Цели: воспитание патриотизма, основ ЗОЖ; развитие эмпатии и умения работать в разновозрастном коллективе; знакомство с растительностью, животным миром, народами, населяющими Крайний Север, и их обычаями.
Оборудование: теле- и видеоаппаратура, видеокассета “Грозные силы природы”, контурные карты, карта “Природные зоны России”, плакаты с изображением животного и растительного мира Севера, гербарий, доклады учащихся 1 и 6 классов, викторина, экологическая пирамида.
I. Введение в тему.
Учитель: Сегодня у нас необычный урок. Урок сотрудничества. Совместными усилиями с учащимися 6б класса мы узнаем много интересного о природе Крайнего Севера.
Учитель:
Мой край – моя земля,
Родимые просторы!
Мой край, как ты велик!
С границы до границы.
И скорый поезд напрямик
В неделю не домчится,
И быстрокрылый самолет
Летит неумолимо,
На Север книжки он везет
И яблоки из Крыма.
II. Знакомство с особенностями климата Арктики и Крайнего Севера.
Ученик 6 кл:
- На что похожа наша Земля?
- Какие области лежат на разных полюсах земного шара?
- Чем похожи эти 2 области?
- Чем отличается Арктика от Антарктиды?
Ученик 1 кл: Но есть еще что-то
общее в Арктике и Антарктиде. Это айсберги –
крупные обломки ледников, уплывающие в океан.
“Айс” – лед, “берг” – гора. Самые крупные
рождаются гигантскими ледниками Антарктиды. Но
немало их производят и арктические ледники:
Гренландии, Земли Франца Иосифа. Всего за год от
ледяного покрова Арктики отрывается около 26000
айсбергов.
Айсберги могут весить более миллиона тонн и
возвышаться над поверхностью до 100 и более
метров.
Просмотр отрывка видеофильма “Грозные силы природы”.
Итак, почва Крайнего Севера – вечная мерзлота. (Выставление плаката на экологической пирамиде.)
III. Физминутка для глаз по технологии В.Ф.Базарного. Динамическая смена поз.
IV. Растительная жизнь Крайнего Севера.
Учитель: О каком чуде говорится в следующем стихотворении?
Юван Шесталов.
ПОЛЯРНОЕ СИЯНИЕ
1-й ученик: Что за чудо-чудеса,
Загорелись небеса!
Ой, горит-пылает пламя
Над сверкающими льдами!
Ой, горит большой костер
Выше леса, выше гор.
2-я ученица: Кто зажег огонь чудесный,
Золотой костер небесный?
Не живет ли в вышине
Великан могучий?
Не печет ли на огне
Хлеб себе за тучей?
Никого за тучей нет,
Не пекут там хлеба.
Это – свет, холодный свет
Северного неба. /Полярное сияние/
Ученик 6 кл: В тишине бескрайней
арктической тундры странные огни играют зимой в
небесах. Сходные дуги и вспышки сияют и на
дальнем юге - лучше всего наблюдать их на
арктическом континенте в ясные, чрезвычайно
холодные зимние ночи. Можно увидеть эти огни и в
более низких широтах. Когда они появлялись в
небесах средневековой Европы, хронисты
объясняли это тем, что это великаны сражаются в
небе или что с небес летят на землю сверкающие
разноцветными огнями копья. Северное сияние
часто можно наблюдать в Шотландии, особенно в
апреле; около четырёх раз в году появляется оно и
на севере Флориды, но наиболее ясно его видно
поблизости от магнитных полюсов; например в
Северной Канаде и на Впадине Росса в Антарктике.
Полярные сияния не относятся к земным явлениям,
поскольку вызваны солнцем и развёртываются
высоко над землёй. Периодически на солнце
происходит вспышка, равная по высвобождаемой
энергии взрыву невообразимого числа атомных
бомб, и в космос выбрасывается масса частиц,
мчащихся со скоростью света. Отклоняясь под
действием магнитного поля земли, они ударяют об
атмосферные частицы, сообщая им электрический
заряд. Избавляясь от заряда, частицы начинают
«светиться» - этот процесс даёт свет, творя
представления в ночных небесах. А причина того,
что сияние облюбовало именно полярные регионы,
кроется в магнитных полях: они отклоняют частицы,
устремляющие к экватору, и направляют их к
магнитным полюсам Земли. Полярное сияние -
завораживающие зрелище. Огромные арки
переливающихся огней расцвечивают небо всеми
цветами спектра - от фиолетово-белого до
жёлто-зелёного и оранжево-красного. Они
охватывают значительную часть небесного свода:
как-то полярное сияние образовало дугу длинной
4827 км и высотой 161 км. Существует много видов
полярного сияния; наблюдаемые различия, похоже,
зависят от высоты их формирования. Наиболее
распространённые арки или дуги обычно
формируются на высоте от 65 до 105 км, между тем
явление, известное как «колышущиеся занавеси»,
образуется на высоте около 113 км. Максимальная
высота, на которой формируются огни, - 998 км над
земной поверхностью.
Учитель: Зона арктической
тундры протянулась тонкой полосой вдоль всего
побережья Северного Ледовитого океана. Найдите
на контурных картах эту зону, а шестиклассники
вам помогут и закрасьте её серым карандашом.
И вот мы едем дальше. А навстречу нам 2 девочки
–эскимоски.
Инсценирование рассказа Г.Ганейзера “По тундре”:
1-я девочка: Ехали мы ночью на
санях по пустому березовому лесу. Иногда березы
расступались и тогда под полозьями саней
мелькали разноцветные мхи и кочки, поросшие
цветами и спелыми ягодами. И вдруг видим над
березами вдалеке торчат шляпки грибов. Хорошие
грибы: подосиновики, подберезовики.
Остановились мы, сорвали грибы и принялись
искать еще. И что же? Раздвинули 2-3 березки и нашли
хороший грибок.
2-я девочка: Набрали мы грибов целую корзину. Смотрим на часы – время позднее: за полночь зашло, пора спать ложиться. А солнце во всю светит и не думает заходить. Положили мы свои спальные мешки на березы, забрались в них с головой, чтобы солнце не светило и комары не кусали, и крепко заснули.
1-я девочка: Разве на санях по траве ездят?
2-я девочка: Разве грибы под березами растут?
1-я девочка: Разве солнце светит по ночам?
1-я девочка: Конечно, такое бывает только в тундре, там очень длинная, суровая зима и короткое лето. Целую зиму нет солнца! Наступает полярная ночь. А летом солнце светит днем и ночью, и темноты совсем не бывает. Поэтому и приходится ложиться спать при ярком солнце, а если темноты дожидаться, то придется не спать долее 2-х месяцев.
2-я девочка: А грибы летом в тундре вырастают настоящие и большие, вот они и поднимаются выше березок. Ведь деревья в тундре не растут, им слишком холодно, а береза, про которую я вам говорила, это маленький кустарник. Листики у нее как копеечки, а иногда и мельче, а стволики стелются по земле.
- А какие растения тундры вы еще знаете? Покажите их.
V. Физминутка. Развитие эмпатии.
Учитель: Представьте себя березкой. Вы стоите среди бескрайней равнины. Солнце… Земля прогревается и воздух поднимается вверх и снова становится холодно. Ветер раскачивает березки сильнее, сильнее, налетает ураган. Что произойдет с нашей березкой?
VI. Знакомство с животным миром Крайнего Севера.
Учитель: Как приспособились растения к жизни в вечной мерзлоте?
Выставление таблички c надписью “растения”.
Учитель: Что такое зона “арктических пустынь”?
Но даже в таких бедных растительностью зонах есть животный мир. С ним вас познакомят ребята 6б класса.
а) сообщение о белом медведе;
б) знакомство с эскимосской легендой;
в) сообщение о китах: гренландском, белухе,
нарвале;
г) сообщение о полярной крачке;
д) знакомство с исчезающим животным –
“овцебыком”.
- А какое животное в древности жило в Арктике?
Ученик 6 кл: МАМОНТЫ - род
вымерших млекопитающих семейства слоновых
отряда хоботных . Относительно точного периода
существования этого рода и изменений с течением
времени его ареала остается много неясного.
Неизвестно и общее число его видов, однако, судя
по всему, их было не меньше десятка.
Поскольку
о всей совокупности признаков мамонтов судить по
ископаемым остаткам невозможно, их
классификация основана главным образом на форме
зубов. Изучение замерзших туш шерстистого
мамонта из вечной мерзлоты Сибири и остатков
помета колумбийского мамонта из сухих пещер
плато Колорадо показывает, что примерно 150 тыс.
лет назад основой их рациона были злаки. Эти виды
были в значительной мере были травоядными, а их
зубы приспособились к перетиранию корма.
Первые мамонты появились в Африке около 5 млн. лет
назад, а примерно 2 млн. лет назад они заселили
большую часть Северного полушария. В Северную
Америку мамонты мигрировали из Азии во время
понижения уровня моря около 2 млн. лет назад.
Мамонты почти полностью вымерли примерно 11 тыс.
лет назад, хотя шерстистые мамонты жили на
острове Врангеля в Арктике, возможно, еще 3000 лет
назад.
Самые крупные мамонты, например мамонт степной,
жили в лесостепи и луговой степи Евразии
примерно 5–1,5 млн. лет назад. Взрослый самец
достигал в холке 4,5 м, весил до 18 т и имел бивни
общей длиной до 5 м. Шерстистый мамонт, названный
так за толстый мех, жил в северных областях и
достигал в холке примерно 3 м.
Кости мамонтов часто находят на стоянках
первобытных людей вместе с примитивными
орудиями типа наконечников стрел и ножей,
произведенных более 25 тыс. лет назад.
Климатические изменения и охота считаются
основными факторами, которые привели к вымиранию
многих популяций мамонтов.
Исследования местонахождений ископаемых и
современных костей показывают, что по
биологическим признакам и поведению мамонты
были близки к нынешним слонам. В возрасте 10-15 лет
самцы покидали материнские группы, а самки и
молодые оставались вместе под руководством
старшей самки, являющейся матерью и бабкой
остальных членов стада. Самцы жили поодиночке
или холостяцкими группами. Они были почти вдвое
тяжелее взрослых самок и на треть выше.
Продолжительность жизни мамонтов была примерно
такой же, как у современных слонов, т.е. не более
60–65 лет.
- Кто такие “карибу”?
е) сообщение о северном олене;
Северный
олень - крупное травоядное животное, ростом около
1,5 м. в холке и весом до 270 кг. Он прекрасно
приспособлен к жизни в суровом климате Северной
Канады, его грубая густая шерсть формирует
плотный покров до 5 см толщиной. Волоски полые и
содержат воздушные ячейки, которые помогают
создать изоляцию от холода; шерстью, лучше
защищающей от холода и ветра, вероятно, не
обладает ни одно млекопитающее. Это единственный
вид оленей, у которого и самец и самка имеют рога;
их отличают и широкие, плоские копыта, идеально
приспособленные для того, чтобы такое крупное
животное не проваливалось в снег. Северный олень
непривередлив в еде и питается листьями любого
растения, что вместе с лишайниками составляет
около 30% его рациона.
Северные олени канадской тундры - арктические
(тундровые) карибу - обычно живут группами около
100 животных и проводят зиму в добывании листьев,
травы и лишайников под защитой хвойных лесов или
тайги. В этом районе преобладают канадская ель,
сосна, американская лиственница и пихта, а также
береза, осина, бук, тсуга и клен. Тайга, как и
лежащая севернее тундра, зимой покрыта глубоким
снегом, однако под укрытием леса снег
практически не покрывается твердой коркой, а
значит, олени вполне могут раскопать его
передними копытами, чтобы добраться до зеленых
листьев и лишайников, погребенных под ним. Часть
животных здесь только зимует, другие же проводят
в лесу всю свою жизнь, пренебрегая ежегодной
обратной миграцией.
Каждый год северные олени собираются вместе для
грандиозной миграции на север, от своих зимовий в
тайге к далекой северной тундре, где они
размножаются. Где-то между февралем и апрелем
небольшие группы северных оленей начинают
сбиваться в огромные стада, численность которых
может колебаться от 500000 до миллиона особей. Эти
стада, состоящие из беременных олених, молодняка
и самцов, отправляются на север, придерживаясь
маршрутов, по которым двигались многие поколения
оленей. Они преодолевают от 24 до 48 км. в день, а
значит 400-500-километровое путешествие может
занять у них до 20 дней. Собирающееся стадо
настолько велико, что минуют дни и даже недели,
прежде чем все оно пройдет определенную точку на
маршруте.
Первые самки добираются до мест размножения в
тундре, у Полярного круга, к концу мая; там они
почти сразу же рожают детенышей. Оленята уже
через несколько часов после рождения могут
бегать, а через несколько недель способны
самостоятельно добывать себе пищу. Будучи в
тундре, олени жадно питаются, восполняя запасы,
полностью израсходованные за предыдущую зиму и
готовясь к следующей суровой зимовке.
Тундра пробуждается к жизни ранним летом,
демонстрируя буйство цветов и изобилие сочных
молодых побегов. В этот период длинных дней и
коротких ночей температура может резко
повышаться, ставя оленей под угрозу перегрева. Но
вековой опыт помогает им отыскивать
возвышенности, где прохладный ветерок или
сохранившийся в ложбинах снег помогает им
охладиться.
В сентябре, когда дни начинают убывать, а
температура падает, олени отправляются в
обратный путь на юг. Выходят они обычно
небольшими группами, по две-три особи, постепенно
сбиваясь во все более крупные стада по мере
приближения к лесам. Южная миграция проходит
быстрее, поскольку олени могут покрывать
примерно 60 км. в день.
ж) сообщение о птичьих базарах.
- А каких еще северных животных вы видите на плакатах? На какие группы мы можем их разделить?
Выставление таблички.
VII. Знакомство с народностями и обычаями Крайнего Севера.
Ученики 6 кл: Кто такие “инуиты”?
Ученица 1 кл: Инуиты (эскимосы) - племена, пришедшие на Север из глубин центральной Азии в послеледниковый период. С тех пор они осели на оконечности Чукотского полуострова, на Аляске и Канадском Севере. Жизнь инуитов на Крайнем Севере легкой не назовёшь, но за многие тысячелетия они приспособились к экстремальным условиям обоих континентов и это говорит о гибкости и пластичности этого народа. Инуиты России проживают на побережье Чукотского полуострова, занимаются морским зверобойным промыслом, переработкой продуктов морской охоты, содержат зверофермы, занимаются переработкой шкур, косторезным промыслом и оленеводством, что способствует их благополучному выживанию в занятой в незапамятные времена экологической нише.
Ученик 1 кл:
а) сообщение о меховой одежде народов Севера – об “анораке”. Рассматривание иллюстрации по учебнику с. 73-74;
Ученик 1 кл:
б) рассказ об эскимосской обуви
“камики”;
в) рассматривание жилища народов Севера: иглу,
яранга.
Ученица 1 кл:
г) чтение стихотворения “Как построить ярангу?”
VIII. Домашнее задание.
Учитель: Дорисуйте ярангу и подумайте, почему народы Севера отмечают праздник в честь молодых оленят – “Кильвей”.
IX. Итог урока.
Учитель: Давайте вернемся к пирамиде и подумаем над тем, что мы возьмем с собой на нашу 10-ю экологически чистую планету ”мира и дружелюбия”. Мне кажется, что хищников не стоит брать, пусть остальные животные живут себе спокойно.