Устный журнал "История развития русского женского костюма"

Разделы: История и обществознание, Технология, Внеклассная работа


Цель: Познакомить с историей развития русского женского костюма. Совершенствовать навыки работы со словарём и умение отбирать наиболее важное, существенное из разных источников. Воспитывать уважение, любовь к народным традициям.

Методы: Рассказ, объяснения, демонстрация, дидактическая игра.

Оборудование: Плакаты с рисунками (1) – женский костюм XI–XIII веков; 2) – женский костюм XV–XVII веков; 3) – XVIII века; 4) – женский купеческий костюм XVIII века; 5) – аристократический костюм XIX века; 6) – костюм провинциалки, купчихи, мещанки; 7) – костюм крестьянки севера и юга; 8) – женский костюм XX века (1940, 1970, 1980).)

Оборудование игры: репродукции картин с изображением женщин в русских костюмах.

Подготовительная работа: Сообщить тему урока и его задачи, направив усилия учащихся на подготовку ключевых слов из различных литературных источниках.

Ключевые слова: кафтан, понева, запона, убрус, повойник, душегрея, летник, кокошник, вошвы, венец, панья, турнюры, веер, чалма, редингот, корсет, кика, армяк.

Рекомендуемые источники информации:

1. М.Н. Каминская "История костюма", М., "Лёгкая индустрия", 1977 г.
2. Л.П. Васильченко "Быт славян", Томск,"Красное знамя", 2001 г.
3. Учебник "Технология 7 класс" \ вариант для девочек\ под ред. В.Д.Симоненко, М., "Вентана-Граф", 1999
4. "Я познаю мир".Дет. энцикл.: Культура\ Авт.-сост. Н.В. Чудакова. М.: АСТ, 1996 г

Ход урока:

Учитель: Тема нашего урока - "История развития русского женского костюма". Я приглашаю вас на экскурсию по выставке, где можно увидеть как развивался, изменялся, совершенствовался костюм русской женщины с времён Древней Руси до наших дней.

Рисунок 1

XI–XIII век.

Нам, россиянам, русского костюма
Историю полезно очень знать!
Костюм о людях призовет подумать,
О быте, нравах может рассказать.

В себе не станем мы растить невежду,
По выставке пройдемся не спеша,
Рассмотрим древнерусскую одежду:
Не правда ли проста и хороша?

Наряды древних скифов послужили,
Пожалуй, прототипом для нее.
Итак, что прежде женщины носили?
У всех деталей имя есть свое:

Кафтан надет по верх рубахи длинной,
Орнаментом украшенный внизу.
На голове – убрус под шапкой чинной,
Или повойник – оттенить красу.

Ну, горожанки шли в сапожках новых,
Крестьянки чаще бегали в лаптях.
Носились и запоны, и поневы –
Детали поясню вам в двух словах.

Ответы учеников:

Кафтан – это распашная верхняя одежда женщины, ее переняли у мужчин, внеся изменения.

Понева – юбка, запахнутая поверх рубахи, состоящая из прямого полотна, стянутая веревкой.

Запона – накладная, не сшитая по бокам одежда из холста.

Убрус – полотняный белый платок, сложенный треугольником и заколотый под подбородком.

Повойник – головной убор, тип чепца.

Рисунок 2

XV–XVII век.

Что ж, в Киевской Руси мы побывали,
В Московскую войдем не впопыхах.
Что женщины, посмотрим, надевали
В пятнадцатом-семнадцатом веках?

Поверх рубахи – красочной, нарядной
Как видим, русский сарафан надет.
Он облегает грудь фигуры ладной –
Красавице не нужен был корсет!

Наряд на узких лямках не стареет!
Вот, яркою украшена каймой,
На даме – распашная душегрея
А вот и летник, ценный, расписной.

Расшиты шелком, жемчугом и златом
Бобровый ворот, плечи, рукава.
Уж как хозяйка летника богата
Он заявлял и сам – к чему слова?

Убрус и здесь носился для ношенья,
К лицу кокошник, ленты и венец,
Носились золотые украшенья –
В виде серег, браслетов и колец.

Был красочным и живописным очень
Руси Московской выходной наряд!
Давайте наши знания упрочим,
Еще раз на костюмы бросив взгляд.

Ответы учеников на ключевые слова:

Основной одеждой этого периода у женщин были: длинный сарафан, душегрея – это укороченный сарафан, летник – это сильно расширенная к низу одежда с очень широкими внизу рукавами – вошвами.

Кокошник – нарядный головной убор с высокой передней частью.

Венец – лента украшенная узором.

Рисунок 3

XVIII век

Неся культуру русскому народу,
Царь Петр первый ввел в своей стране,
Как всем известно, западную моду.
Здесь юбку дамы – в пышной ширине,
На "панье" – на каркасе небывалом –
Вы можете отметить как типаж
И декольте, что плечи откровенно открывало,
И плотно облегающий корсаж.
Знать в париках, на каблуках ходила,
В заморских понимала толк –
Носила газ, и кружева, и шелк,
Узнала и румяна и белила.
Вообще, костюм менялся год от году –
Чепцы и шляпы пышные пошли,
А после "паньи" очень скоро в моду
Турнюры, как на западе, вошли,
И силуэт костюма изменили,
Как видите – такой стал моден впредь!
Наряды дамы разные носили,
Но русское в них трудно рассмотреть.

К вам вопрос: Что осталось от прежнего русского костюма? (Ничего.) А какая же рассшифровка иностранных слов?

Панья – это нижняя юбка на обручах, обшитая плотной тканью, и косточках из китового уса.
Тюрнюры – юбки немного другого силуэта, расширение боков заменяется профильной спинкой.
Веер – дополнение к костюму, шелковый расписной, костяной или черепаховый, украшенный легкой резьбой.

Рисунок 4

Купеческий костюм. XIX век.

Так лишь в семействах знатных одевались.
А женщины в домах, что поскромней,
Не столь с влиянием запада считались.
Вот молодая барышня, на ней
Мы русскую заметим душегрею,
И русскую рубаху – на другой.
Однако запад с модою своею,
Как видно повлиял на их покрой!
Рубахи декольтированней стали,
А душегрея больше прилегать,
Добавились и модные детали,
Каблук высокий стал преобладать,
Чалма у женщин модною считалась,
Обычно пестр и ярок стал наряд,
В нем русское с "заморским" сочеталось,
Он был и живописен, и богат...

Что такое чалма?

Чалма – головной убор из полотна, закрученный на голове.

Рисунок 5

XIX век.

И вот век девятнадцатый на сцене....
Как на рисунок этот бросим взгляд –
Онегин вспоминается Евгений
Или Печорин – знать, такой наряд
Одеты были Ларина Татьяна
С княжною Мери...стройный силуэт,
На пышной юбке – кружева, воланы,
А талия затянута в корсет
Предельно дама плечи открывала
Повсюду – как в Париже, так в Москве,
Ведь Франция для всей Европы стала
Законодательницей мод .И не внове
Для барышень московских шляпки были
С бантами иль вуалью, редингот,
Они, как платье верхнее, носили,
Дружа с законодательницей мод –
К ним Франция, как будто ближе стала
Открыв в России магазинов сеть,
Распространяя модные журналы
Им оставалось лишь свой вкус иметь!


Объясните значение иностранных слов:

Редингот – верхнее платье для прогулок (маленький лиф, прямая узкая юбка).

Корсет – деталь нижнего белья, предназначенная для утягивания талии, торса.

Рисунок 6

Купчиха, провинциалка, мещанка
А вот костюмы женщин из народа
Париж влиял по своему на них.
Была уже "купеческая" мода –
Хоть одеянья пышные купчих
Нередко в модных лавках покупались
Или в самом Париже, например –
Они богачкам скромными казались
И "украшались" свыше всяких мер,
Банты и перья пришивались лихо –
Наряд изящным назовешь едва ль!
Поверх же этой роскоши купчиха
Богатую набрасывала шаль.
Столичные купчихи обгоняли
Провинциалок в моде лет на пять
Мещанки тоже в моде отставали
Хотя её стремились перенять.
Приветствовались вышивки и ленты –
Наряд незнатной женщины всегда
Включал народной моды элементы,
Заметней в деревнях, чем в городах.

Основные элементы костюма: рубашка с пышными рукавами, суженными к низу, сарафан, душегрея с плотно прилегающими коротким лифом и сильно собранной баской,поверх сарафана фартук, который подпоясывался под грудью.

Рисунок 7

Народный костюм. XIX век.

Костюм крестьянки – он традиционно
Носил национальные черты.
И не касался Запад просвещенный
Его своеобразной красоты!
Всё те же сарафаны надевались,
Понёвы и рубахи без затей
А всё ж наряды женщин различались
Из северных и южных областей!
На севере носили сарафаны
Из однотонной ткани, из холста,
Из крашенины, шерсти домотканой
И лишь отделки яркой красота
Нарядный вид костюму придавала
А на рубахах вышивка всегда
Событиям особым отвечала
Для свадьбы, сельских праздников труда...
Крестьянки юга – те предпочитали
Поверх рубах понёвы надевать,
Узором по подолу украшались
Но юбки было принято считать
Нарядом женским. Девушки носили
Поверх рубахи фартук иль армяк,
На совершеннолетие им шили
Понёвы-юбки, вот бывало как!
На севере кокошник надевали,
Расшитые узорами венцы,
На юге кики им предпочитали
А к юбкам пришивали бубенцы.
А фартук иль передник повсеместно
Стремились для нарядности носить,
Узором украшали интересным
Умели шёлком, бисером расшить.
Нет живописней всё ж, отметить надо
Национально русского наряда!

Кика – головной убор в виде полумесяца на боку.

Армяк – фартук украшенный узором.

Рисунок 8

XX век.

Палитра моды красочна богата,
Как видите, в любые времена.
В историю ушёл уж век двадцатый
В нем катаклизмов, перемен страна.
Россия наша много испытала
И мода изменялась всё скорей –
Она разнообразной гибкой стала,
Всё стало в ней и проще и сложней.
С годами юбки делались короче,
А женский гардероб всё богател.
Все силуэты будто между прочим,
Двадцатый век переменить сумел.
Какие только платья не носили,
Каких деталей не изобрели!
Давайте вспомним основные стили
И всё, что на уроках мы прошли.

Ответы учеников:

Основные стили в одежде: классический, романтический, спортивный.

Силуэт можно сравнивать с геометрическими фигурами: прямой, трапеция, полуприлегающий, приталенный.

По характеру одежда может быть: деловая, нарядная, спортивная.

В гардеробе женщины кроме сарафана, юбки, платья, появились жилеты, блузки, брюки, деловые костюмы, халаты и т.д.

Экскурсия наша завершена, а закрепить полученные знания нам поможет игра: "Узнай костюм"

Правила игры: В представленных репродукциях известных художников вам надо описать элементы костюма, сказать к какому веку он относится и кто его хозяйка.

Репродукции: К. П. Брюллов. Всадница.(1832), В. Л. Боровиковский. Портрет Марии Ивановны Лопухиной.(1797), К. А. Сомов. Дама в голубом платье.(1900), А. П. Рябушкин "Втёрся Парень в хоровод..."(1902), А. Г. Венецианов. Крестьянка с васильками. И. П. Аргунов. Портрет неизвестной крестьянки в русском костюме (1784), В. А. Бакшеев. Девушка, кормящая голубей.(1887), К. А. Коровин. У балкона.(1886).