Соавтор: учитель истории Хвостикова М.В.
Нельзя считать культурным того человека, который не знает историю своей Родины, своего народа.
Цели урока:
- Повторение пройденного материала по теме “Русь во времена монголо-татарского нашествия”, практическое знание карты.
- Демонстрация межпредметной связи, разнообразия форм и методов проверки знаний учащихся.
- Развитие интереса у учеников к изучению предметов общественного и прикладного циклов.
- Проверка у учащихся умения работать в некоторых прикладных программах операционной системы Windows, знание файловых операций.
Оборудование:
- персональный компьютер (7 шт.),
- мультимедийный видеопроектор,
- видеомагнитофон,
- раздаточный материал к карте,
- именной кроссворд,
- алгоритм в виде блок-схемы.
ХОД УРОКА
Организационный момент.
Вступительное слово учителя информатики.
Сегодня вы присутствуете на интегрированном уроке информатики и истории. Цель урока – продемонстрировать, каким образом можно применить приобретённые на уроках информатики умения и навыки для проверки ваших знаний по истории. При организации урока мы использовали разные формы и методы проверки ваших знаний, чтобы продемонстрировать прикладной характер информатики для охвата наибольшего объёма материала. Это работа в графическом редакторе, работа с тестом, исследование информации в виде алгоритма.
Вступительное слово учителя истории.
Говорят, что нельзя считать культурным того человека, который не знает истории своей Родины, своего народа. В истории нашего Отечества было всё: и взлёты, и падения, и триумф, и поражения. И только история должна и может дать нам спокойный и честный ответ на вопрос: “Что составляет славу и гордость на жизненном пути народа, а что – бесчестие и позор?”
Каждое поколение, как и каждый человек, учится на своём собственном опыте, на своих ошибках. И всё же история былых времён должна учить всех нас. Ведь в этом заключается её главное предназначение. Важно лишь правильно воспринять её уроки. Знать прошлое – это значит во многом понять настоящее и уметь предвидеть будущее.
Сегодня на уроке мы подведём итог изучения темы “Русь во времена монголо – татарского ига”. Цель нашего урока: проверить ваши знания, полученные на предшествующих уроках по данной теме. Это знание карты, основных событий, а так же личности русских князей, сыгравших решающую роль в истории нашего государства.
А сейчас обратимся к прошлому и вспомним, как всё начиналось в 1237 году.
Учитель информатики включает (с использованием видеомагнитофона) первый видеосюжет, демонстрирующий порядок захвата русских княжеств монголо – татарским войском.
Учитель информатики:
– Ребята, просмотрев видеокадры, вам необходимо будет выполнить за компьютером следующее задание: в графическом редакторе Paint необходимо открыть файл Карта.GIF , где находится заготовка “рис. 1”.
Рис. 1
Повторение:
Пуск Программы Стандартные Paint.
Файл Открыть Карта.GIF
Вам необходимо вспомнить, в каком порядке завоёвывались русские княжества монголо – татарами. На раздаточном материале “рис. 2” цветовой палитрой указан порядок окраски соответственно последовательности завоеваний. Так же вам нужно будет подписать завоёванные княжества.
Рис. 2
Учащиеся пересаживаются за РМУ парами, в течение 7 мин. выполняют задание.
Ученики, выполнившие работу раньше остальных, получают раздаточный материал с именным кроссвордом для заполнения (индивидуально) “рис. 3”.
Рис. 3
По истечении времени, картинки учеников сравниваются с правильно окрашенной картой, высвеченной с РМП на экран видеопроектора “рис. 4”. Анализ работы по карте проводит учитель истории.
Рис. 4
Учитель информатики:
Знания основных событий и фактов поможет вам проверить тест, который можно запустить с Рабочего стола – файл Тест.ехе.
Программа “Тест” содержит 30 вопросов . Случайным образом производится выбор 15-ти вопросов, получив ответы на которые, программа сама высвечивает на экран оценку.
Тест.
Какой монголо-татарский хан напал на Русь в 1237 году?
- Мамай
- Батый
- Чингисхан
- Тохтамыш
Какой город монголо-татары назвали “Злым городом”?
- Торжок
- Рязань
- Козельск
- Владимир
Основная задача баскаков на Руси:
- сбор дани
- управление русскими княжествами
- распространение ислама на Руси
- развитие торговых связей
От налогов монголо-татары на Руси освободили:
- дворянство
- купечество
- холопов
- духовенство
Сбор дани переходит к русским князям с
- 1327 г.
- 1374 г.
- 1380 г.
- 1241 г.
В каком году князь Дмитрий прекращает выплату дани?
- 1374 г.
- 1382 г.
- 1478 г.
- 1327 г.
Битва на реке Воже произошла
- 1380 г.
- 1377 г.
- 1378 г.
- 1365 г.
В результате какой битвы войско Мамая прекратило своё существование?
- на реке Пьяне
- на реке Дон
- на реке Воже
- на реке Угре
Освобождение Руси от монголо-тататарского ига произошло при князе
- Иване III
- Дмитрии Донском
- Иване Даниловиче
- Александре Невском
Что получил московский князь в награду за подавление восстания в Твери от хана Узбека?
- Тверь и Новгород
- Можайск и Коломну
- Можайск и Переяславль
- Новгород и Кострому
Какому ханству, как преемнице Золотой Орды Русь выплачивала дань со второй четверти XV века?
- Казанскому
- Большой Орде
- Ногайской Орде
- Крымскому
Кто обратился к русским князьям за помощью в борьбе с монголо-татарами?
- половцы
- печенеги
- византийцы
- гунны
Из какого города в Москву переехала митрополичья кафедра?
- Тверь
- Новгород
- Владимир
- Рязань
Какой хан возглавил монголо-татарское войско во время “стояния” на реке Угре?
- Узбек
- Мамай
- Ахмед
- Тохтамыш
Куликовская битва произошла
- 8 октября 1380 г.
- 8 сентября 1380 г.
- 8 сентября 1480 г.
- 26 августа 1380 г.
Какой хан возглавил войско монголо-татар в Куликовской битве?
- Узбек
- Батый
- Мамай
- Чингисхан
Какой город был спасён от монголо-татарского нападения началом весенней распутицы и большими потерями в ханском войске
- Новгород
- Смоленск
- Чернигов
- Москва
Ям – это
- подать с плуга
- сбор для поддержания почтовой службы
- сбор для поддержания войска
- подать с земельного надела
Монголо-татары начали перепись населения Руси с
- Новгородской земли
- Киевского княжества
- Суздальского княжества
- Рязанского княжества
Вторая волна монголо-татарского нашествия на южные княжества Руси начинается в
- 1237 г.
- 1241 г.
- 1223 г.
- 1239 г.
В каком году Иван III прекращает выплату ордынцам?
- 1478
- 1374
- 1480
- 1327
“Стояние” на реке Угре было в
- 1380 г.
- 1237 г.
- 1480 г.
- 1378 г.
На какой реке дважды состоялись серьёзные столкновения монголо-татар с русскими войсками: в первый раз в пользу Руси, во второй в пользу монголо-татар
- р. Непрядва
- р. Пьяна
- р. Воже
- р. Угре
Митрополичья кафедра из города Владимира в Москву переехала при князе?
- Иване Даниловиче
- Дмитрии Донском
- Иване III
- Данииле Александровиче
Какой монголо-татарский хан в 1382 году захватил и сжёг Москву?
- Мамай
- Узбек
- Ахмед
- Тохтамыш
Что послужило сигналом к началу сражения в Куликовской битве:
- выстрел
- звуковой сигнал
- поединок русского и ордынского богатырей
Последний монголо-татарский хан, пытавшийся покорить Русь
- Ахмед
- Мамай
- Тохтамыш
- Бегич
Битва на реке Калке произошла
- 31 мая 1322 года
- 8 сентября 1237 года
- 1 сентября 1322 года
- 31 мая 1223 года.
Учащиеся пересаживаются за парты.
Учитель истории:
Русские земли во II четверти XIII века попали в вассальную зависимость от Золотой Орды, которая осуществлялась в различных формах и поддерживалась с помощью постоянного террора. Внимание на экран.
Включается второй видеосюжет.
Сведения о событиях тех лет дошли до нас в летописях, в народном фольклоре, а вам даётся возможность определить, является ли каждое событие, включённое в блок-схему, истинным или ложным. Вспомним свойства информации.
Учащиеся перечисляют:
- достоверность,
- истинность,
- понятность,
- ясность,
- актуальность,
- ценность.
Блок-схемы предложены в двух вариантах, на работу отводится 5 мин. Результатом выполнения блок-схемы должна быть одна из дат. Далее учащиеся проводят взаимопроверку.
Анализ проводит учитель истории по изображению блок-схемы, высвеченной на экране видеопроектора.
Домашнее задание по истории: подготовить сообщение по теме “Последствия ордынского ига для Руси”, подумать над вопросом “Можно ли считать освобождение от ордынского ига закономерным итогом объединения Руси?”, свой ответ аргументируйте.
Домашнее задание по информатике: составить блок-схему, состоящую из аксиом и теорем геометрии.
Подведение итогов: анализ урока учащимися, учителя озвучивают оценки.