Видеожурнал "Сказание о земле Хакасской"

Разделы: Внеклассная работа


Оформление

Зал оформлен в форме хакасского древнего жилища.

В центре камень-изваяние для жертвоприношения и ритуальное дерево.

Музыка

Звучат хакасские инструменты.

Ведущая 1-я: Изеннер, Аргызстар.

2-я: Здравствуйте.

1-я: Мы рады встречи с вами.

2-я: Сегодня мы совершим экскурс в прошлое, побываем в настоящем, заглянем в будущее нашей родной и любимой Хакасии.

1-я: А для этого приглашаем всех отправиться в путешествие по страницам видеожурнала.

2-я: Все, что вы сегодня увидите, все, что вы сегодня услышите, и в чем примите участие – отражено в книгах, которые расположены на выставке “Поэты и писатели Хакасии”.

Звучит музыка.

1-я: Давайте откроем дверь нашей чудо-юрты.

2-я: А вы бы хотели узнать, что скрывается за этой дверью?

(Открывается дверь под звучание хакасской музыки).

1-я: А за этой дверью – первая видеостраница “Тирмелинг ИБ”, с помощью которой мы узнаем, в каких жилищах жили хакасы в далеком прошлом, во что одевались, чем питались.

2-я: “Тирмелинг ИБ” переводится как жилище, дом.

1-я: Согласно хакасским поверьям для постройки дома выбирали место следующим образом: становились к нему спиной и через плечо бросали хлеб. Если он упадет вверх лицом – значит место счастливое, а если вниз – к худу.

Раз у нас здесь стоит чудо-юрта, значит, мы с вами встретились в благоприятном месте.

2-я: После того, как установят новую юрту, ее место обязательно надо очистить от черных сил земли – “чирин харазы”. Для этого жилище обходили по солнцу и приговаривали:

ВМЕСТЕ: “На это место придут жить красивые люди, а вам придется уйти от сюда”.

1-я: Вот и к нам сегодня, в наше импровизированное древнее жилище пришли очень красивые и добрые люди. Это вы – наши гости. И вам всем предстоит участвовать в праздничном старинном действии. А за активное участие каждый из вас получит вот по такой монете. Это так называемая хакасская валюта, а назовем мы ее, например, “катановка”. И кто больше всех получит монет, тот по окончании видеожурнала заслужит наиглавнейший приз.

2-я: Хотите активно участвовать?

1-я: Участвуйте, получайте и выигрывайте.

2-я: Ребята, вы обратили внимание на то, что вы сидите необычно. Мальчики с одной стороны, девочки – с другой? Это все неспроста.

1-я: Оказывается, внутреннее пространство юрты разделялось на мужскую половину и женскую.

При входе правая сторона называлась “Алтынзарых” (север) и считалась женской. Левая сторона именовалась “Устунзарых” (юг) и была мужской.

2-я: А если вы более подробно хотите ознакомиться с бытом, обычаями, верованиями людей, которые раньше проживали на этой земле, вы можете прочитать вот эту книгу:

Бутанаев В.Я. “Традиционная культура и быт хакасов”.

1-я: А какой праздник обходится без нарядов?

2-я: А вам бы хотелось посмотреть настоящие хакасские костюмы, которые носили раньше?

1-я: Сейчас представиться такая возможность.

(Под музыку юноша и девушка демонстрируют национальные костюмы. Ведущие сопровождают показ моделей рассказом.)

2-я: Одежда хакасов (платье, обувь, головные уборы) как правило, изготовлялась женщинами в домашних условиях.

Легкая одежда состояла из рубахи и штанов. Мужская рубаха шилась из пестрого ситца. Она была длинной и широкой. На груди и спине она собиралась в мелкие складки. Таковыми по покрою было и женское платье. Богатые шили праздничные костюмы из шерсти и шелковых тканей. Рукавицы у хакасов были летние и зимние. Зимние рукавицы изготовлялись из белой и черной овчины и отделывались парчой, шелком и вышивались шелковые узоры.

Самым универсальным головным женским убором являлся платок. В летние будни надевались ситцевые и шерстяные платки, а в праздники – шелковые.

(Девушка в костюме демонстрирует, как правильно надо надевать, повязывать платок, на одной из зрительниц.)

Хакаски подвязывали его своеобразным манером. Платок складывался пополам по диагонали. Затем делался подгиб, образующий околыш надо лбом и двумя крайними концами затягивался на затылке.

Характерным женским украшением был нагрудник (пого). Он вырезался из кожи, обшивался плотным материалом и на него наносился узор с помощью перламутровых пуговиц, кораллов и бисера. Пого надевали только на свадьбу.

1-я: А о том, какая была обувь и из чего она шилась, какие носили головные уборы мужчины и еще многое другое из истории костюма вы можете узнать, прочитав книгу “История Хакасии” Петра Чебодаева.

2-я: Кулинарное искусство хакасского народа богато своими традициями, уходящими в глубокую древность. Недаром у хакасов и в старину, и сегодня умение женщины хорошо готовить пищу, красиво оформить стол является гордостью членов семьи.

1-я: Искусным хозяйкам издревле воздавалась хвала в устном поэтическом творчестве хакасов. Ярким примером героического эпоса является Алтын-арыг.

2-я: Хакасы, как и другие народы, гостеприимны и добры. Не случайно праздничный стол отличается разнообразием блюд и напитков. А их столько много, что обо всех сегодня не расскажешь, но есть возможность познакомиться с рецептами хакасской кухни в книге, которая так и называется “Хакасская кухня”. Сегодня мы предлагаем отведать одно из традиционных хакасских лакомств. Это печенье “Малычах” (в зал вносится печенье, угощают).

1-я: Угощение не простое, с сюрпризом. А вместе с угощением вы получите рецепт из этой книги.

2-я: Очень давно “Малычах” пекли всей семьей, печенье было разной формы. Но среди них – особые фигурки. Они изображали домашних животных. Вот и вы, прежде чем попробовать, обратите внимание, что за фигурки у вас в руках. Некоторым достался поросенок, а это рыбка, не простая, а золотая.

1-я: Мы приглашаем сюда тех ребят, кому попалось печение в форме рыбки. Вы избранники судьбы и становитесь центральными героями нашего праздничного действа. (Звучит музыка, открывается страница.)

2-я: Теперь вам предоставляется право стать участниками, хозяевами следующей страницы видеожурнала, которая называется “Табыл-табыл”, что в переводе означает “Самый лучший”.

Испытания, которые вас предстоит пройти, и выявят среди вас лучшего. (Участники в национальных костюмах начинают проводить первое состязание среди выбранных героев).

Девушка:

Табыл-тобыл хамчылых,
Табылгыт пазы кинчилинг,

Юноша:

Среди красивых молодцев
Ходит парень удалой
(указывает на мальчиков, выбранных в результате конкурса).

Девушка:

Ахтыг-коктиг арали
Абахай силиг хас.

Юноша:

Из красивых вас девиц
Пусть придет она …
(указывает на девочек-участниц состязаний).

(Ведущие приглашают мальчиков и девочек стать напротив друг друга парами. Мальчикам предлагается повязать платки на голову девочек по-хакасски, а девочкам предлагается повязать мальчикам кушаки. Результаты конкурса оцениваются так: у девочек смотрят, насколько красиво и правильно повязан платок, у мальчиков как быстро были повязаны кушаки).

Выбирается лучшая пара, победителям вручают “катановки”. Заканчиваются состязания ритуальными прохождениями вокруг камня.

1-я: Древние хакасы считали, что все боги живут на очень высокой горе, отсюда возникли культ камня и обряд поклонения каменным божествам.

Менгир их называли.

Вот наши герои сейчас совершат ритуальные прохождения вокруг божественного камня, который находится в центре зала. (После прохождения круга почета, каждый из участников берет по таинственному конверту, которые расположены вокруг камня.

Музыка.

(В конвертах для каждой команды – задания, готовиться к которым ребята будут за кулисами).

2-я: Ведущая проводит игры со зрителями.

1-я: В нашей юрте есть пазах. Пазах служит для хранения различных вещей. У русских это были сундуки. (Зрителям предлагается отгадать с помощью наводящих вопросов, что находится в пазахе? Предмет связан с повседневным бытом у хакасов. Победителю вручается “катоновка”).

2-я: А теперь мы должны узнать, что за задание получили наши команды? И посмотрим, как они справились?

1-я: Древние хакасы были хорошими охотниками и скотоводами. Они должны были знать повадки домашних и диких животных. Вот и нашим участникам выпало задание с помощью мимики, жестов, звуков изобразить животного, загаданного в конверте, зрители должны угадать. Самый артистичный победитель получит валюту в количествеве трех монет.

(Проводится состязание.)

2-я: Про повадки животных мы узнали. А для чего охотнику необходимо их знать? А для того, чтобы прокормить себя и свой род. А для этого надо метко стрелять. Следующий конкурс называется “меткий стрелок”. Приглашаем для участия сильную половину, команду мальчиков. А команда девочек и зрители будут оценивать. (Проводится конкурс “попади в мишень”. Победитель награждается монетами).

1-я: Охотники вернулись с добычей, теперь нужно сварить обед, а какой обед может без воды. Придется отправляться на речку через узенький мостик. А это могут только проворные женские ножки.(Девчонкам предлагается пройти по скрученному канату, как по узенькому мостику, с кувшином воды в руках, ни разу не оступившись. Самая проворная награждается монетами).

2-я: Мы узнаем самого меткого стрелка и самую проворную хозяюшку. А кто самый ловкий и умелый среди зрителей? (Предлагается игра “А ну-ка попади”. От мальчиков и девочек приглашаются по одному игроку. Необходимо попасть как можно большему количеству призов в пиалу – жевательная резинка, шоколадка, конфетка, чупа-чупс. Самый удачливый забирает призы из пиалы).

1-я: Как вы заметили, все состязания, в которых вы здесь участвовали, несложные, но весьма увлекательные, в основу данных игр взяты правила, разработанные еще 2 тысячи лет назад. Если вы хотите развить свои умения, смекалку и ловкость, обращайтесь к книге “Хакасские народные игры и состязания”. Составитель Кильчаков.

2-я: Для того, чтобы счастливо жить на этой земле и приносить пользу родному краю, вы должны знать историю, географию этой местности. На карте нашей Республики очень много населенных пунктов, рек, озер носящих издревле хакасские названия. И вам предлагается их вспомнить, за каждое название вы получите по монете.

(Проводится игра и идет одновременно награждение).

Музыка.

1-я: Итак, мы подошли к заключительной странице нашего видеожурнала. И она называется “Фольклорное наследие”.

(Открывается третья страница).

2-я: У хакасов вся жизнь отразилась в устном народном творчестве. Приглашались специальные люди, сказатели, которые в течении дня и ночи рассказывали богатые поэмы. (Показ книги “Мифы и легенды Хакасов” и “Алтын-Агыг”). Сопровождается такой рассказ горловым пением. Давайте послушаем музыку древних сказателей.

1-я: У хакасов очень сильно были распространены мифы о животных, что даже почитание животных нашло свое отражение при составлении календаря. Каждый год характеризовался своей особой приметой. Год змеи всегда был теплым годом, год человека считался холодным годом, год собаки считался годом недостатка молочных продуктов и т.д.

2-я: Помимо календаря у хакасов существовал ритуал “Кормление духов” - приносить в жертву животных, подносить божествам какие-то дары, молить о благе своем и близких, просить помощи, загадывать желания и при этом они воздавали дань стихиям: красному огню, синему небу, белой воде, черной земле, зеленой траве и желтому солнцу.

Существовало священное дерево, на которое повязывались разноцветные лоскутки для исполнения желания, и совершался особый ритуал.

1-я: Для того, чтобы все ваши желания исполнялись, необходимо произнести заклинание хором. Повторяйте за нами:

Улуг манание ползын – 3 раза.

Это вы пожелали всем и друг другу успеха в исполнении желания. (Ведущие приносят священное дерево в круг, а зрители повязывают ленточки).

1-я: Мы перелистали все страницы видеожурнала “Сказание о земле Хакасской”, теперь нас впереди ожидает приятная церемония награждения победителей.

(Вначале награждаются победители среди главных героев, а затем среди зрителей. Победителем является тот, кто больше всех заработал монет).

1-я: А мы с вами прощаемся

Анымзахтпраргыстар.

2-я: До свидания, друзья!

Звучит прощальная мелодия.