Для духовно-нравственного возрождения российского общества необходимо образованное, физически развитое, нравственно чистое, духовно богатое поколение подрастающей молодежи. Вместе с тем, воспитание детей и молодежи в современном обществе реализуется в условиях экономического и политического реформирования, которые мало способствуют улучшению социокультурной жизни молодых людей. Негативные процессы в социальной жизни сопровождаются разрушением нравственно-этических норм; традиций семейного уклада, в веках основывавшихся на чадолюбии и целомудрии; ухудшением здоровья детей и молодежи, снижением уровня их физической подготовленности; распространением болезней, имеющих социальную обусловленность; ростом депрессий, стрессов, неврозов, агрессивности. На этом социальном фоне высокие духовные и нравственности ценности бытия, такие как любовь к Отечеству, забота о ближних, готовность «отдать жизнь за други своя», самоценность личности, стремление к доброте и отвержение насилия по отношению к другим, культура поведения утрачивают свое значение.
Анализ теории и опыта отечественной и православной педагогической мысли России позволяет сделать вывод о том, что в воззрениях как светских, так и православных исследователей проблем воспитания и развития личности, отмечается взаимосвязь физической сущности и духовной сущности личности, неразрывность этой связи, их тесное взаимодействие и взаимовлияние, а также возможность и необходимость организации процесса физического самовоспитания, ориентированного на духовно-нравственное воспитание старшеклассников в условиях Православной гимназии.
При всем разнообразии формулировок и имеющейся вариативности во мнениях относительно «широты» и комплексности понятия «самовоспитание», в целом содержательная наполняемость в трактовке различных авторов идентична: самовоспитание – это процесс самоизменения, самостановления, самосовершенстования личности и ее жизнедеятельности. Результатом самовоспитания является, прежде всего, полное самовыражение человека в деле, раскрытие своих возможностей, постоянное руководство собой, развитие своих достоинств, самоуправление и самоконтроль за собственным поведением, самостимулирование своей активности.
Современные исследователи в области физического самовоспитания, представляют этот процесс с различных сторон, но большинство из них рассматривают физическое самовоспитание с позиций укрепления здоровья, самосовершенствования физических качеств (силы, выносливости, улучшения фигуры), овладения двигательными навыками, воспитания волевых и нравственных качеств личности. Процесс физического самовоспитания школьников в современной школе не связывается с развитием духовно-нравственной сферы обучаемых. Физическое самосовершенствование, в зависимости от целевых установок может приобретать нежелательный характер общего развития личности (чувство силы, жестокости и т.п.)
Физическое самовоспитание в условиях Православной гимназии представлено как процесс осознанного воздействия на развитие физических качеств и способностей, укрепление здоровья, овладение новыми двигательными навыками с целью реализации своего физического и духовного потенциала для полезного служения людям, Отечеству, обществу.
Основная цель организации физического самовоспитания в условиях Православной гимназии – это формирование духовно-нравственной личности, где системообразующим компонентом выступают духовно-нравственные ценности бытия (любовь к ближнему, жизненная установка на служение ближним, Отечеству, семья, следование принципам добра и гуманизма в отношении к людям, требовательность к себе).
Если целевые установки физического самовоспитания старшеклассников есть цель укрепления здоровья и саморазвития двигательных умений, физических способностей организма для подготовки себя к служению людям, Отечеству, созданию семьи и поддержанию здорового образа жизни в ней, воспитанию здоровых детей, то эта цель носит духовно-нравственный аспект и выполняет функцию духовно-нравственного становления личности.
Организация физического самовоспитания школьников осуществляется в процессе учебных занятий и во внеучебное время. Организация работы школьников старших классов над собой в плане физического самосовершенствования, ориентированного на духовно-нравственное воспитание включала несколько этапов:
1 этап - психолого-педагогическая подготовка;
2 этап - практическая организация;
3 этап – стимулирующий;
4 этап – контрольно-коррекционный;
На первом этапе в ходе психолого-педагогической подготовки - формирование значимых мотивов, чтобы учащиеся включились в работу над собой в плане физического самосовершенствования и духовно-нравственного саморазвития, на втором – практическая организация - обучение учащихся методам и приемам работы над собой в плане физического и духовно-нравственного саморазвития, овладение методикой самостоятельных занятий физическими упражнениями; на третьем – стимулирование - создание педагогических условий, методических приемов для дальнейшего развития процесса физического самовоспитания, ориентированного на духовно-нравственное воспитание учащихся 9-11 классов; на четвертом – контрольно-коррекционный – определение результативности процесса физического самовоспитания, постановка новых целей самовоспитания.
В процессе психолого-педагогической подготовки школьники включаются в процесс самопознания и самосознания. Эти процессы организовываются относительно изучения своего физического состояния и духовно-нравственной сферы. По программе «Мониторинг здоровья» с помощью известных методов самопознания старшеклассникам – самонаблюдение, самоанализ и самооценка, они оценивают свой уровень физического развития и уровень физической подготовленности. Уровень физического развития характеризуется показателями телосложения и показателями здоровья, отражающих функциональное состояние физиологических систем организма. Физическая подготовленность как результат физической подготовки выражается в показателях развития физических качеств (силы, выносливости, скоростно-силовых, скоростных, координационных и др.), определяется в процессе сдачи тестовых упражнений. Учащиеся принимают непосредственное участие в процессе самопознания. Например, физическое состояние они оценивают до занятий физическими упражнениями и после по общему самочувствию и частоте сердечных сокращений. Чем быстрее они научатся самооценке своего физического состояния и умению находить причины их несовершенства, тем заметнее у них проявляется осознание недостаточно высокого уровня знаний в области физического самовоспитания и необходимой работы над собой в плане физического самосовершенствования. Самопознание духовно-нравственной сферы осуществляется относительно знаний отечественной православной культуры, духовного наследия родного края, своего духовного мира, проявление уровня нравственной культуры. Для организации включения старшеклассников в процесс осознания необходимости работы над собой в плане физического самосовершенствования и духовно-нравственного саморазвития проводятся индивидуальные и коллективные беседы, анкетирование, тестирование, после чего делаются соответствующие выводы.
У старшеклассников возникает ряд противоречий: между «я» - реальным, и «я» - желанным (в плане физического состояния и духовно-нравственного развития), между имеющимися знаниями и теми, которые необходимы для достижения результата, между поставленной целью и незнанием технологии организации процесса самовоспитания, которые формируют потребность работы над собой в плане физического самосовершенствования и духовно-нравственного развития.
Для формирования мотивов работы над собой в плане физического самосовершенствования проводятся лекции, круглые столы, беседы о роли и значимости физического самовоспитания, показ фильмов, беседы с врачом и психологом. В ходе этого решаются три задачи: показать сущность физического самовоспитания в тесной взаимосвязи с духовно-нравственным развитием личности; познакомить с физическим самовоспитанием как важным и необходимым средством физического совершенствования. Например, беседа врача на тему: «Двигательный режим и здоровье» знакомит старшеклассников с явлением гиподинамии, обусловленной недостаточной двигательной активностью человека. На основе данных педагогики, психологии и физиологии проводится мысль о том, что при низком уровне физической подготовленности невозможно добиться нужных результатов только в процессе уроков физической культуры, необходимо заниматься активно самостоятельно. Затем раскрывается значимость физического самовоспитания как действенного фактора и средства воспитания духовности и нравственности. До учащихся доносится мысль, что для того, чтобы, например:
а) создать здоровую семью, родить и воспитать здоровых детей;
б) реализовать себя в выбранной профессии, добиться роста карьеры;
в)добросовестно служить Отечеству;
г) быть здоровым и выносливым с целью полезного служения людям - необходимо активизировать работу над собой в плане физического самосовершенствования и духовно-нравственного развития.
Компонент содержания физического воспитания и самовоспитания включает знания из области физической культуры, а также знания о душе, духовности и нравственности в высоком смысле понимания красоты и правильности взаимоотношения с другими людьми, природой, с самим собой, православное учение о свободе выбора ценностных ориентиров и свободе следования им, о свободе совести и постоянного саморазвития своего духовного мира.
Основные формы освоения теоретической части: школьная лекция, вводная теоретическая часть уроков физического воспитания, информационные сообщения и др.
Теоретическая часть
Раздел: Личность
Понятие личности в светском и православном понимании. Духовность. Нравственность. Духовно-нравственная сфера личности. Духовно-нравственные ценности. Роль физической культуры в формировании личности. Взаимосвязь физического самосовершенствования и духовного саморазвития личности.
Раздел: Физическое самовоспитание
Понятие «самовоспитание». Физическое самовоспитание в системе развития и воспитания человека. Роль физического самовоспитания в формировании духовно-нравственной личности. Основные приемы и методы физического самовоспитания. Составление личных планов и программ физического самовоспитания. Методика самостоятельных занятий физическими упражнениями.
Задачей педагогического руководства на втором этапе является совершенствование психолого-педагогической подготовки и практическая организация физического самовоспитания с учетом индивидуальных особенностей и возможностей. В этот период старшеклассники овладевают методикой самостоятельных занятий физическими упражнениями, приемами работы над собой, составляются программы физического самовоспитания и личных планов. Программа и личный план работы над собой составляются занимавшимися вариативно, в зависимости от мотивов физического самовоспитания, опыта работы над собой и индивидуальных особенностей. Программа физического самовоспитания составляется на год, а личный план (таблица 1) - вначале на две недели, а затем, в случае его успешного выполнения - на месяц.
Программа и личный план включают задачи деятельности, основные методы и средства, формы физического самосовершенствования и духовно-нравственного саморазвития (таблица 1).
Основные средства физического самосовершенствования:
1) ходьба и бег, плавание, лыжи, велосипед, катание на коньках, ритмическая и атлетическая гимнастика, занятия на тренажерах и др. (использовать целенаправленно, сознательно и систематически);
2) участие в организации и проведении спортивно-массовых мероприятий.
Основные средства духовно-нравственного саморазвития:
1) написание рефератов;
2) выполнение тематических заданий по изучению истории и традиций отечественной православной культуры, исследованию духовного наследия родного края, города.
При планировании программы и личного плана со стороны учителя оказывается помощь советами, консультациями, рекомендациями. Под руководством учителя старшеклассники знакомятся с приемами и методами самовоспитания.
Таблица 1.
Примерный личный план физического самовоспитания, направленного на духовно-нравственное воспитание старшеклассников
Задачи деятельности | Методы и средства самовоспитания |
Всесторонне физическое развитие | Ритмическая (девушки) гимнастика и атлетическая гимнастика (юноши) |
Повышение уровня физической подготовленности | Посещение секции плавания |
Изучение духовного наследия родного края, города. | Туристический поход и интенсивная прогулка к святым местам родного края, города. Форма – экскурсия |
Овладение новыми двигательными навыками | Научиться играть в русскую лапту, городки, кататься на коньках |
Сформировать желание и готовность прийти на помощь другому человеку | Научиться оказывать первую медицинскую помощь |
Воспитание любви к Отечеству | Подготовить рефераты по краеведению |
Содержательно-ориентированные формы организации процесса физического самовоспитания: русские народные подвижные игры, туристические походы, пешие и лыжные прогулки по святым местам родного края и России, проведение оздоровительных и спортивных мероприятий (дни здоровья и спорта), связанных с историей и традициями отечественной православной культуры, экскурсии, тематические задания, исследовательская работа, подготовка тематических стенгазет и стендов - выстраивают пространство для духовно-нравственного воспитания старшеклассников.
Чтобы стремление работать над собой не утрачивало остроты, чтобы старшеклассники не успокаивались на достигнутом, периодически осуществляется стимулирование данного процесса. Для этого используются: отчет о выполнении личного плана и программы физического самовоспитания; сравнение данных, характеризующих состояние физического самовоспитания, физических качеств; сравнение динамики развития духовно-нравственной сферы.
Система стимулирующих и направляющих подкреплений, в роли которых выступает успех в достижении намеченных результатов, обусловила разработку новых оценочных систем – рейтинговой и очковой. Разрабатывается также содержательная оценка; самостоятельная деятельность по оцениванию самими учащимися – «Журнал достижений», «Дневник самоконтроля».
Контрольно – коррекционный этап ориентирует обучаемых на осознание себя, при помощи изучения и сравнения собственного физического самосовершенствования и духовного развития; умение конструировать процесс физического самовоспитания, имеющего духовно-нравственный аспект; владеть приемами самовоспитания; развивать способности умения самоуправления и саморегуляции; постановка новых целей физического самовоспитания.
Результативность физического самовоспитания как фактора и средства духовно-нравственного становления старшеклассников предлагается оценить по схеме:
Старшеклассник должен:
Знать:
- состояние своего здоровья (показатели физического развития, уровень физической подготовленности);
- основы гигиены;
- значение здорового образа жизни;
- роль физической культуры в формировании личности;
- методику самостоятельных занятий физическими упражнениями;
- технологию организации физического самовоспитания;
- историю и традиции отечественной православной культуры;
- духовное наследие родного края и города;
Уметь:
- заботиться о своем здоровье и здоровье близких людей;
- провести беседу о значимости физического самосовершенствования и духовно-нравственного саморазвития в формировании личности;
- выполнять самостоятельно физические упражнения;
- составлять программу физического самовоспитания, имеющего духовно-нравственный аспект;
- предупреждать заболевания;
- охранять природу;
- культурно вести в обществе;
- поддерживать гуманное и доброе отношение к людям;
- оказывать помощь;
Действия:
- постоянно работать над собой в плане физического самосовершенствования и духовно-нравственного саморазвития;
- посещать секцию по виду спорта;
- участвовать в организации и проведении спортивно-массовых мероприятий;
- владеть приемами самовоздействия и самоуправления;
- вести исследовательскую работу по истории и традициям отечественной православной культуры;
- применять средства физического самосовершенствования и духовно-нравственного развития на благо других людей;
- стремиться к физическому и духовно-нравственному совершенству.