Организация природоохранной работы в школе

Разделы: Внеклассная работа


Фотография 1

Сегодня проблемы экологии выходят на первый план. Воспитание детей экологически грамотными даст в будущем возможность улучшить состояние окружающей среды. Важную роль в этом воспитании дает не только теоретическое изучение детьми основ экологии, как науки, но и практическая природоохранная деятельность детей. Я считаю, такая работа должна быть приоритетной.

Во-первых, дети сразу видят результаты своего труда.

Во-вторых, они много времени проводят на свежем воздухе, а следовательно при правильно организованной работе и сочетании ее с играми происходит закаливание и укрепление здоровья детей.

А в-третьих, общение с живой природой помогает детям расти добрыми и отзывчивыми .

С ЧЕГО НАЧАТЬ?

Главное, уметь убедить детей в необходимости данной работы. Показать им все плюсы от выполнения работы и минусы от оставления все как было. Совершенно необязательно привлекать сразу большое количество детей. Сплоченный маленький коллектив единомышленников сам будет расти, если ваши действия будут правильными, если у вас будут конкретные цели и задачи, а труд будет сочетаться с отдыхам на природе. Начните с разведки. Но прежде чем привлечь к ней детей, начните ее сами. Походите по возможным объектам будущей деятельности. Это может быть свалка бытовых отходов, пляж на реке или озере, ближайший парк или лес, а может быть просто пустырь или двор, где можно посадить аллею деревьев. Если вы будете работать во дворах, то вам просто необходимо вокруг вашей работы создать общественное мнение и привлечь к работе жителей. Совершенно необязательно разговаривать с каждым жильцом, можно выпустить листовки - обращения и повесить их на каждом подъезде.

Фотография 2

Начать, конечно, нужно с разведки. Посмотреть нет ли поблизости несанкционированных свалок, достаточно ли зелени во дворах, не захламлены ли места отдыха. Начав с малого, можно дойти и до решения более сложных задач.

ЧТО МЫ МОЖЕМ?

1. Начнем, пожалуй, с мальков рыб. Если вы живете возле реки, то эта проблема будет у вас тоже актуальной, особенно, если река перегорожена плотинами ГЭС. Осенью обычно падает уровень воды, как в больших, так и в малых реках. Таким образом, остаются отрезанными от большой воды целые заливы, которые постепенно пересыхают. Особенно хорошо это заметно там, где возле берега находится большое количество небольших островов. В этих заливах остается молодь рыб, которая весной вылупилась из икринок и спасалась на мелководье от хищников. Если руки человека не перенесут ее в реку - она погибнет. Работники рыбоохраны наверняка знают возможные места появления таких заливов и подскажут вам. Но подобная картина может случиться и весной, если после разлива реки, вода резко спадет. Тогда почти на берегу остается икра и только-только вылупившиеся мальки. Для этой работы вам понадобятся большие марлевые сачки и ведра.

Фотография 3

2. Родники. Всем приятно пить воду из чистого родника, в котором нет мусора, который удобен для пользования. Часто, особенно в засушливые годы, родник можно определить только по сырой земле. Для расчистки родников существует определенная технология. Надо выкопать ямку в том месте, где родник берет свое начало и выложить ее дно камнями. Конечно, необходимо прокопать на необходимую глубину русло родника. Но многие родники требуют более простой очистки: от мусора, веток, бревен. На родники можно специально изготовить деревянные желоба, чтобы удобнее было брать воду. Но главное, чтобы эта акция не была одноразовой. Родники не надо забывать, о них надо заботиться постоянно, из года в год. Тогда и они всегда будут радовать вас чистой водой. И, конечно, в любом туристическом походе, когда вам встретился родник, требующий вашей помощи, не забывайте об этой форме работы.

3. Мусор. Это бич наших лесов и рек. После человека остается огромное количество мусора. Поэтому на всех оборудованных тур. стоянках мы копаем для него ямы. Собираем мусор по берегам рек и озер, на загрязненных человеком участках леса и закапываем его, если нет возможности вынести для утилизации. Во многих местах частого посещения людьми установлены специальные контейнеры для мусора, это немного облегчит работу. Может быть, это не очень интересное дело, но зато очень конкретное и важное. закончился летний сезон и пляжи на озерах и реках похожи на свалки, прошли по лесу "дикие" туристы - тот же результат. Поэтому саперная лопата в походе — один из самых необходимых инструментов.

И не надо забывать, что от такой же проблемы страдают наши парки и дворы.

Фотография 4

4. Озеленение. Конечно, начать надо со школьного двора и дворов близлежащих домов. Сегодня сложно договориться с саженцами, но из этого положения есть выход. Во-первых, можно проредить дикую поросль в лесу (лучше согласовать это с лесником). Во-вторых, в городе часто сносятся старые дома и при этом гибнут кустарники и деревья, а их можно пересадить на новое место. В-третьих, можно решить данный вопрос с администрацией города или района.

Фотография 5

5. День земли. Во всем мире 22 апреля каждого года проводиться этот день. Все дела в этот день направлены на благоустройства нашей планеты: озеленение, уборка мусора и т.д.

И особое внимание в этот день отводится особо охраняемым природным объектам – заповедникам, природным паркам, памятникам природы. Выясните, какие места являются у вас особо охраняемыми, расскажите через газету и с помощью листовок об их проблемах и постарайтесь помочь их решить.

Но сначала мы печатаем и расклеиваем листовки с призывом ко всем жителям города, посадить в этот день по дереву или навести порядок у себя во дворе. Кстати, 5 июня – Всемирный день охраны окружающей среды – тоже повод не сидеть, сложа руки.

6. Первоцветы. Каждую весну мы печатаем листовку под названием "Внимание, первоцветы". В ней мы объясняем людям, что многие из этих цветов занесены в Красную книгу и находятся на грани истребления. Просим их сохранить цветы в лесу, а не нести их домой. Надо сказать, что к нашим листовкам даже коммерческие структуры относятся с уважением и не срывают их с дверей своих магазинов, чего нельзя сказать о других объявлениях. А еще можно организовать рейды по рынкам, где часто продают букеты ландышей и подснежников и сфотографировать этих торговцев, а фотографии опубликовать в газете или передать в городской комитет экологии.

Кстати, подобные листовки, но уже по поводу сохранения елей в лесу мы расклеиваем перед Новым годом.

  1. Пропагандистская работа. Про листовки я уже говорил, но это еще не все. Огромный эффект дает фотовыставка, которую вы можете провести и в Доме творчества, в школе, в городском музее, да где захотите. Мы засняли бытовые свалки, сломанные руками человека деревья, нашу деятельность по охране природы и просто красивые места нашего края. Таким образом, мы показали, что человек может потерять, не задумываясь о последствиях своей деятельности, и как мы пытаемся это сохранить. А еще можно ( при наличии видеокамеры) снять фильм о последствиях пребывания человека на природе. Кроме этого мы проводим конкурс экологических плакатов, работаем с малышами, с природными материалами в мастерской "Природа и фантазия". Но главное, мы учим младших школьников правильно вести себя в лесу, на реке, на лугу, чтобы не причинять вреда природе. Знакомим их с растениями, занесенными в Красную книгу. И, конечно, метод убеждения нужно сочетать с личным примерам. Если вы идете с детьми в поход, надо делать все именно так, как вы их учили. Да и учить их лучше в лесу, у костра
  2. Природоохранные организации. О международной организации ГРИНПИС вы, наверняка, слышали. Вы можете иногда получать литературу, бюллетень этой организации, видеофильмы, а так же узнавать адреса единомышленников для обмена опытом. Их адрес – 101428 „Москва, ГСП–4 А еще существует фонд охраны дикой природы, с которым тоже можно сотрудничать; 125319, Москва, а/я 55 .
  3. Всемирный союз охраны природы. Очень серьезная организация, что впрочем не мешает ей проводить для детей различные конкурсы, в которых бывает не только интересно, но и полезно участвовать. Их адрес: Москва, 123182, ул. Маршала Василевского, 17.

    Еще одна организация – Союз охраны птиц России: 111123, Москва, Шоссе Энтузиастов, д.60, кор.1. Дружба с этой организаций также может быть полезной в работе с детьми.

    Следующая организация – “Экологическое Содружество”. У этой организации несколько направлений деятельности и вы, наверняка, найдете интересное для себя. Адрес : 103006, Москва, Воротниковский пер., д.11, кв.46.

    Интересный проект под названием “Экогруппы” действует в Санкт-Петербурге. С их помощью вы узнаете, как сделать свой быт более экологичным и экономичным. Пособие по проекту вы сможете заказать по адресу : 191187, Санкт-Петербург, наб. Кутузова, 14, ИНЭНКО РАН, проект “Экогруппы”.

    Ассоциация Экологического Образования (АсЭкО) выпускает свой журнал, причем не только в печатном, но и в электронном виде. На электронный вариант можно подписаться бесплатно и получать по электронной почте два раза в месяц, причем там вы сможете публиковать свои отзывы об опубликованных материалах и предлагать к размещению свои разработки в области экологии и одновременно участвовать в конкурсе публикаций. Их адрес: 249020, Калужская обл., г. Обнинск - 9, а\я № 9081.

    Эти организации часто организуют различные конкурсы, в которых могут принять участие ваши дети и вы сами. И, конечно, от них можно получить различный наглядный материал для работы с детьми.

  4. Экологические игры. Через игру дети быстрее получают необходимые знания и умения. Вот одна из них:
  5. ТЕАТРАЛИЗОВАННАЯ ИГРОВАЯ ПРОГРАММА

    " РАДУГА"

    Цель игры : Показать детям, как человек безжалостно относится к природе, дать им возможность проявить себя в природоохранной деятельности .

    Участники игры : 2 команды по 5–6 человек из учащихся 5–7 классов .

    Описание игры : В качестве ведущих выступают сказочные герои и лесные жители – Старичок – Лесовичок, Подснежник, доктор Айболит, Водяной или Русалка, Крот, Бабочка, Дятел .

    Эти же герои выступают в качестве жюри и за выполнение задания дают командам какой-либо предмет – шишку, лист дерева и т. д .

    Ведущие появляются по очереди и задают свои задания командам .

    1. Старичок Лесовичок. Просит нарисовать природоохранные знаки. например, на тему : " Осторожно первоцветы ", " Внимание, муравейник ", " Рубить деревья запрещено " и т. д .

    2. Подснежник. Просит придумать текст листовки - обращения в защиту первоцветов .

    3. Доктор Айболит. Просит составить рецепт из лекарственных трав от простуды, порезов, расстройства желудка .и т. п .

    4. Русалка или Водяной. Раздает командам карточки с названием рыболовных снастей и надо распределить какими из них нельзя ловить рыбу, т. е. какие снасти браконьерские .

    5. Крот. Предлагает на ощупь определить ветки деревьев .

    6. Бабочка. Показывает рисунки цветов и просит показать редкие, занесенные в Красную книгу .

    7. Дятел. Предлагает из заготовок сделать скворечники или кормушки .

    Конечно, каждый из ведущих сначала представляется, рассказывает о себе и о своих друзьях : бабочка о цветах, дятел о птицах, водяной о рыбах и т. д. Пока команда готовит задания ведущие загадывают загадки или задают вопросы о лесе, цветах, птицах, животных. А заканчивается игра аукционом песен. Команды по очереди поют один куплет песни, где есть слова о лесе, цветах, деревьях .

    С нашими играми вы можете познакомиться по адресу http://pages.marsu.ru/sv1/

  6. Кормушки и скворечники. Это старая и хорошо известная форма работы, а потому и не стоит от нее отказываться.
  7. Сбор макулатуры. Это тоже форма охраны природы, причем очень серьезная. К тому же она приносит деньги, пусть и небольшие. А деньги вам понадобятся на фотопленку, на краски и бумагу и на многое другое.

Мы стараемся делать упор на конкретную помощь природе. Наверное, это происходит еще и потому, что в такой работе ребята быстрее сплачиваются, быстрее находят общий язык. Мы пытались начинать с экологических конкурсов, агитбригад, но как-то это не очень прижилось. Разговор у костра по душам после совместной работы завязывается быстрее, чем в школе. Поэтому не бойтесь идти с детьми в лес, но сами подготовьтесь к этому сначала теоретически, чтобы знать, что вы делаете и зачем, только тогда вы сможете убедить ребят в необходимости всех ваших действий. И никогда не будьте с ними только руководителем, ведь вы ищете единомышленников, вот и становитесь ими сразу.