Неделя иностранных языков

Разделы: Иностранные языки


Внеклассная работа по иностранным языкам необходима для развития и поддержания интереса к изучению иностранных языков, для развития творческих способностей учащихся. Неделя иностранных языков, которая ежегодно проводится в нашей школе (шк.18 г. Челябинска), даёт ребятам возможность на практике применить свои знания, независимо от их уровня, и поэтому поверить в свои силы в изучении иностранного языка.

Целями проведения Недели являются:

– усилить мотивацию к изучению иностранных языков,
– способствовать практическому владению речевой деятельностью,
– увеличивать активный языковой запас учащихся,
– стимулировать в целом их интеллектуальную и языковую активность,
– расширять общий кругозор школьников,
– повышать их культурный уровень,
– развивать творческие способности детей.

Главным принципом Недели иностранных языков является вовлечение учащихся всех параллелей, независимо от уровня их знаний иностранного языка, в события Недели, предлагая им задания и мероприятия посильного уровня.

Неделя иностранных языков приурочивается к 14 февраля – Дню Святого Валентина. Программы Недели иностранных языков за последние три года:

20002001 учебный год.

14.02 – День Святого Валентина. Почта любви и добрых слов. Конкурс “валентинок”.

15.02 – Старт марафона “Jch liebe Deutsch" (5–8 классы).

Конкурс сочинений “My Dreams” (10–11 классы).

16.02 – Чемпионат 9 классов по немецкому языку “Белая Олимпиада” (по теме “Олимпийские игры”).

Лексический марафон “I know English" (5–11 классы).

17.02 – Конкурс пословиц “English Proverbs” (5–11 классы).

Олимпиада по немецкому языку (8 класс).

19 02 – Английская “Балда” (5–11 классы).

“Звёздный час” по английскому языку для учащихся 6 классов.

Викторина по страноведению “Die Landeskunde Deutschlands” (5–8 классы)

20 02 – Конкурс чтецов на английском языке (5–11 классы).

Конкурс знатоков английской грамматики (10 класс).

Викторина “What?Where?When?” (9 класс)

21 02 – Спектакль на английском языке “The Matchmaker” by Thornton Wilder (10 класс).

20012002 учебный год.

11.02 – Словарный блиц-турнир на немецком и английском языках (5–11 классы).

Урок-игра “Лото” на английском языке (6–7 классы).

12.02 – Экскурсия по школе на немецком языке для учащихся 5 классов (проводят ученики 11 класса).

Английская “Балда” (5–11 классы).

Урок-конкурс “Visiting America” (8 класс)

13.02 – Урок занимательной грамматики “English Tenses” (7 класс)

Урок-КВН на английском языке (6 класс).

Урок-игра “Лото” на английском языке (5 класс).

14.02 – День Святого Валентина. Почта любви и добрых слов.

Конкурс стенгазет-“сердец”, посвящённых традициям Дня Святого Валентина.

Конкурс-выставка творческих переводов стихотворений с английского и немецкого языков (8–11 классы).

15.02 – Олимпиада по английскому языку для учащихся 8 классов.

Викторина “English-Speaking Countries” (11 класс).

“Рецепты австралийской кухни” (10 класс).

Сочинения-рефераты “Ecology” (экспозиция материалов) (9 класс).

16.02 – Урок-КВН на немецком языке “Школа XXI века” (8 класс).

Урок-концерт (песни на английском языке) (10–11 классы).

Гала-концерт на немецком и английском языках.

20022003 учебный год.

10.02 – Конкурс кроссвордов и загадок (5–11 классы).

Конкурс “What? Where? When?” (тема “Австрия”) (10 класс).

Урок-викторина “Великобритания и США” (9 класс).

Конкурс переводчиков (5–11 классы).

11.02 – Урок-концерт “Угадай мелодию” (песни на английском языке) (11 класс).

Выставка “Hit Parade.Fan-Albums” (5–11 классы).

Конкурс знатоков лексики (5–11 классы).

12.02 – Командные игры на английском языке (9 класс).

Конкурс знатоков грамматики (5–11 классы).

Урок-соревнование “Подготовка к поездке” на английском языке (8 класс).

13.02 – Урок чувств “Первая любовь” на немецком языке (10–11 классы).

Урок-телепередача на английском языке (9–10 классы).

Урок-экскурсия “Deutschland” (8 класс).

14.02 – День Святого Валентина. Почта любви и добрых слов.

Гала-конкурс плакатов “Love is…” –“Die Liebe ist…”.

15.02 – Подведение итогов конкурсов. Заполнение сводной таблицы участия классов в Неделе иностранных языков. Награждение победителей.

Одним из принципов проведения Недели мы определили максимальное использование нетрадиционных форм уроков, т.е. проведение Недели иностранных языков на уроках путём использования нестандартных форм и методов обучения. Т.к. школа работает в две смены и имеет плотный график работы, то затруднительно проводить мероприятия во внеурочное время. И мы нашли выход – спланировали обучение таким образом, что на Неделе иностранных языков проводятся только нестандартные уроки:

– урок-КВН,
– урок-викторина,
– урок-телепередача,
– урок-экскурсия,
– урок- конкурс,
– урок-смотр знаний,
– урок-концерт “Угадай мелодию”,
– урок-состязание,
– урок-командное первенство,
– урок-рецепт (кухня стран изучаемого языка),
– урок-лото,
– урок-игра,
– урок “Звёздный час”,
– урок “Кто хочет стать лучшим учеником?”,
– урок “Что? Где? Когда?” и т.д.

Ключевым событием Недели является одно общее масштабное мероприятие (гала-концерт, спектакль на английском языке, общешкольный конкурс плакатов). Концертная программа очень насыщенна. В 2001-2002 учебном году она включала в себя выступление учащихся младших классов с рифмовками и песнями на английском языке, замечательное исполнение песен на немецком языке “Deutschvergnugen” и “Wie heist du” ученицами 9 класса, сонеты Шекспира в исполнении десятиклассницы, песни знаменитой английской группы “Битлз” в исполнении учащихся 9–11 классов, танец в стиле “брейк”, песню из кинофильма “Титаник”, мелодию “Feelings” в исполнении старшеклассников на гитарах и многое другое.

Неделе иностранных языков предшествует большая подготовка. Прежде всего, это оформление школьных коридоров плакатами, стенгазетами и другими наглядными материалами, созданными учащимися по предварительным заданиям учителей. На этом этапе реализуется проектная методика преподавания иностранных языков, в частности творческие проекты. Творческие проекты предполагают соответствующее оформление результатов. В основе проекта лежит какая-либо проблема. Проблемы обсуждаются на уроках, формируются творческие группы. Следует договориться о планируемых результатах и форме их представления. В данном случае это совместная стенгазета или плакат или подборка тематических кроссвордов, ребусов, составленных самими учащимися. Тематика разнообразна: страны изучаемого языка, экология, образование, кино, изобретения, увлечения и т. д. Чтобы решить проблему, учащимся требуется не только знание иностранного языка, но и владение большим объёмом предметных знаний, необходимых и достаточных для решения проблемы.

В первый день Недели вывешиваются плакаты с викторинами на английском и немецком языках по темам “Америка”, “Великобритания”, “Австрия”, “Германия”, а также план Недели иностранных языков и анонс заключительного концерта (спектакля). Кроме этого оформляются результаты конкурса творческих переводов стихотворений английских поэтов, который традиционно проводится среди учащихся старших классов. В ноябре учащимся 9–11 классов предлагаются для творческого перевода следующие произведения: “Leisure” by William H. Davies, “The Law of Hospitality” by Gelet Burgess, “To a False Friend” by Thomas Hood, “The Arrow and the Song” by H.W.Longfellow, “Those Evening Bells” by Thomas Moore. Мы не ограничиваем ребят в выборе материала. Ребята сами находят интересные им произведения в различных источниках. В 2001–2002 учебном году, например, у учащихся большой интерес вызвало стихотворение “To a False Friend Томаса Худа:

Our hands have met, but not our hearts,
Our hands will never meet again.
Friends, if we have ever been,
Friends we cannot now remain.
I only know I loved you once,
I only know I loved in vain.
Our hands have met, but not our hearts,
Our hands will never meet again.

Приведу пример одного из переводов одиннадцатиклассника:

Руки пожали – сердца не слились.
Кровь моя пылкая – тёмная слизь.
Руку протянешь – я не подам.
Другом я был, но уж точно не Вам!
Любил ли тебя я? Да, может быть.
Но так всё напрасно, что хочется выть.
Руки сошлись – не совпали сердца.
Жду теперь наших свиданий конца.

Поэзия обогащает мир подростка, обладает огромным потенциалом эмоционального воздействия, заставляет интенсивно работать творческое воображение. Переводы были предложены всем учащимся. Многие с этим заданием не справились – стихотворного перевода не получилось. Другим, наоборот, литературно-переводческая работа понравилась.

Во время Недели иностранных языков проводится много конкурсов и викторин, и встаёт вопрос оценивания участия ребят в них. Мы решили его с помощью введения балльных карт.

Карточки художественно оформляются, копируются, каждый учитель получает набор таких карточек. За ответы на вопросы какой-либо викторины или разгадывание кроссворда, личное участие в каком-либо конкурсе во время Недели ученик получает балльную карточку. Он может накопить пять таких карточек, предъявить их своему учителю иностранного языка и получить “пять”, а может, получив на уроке, например, “три”, предъявить своему учителю карточку и повысить оценку “три” на один балл, т.е. получить “четыре”. Такая система оценивания участия вызвала большой интерес у учащихся. В прошлом учебном году вместо балльных карточек мы использовали ксерокопии евро, “пятёрка” стоила 25 евро (один балл=5 евро). Эти карточки могут “работать” в течение Недели иностранных языков или до окончания учебной четверти. Это зависит от договорённости учителей.

Приведу примеры некоторых мероприятий, которые мы проводим на переменах.

1. Словарный блиц-турнир на немецком/английском языке проводится в коридорах школы. К проведению турнира привлекаются старшеклассники. На карточках пишутся слова (для каждой параллели – свой набор слов в соответствии с программой) на иностранном (или русском) языке. Задача ребят – устно перевести слова и получить за полный и правильный перевод балльную карточку. Всё это происходит на перемене, без какой-либо предварительной подготовки, поэтому даёт возможность показать свои действительные знания. А если какие-то слова из списка не знаешь, то можно спросить товарищей и тут же, подучив их, ответить.

2. “Балда” на английском/немецком языке проводится в фойе школы. Лист ватмана А1 расчерчивается на клетки, в средних клетках пишется какое-либо слово на иностранном языке. Задача ребят – “пристроить” к нему слова, использовав букву (или буквы) из уже написанных слов. Последние три участника, заполнившие последние свободные клетки получают балльные карточки.

3. Конкурс пословиц “English Proverbs”. Заранее пишутся пословицы на английском языке на листах ватмана, потом разрезаются на две половинки каждая. Половинки пословиц прикрепляются к дверям кабинетов по всей школе. Задача ребят – пройти по всей школе и записать пословицы, правильно соединив половинки, принести список пословиц своему учителю английского языка и получить балльную карточку.

4. Выставка “Hit-Parade. Fan-Albums”. Многие ребята увлекаются звёздами зарубежной эстрады, собирая вырезки статей, фотографий, плакаты о своей любимой певице, певце, группе. Мы предоставили им возможность поделиться своим увлечением, и на переменах устроили выставку самодельных альбомов, рассказывающих о их любимых звёздах англоговорящих и немецкоговорящих стран (это было единственным условием выставки). Оформили Список участников выставки, где были записаны фамилия, имя, класс участника и название его альбома, и, поставив парты в фойе школы, разложили эти 19 альбомов и 4 плаката-стенгазеты. Выставка имела огромный успех. Ребята нашли себе новых друзей по увлечению.

5. Общешкольный конкурс плакатов “Любовь – это…” (на английском и немецком языках) проводится в День Святого Валентина. Заранее готовятся плакаты размера А2 с надписями “Любовь – это…” (и свободным местом для рисунка) для каждого класса. У нас получилось 28 плакатов с английской надписью, 12 из них с двумя фразами - на английском и немецком языках, т.к. не во всех классах есть группы немецкого языка. Плакаты вывешиваются по школе, задание ребята выполняют на переменах в течение учебного дня. Задание классу - продолжить фразу на иностранном языке и нарисовать картинку-иллюстрацию. Конкурс вызвал большой интерес и активность учащихся.

В заключении хочу отметить некоторые положительные моменты Недели иностранных языков. При планировании Недели мы стараемся представить в равной степени и английский и немецкий языки, способствуя развитию языкового плюрализма. Что очень актуально, т.к. последнее время соотношение иностранных языков в школе резко изменилось в пользу английского. Результатом нашей работы стало увеличение количества групп немецкого языка (2002–2003 учебный год – 12 групп, 2003–2004 – 17 групп).

И самое главное, Неделя иностранных языков способствует развитию творчества учащихся, создаёт эмоционально положительную атмосферу сотрудничества, направлена на положительное психологическое взаимодействие учителя и ученика.