Программа организации внеклассной работы с младшими школьниками "Двенадцать месяцев"

Разделы: Социальная педагогика


Цели: - воспитание гражданственности и патриотизма, готовности раскрыть и применить свои способности на пользу себя, своей семьи, другим людям, Родине;

- развитие творческой активности детей на основе дифференцированного подхода;

- подготовка детей к вступлению в детскую организацию.

Программа спланирована на учебный год так, чтобы каждый месяц учебного года посвящался одной теме, одному направлению. При разработке программы ставилась цель дать вожатым конкретные дела для работы, но это не значит, что именно эти дела должны проводиться из года в год.

Старт игры для 1-х классов проводится в конце сентября, а в мае обязательно подводятся итоги в каждой параллели классов. В конце 3-го класса проводится работа по программе "Приходите к нам", т.е. знакомство с детской организацией, в которую вы приглашаете вступить ребят.

СЕНТЯБРЬ "Мы - спортсмены".

Этот месяц мы посвящаем спорту. Это и веселые старты и различные спортивные игры, а последняя неделя посвящается соревнованиям. Такая небольшая мини-олимпиада. Мы проводим ее по параллелям по следующим видам спорта:

    1. Метание мяча.
    2. Прыжки в длину с места
    3. Бег на 60 метров
    4. Перетягивание каната
    5. Эстафетный бег

Для:1-2-х классов игра "Охотники и утки" для 3-х классов игра "Снайпер".

ОКТЯБРЬ "Наш край".

Этот месяц посвящен краеведению. Т.е. ребята знакомятся с историей, традициями, природой родного края.

Для ребят 2–4-х классов проводится экскурсия в краеведческий музей. Всей начальной школе предлагается принять участие в конкурсе рисунков “Мой край”, а в конце месяца проводится викторина, в которой ребята могут показать приобретенные знания.

НОЯБРЬ “Мой дом”

Эта программа посвящена истории семьи, семейным традициям.

1-е классы: Предлагаем нарисовать портрет родителей, бабушек и дедушек, узнать, кто из дедушек участвовал в войне. Придумать и нарисовать подарки всем членам семьи, нарисовать любимый семейный праздник, нарисовать чем занимается дома, домашнее животное если есть.

Предлагаем написать рассказы о том, что умеют делать члены семьи, о семейном празднике, познакомить одноклассников с рецептом любимого семейного блюда, с самыми интересными членами своей семьи.

Предлагаем познакомить своих товарищей с семейной реликвией (ордена, фото, документ и т.п.), рассказать ее истории, нарисовать генеалогическое дерево своей семьи, нарисовать карту своей семьи (место где кто родился, где живут, где кто работает, учится, где отдыхают, где бывают и т.д.

ДЕКАБРЬ "Наши руки не для скуки"

1-е классы: Конкурс на самую длинную гирлянду и самую интересную снежинку

2-е. классы: Конкурс на лучшую елочную игрушку.

3-и классы: Конкурс на игрушку-гигант.

Кроме этого можно учить детей изготовлению масок, костюмов, всевозможных игрушек. Конечно, прежде чем проводить конкурс, надо научить детей пользоваться ножницами и клеем. Можно научить основам оригами. Можно использовать природным материал и научить делать новогодние композиции из природного материала. И в это же время можно научить детей делать кормушки для птиц из подручных средств, а затем провести конкурс кормушек.

ЯНВАРЬ "Друг наш - книга".

Этот месяц посвящен книге. В библиотеке оформляется выставка наиболее интересных книг. Проводятся утренники по книгам А. П. Гайдара, встречи с "героями книг", конкурс рассказов о любимой книге, о любимом герое. Надо обязательно совершить рейд помощи в школьную и любую ближайшую библиотеку и подремонтировать книги. Также можно попросить детей принести по одной уже прочитанной книге и сделать подарок детскому дому, детскому отделению больницы, школе-интернату, подшефному детскому садику, а третьеклассников можно сводить в типографию, показать, как делают книги, а можно самим сделать с ними книгу из их рассказов.

ФЕВРАЛЬ "Я патриот".

В этом месяце для ребят проводиться игры, конкурсы и утренники на военно-патриотические темы.

Так для 2-4 классов проводится игра “Зарничка”, которая состоит из следующих этапов:

  1. “Метание гранаты”;
  2. “Переползание по-пластунски”;
  3. “Санки”;
  4. “Кочки-мины”;
  5. “Переноска пострадавшего”;
  6. “Первая помощь раненому”;
  7. “Песни”;
  8. “Лабиринт”.

На утренниках ребятам рассказывают о юных героях-антифашистах. Также ребятам предлагается поучаствовать в конкурсах рисунков на военную тему.

МАРТ "В гостях у сказки"

Кто из детей не любит сказки. Но все ли знают, какое большое количество сказок придумано писателями и народами? Вот и надо познакомить ребят со сказками разных народов и писателей из разных стран мира.

1-е классы могут нарисовать любимого героя, иллюстрацию к любимой сказке. Можно показать им инсценированные отрывки из разных сказок, чтобы пробудить у них желание прочитать эти сказки.

2-е классы: можно устроить вечер встречи с героями сказок, чтобы они по их поведению и словам отгадали, кто это и из какой сказки. Можно устроить конкурс знатоков сказок и поговорить о том, чему учат сказки.

3-и классы: могут написать рассказ о том, на какого сказочного героя они хотят быть похожими. А могут уже сами сочинить сказку. И, конечно, в библиотеке должна быть выставка книг со сказками, чтобы дети могли с ними познакомиться.

АПРЕЛЬ “С природой на “ты”.

Эта программа посвящена “Дню Земли”, и она является одной из любимых. И её задача познакомить детей с природой родного края.

1-е классы: Знакомятся с деревьями, которые растут в лесу, рисуют наиболее красивые места. С ними проводятся конкурсы загадок и пословиц о лесе.

2-е классы: Совершают прогулку-поход в лес “Чей дом в лесу”, рисуют известных им птиц и животных. Можно совершить путешествие по станциям “Грибная”, “Лесная”, “Цветочная”.

3-и классы: Уже не только знакомятся с природой, но и вносят свой посильный вклад в дело охраны природы - делают кормушки, собирают семена, знакомятся с исчезающими видами растений, сажают деревья.

Можно совершить поездку в ближайший зоологический музей.

МАЙ “Приходите к нам”

Для ребят 1-3 классов работа идёт по программе “Мы ребята - туристята”.

Первоклассники узнают, что брать с собой в поход. Для чего нужны: рюкзак, компас, карта, котелок и т.д. Можно подготовить рисунки с ситуациями, происходящими в походе, а ребята должны выбрать, где туристы ведут себя правильно, а где нет. Научить ребят правильно вести себя в лесу.

А второклассников и третьеклассников уже можно знакомить с правилами укладки рюкзака, установки палатки, различным туристическим снаряжением. Можно научить определять стороны горизонта без компаса.

4-е классы совершают путешествие по детской организации, знакомятся с её направлениями работы. Знакомятся с историей создания детской организации, с её комнатой. А завершит эту работу приём всех желающих ребят (выдержавших все испытания) в детскую организацию.

В каждой параллели в конце учебного года проводится итоговый праздник -- подведение итогов, где дети рассказывают чему они научились в течение года. Можно провести творческие выставки, участники праздника могут подготовить творческий номер. Не забудьте на этот праздник пригласить родителей.

ИЮНЬ, ИЮЛЬ, АГУСТ

А эти месяцы надо использовать для организации пришкольных лагерей, проведения туристических походов, игр и соревнований на свежем воздухе. Вы можете научить детей плавать, разводить костёр, научить применять на практике те теоретические знания, которые они получили в течение года. Конечно, не всех детей можно найти летом, да и учителя и вожатые имеют право на отдых, но можно детям дать задание на лето: узнать что-то новое и интересное в тех местах, где они будут отдыхать (а заданий таких можно придумать очень много).