Интегрированный урок: информатика - история

Разделы: История и обществознание, Информатика


Соавтор: учитель истории Хвостикова М.В.

Нельзя считать культурным того человека, который не знает историю своей Родины, своего народа.

Цели урока:

  • Повторение пройденного материала по теме “Русь во времена монголо-татарского нашествия”, практическое знание карты.
  • Демонстрация межпредметной связи, разнообразия форм и методов проверки знаний учащихся.
  • Развитие интереса у учеников к изучению предметов общественного и прикладного циклов.
  • Проверка у учащихся умения работать в некоторых прикладных программах операционной системы Windows, знание файловых операций.

Оборудование:

  • персональный компьютер (7 шт.),
  • мультимедийный видеопроектор,
  • видеомагнитофон,
  • раздаточный материал к карте,
  • именной кроссворд,
  • алгоритм в виде блок-схемы.

ХОД УРОКА

Организационный момент.

Вступительное слово учителя информатики.

Сегодня вы присутствуете на интегрированном уроке информатики и истории. Цель урока – продемонстрировать, каким образом можно применить приобретённые на уроках информатики умения и навыки для проверки ваших знаний по истории. При организации урока мы использовали разные формы и методы проверки ваших знаний, чтобы продемонстрировать прикладной характер информатики для охвата наибольшего объёма материала. Это работа в графическом редакторе, работа с тестом, исследование информации в виде алгоритма.

Вступительное слово учителя истории.

Говорят, что нельзя считать культурным того человека, который не знает истории своей Родины, своего народа. В истории нашего Отечества было всё: и взлёты, и падения, и триумф, и поражения. И только история должна и может дать нам спокойный и честный ответ на вопрос: “Что составляет славу и гордость на жизненном пути народа, а что – бесчестие и позор?”

Каждое поколение, как и каждый человек, учится на своём собственном опыте, на своих ошибках. И всё же история былых времён должна учить всех нас. Ведь в этом заключается её главное предназначение. Важно лишь правильно воспринять её уроки. Знать прошлое – это значит во многом понять настоящее и уметь предвидеть будущее.

Сегодня на уроке мы подведём итог изучения темы “Русь во времена монголо – татарского ига”. Цель нашего урока: проверить ваши знания, полученные на предшествующих уроках по данной теме. Это знание карты, основных событий, а так же личности русских князей, сыгравших решающую роль в истории нашего государства.

А сейчас обратимся к прошлому и вспомним, как всё начиналось в 1237 году.

Учитель информатики включает (с использованием видеомагнитофона) первый видеосюжет, демонстрирующий порядок захвата русских княжеств монголо – татарским войском.

Учитель информатики:

– Ребята, просмотрев видеокадры, вам необходимо будет выполнить за компьютером следующее задание: в графическом редакторе Paint необходимо открыть файл Карта.GIF , где находится заготовка “рис. 1”.

Рис. 1

Рис. 1

Повторение:

Пуск Программы Стандартные Paint.

Файл Открыть Карта.GIF

Вам необходимо вспомнить, в каком порядке завоёвывались русские княжества монголо – татарами. На раздаточном материале “рис. 2” цветовой палитрой указан порядок окраски соответственно последовательности завоеваний. Так же вам нужно будет подписать завоёванные княжества.

Рис. 2

Рис. 2

Учащиеся пересаживаются за РМУ парами, в течение 7 мин. выполняют задание.

Ученики, выполнившие работу раньше остальных, получают раздаточный материал с именным кроссвордом для заполнения (индивидуально) “рис. 3”.

Рис. 3

Рис. 3

По истечении времени, картинки учеников сравниваются с правильно окрашенной картой, высвеченной с РМП на экран видеопроектора “рис. 4”. Анализ работы по карте проводит учитель истории.

Рис. 4

Рис. 4

Учитель информатики:

Знания основных событий и фактов поможет вам проверить тест, который можно запустить с Рабочего стола – файл Тест.ехе.

Программа “Тест” содержит 30 вопросов . Случайным образом производится выбор 15-ти вопросов, получив ответы на которые, программа сама высвечивает на экран оценку.

Тест.

Какой монголо-татарский хан напал на Русь в 1237 году?

  1. Мамай
  2. Батый
  3. Чингисхан
  4. Тохтамыш

Какой город монголо-татары назвали “Злым городом”?

  1. Торжок
  2. Рязань
  3. Козельск
  4. Владимир

Основная задача баскаков на Руси:

  1. сбор дани
  2. управление русскими княжествами
  3. распространение ислама на Руси
  4. развитие торговых связей

От налогов монголо-татары на Руси освободили:

  1. дворянство
  2. купечество
  3. холопов
  4. духовенство

Сбор дани переходит к русским князям с

  1. 1327 г.
  2. 1374 г.
  3. 1380 г.
  4. 1241 г.

В каком году князь Дмитрий прекращает выплату дани?

  1. 1374 г.
  2. 1382 г.
  3. 1478 г.
  4. 1327 г.

Битва на реке Воже произошла

  1. 1380 г.
  2. 1377 г.
  3. 1378 г.
  4. 1365 г.

В результате какой битвы войско Мамая прекратило своё существование?

  1. на реке Пьяне
  2. на реке Дон
  3. на реке Воже
  4. на реке Угре

Освобождение Руси от монголо-тататарского ига произошло при князе

  1. Иване III
  2. Дмитрии Донском
  3. Иване Даниловиче
  4. Александре Невском

Что получил московский князь в награду за подавление восстания в Твери от хана Узбека?

  1. Тверь и Новгород
  2. Можайск и Коломну
  3. Можайск и Переяславль
  4. Новгород и Кострому

Какому ханству, как преемнице Золотой Орды Русь выплачивала дань со второй четверти XV века?

  1. Казанскому
  2. Большой Орде
  3. Ногайской Орде
  4. Крымскому

Кто обратился к русским князьям за помощью в борьбе с монголо-татарами?

  1. половцы
  2. печенеги
  3. византийцы
  4. гунны

Из какого города в Москву переехала митрополичья кафедра?

  1. Тверь
  2. Новгород
  3. Владимир
  4. Рязань

Какой хан возглавил монголо-татарское войско во время “стояния” на реке Угре?

  1. Узбек
  2. Мамай
  3. Ахмед
  4. Тохтамыш

Куликовская битва произошла

  1. 8 октября 1380 г.
  2. 8 сентября 1380 г.
  3. 8 сентября 1480 г.
  4. 26 августа 1380 г.

Какой хан возглавил войско монголо-татар в Куликовской битве?

  1. Узбек
  2. Батый
  3. Мамай
  4. Чингисхан

Какой город был спасён от монголо-татарского нападения началом весенней распутицы и большими потерями в ханском войске

  1. Новгород
  2. Смоленск
  3. Чернигов
  4. Москва

Ям – это

  1. подать с плуга
  2. сбор для поддержания почтовой службы
  3. сбор для поддержания войска
  4. подать с земельного надела

Монголо-татары начали перепись населения Руси с

  1. Новгородской земли
  2. Киевского княжества
  3. Суздальского княжества
  4. Рязанского княжества

Вторая волна монголо-татарского нашествия на южные княжества Руси начинается в

  1. 1237 г.
  2. 1241 г.
  3. 1223 г.
  4. 1239 г.

В каком году Иван III прекращает выплату ордынцам?

  1. 1478
  2. 1374
  3. 1480
  4. 1327

“Стояние” на реке Угре было в

  1. 1380 г.
  2. 1237 г.
  3. 1480 г.
  4. 1378 г.

На какой реке дважды состоялись серьёзные столкновения монголо-татар с русскими войсками: в первый раз в пользу Руси, во второй в пользу монголо-татар

  1. р. Непрядва
  2. р. Пьяна
  3. р. Воже
  4. р. Угре

Митрополичья кафедра из города Владимира в Москву переехала при князе?

  1. Иване Даниловиче
  2. Дмитрии Донском
  3. Иване III
  4. Данииле Александровиче

Какой монголо-татарский хан в 1382 году захватил и сжёг Москву?

  1. Мамай
  2. Узбек
  3. Ахмед
  4. Тохтамыш

Что послужило сигналом к началу сражения в Куликовской битве:

  1. выстрел
  2. звуковой сигнал
  3. поединок русского и ордынского богатырей

Последний монголо-татарский хан, пытавшийся покорить Русь

  1. Ахмед
  2. Мамай
  3. Тохтамыш
  4. Бегич

Битва на реке Калке произошла

  1. 31 мая 1322 года
  2. 8 сентября 1237 года
  3. 1 сентября 1322 года
  4. 31 мая 1223 года.

Учащиеся пересаживаются за парты.

Учитель истории:

Русские земли во II четверти XIII века попали в вассальную зависимость от Золотой Орды, которая осуществлялась в различных формах и поддерживалась с помощью постоянного террора. Внимание на экран.

Включается второй видеосюжет.

Сведения о событиях тех лет дошли до нас в летописях, в народном фольклоре, а вам даётся возможность определить, является ли каждое событие, включённое в блок-схему, истинным или ложным. Вспомним свойства информации.

Учащиеся перечисляют:

  • достоверность,
  • истинность,
  • понятность,
  • ясность,
  • актуальность,
  • ценность.

Блок-схемы предложены в двух вариантах, на работу отводится 5 мин. Результатом выполнения блок-схемы должна быть одна из дат. Далее учащиеся проводят взаимопроверку.

Анализ проводит учитель истории по изображению блок-схемы, высвеченной на экране видеопроектора.

Домашнее задание по истории: подготовить сообщение по теме “Последствия ордынского ига для Руси”, подумать над вопросом “Можно ли считать освобождение от ордынского ига закономерным итогом объединения Руси?”, свой ответ аргументируйте.

Домашнее задание по информатике: составить блок-схему, состоящую из аксиом и теорем геометрии.

Подведение итогов: анализ урока учащимися, учителя озвучивают оценки.