Звук и буква "И" - открытое занятие

Разделы: Спорт в школе и здоровье детей


Цель: Чёткое произнесение звука; выделение ударного гласного звука. Анализ звукового ряда из трёх гласных; воспроизведение звукового ряда из трёх гласных. Упражнение в употреблении именительного падежа множественного числа существительных с окончаниями - и, - а. Работа над предложением. Развивать память, внимание, логическое мышление. Знакомство с буквой “И”.

Оборудование: куклы, картинки с изображением предметов с буквой “И”, кружки красного цвета, пособия “светофорчики”, разрезная азбука, счётные палочки, магнитная доска, полоски бумаги для схемы предложения.

Ход занятия.

1. Организационный момент.

Вспомнить гласные звуки, которые учили на прошлых занятиях.

А.О.У. Затем по беззвучной артикуляции дети угадывают

сочетания из 2, 3 гласных звуков, произносят их, определяют

количество и порядок.

2. Сегодня пришли гости – куклы Иван и Ия – Повторите, как их

зовут? Какой первый звук в их именах? (И). Что вам напоминает

звук “И”? Как кричит ослик? (И - а, и - а, и - а). Сегодня мы будем

произносить много слов со звуком “И” и познакомимся с буквой

“И”. Картинка – Индюк. Выделение звука “И” из слова. Где

слышится звук “И”? (В начале).

  1. Характеристика звука “И” по артикуляционным и акустическим
  2. признакам. ( Воздух проходит свободно, без преграды, звук поётся – гласный. Обозначаем красным кружком – гласный звук).

  3. Проговаривание хором и по одному звука “И”.
  4. Выделение звука “И” из ряда гласных. На звук “И” дети поднимают красные светофоры( ау, ио, иу, ау, аои…).
  5. Звуковой анализ ряда из трёх гласных: а у и; а и у; у и а; у а и; и у а;
  6. и а у.

    (Определение первого, последнего звука, определение на слух количества звуков, воспроизведение звуковых рядов кружками).

  7. Иван и Ия
  8. Вышли в прятки поиграть,

    Букву ‘‘И’’ в словах искать

    Игра “Узнайте звук”. (Хлопните в ладоши, если он есть в слове).

    Ива, индюк, шар, астра, Ира, красный, синий, Илюша, яблоко, сливы.

    8. Игра “Доскажи словечко”.

    Никак не согласится   Не колючий
    Она лежать без толку.   Светло синий
    Кто знает мастерицу   По кустам развешен…….
    Усердную ……  

    (ИНЕЙ)

    (ИГОЛКУ)

    Что такое перед нами: Буду мастером таким
    Две оглобли за ушами, Как наш дядя Евдоким:
    На глазах по колесу  Делать стулья и полы.
    И сиделка на носу? А пока сестре Танюшке

    (ОЧКИ)  

    Сам я делаю ….
      

    (ИГРУШКИ)

    9.Произнесение звука “И” в словах. Определение его позиции. Развитие логической памяти. ( Выставляются картинки по тематике).

    Как зовут наших гостей? (Иван и Ия). Они любят играть (с игрушками). А это музыкальные (инструменты). Это дерево называется (ива). Что здесь острое, металлическое? (Игла). Чем покрыты деревья? (Инеем). Как по-другому называется такой домик? (Избушка, изба, избёнка).

    Игра “Добавь нужное слово”

    а) Деревья в (инее). б) Мы не боимся (индюка). в) Мама шьёт (иглой). г) Лисичка сделала ледяную (избушку). д) Мы играем на музыкальных (инструментах). е) У нас в группе много (игрушек).

    10.Подбор родственных слов.

    Что можно делать с игрушками?…. (Играть). У нас есть много…. (игрушек). Сегодня я вас приглашаю на …(игру). Со мной вы будете ….(играть).

    Слова: игра, играть, игрушка, игрушечка – называются родственными. Это семья слов.

  9. Физминутка.
  10. Принесли мы вам подарки,

    Кто захочет, тот возьмёт

    Вот вам кукла с лентой яркой,

    Конь, волчок и самолёт.

  11. Длинные и короткие слова. Назовите: Ия, ива, инструменты,
  12. игра, игрушки (отхлопать по слогам).

  13. Игры “Что изменилось?”, “ Посмотри и запомни” (по картинкам).
  14. Работа над грамматическим строем речи (изменение имён существительных).
  15. Конь-кони, муха-мухи, муравей-муравьи,
    Мак-маки, улитка-улитки, книга-книги.

  16. Работа над предложением.
  17. Дополнить предложение и составить его схему:

    На лугу пасутся …..(кони).

    За столом сидят……(дети).

  18. Буква “И”: отыскивание её в разрезной азбуке, печатание (сложить из счётных палочек).
Молоток я раздобыл
Из дощечек букву сбил   
Сколько здесь дощечек? – три!
А какая буква –“И”.

Итог занятия.

С каким звуком и какой буквой мы сегодня познакомились?

Чему мы научились на занятии? Вспомните картинки на “И”.