пособия для детей, контрольно-обучающие программы по различным предметам. Моя программа предусматривает проведение различных внеклассных мероприятий для младших школьников силами старшеклассников. Каждый воспитанник может проявить себя в одном из коллективных творческих дел как на уровне своего класса, так и школы в целом. В рамках работы Информационного центра выпускается школьная газета в двух вариантах: электронном и бумажном. Активно используется глобальная сеть Интернет. Школьная газета- это самостоятельная подпрограмма воспитания школьников. Дети работают над ней только первый год. Однако, на мой взгляд, за газетой – будущее. Она таит в себе богатейшие воспитательные возможности для гармоничного развития личности школьников.
Проблемы, требующие решения
в
трудовом воспитании старшеклассников:
Первая проблема: воспитание трудолюбия в семье.
Родители, прививающие своим детям навыки трудолюбия,
обеспечивают их лучше всякого наследства.Р. Уэтли
Вывод: оказание педагогической помощи родителям в трудовом воспитании детей.
Проблема вторая: трудовая подготовка в школе.
Будущее принадлежит двум типам людей: человеку мысли и человеку труда.
В сущности, оба они составляют одно целое, ибо мыслить – значит трудиться.В. Гюго
Вывод: Школьный информцентр может стать центром всей учебно-воспитательной работы со старшеклассниками.
Проблема третья: формирование трудовых навыков во внеурочной деятельности
Нет без явно усиленного трудолюбия ни талантов, ни гениев.
Д.И. Менделеев
Вывод: разнообразные кружки, секции, факультативы – необходимое условие развития способностей.
Проблема четвертая: общественно-полезный производительный труд
Труд составляет самую крепкую и надежную связь между тем человеком,
который трудится, и тем обществом, на пользу которого направлен этот труд.Д.И. Писарев
Вывод: в рамках работы Информцентра организовать выполнение заказов на изготовление печатной продукции с обязательной оплатой труда старшеклассников.
Проблема пятая: профильное обучение в школе
Воспитание достигло своей цели, когда человек обладает
силой и волей самого себя образовывать и знает
способ и средства, как это осуществить.А. Дистервег
Вывод: пропаганда информационно-технологического профиля обучения, поддержание интереса к обучению, создание условий для самореализации каждого школьника.
Целевая программа: Культура и Личность
Одна из центральных задач воспитания состоит в
том, чтобы сформировать у растущего человека гуманистическую
направленность личности. Это значит, что в
мотивационно-потребностной сфере личности
общественные побуждения, мотивы социально
полезных деятельностей должны устойчиво
преобладать над эгоистическими мотивами. Чтобы
ни делал, о чем бы ни думал подросток, в мотив его
деятельности должно входить представление об
обществе, о другом человеке. “Мои права
заканчиваются там, где начинаются права другого
человека”- главный мотив поведения культурного
человека. Темы и проблемы, подлежащие
обсуждению в различных сферах общения
старшеклассников со взрослыми:
Культура как синтез духовности предшествующих
поколений. Нравственная культура. Культура
труда. Политическая культура. Религия и
культура.
Целевая программа: Труд и общение в развитии человека
Вопросы, которые включены для обсуждения в
различные виды внеклассных мероприятий:
Права и свободы человека. Единство прав и
обязанностей. Мир человеческого сознания.
Жизненный опыт человека. Коллектив- цель или
средство? Святыни человеческой души: Вера,
Достоинство, супружеская и родительская любовь,
братство по крови и духу. Человек- мера всех
вещей. Ценности жизни, принадлежащие всем: мир,
содружество, природные богатства, культура,
наука, образование, здравоохранение.
Целевая программа: Безопасное поведение
Самое главное нравственное качество, которое должно быть сформировано у каждого растущего человека, - действенность его мировоззрения, морально-нравственных идеалов, убеждений. Ребенок, подросток, юноша (девушка) должен не только думать, но и действовать по совести, в соответствии со своим мировоззрением.
Наконец, важнейшая характеристика мотивационно-потребностной сферы - наличие у человека твердой воли, т.е. реальной способности превратить свои мысли и намерения в дела, поступки. Воспитание воли - один из основных моментов в процессе воспитания. Воля человека воспитывается постепенно - он должен научиться выполнять дела и поступки, которые ему совершать не хочется, но надо. От умения выполнять требования окружающих к способности самому формулировать и выполнять их - таков путь развития воли у человека.
Вопросы для обсуждения:
Как молодые люди втягиваются в преступную деятельность. Как вести себя в конкретных ситуациях. Воспитание волевых качеств. Всегда соблюдать законы. Здоровый образ жизни . Если вам очень плохо…
Целевая программа: Человек и Рынок
Другая важнейшая задача воспитания растущих людей - это формирование их устойчивых учебно-познавательных интересов. Полноценное воспитание предполагает развитие у детей познавательной потребности, которая направлена не только на содержание школьных учебных предметов, но и на всю окружающую их действительность.
Понятия и категории, усвоение которых в учебно-воспитательном процессе необходимо выпускнику школы для адаптации в социуме:
1) Экономические понятия : маркетинг,
рынок, хозрасчет, нормы, производительность
труда, экономический закон, рентабельность,
научная организация труда, банк, биржа, малое
предприятие.
2) Нравственно-экономические
категории: экономика и экология, социальная
забота, философия рынка, рационализация и
изобретательство, экономическая зависимость,
экономическая реформа.
Для того, чтобы социально признаваемая деятельность (включая учебную, трудовую, организационную, художественную, спортивную и другие виды) выступала действительной "школой" для проверки и укрепления школьником своих убеждений, она обязательно должна быть интересной и неформальной деятельностью учащихся, при которой:
а) значимые цели этой деятельности имеют как общественный, так и личностный смысл,
б) обеспечивается равноправная, инициативно-творческая позиция каждого школьника (от планирования дел до оценки ее результатов);
в) осуществляется непрерывность и усложнение совместной деятельности, причем не только в плане собственно деятельности, но, главное, с позиции ее активного участника, действующего вначале для класса, потом для школы, а затем для района, города, общества;
г) деятельность эта направлена на благо других людей, общества. Именно в развитых формах социально одобряемой деятельности формируется умение человека учитывать интересы, позицию другого человека и соответственно этому ориентироваться в своем поведении, а главное - вызывается внутреннее удовлетворение, повышается самоуважение.
Перспективный план мероприятий с
классом в соответствии
с основными направлениями и планом действий
по реализации программы развития воспитания
в системе образования России на 2002-2010 годы,
утвержденными приказом Минобразования России
от 25 января 2002 г. № 193:
“На третьей ступени общего образования предполагается сделать акцент на развитии учебно-исследовательской деятельности обучающихся в рамках научных обществ обучающихся (НОО), малых академий наук (МАЛ), очно-заочных школ по различным областям знаний, реализации дополнительных образовательных программ спортивной, художественной, технической и другой направленности, обеспечивающих допрофессиональную подготовку старшеклассников, способствующих интеграции основного общего и дополнительного образования в целях расширения “воспитательного пространства” для самореализации личности, развития творческих способностей, формирования готовности к жизненному самоопределению; реализации под руководством педагогов социально значимых проектов в ходе Всероссийской акции “Я — гражданин России!””. [4]
1. Участие класса в школьной научно-практической конференции “В мир поиска, в мир творчества, в мир знаний” с защитой коллективного социального проекта “Идеал здорового человека в представлении старшеклассников”(2004г). “Влияние повышенной учебной нагрузки на здоровье учащихся в профильных классах” (2005г) (КТД).
2. Реализация программ:
а) Школьный информационный центр как
подпрограмма Информатизации школы (КТД)
б) Школьная электронная газета “Миллениум”
(КТД), поддержка акции “Милосердие”
в) Психологический практикум и диагностика
индивидуальных особенностей личности
г) Центр профориентации старшеклассников –
психологическая поддержка и профконсультации
(КТД)
3. Участие класса в спортивных мероприятиях школы, в занятиях факультатива по физической культуре, в спортивно- туристических мероприятиях (КТД - “Турслет-2004”).
4. Совместные с детьми родительские собрания “Здоровый образ жизни” и “Школьные годы чудесные (встреча поколений)” (КТД).
5. Организация диспутов, бесед “за круглым столом”, вечеров вопросов и ответов по темам, определяемым результатами анкетирования или в процессе “мозгового штурма”.
6. Свободное общение: дискотеки, вечера отдыха, игры, прогулки в соответствии с планами творческих групп учащихся класса (по методу КТД).
7. Работа органов самоуправления класса; классного родительского комитета.
Ожидаемые результаты:
налажена стабильная работа органов классного самоуправления;
созданы условия для реализации программы духовно-нравственного воспитания;
разработаны и реализованы все перечисленные подпрограммы и КТД;
сформировано чувство ответственности и гордости за свой класс, свою школу;
смоделирована и активно внедряется система внеурочной деятельности класса,
достигнуто взаимодействие классного руководителя и педагогов с родителями, налажено сотрудничество и сотворчество;
повышена общая культура учащихся;
активно развивается временная перспектива и способность к целеполаганию у старшеклассников.
Используемая литература:
1. Н.Е.Щуркова. “Классное руководство”.
Настольная книга учителя. М., 2000
2. М.Гриндер. “Исправление школьного конвейера”.
3. И.В.Дубровина. Руководство практического
психолога. М., 1995
4. Основные направления и план действий по
реализации программы развития воспитания в
системе образования России на 2002-2003 годы.
Утверждены приказом Минобразования России от 25
января 2002 г. № 193
5. Н.Е.Щуркова . “Программа воспитания
школьника”. М.,1998
6. Е.В.Черноусов “Система воспитания как условие
становления личности”. М., 1995 г.
Ссылка: http://www.ipk.yar.ru