Формирование плавной речи у детей с заиканием посредством игр-драматизаций

Разделы: Работа с дошкольниками


Речевая функция является одной из важнейших функций человека.

В процессе речевого развития формируются высшие формы познавательной деятельности, способности к понятийному мышлению.

Овладение способностью к речевому общению создает предпосылки для специфически социальных контактов, благодаря которым формируются и уточняются представления ребенка об окружающей действительности, совершенствуются формы ее отражения.

Овладение ребенком речью способствует осознанию, планированию и регуляции его поведения.

Нарушение речи в той или иной степени, а именно развитие заикания, отрицательно влияет на все психическое развитие ребенка, отражается на его деятельности, поведении. Заикание влияет на умственное развитие, особенно на формирование высших уровней познавательной деятельности, что обусловлено тесной взаимосвязью речи и мышления и ограниченностью социальных, в частности речевых, контактов, в процессе которых осуществляется познание ребенком окружающей действительности; мешает речевому общению.

Заикание, ограничивая речевое общение, отрицательно влияет на формирование личности ребенка, вызывает психические наслоения, специфические особенности эмоционально–волевой сферы, способствует развитию отрицательных качеств характера (застенчивости, замкнутости, негативизма, чувства неполноценности), затрудняет взаимоотношения с окружающими, особенно в детском коллективе. У них изменена структура психической деятельности, ее саморегуляция. Действия ребенка отмечаются импульсивностью, инструкция взрослого мало организует его деятельность, ребенок затрудняется в последовательном выполнении тех или иных интеллектуальных операций, не замечает своих ошибок, “ теряет” конечную задачу, легко отвлекается, не может затормозить побочных ассоциаций. Для детей с заиканием, кроме специфического речевого дефекта, характерны нарушения внимания, памяти, мышления, расстройства эмоционально–волевой сферы и поведения. У детей не сформирован динамический речевой стереотип. Поэтому, несмотря на то, что у детей со временем формируется определенный набор языковых единиц (фонем, морфем, слов, синтаксических структур) они с трудом овладевают правилами их использования и на всех этапах развития речи испытывают специфические трудности в автоматизации речевого процесса. Причем эти трудности с возрастом могут возрастать, особенно при переходе к более сложным формам речевого общения – к связной речи.

В своей практической деятельности стараюсь использовать различные формы работы, также стараюсь найти наиболее действенные приемы и методы развития плавной, устойчивой, свободной от заикания речи в процессе творческих игр у старших дошкольников. Развитие плавной, устойчивой речи процесс длительный, трудоемкий, разноплановый. Работая над данной проблемой, кроме обучающих форм развития плавной речи, использую игры–драматизации.

Речь представляет собой одну из сложных функций человека.

Речь ребенка формируется под влиянием речи взрослых и в огромной степени зависит от достаточной речевой практике, нормального речевого окружения и от воспитания и обучения, которые начинаются с первых дней жизни.

Речь не является врожденной способностью, а развивается в процессе онтогенеза параллельно с физическим и умственным развитием ребенка и служит показателем его общего развития.

Знание закономерностей речевого развития детей необходимо для правильной диагностики нарушений речи, для того, чтобы правильно построить всю коррекционно–воспитательную работу по преодолению речевой патологии.

Для того, чтобы процесс речевого развития детей протекал своевременно и правильно, необходимы определенные условия. Так ребенок должен:

быть психически и соматически здоровым;
иметь нормальные умственные способности;
иметь нормальный слух и зрение;
обладать достаточной психической активностью;
обладать потребностью в речевом общении;
иметь полноценное речевое окружение.

Среди факторов, способствующих возникновению речевых нарушений у детей, различают неблагоприятные внешние (экзогенные) и внутренние (эндогенные) факторы, а также внешние условия окружающей среды.

С древних времен ученые (Гиппократ, Аристотель, Гален, Авиценна) пытались объяснить причины возникновения заикания

К 30–м годам и в последующие 50–60–е годы двадцатого века механизм заикания стали рассматривать опираясь на учения и И.П.Павлова о высшей нервной деятельности человека и, в частности, о механизме невроза.

Заикание, как и прочие неврозы, возникает вследствие различных причин, вызывающих перенапряжение процессов возбуждения и торможения и образования патологически условного рефлекса. Заикание – это не симптом и не синдром, а заболевание центральной нервной системы в целом (В.С.Кочергина,1962г.). Оно проявляется в нарушении темпоритмической организации речи, обусловленное судорожным состоянием мышц речевого аппарата.

Различают три степени заикания: слабую (умеренную), среднюю и сильную (тяжелую). Четких критериев отделения степеней заикания нет. В практике обычно считают слабой степенью такую, при которой заикание проявляется едва заметно и не мешает речевому общению. При средней степени заикания имеют место нарушения статической и динамической координации движений (общих, тонких, артикуляционных). У таких детей отмечается некоторое отставание в формировании лексико–грамматического строя речи. Нарушение звукопроизношения носит фонетико–фонематический характер, происходит смешение звуков. У детей с тяжелой степенью нарушений психомоторики и речи, наряду с динамическими и статическими расстройствами, отмечаются различные нарушения двигательной сферы в целом. Недоразвитие речи от фонетико–фонематического до общего недоразвития речи третьего уровня.

Психическое состояние детей с заиканием характеризуется повышенной возбудимостью, взрывчатостью, которое проявляется непостоянно, а волнообразно (неустойчивость центральной нервной системы). Внимание таких детей обычно неустойчиво, они не обнаруживают стойкого интереса к творческой игровой деятельности, нередко отмечается низкая познавательная активность.

Заикание характеризуется тем, что речевые запинки проявляются в любой обстановке как наедине с самим собой, так и в обществе.

В тех случаях когда дети с заиканием получают своевременную, то есть приближающуюся к моменту начала заикания, и достаточно длительную (в течение одного года) регулярную медико–психолого–педагогическую помощь, то они, как правило, не нуждаются в повторных курсах речевого воздействия, в дальнейшем речь остается плавной.

А когда не оказывается своевременная и длительная помощь, то заикание протекает по прогредиентному виду течения. В таких случаях характерно утяжеление заболевания. Дети, не получающие своевременной помощи, с трудом обучаются в общеобразовательной школе. Именно эта категория детей входит в группу обучающихся в школах для детей с тяжелыми нарушениями речи.

Следует вывод, что каждый заикающийся ребенок нуждается в своевременной, разноплановой помощи различных специалистов – логопедов, медиков, психологов и педагогов.

Игра один из тех видов детской деятельности, которая используется взрослыми в целях воспитания дошкольников, обучения их различным действиям с предметами, способам и средствам общения.

Игра занимает свое место в ряду других воспроизводящих деятельностей, являясь ведущей в дошкольном возрасте. Именно в процессе игры как ведущей деятельности возникают основные психические новообразования данного возраста.

Развитие игры происходит не спонтанно, а зависит от условий воспитания ребенка, то есть социальных явлений.

Среди творческих игр особенной любовью пользуются игры в “театр”, драматизации, сюжетами которых служат хорошо известные сказки, рассказы, театральные представления.

Участвуя в театрализованных играх, дети знакомятся с окружающим миром через образы, краски, звуки. Театрально–игровая деятельность обогащает детей новыми впечатлениями, знаниями, умениями, развивает интерес к литературе, активизирует словарь, разговорную речь, способствует нравственно–этическому воспитанию каждого ребенка.

Участвуя в театрализованных играх, ребенок входит в образ, перевоплощается в него, живет его жизнью. Поэтому, наряду со словесным творчеством драматизация или театральная постановка, представляет самый частый и распространенный вид детского творчества.

Это объясняется двумя основными моментами: во–первых, драма, основанная на действии, совершаемом самим ребенком, наиболее близко, действенно и непосредственно связывает художественное творчество с личным переживанием.

Как отмечает В.Г.Петрова, театрализованная форма изживания впечатлений жизни лежит глубоко в природе детей и находит свое выражение стихийно, независимо от желания взрослых.

В драматической форме осуществляется целостный круг воображения, в котором образ, созданный из элементов действительности, воплощает и реализует снова в действительность, хотя бы и условную. Таким образом, стремление к действию, к воплощению, к реализации, которое заложено в самом процессе воображения, именно в театрализации находит полное осуществление.

Игры–драматизации дают повод и материал для самых разнообразных видов детского творчества. Дети сами сочиняют, импровизируют роли, инсценируют какой–нибудь готовый литературный материал. Это словесное творчество детей, нужное и понятное самим детям. Изготовление бутафории, декорации, костюмов дает повод изобразительного и технического творчества детей. Дети рисуют, лепят, шьют, и все эти занятия приобретают смысл и цель как часть общего, волнующего детей замысла. И, наконец, сама игра, состоящая в представлении действующих лиц, завершает всю эту работу и дает ей полное и окончательное выражение.

Разнообразие тематики, средств изображения, эмоциональности игр дают возможность использовать их в целях всестороннего развития личности.

Известно, что заикающийся ребенок, входя в определенный образ , может говорить свободно. В логопедической работе для перевоспитания речи и личности заикающихся используется эта способность к перевоплощению, присущая всем людям, а детям в особенности.

Возможность для перевоплощения предоставляется в различных играх–драматизациях, которые можно проводить в течение всего курса логопедических занятий в зависимости от степени сложности и объема речевого материала. В этих играх отрабатывается навык правильной выразительной речи и уверенного общения в коллективе. Работая с детьми над инсценировками, логопед не преследует цель обучать их актерскому мастерству. Важно создать на занятиях ненапряженную, радостную обстановку, которая будет располагать детей к творческой игре и свободной речи. Участие в инсценировках дает возможность перевоплощаться в различные образы и побуждает говорить свободно и выразительно, действовать расковано.

В условиях логопедической группы для заикающихся детей инсценировки можно осуществить по следующему плану: подготовка к спектаклю, подбор атрибутов, распределение ролей, ход игры–драматизации. В игре–драматизации дети воспроизводят содержание любимых сказок, поведение любимых персонажей, с увлечением изображают действующих лиц сказок, их характерные движения, ведут диалоги.

Игры–драматизации используются не с первых занятий, а лишь после того, как ребенок научится правильно говорить на этапе сопряженно–отраженной речи, хорошо отвечает на вопросы, то есть приобрел определенные навыки правильной речи.

Учитывая данные особенности проведения игры–драматизации, использую следующие виды работы:

охранительный режим;
речевое дыхание;
активизация развернутой речи;
инсценировка;
игра–драматизация.

В результате всей работы все дети справились с ролями и получили эмоциональное удовлетворение, у них появилось желание показать другую сказку. Во время речевого общения дети забывали о своей болезни, и речь их была относительно четкой и плавной, дети старались выдержать правильный режим, отсутствовали длительные паузы, но не смотря на положительные моменты, все же отмечались моменты кратковременного заикания, с которым дети справлялись.

Используя в своей практической деятельности игры–драматизации, анализируя результат, пришла к выводу, что для приобретения уверенности ребенку необходимо удачное выступление.

Для того чтобы ребенок мог забыть о своем недуге, необходимо отвлечь его от этого, очень важно, чтобы ребенок убедился, что он может в любой обстановке говорить легко, плавно, свободно. Во время игры–драматизации дети, перевоплощаясь, забывают о своей проблеме речи, они не только ведут диалоги, но и подражают своим “героям” мимикой, движениями.

Это свидетельствует о том, что игры–драматизации, инсценировки являются одним из удачных видов работы с заикающимися детьми, в которых они приобретают опыт общения, публичных выступлений, во время которых они могут перевоплощаться в различные образы, а перевоплощение побуждает детей говорить свободно, выразительно, плавно, действовать раскованно, преодолевая волнение, застенчивость, страх перед речью.

Анализируя полученные результаты можно сделать вывод, что правильная речь ребенка формируется под влиянием речи взрослых и в огромной степени зависит от достаточной речевой практики, нормального речевого окружения, от воспитания и обучения. При работе с детьми с нарушением речи, в частности с заиканием, очень важным моментом является правильность выбора действенных приемов и методов. Одним из таких действенных методов являются игры–драматизации.

Поэтому, наряду с обычными видами занятий, в логопедической работе необходимо использовать и игры–драматизации, которые способствуют справится с таким тяжелым недугом, как заикание; а так же овладеть нормами и правилами взаимоотношений между людьми.