"Многоцветная палитра музыки" - проект урока музыки в 1-м классе

Разделы: Музыка, Начальная школа


Задачи урока.

Образовательные: ознакомление с лучшими, доступными учащимся образцами мировой музыкальной культуры, усвоение определенных знаний о музыке: композиторах, исполнителях, средствах музыкальной выразительности, музыкальных жанрах и т.д.
Развивающие: развитие интеллектуального и творческого потенциала учащихся: музыкально-творческих способностей, эмоционального восприятия, внимания, музыкального слуха, певческого голоса, мышления, памяти, воображения, фантазии…
Воспитательные: интерес и любовь к музыке, потребность общения с ней, желание слушать ее и исполнять, совершенствование эмоциональной сферы учащихся. Воспитание художественного, музыкального и эстетического вкусов, нравственных качеств личности.

Цель урока.

Осмысленное и эмоциональное восприятие понятия “тембр” как средства музыкальной выразительности.

Оборудование урока.

Музыкальный центр;
видеомагнитофон;
музыкальные инструменты: колокольчики, дудочки, барабаны, триолы, баян, фортепиано.

Оформление доски: тема урока, портрет Свиридова, афиша “Красноярский симфонический оркестр”, открытки: “Красноярский театр оперы и балета”, “Концертный зал краевой филармонии”; необходимые для урока термины и названия прослушиваемых музыкальных произведений (по ходу урока).

Методы музыкального образования, используемые на уроке.

Музыкальные:

метод эмоциональной драматургии,
метод наблюдения за музыкой,
метод сопереживания,
методы музыкального обобщения, забегания вперед и возвращения к пройденному,
размышления о музыке,
метод моделирования художественно-творческого процесса.

Общепедагогические:

по источнику знаний: практический, наглядно-слуховой, словесный, видеометод;
по назначению: приобретение знаний, формирование умений и навыков, применение знаний, закрепление приобретенных знаний, проверка знаний, умений и навыков;
по характеру познавательной деятельности: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, проблемно-поисковый, исследовательский, игровой;
по дидактическим целям: методы, способствующие закреплению и совершенствованию приобретенных знаний.

Вход.Г.Свиридов. “Романс” из музыкальных иллюстраций к повести А. С. Пушкина “Метель” /симфонический оркестр/.

Музыкальное приветствие учителя:

( на мелодию запева песни Д. Б. Кабалевского “Школьные годы”)

“Рада я снова увидеть всех вас!
Рада увидеть знакомые лица…
Музыка снова звучит в этот час –
Доброе в памяти пусть сохранится.”

“Здравствуйте, ребята.” (мажорный восходящий нижний пентахорд).

Музыкальный ответ учащихся: “Здравствуйте” (мажорное нисходящее трезвучие).

Знакомство с темой урока. Объяснить словопалитра ( при участии ребят).

– Как называется окраска звучания в музыке?

– Кто может иметь тембр? (человеческий голос: солист, хор)

– Какие бывают хоры по составу?

– Изменяется ли в зависимости от состава окраска звучания хора?

– Какой у нас хор?

Тиличеева. “Песенка друзей” (исполнение).

Дети анализируют свое исполнение.

Работа над вокально-хоровыми навыками.

Пение с солистом.

“Угадай-ка, кто поет?” Песня-игра (многократное исполнение).

– Что позволяет нам угадать, кто из ребят поет?

Дать характеристику тембру певческих голосов одноклассников.

– Что еще имеет тембр? (Отдельный музыкальный инструмент, оркестр).

– Назвать музыкальные инструменты, виды оркестров.

– В исполнении какого оркестра звучала музыка во время входа в кабинет?

– Какую мы знаем песенку про музыкальные инструменты?

“На чем играем?”(Исполнение).

– Какой тембр у колокольчиков, барабана, дудочки и т.д.?

– Как называется наш коллектив исполнителей?

Сравнить исполнение солиста-инструменталиста и оркестра.

(Варианты ответов: “богаче”, “красочнее”, “больше понравилось…(почему?) и т. п. Не допускаются! ответы “хорошо” или “плохо”! (Не корректно. Исполнителя выбирает композитор в зависимости от заложенного в произведение смысла, содержания).

Г.Свиридов. “Романс” /видеозапись, фрагмент/ (оркестр русских народных инструментов).

– Что изменилось? (Исполнитель).

– Как в связи с этим изменилось содержание музыкального произведения? (Подчеркнуть более яркий национальный русский характер).

/На доске появляется термин "тембр”, написанный буквами разного цвета.

– Почему слово "тембр” написано разноцветными буквами? (Вывод по теме урока).

Беседа о поездке учащихся класса в Малый концертный зал Красноярской краевой филармонии.

Г.Свиридов. “Тройка”. (Как напоминание о поездке: дети слушали это произведение в “живом” исполнении (эмоциональная кульминация урока).