I. Цель урока:
- Развивать в подростке интерес к своим родовым корням, используя беседу с людьми старшего и пожилого возраста об их прошлом, об одежде, которую они носили. Развивать интерес к историческому костюму, народному костюму.
- Воспитывать чувство патриотизма, любви к своей Родине, к родному краю, уважение к старшим.
- Учить грамотному диалогу, правильному общению. Учить излагать свои мысли (рассказ о проделанной работе перед сверстниками).
II. Задачи:
- Организовать обсуждение стиля одежды, обратив внимание на связь времен.
- Научить учащихся познавать новое в области исторического костюма, через конкретный рассказ реально существовавших людей.
- Выполнить творческую работу – зарисовки учащимися одежды, представленной на уроке.
III. План урока:
- Организационный момент.
- Краткое повторение пройденного материала по теме: “Нижегородский народный костюм”.
- Результаты поисков одежды и утвари Нижегородской губернии: рассказ учащихся, рассказ учителя.
- Практическая часть: зарисовки учащимися одежды родного края.
- Обобщение всего услышанного материала на уроке.
Сообщение темы занятия.
IV. Методы и приемы обучения.
- Беседа, рассказ учителя.
- Наглядные методы: иллюстрации, демонстрация.
- Практические методы работы: зарисовки, учебный кроссворд.
а) Демонстрация коллекции одежды и вещей,
найденных на территории Нижегородской губернии.
б) Иллюстрации из альбомов и книг по народному
костюму.
в) Показ зарисовок учащихся.
V. Предварительное задание:
Расспросить старших и пожилых людей о вещах, с которыми они жили, и одежде, которую носили. Задание учащимся дается за месяц до проведения занятия.
VI. Методическое обеспечение урока:
- Коллекция подлинных вещей (конец XIX в. – начало XX в.), найденных на территории Нижегородской области (фотографии прилагаются на 5 листах).
- Иллюстрации из альбомов, книг.
Коллекция служит наглядным пособием к теме урока. Дает возможность лучше сориентировать учащихся во времени, о котором идет речь. Развивает интерес к историческому, народному костюму, к своим родовым корням и прошлому Родины.
– Ф.М. Пармон “Композиция костюма” изд. Легкпромбытиздат г. Москва 1997 год рисунок 226, 225 ,227, 228, цветные вкладыши книги.
– А.О. Карелин “Творческое наследие” Волго–Вятское книжное издательство г. Нижний Новгород1990 год. Стр. 24, 25; стр. 161.
– Альбом “Для памяти потомству своему… ”. Народный бытовой портрет в России из Собрания Государственного Исторического музея. Издательство “Галактика Арт” г. Москва 1993 г. стр. 110, 252.
Иллюстрации книг дают более полное представление о народном костюме, одежде Нижегородской губернии. Позволяют сделать сравнительную характеристику одежды местности, в которой мы проживаем, и одежды других областей России.
- Зарисовки учащихся по теме “Народный костюм”.
Зарисовки позволяют учащимся увидеть, как воспринимают народный костюм их сверстники. Служат наглядным пособием, для выполнения зарисовок на уроке.
Иоилева Мария
Женский костюм.
Мужской костюм.
Красюк Ксения
Праздничный костюм Нижегородской губернии. (см. приложение)
4. Учебный кроссворд для закрепления материала.
По вертикали:
1) Какую одежду носили женщины в Нижегородской губернии? (7 букв).
По горизонтали:
1) Какое украшение на шее носили Нижегородские женщины из янтаря? (4 буквы)
2) Как называлась короткая одежда на бретелях, одеваемая поверх сарафана? (8 букв).
3) Чем украшалась одежда мужчин и женщин Нижегородской губернии? (7 букв).
4) Какую одежду носили мужчины и женщины? (6 букв).
Сценарий урока.
“Уровень культуры эпохи, как и отдельного человека, определяется отношением к прошлому… и своему отечеству…”
А.С. Пушкин
- Учитель обращает внимание детей на эпиграф и оборудование класса.
- Повторение пройденного материала.
Учитель: Девочки, вы уже догадались по вещам, которые находятся в нашей аудитории, что темой сегодняшнего разговора будет результат ваших поисков одежды и вещей на территории Нижегородской области. Наш этнографический урок называется “Родимая сторонушка”.
Сегодня мы постараемся раскрыть “сундук истории”, через старые, порой никому не нужные вещи. Познать новое в судьбе своей семьи, в истории нашего родного края – Нижегородчины.
Учитель: Давайте вспомним, как выглядит Нижегородский народный костюм. Ученица 1: Костюм нижегородской губернии состоял в основном из сарафанного комплекса (сарафан и епанечка). Особенно был распространен в северных районах губернии, на юге встречались панёвы одетые на рубаху, украшенную вышивкой. Учитель: А какая вышивка встречалась чаще всего? Ученица 2: Это были растительные орнаменты, выполненные гладью, крестом, тамбурным швом. Орнаменты, изображающие фигуры людей, животных, птиц. Изображение символов, выполняющих роль “оберегов”, охраняющие владельцев от “дурного глаза” и “порчи”. Учитель: А где располагалась вышивка на одежде? Ученица 3: На сарафанах впереди – вертикальной полосой, по подолу сарафана – магическим кругом – “оберегом”. Эта вышивка называлась “позументом”. На рубахе вышивались рукава, манжеты, грудь, полики. Епанечка украшалась богатой вышивкой “Золотое шитье”, расшивалась бисером, стеклярусом, речным жемчугом. Мужская одежда состояла из рубахи, вышитой по груди, рукавам, манжетам, подвязанной разноцветным поясом – кушаком, и портов. Учитель: Какую роль в костюме играл головной убор? Ученица 4: Это важное звено в народном костюме. По богатству кокошников, сорок и кичек судили о достатке семьи. Головной убор передавался по наследству от матери к дочери. Носили эти головные уборы замужние женщины, им необходимо было прятать волосы от постороннего глаза, чтобы, не дай Бог, не “опростоволоситься”, накликав на свою семью беды и несчастья. А девушки, девочки носили повязки, расшитые жемчугом, стеклярусом, бисером и атласные ленты. Учитель: Молодцы, девочки, вы хорошо знаете особенности Нижегородского костюма. |
III. Рассказ учащихся о результатах поисков одежды и вещей.
Учитель: Девочки, судя по представленным здесь на уроке экспонатам, вы неплохо потрудились над заданием, расскажите, как проходили ваши поиски, с кем пришлось разговаривать, что нового для себя вы узнали? Ученица: (Света А.) В доме моей бабушки хранился сарафан, который по будним дням носила еще моя прабабушка. Это зимний сарафан, он обработан подкладкой из домотканого холста. Ткань для сарафана была куплена на ярмарке, а вот холст на подкладку, пояс вязанный на дощечках – все это сделано руками моей прабабушки. Сшит сарафан на старинной машинке “Зингер” с качающимся челночным устройством, которая тоже хранится в доме моей бабушки в селе Кременки. А вот подкладка подведена вручную. Учитель: Спасибо, Света, ты очень хорошо поработала над домашним заданием. Ученица: (Маша И.) Девочки, а что одевали на ноги к такому сарафану? Конечно же, лапти. Чьи это лапти здесь висят? Мои. Эти лапти сделаны из лыка липы, висели в коридоре в нашей квартире, как сувенир. Получив задание, я стала маму расспрашивать, откуда они появились у нас. Оказалось, что их привезли из деревни, где они хранились в сенях среди старых вещей. Такие лапти плел мой прадедушка. Это была обувь на каждый день, они быстро изнашивались, поэтому в семье обязательно кто–то умел их изготавливать. Как правило, старики–те, кто не мог заниматься тяжелым трудом в поле. По праздникам же носили сапоги, часто они были одни на всю семью. Рассказ моей мамы меня очень заинтересовал, раньше я никогда не задумывалась, что у этих лаптей такая история, и что на самом деле им так много лет. Ученица: (Маша И.) Спасибо, Маша. Очень интересный рассказ. Девочки, а это что за платки? Ученица: (Оля С.) Это платки моей бабушки. Я привезла их от нее, они долго хранились в сундуке, посыпанные нафталином. Бабушка очень дорожит ими. Это воспоминание о молодости. Когда она рассказывала мне о них, на глазах у нее были слезы. Один платок привез ей мой дедушка с ярмарки вскоре после их свадьбы. Она говорит, что и сейчас смотря на этот платок, испытывает чувство радости, ведь это, по тем временам, был роскошный подарок. Учитель: Спасибо, Оля. Я думаю после того, что ты узнала об этом платке, станешь хранить его, как семейную реликвию, так же бережно, как делала это твоя бабушка. Девочки, кто хочет рассказать свои истории о старых вещах? Ученица: (Ира П.) Моя бабушка живет далеко от сюда в Орловской области, поэтому поговорить с ней я смогу только тогда, когда поеду к ней на каникулы в гости. Она живет в своем доме, где много всего интересного. Настольная лампа, вышивки на стенах, которые бабушка вышивала в молодости, подзоры, вязанные крючком, занавески, “выбитые” бабушкой для себя в приданное, она сейчас вешает по праздникам на окна. Мне было интересно слушать рассказы девочек, поэтому я обязательно расспрошу бабушку о вещах, что хранятся у нее в большом кованом сундуке. Учитель: Спасибо, Ира. Очень интересно будет узнать, какие богатства хранит твоя бабушка в этом сундуке. А чьи это старые фотографии? Ученица: (Даша Р.) Это фотографии прадедушки и прабабушки, сделанные после свадьбы. Было это в начале XX века. Одеты они в самые лучшие праздничные одежды и фотографировал их заезжий фотограф, которые ездил по селам и деревням с камерой. Это было в жизни села событие, все “высыпали” на улицу, а фотограф на несколько дней останавливался в самом богатом и просторном доме, где ему отводили темный чулан, чтобы он мог делать фотографии. Платили ему “натурой”: яйцами, молоком, сметаной. Учитель: Спасибо, Даша. Интересно было слушать историю этой фотографии. Девочки, вы очень хорошо поработали, собрали интересный материал. Надеюсь, что интерес к старым вещам не угаснет после этого урока, и вы будете всегда помнить, что и у вещей есть своя история, порой очень увлекательная. И что эта история вещей неотрывно связана с историей нашей страны, нашего народа. Вам понравились истории, рассказанные здесь? А теперь я хочу вам рассказать свою историю об украшениях, хранящихся в этой старинной деревянной шкатулке. Как видите, здесь лежат бусы из янтаря, серьги и серебряный крест. Этим вещам уже больше 100 лет. И достались мне они по наследству от моей бабушки Васяевой Елены Васильевны, а вот ей подарила все эти “сокровища” ее мать Анисья Филипповна, ей же они достались от ее мамы – Аграфены Васильевны. Вещи эти считались в семье “оберегами” и одевали их только по большим праздникам. А бусы – когда кормили младенцев. Именно с рождением моей мамы и получила в подарок от Анисьи Филипповны эти бусы моя бабушка. Ведь янтарь, по народным приметам, оберегает младенцев от порчи и умножает молоко у кормящих матерей. А вот эти вещи: блузка из розовой атласной ткани с нашитой внутри “подоплекой”, юбка голубая с настроченными по подолу атласными лентами и фартуки из атласа с кружевами ручной работы и построчной тесьмой – носила моя бабушка “молодухой”, когда только что вышла замуж. Их она шила сама, как видите, фартуки сшиты вручную швом “назад иголка”. Их Елена Васильевна шила вечерами, в основном зимой, после тяжелой крестьянской работы, а заботы было много, она сама впоследствии в своих рассказах удивлялась, как она могла выполнять всю эту работу: в поле, по дому. Она рано осталась вдовой, мой дед пропал без вести в первые дни войны 1941 года. Давно нет в живых и бабушки. Но вещи эти я трепетно храню как память о моих родных. |
IV. Практическая часть урока.
Учитель: Ну, а теперь девочки, переходим к выполнению творческой работы. Вам необходимо сделать в альбоме зарисовки представленной здесь одежды. Модель для рисования можете выбрать по своему желанию.
Дети рисуют (время – 25 мин).
V. Задание на дом:
а) Учитель: Девушки, я прошу вас дома, в альбоме сделать зарисовки мужской одежды, которая носилась на территории Нижегородской губернии в конце XIX века в начале XX века. И, конечно же, продолжить свои этнографические поиски.
б) Обобщение материала.
Проводится в виде ответов на вопросы кроссворда. (Кроссворд прилагается).
Учитель: Девочки, ответьте на вопрос. К какому стилю одежды можно отнести всю увиденную на уроке одежду? Ученицы: Этнографический стиль, народный стиль, фольклорный стиль. Учитель: Правильно! Молодцы, девочки, вы сегодня очень хорошо занимались, по–новому попытались взглянуть на вещи, которые нас окружают. Узнали ли вы что–то новое из сегодняшнего урока? Ученицы: Мы узнали истории вещей, что жизнь их неотступно связана с судьбами людей ими владевшими. Узнали, что это не только история жизни конкретных людей, но и история всей страны. Учитель: Правильно девочки. Эти истории, вами рассказанные, можно сравнить с маленькими ручейками, впадающими сначала в реки, а потом в море, океан общей человеческой судьбы. Мы знаем, что в этих судьбах много белых пятен, к сожалению не все знают имена своих прадедов (по разным причинам). Именно такие белые пятна мы попытались сегодня закрасить разноцветными красками воспоминаний. А закончить сегодняшнее занятие я хочу словами Нижегородского краеведа, писателя Д.Н. Смирнова: “Любить свой край – это первая обязанность человека…”. Так давайте же будем любить свою Родимую сторонушку, людей живущих рядом с нами, свои родовые корни, ведь только из прошлого произрастает будущее! |