Педагогика дополнительного образования

Разделы: Администрирование школы


Программа развития коллектива, сущность и функции её планирования

Программа развития коллектива включает в себя процесс, содержащий многообразие форм деятельности, которые взаимосвязаны между собой и нацелены на достижение качественных результатов.

Основные функции управления программой (рис.1): организация коллектива и его стратегия; управление и контроль; мотивация деятельности участников образовательного процесса.

Рис. 1

Четкое построение и распределение основных функций в реализации программ развития коллектива имеют серьезные преимущества в достижении целей: изучение ситуации по той или иной проблеме; установка или изменение в деятельности коллектива ценностей с учетом общественной нравственности; оценка затрат на учебно-материальную базу в реализации программ; мониторинг деятельности (отслеживание, анализ, прогноз).

Каждый коллектив, объединение, как частица общества, развивается не только внутри себя, но множеством нитей связано с внешней средой. Поэтому, программируя деятельность объединения, следует учитывать прямые и косвенные факторы окружающей деятельности (рис.2, рис.3).

Рис. 2

Рис. 3

Рассматривая и анализируя внутренние элементы объединения, отмечается, что если в деятельности хорошо выстроена и действует организационная культура, то и результат качественный.

Ведь в образовании и развитии личности, а она всегда в коллективе, необходимо соблюдение уровней обучения (рис.4).

На каждом уровне обучения решаются определенные дидактические задачи:

Понимание – осознание, осмысление, обобщение.

Усвоение – предварительный контроль (выработка стандартов, правил, показателей); тематический контроль (сравнение показателей предварительного контроля); итоговый контроль (принятие корректирующих мер).

Применение формирование и совершенствование умений; работа и исполнение по стандарту на "5"; творчество.

Вся деятельность строиться по принципу "Научился сам – помоги другому". Казалось бы ничего нового, так и работаем. А суть в том, что педагог не просто наблюдает за работой, а работает отдельно с каждым ребенком. А дети, вступая в партнерские отношения, овладевают приемами речи и самостоятельной работы. Т.е. каждый воспитанник в объединении занимает роль активной позиции. Общей характеристикой внутренней структуры объединения является разделение всей деятельности на составляющие компоненты. Т.е. выстраивается система взаимоотношений, которая позволяет наиболее эффектно добиваться целей. В любом объединении все участники образовательного процесса (педагоги, дети, родители) взаимосвязаны друг с другом, соприкасаются и дополняют друг друга. И здесь очень важно умело использовать процесс сотрудничества, совместной деятельности и взаимной ответственности (рис.5)

Рис. 5

Педагоги объединения "Деловые шаги" совместно с воспитанниками ставят перед собой цели и задачи и совместно решают их.

Данная структура объединения позволяет достичь приоритетных целей деятельности: развитие личности воспитанника, формирование активной системы ценностей на основе интересов каждого человека, личностного самоопределения.

Необходимым элементом любой программы является процесс сотворчества педагогов и детей: взаимодействие, взаимооценка, взаимопонимание, взаимоуправление, взаимоответственность. Это следует строго выстроить в программе развития.

В программу следует включать следующие вопросы: осознание собственных возможностей детей, формирование самооценки; конструирование основных форм на основе интересов личности; углубленное изучение учебных предметов; профориентация; массовые досуговые дела, объединяющие воспитанников; деловые игры, практикумы, социологические исследования, аспекты, практические и интегрированные занятия; открытый контроль, направленный на достижение результатов (творческие отчеты, соревнования, концерты, самооценка и взаимооценка, письменный анализ деятельности за истекший период).

Программа развития творческого коллектива детей и взрослых – сложный и многопрофильный процесс.

Поэтому это должно быть на самой серьезной основе взаимосвязано и нацелено на достижение качественных результатов. Создавая программы развития объединения, педагог должен занять правильно нишу лидера: провести главную цель объединения, используя методы убеждения и доказательства, умело связывая интересы воспитанников с основами общественной нравственности; соизмерить затраты, риск, выгоду с возможностями учреждения , т.е. найти баланс); определить результат задуманного педагогического действия.

Современная реформа системы образования вроде бы и претерпела серьезные изменения в структуре, но вот технология меняется очень медленно. "Педагогическая технология" – что это?

А это комплекс способов, средств, форм и методик организации образовательного процесса.

Что же следует выделить в программе под понятием "педагогическая технология"? Конкретная педагогическая цель (которая выражена в конкретных действиях ребенка); основные знания, умения, навыки воспитанников к концу изучения данной программы; этапы деятельности (разделение изучаемого материала на элементы с закреплением на основе уровней обучения: понимание, усвоение, применение). обязательно строгое соблюдение последовательности этапов; критерии определения результатов (мониторинг программы).

В дополнительном образовании педагогическим технологиям следует уделять особое внимание. В условиях дополнительного образования есть большая возможность в применении новых технологий. Ведь право их выбора в большей степени принадлежит педагогу.

Составляя образовательные программы, следует не бесконечно расширять набор программ, а искать такие педагогические формы и методы, которые обеспечат комфортные условия развития ребенка.

Выстраивая программу развития коллектива, объектом педагогической технологии должны стать не только обучение, сколько способы организации различных видов деятельности. Программа должна быть рассчитана на уровень умственного развития ребенка, на его конкретные возможности и способности, организация работы должна быть на доступном уровне ребенку, в приемлемом темпе. Основанная установка должна быть не на запоминании информации, а на смысле и практической значимости полученных знаний.

Программа должна быть разработана так, чтобы, расставаясь, ребенок мог сказать: "Я это могу".(рис.6)

Рис. 6

Планирование – начальный этап результата

Управление организацией, коллективом детей и взрослых представляет собой сложный и многогранный процесс. Коллектив взрослых и детей – коллектив с резко отличающимися личными ценностями и целями по возрасту, опыту, деятельность которого должна быть серьезно взаимосвязана между педагогом и ребенком и нацелена на достижение качественного уровня конечных результатов .

Содержание деятельности любой организации должно начинаться с плана, как театр начинается с вешалки.

Как подсказывает практика руководителя, к плану относятся как к выполнению требования администрации, забывая или, скорее всего не зная, что планирование – это начальный этап управления, от которого зависит успех в будущем. Любой четко скорректированный план имеет много преимуществ. Он включает в себя взаимосвязанные, обдуманные решения, максимально использует возможности и способности субъектов и объектов организации; дисциплинирует и дифференцирует по времени выполнение дела; связывает между собой идеи участников творческого процесса; заставляет нести личную ответственность за достижение цели.

Постановка целей, анализ внутренней и внешней среды, изучение альтернативных программ и выбор наилучшего варианта, его реализация, оценка и контроль – процесс планирования.

В образовательных учреждениях чаще вся деятельность обеспечивается программами разных видов и типов, но практически не встречено планов организации педагогической деятельности. Особенно отсутствуют варианты планов работы с детскими коллективами.

Возможно, из-за этого нередко появляются противоречия при оценке и контроле той или иной деятельности. А ведь план помогает решить ряд задач: изучить ситуацию, сложившуюся в организации по тому или иному вопросу; оценить затраты на образовательные услуги; соизмерить затраты с возможностями и определить результат задуманного педагогического действия; обнаружить "узкие места", сменить или утвердить жизненные установки детей и взрослых; определить основные показатели, по которым можно будет оценивать состояние дел.

Для решения этих задач необходимо иметь несколько положений в письменном виде. Во-первых, описание целей и задач, принятых решений. Во-вторых, расчеты ожидаемых результатов и требуемых затрат. В-третьих, программу действия по реализации плана.

Вот здесь и "вилка" образовательных проблем. Ведь в основном педагогические воздействия начинаются с программы действия. Чаще всего цели и задачи в планировании педагогического процесса идут без четкого определения объема средств, необходимых для получения результата.

Поэтому, анализируя экономические возможности учреждения, планирование следует строить на основе ответов на следующие вопросы: Кто мы такие? Чего мы хотим? Как мы можем этого достичь? Кому это надо? Кто наш клиент? Как измерить наши достижения?

Отвечая на первый вопрос, необходимо сделать оценку или самооценку педагогического коллектива и каждого педагога отдельно, т.к. именно им предстоит выполнять план действий.

Большую роль в деятельности коллектива играют личные особенности педагога, которые необходимо принимать в расчет. Очень важно, особенно в работе с детьми и подростками, самопознание каждым педагогом психологических качеств и составление своего личностного портрета.

Итак, первый этап планирования – самооценка и диагностика своего "я" очень важна при решении любых вопросов и ситуаций. Очень важно сделать первый шаг. Можно начать с теста "Преодолейте внутренние и внешние барьеры помех, автором которых являетесь Вы сами" или тест "Умеете ли Вы работать в коллективе".

И тогда после самоанализа и диагностики посмотрите и подумайте об окружающих вас людях, используя диагностическую карту коллектива.

Отвечая на вопрос "Чего мы хотим?", определяется непрерывный процесс подготовки, принятия и выполнения решений.

Решение – это основной продукт деятельности педагога. Цикл каждого решения неповторим, так как зависит от конкретных условий ситуаций, методов и форм педагогического воздействия.

Каждый педагог, руководитель, просто человек должен твердо знать, что эффективностью решения (ЭР) является: качество решения (К) и согласие исполнителей (С) (рис.7)

Рис. 7

Современный мир требует четких вариантов решений, чтобы "не утонуть" в текущих проблемах. Планируя деятельность коллектива, нужно четко выделить и определить цели (рис.8)

Рис. 8

При планировании цели должны логично подчиняться друг другу во имя достижения главной цели. Любое планирование – это ориентация на будущее, ориентация на то, "чего мы хотим?". Поэтому подход к будущему характеризуется часто как "поживем-увидим", "предскажем – пригодится", "сделаем сами". В соответствии с этим осуществляется планирование.

Но эффективны план и программа будут лишь при выполнении принципов: профессионализм, анализ ситуаций, постановка целей; участие в планировании как можно большего числа сотрудников, детей и их родителей; непрерывность, т.е. преемственность планов; комплексность, координация и интеграция, т.е. единство и взаимосвязь согласно "дерева цели"(рис.8); гласность, открытость, обратная связь; точное выполнение обязательств; экономичность, т.е. достижение целей наиболее рациональным способом с учетом всех расходов; контроль и оценка.

Говоря о процессе планирования, следует помнить, что является непосредственным субъектом или объектом.

Планировать можно что угодно – от приобретения нового автобуса для поездки в лес или экскурсии в библиотеку, от компьютерного класса, до выяснения причин того или иного поступка подростка. Для конкретного планирования следует выделять приоритетные направления. Причем выбор следует делать осознанно, так как эффективен он будет лишь при формуле (рис.7).

Например. Одной из интересующих проблем является развитие сотворчества объединений ДТДиМ, а также сотрудничество коллективов во внешней среде согласно профиля работы.

Можно использовать опросник, содержащий перечень общих проблем, или предложить составить список интересующих проблем. А еще лучше провести анкетирование, к участию в котором привлечь педагогов, воспитанников и их родителей. Попробовать задействовать взгляд со стороны, который может оказаться очень полезным.

Но, занимаясь любой проблемой образования, следует учитывать стремления педагогов к автономности. Это нельзя рассматривать ни как хорошо, ни как плохо. Это реальность. Но если такое утверждение принимать за точку отсчета в планировании, то можно придти к негативным тенденциям. Поэтому при составлении долгосрочного плана определяется инициативная группа взрослых и детей; они составляют проект, доводят до коллектива, и план принимается с некоторой корректировкой.

Правильно продуманный план - это целенаправленный процесс развития коллектива.

Мониторинг результативности педагогической деятельности

Мониторинг как понятие включает в себя цикл: отслеживание, анализ, прогноз. Да и понятие результативность деятельности мы чаще всего рассматриваем в соответствии с вышеназванным циклом, т.е. соответствие реальных результатов с предлагаемыми целями, которые выстраиваются в программе развития коллектива. Проблему мониторинга результативности педагогической деятельности можно рассмотреть, как бы с двух аспектов: позиция теории и позиция технологии.

Считаю, что сущность данной проблемы может быть раскрыта при условии правильного ответа на совсем простые вопросы: Что мы хотим достичь? Что мы можем? Как можем достичь? Кому это надо?

Давая ответы на эти вопросы, каждый педагог выделяет “проблему педагогической сущности” и пытается найти ответы на вопросы “Какой результат должен быть в ходе моей педагогической деятельности? Как измерить этот результат?”. Вот если теоретически каждый сможет изложить и обосновать ответы на эти вопросы, тогда следует рассматривать и выстраивать основные принципы педагогической технологии.

В условиях системы дополнительного образования правильный выбор педагогических технологий и есть большая возможность мониторинга результативности педагогической деятельности.

Ведь право выбора технологий в большей степени принадлежит педагогу. Выстраивая программу развития коллектива, объектом педагогической технологии должно стать огромное количество способов организации различных видов деятельности. Следует не бесконечно расширять набор программ, а искать такие формы и методы, которые обеспечат комфортные условия развития ребенка.

Отличительная черта дополнительного образования в том, что наши технологии должны не только давать определенную информацию по той или иной проблеме, а главное – включать ребенка вместе с педагогом в активную позицию.

Результат деятельности учреждений дополнительного образования многомерен и, конечно, результаты, выраженные в детях, обладают некоторой относительностью. Но сколько бы не было споров по данной проблеме “Как оценить результативность педагогической деятельности?”, любое дело должно быть нацелено на конечный результат. Поэтому необходимо очень серьезно и глубоко строить педагогический прогноз на основе анализа. Делать объективную оценку деятельности педагога необходимо. Результат следует рассматривать с различных “Точек зрения”.

С одной точки – результатом можно считать сумму достижений: звания, места, награды, результаты конкурсов и соревнований.

И о чем уже неоднократно ведется спор на уровне всех ступеней управления. Да, достижения нужны, но какова цена достижений, какие средства и силы внесены в этот результат?

С другой точки: нет знаний, мест, наград, но: интересна и разнообразна система взаимоотношений на основе общественной нравственности; качество образования соответствует и возможно выше общепринятых стандартов; способность выполнить в полном объеме, в срок и качественно данное слово; способность проявить организационные навыки лидера и помочь другому; умение вести системную опытническую работу и длительный эксперимент; способность вести научно-исследовательскую работу.

Так, например, проблемные лаборатории в объединении “Деловые шаги” не позволяют громко и красиво заявить на какое-то звание или место. Но они позволяют воспитанникам найти ответы на ряд жизненных вопросов.

За несколько дней детям предлагается решить несколько проблем, воспитанники имеют возможность выбрать для себя наиболее интересующую или волнующую его.

В ходе последующего времени работают микроколлективы. Методом “мозгового штурма” собирается “копилка” идей и выбираются наиболее продуктивные для дальнейшего решения проблемы.

В этой позиции основным объектом выступает ребенок. Показатель результативности здесь тоже приравнивается к его личностным качествам, к его позиции по данной проблеме.

Стремление помочь детям в выборе их жизненного пути, всегда было свойственно определенной части взрослого населения. В этом плане все большей частью ориентированы учреждения дополнительного образования.

Исходя из этого, прослеживаются две позиции в оценке результатов деятельности.

Ведь любая деятельность, особенно ребенка, сознательно управляется субъектом для достижения качественной цели, т.е. педагог, взрослый задает порой параметры на результат развития личности ребенка и становится главным субъектом деятельности, а ребенок основным объектом. Однако следует заметить, что при такой позиции наблюдается много формальностей.

Следует выстраивать цели результата деятельности ребенка в связи с его оценкой, параметры и критерии оценки разрабатываются не на результате, а на основе самой деятельности.

Этот подход хорошо построен в клубе “Тэкэндо”, где воспитанники в результате четко спланированной, порою кажущейся монотонной, деятельности, получают результат, т.е. установка самого ребенка и педагога на регулярные занятия в избранной сфере деятельности. Умело выстроенные педагогические технологии в процессе занятий дифференцированно, на основе устойчивых умений и навыков, общего личностного развития переходят в установку на успех.

Формирование у детей установки на успех должно быть многопланово и очень кропотливо. Прежде чем давать, а вернее формировать установку на успех необходимо создать атмосферу успешного сотрудничества. Дать ребенку понять, каковы его реальные возможности, чем он отличается от других , и что он может внести в общее дело. Следуя принципам “педагогики успеха”, помогая ребенку на деле продвигаться по лестнице достижений, формируется у него адекватная самооценка, как основа его постоянного личностного роста.

Анализируя принцип “Установки на успех”, изучая подходы к его разрешению, сложно, конечно, определит некоторые подходы к толкованию результативности.

Но, чтобы хотелось все-таки рассматривать:

Первое – разобраться с собственными целями и результатами

Второе – любой результат надо зафиксировать (записать), а потом провести обсуждение и анализ

Третье – сделать анализ результатов разных этапов деятельности, а затем суммировать полученные результаты и выстроить программу последействия.

Говоря о результативности педагогической деятельности, необходимо делать глубокий анализ условий образовательного процесса и системы управления:

Условия

Управление

кадры
материально-техническая база
нормативно-правовое обеспечение
финансы и ресурсы
актуальность и потребность общества

прогнозы и планирование
организация
регулирование и коррекция
обратная связь

Давая оценку деятельности необходимо соблюсти все параметры оценки: Кто оценивает? Кого или что? С каким эффектом? Когда и при каких условиях? Где и с какой целью?

В зависимости от целей и задач, оценка и контроль смогут выполнять много функций: ориентация на дальнейшее продвижение и успех; уточнение и закрепление определенных знаний, умений, навыков; диагностика причин слабых и сильных сторон коллектива или личности; развитие умений и навыков в новой ситуации; воспитание чувства ответственности, настойчивости в достижении цели, формирование навыков самостоятельной работы и др.

В литературе можно встретить различные подходы к классификации контроля и оценки результата.

Попытаюсь остановиться на классификации по времени. Это: предварительный контроль, текущий и заключительный.

Предварительный контроль – выработка стандартов, целей, правил, показателей.

Текущий контроль – сравнение плановых показателей с фактическими (диагностика, отслеживание, анализ).

Заключительный контроль – оценка целей и задач, принятие корректирующих мер (анализ, прогноз).

Специфика деятельности объединений позволяет творчески подходить к выбору форм и методов оценки результатов.

Система мониторинга в образовании имеет целью долговременную оценку, т.к. она охватывает значительные области деятельности воспитанника.

Классификация видов контроля многонаправленная. Поэтому считаю, что нашему коллективу следует особо рассмотреть систему мониторинга на основе временных затрат, т.к. результаты ее использования дают очень полезную информацию об эффективности образования.

Система мониторинга строится с использованием модели (рис.9).

Рис. 9

Результат предназначен для коррекции процесса образования.

Целевое назначение результата – основа при отборе содержания образования и педагогических технологий.

Смысл здесь в том, чтобы не прямо воздействовать на личность ребенка, стремясь “построить” ее, а в том, чтобы организовать деятельность воспитанника в преобразовании своей личности, дать возможность ребенку найти ценностно-значимые проявления для себя и обогатить жизненный опыт необходимым содержанием.

Понятие “результативность педагогической деятельности” включает в себя ряд аспектов:

организационный (качество организации мониторинга педагогом, возможности личностного проявления ребенка);
практический (реальные достижения в видах деятельности);
положительной динамики (проявление личностных качеств, совместная позитивная деятельность).

Отсюда, результативность педагогической деятельности означает достижение педагогом (группой педагогов) такого состояния организации деятельности воспитанников, при котором обеспечивается: положительная динамика проявления ценностно-значимых качеств личности; обогащение личного опыта воспитанников значимым содержанием; продуктивность деятельности, выраженная предметно-практическими достижениями.

Специфика деятельности учреждений дополнительного образования предлагает творческий подход к выбору форм педагогического контроля.

А их перечень (набор) зависит от творчества педагога: турниры знатоков, устный журнал, аукцион знаний, выставка, игры, творческие диктанты и зачеты, диалоги, конференции, консультации, конкурсы, кроссворды, рефераты, тесты, творческие отчеты, собеседование и мн. др.

Мониторинг образовательного процесса – это устанавливаемый порядок конкретных действий, ситуаций, процедур.

Сущность проявления любых действий в мониторинге необходимо фиксировать, а результативность должна быть на уровне конкретных форм.

В итоге обобщим и дадим определение: Мониторинг в образовании - это система сбора, обработки, хранения и распространения информации о системе образования или отдельных ее элементов, ориентированных на обеспечение управления, которое позволяет судить о состоянии дел в любой момент времени и может обеспечить прогноз его развития.