Развитие речевого голоса у дошкольников. Слоненок и гном в гостях у детей

Разделы: Работа с дошкольниками


Большое внимание в обучении дошкольников уделяется развитию устной речи. Известно, что первоосновой чтения и письма является устная речь. Очевидно, что чем лучше дети будут подготовлены в области владения умениями устных высказываний, ведении диалога, активного участия в беседе, разных форм пересказов и рассказывании, тем успешнее они будут учиться в школе. Через речь формируется фундамент, на котором строится вся учебная деятельность детей в школе. С переходом к обучению с шестилетнего возраста требования к речевой подготовке детей возрастают. Чистый, звонкий, сильный, достаточно подвижный голос имеет для устной речи такое же значение, как и правильное произношение звуков в словах, грамматически верное построение предложений или точное использование лексических средств. Голос дает возможность передавать информацию на значительное расстояние. Хорошо владея и управляя голосом, говорящий способен донести до слушателей гораздо больше информации, полнее, точно выразить свою мысль, свое отношение к окружающим событиям. Голос делает речь музыкальной, неповторимой, оказывает эмоциональное воздействие – с его помощью передаются различные чувства (грусть, радость и другие). Следует отличать речевой голос от певческого и сценического. Речевой голос не фиксирован мелодией.

Основные свойства голоса – высота, сила, тембр.

Высота голоса характеризуется повышением и понижением тона. Смена высоты тона в процессе говорения обеспечивает интонационную выразительность речи, делает ее певучей, мягкой, мелодичной.

Сила голоса обеспечивает произнесение звуков, слов, фраз с различной громкостью. Однако сила речевого голоса не только физическое свойство, но и важный элемент оформления устной речи.

Тембр голоса (звонкий, глухой, тусклый, гнусавый и пр.) обеспечивается за счет присоединения к основному тону издаваемого звука добавочных тонов, что придает речи каждого человека индивидуальное звучание.

Развитие разных качеств речевого голоса следует рассматривать вместе с развитием речевого слуха, артикуляции, речевого дыхания, так как они обеспечивают возможность овладения чистым, плавным, звонким голосов, умения правильно пользоваться им в процессе высказывания. Хорошо развитый физический слух является непременным условием для нормального развития голоса. У слабослышащих детей голос обычно глухой, монотонный, нередко имеет неприятный тембр, звуки недостаточно четки, страдает ударение. Важная роль в обладании голосом принадлежит речевому слуху. Он обеспечивает нормальное усвоение устной речи. Дети, имеющие хорошо развитый речевой слух, не только правильно улавливают различные изменения голоса, но и точно воспроизводят все тонкости фонетического оформления звучащей речи. Способность различать по голосу близких людей на слух, воспринимать изменения голоса по высоте и силе, чувствовать эмоциональную окраску речи развивается у детей очень рано. К двум годам у детей формируется другой компонент речевого слуха – фонематический. Они начинают правильно слышать и различать все звуки родного языка. В ранний период речевого развития основную нагрузку несут интонация, ритм, общий звуковой рисунок слова. Плавность и легкость звучания голоса зависит и от работы артикуляционного аппарата, от умения правильно и четко произносить все звуки родного языка. Нормальное строение артикуляционного аппарата, достаточная подвижность мышц, принимающих участие в формировании речевых звуков, делают голос чистым, без дополнительных примесей. Качество звучания голоса лучше, если ребенок чисто произносит звуки родного языка. На чистоту и плавность звучания голоса влияет и скорость высказывания. Замедленная речь часть ведет к монотонности, а при ускоренной слова произносятся неотчетливо, проглатываются. В процессе специальных упражнений, при правильном соблюдении и организации речевого режима можно улучшить и расширить голосовые возможности детей дошкольного возраста.

Совершенствование речевого слуха заключается в том, чтобы учить детей слушать и слышать различные оттенки голоса при восприятии речи окружающих, добиваясь правильного воспроизведения различных его качеств в собственной речи. Работа по развитию речевого слуха, дыхания, формированию правильного произношения и устранению затруднений в артикуляции осуществляется в разные моменты: на речевых занятиях, во время речевой гимнастики. Непосредственная работа, направленная на развитие разных свойств голоса, заключается в формировании у дошкольников умения в процессе высказывания менять высоту и тембр голоса, длительность и силу его звучания, правильно пользоваться мелодико-интонационными средствами выразительности. Всё это проводится в комплексе с решением других задач речевого развития, например, в процессе обучения детей рассказыванию, при звучании стихотворений. Работа по развитию слухового внимания сводится к тому, чтобы при помощи игр и упражнений научить детей вслушиваться в различные звучания, выделять среди разнообразных звуков только нужные, учить переключать внимание с одного звучащего предмета на другой, устанавливать местонахождение источника звука, определять какому предмету он принадлежит. В старшем дошкольном возрасте работа по совершенствованию речевого слуха направлена на обучение детей умению определять и устанавливать различные изменения голоса (по силе, высоте, тембру). Эта работа является частью общеречевой подготовки. Старшим дошкольникам, помимо игр и упражнений, полезно давать и такие задания, в которых дети должны самостоятельно определять правильность воспроизведения этого или иного речевого материала, предложенного педагогом. Например, отметить несоответствие содержания стихотворения громкости, или скорости его чтения. На занятиях следует учить детей различать на слух разные виды интонации, просьбу или приказ, вопрос или повествование, предварительно объяснив, чем они отличаются. Определяя на слух виды интонации, дети лучше и точнее воспринимают содержание произведения, что помогает им в дальнейшем успешно менять тон, силу, тембр голоса при пересказе, драматизации, например, сравнить, как говорит лиса в сказках “Колобок”, “Теремок”, “Лиса и козел”, “Снегурушка и лиса”. Развитию речевого слуха способствует и выразительное чтение художественных произведений взрослыми. “Играя” голосом, педагог читает отдельные эпизоды из сказок, передает диалог персонажей. Дети, слыша интонационно выразительную речь, сами стремятся при пересказе подражать голосам героев. Развивает речевой слух прослушивание радиопередач, магнитофонных записей сказок, рассказов, стихов, прочитанных мастерами художественного слова. При проведении дидактических игр и упражнений необходимо постоянно фиксировать внимание детей на длительность выдоха, на равномерности и плавности произнесения звуков, подключая для этого слуховой контроль. Для выработки речевого дыхания можно предлагать детям произносить на одном дыхании небольшие шутки-чистоговорки, отвечать на вопросы. При произнесении небольших фраз не следует допускать ненужных остановок между отдельными словами. Необходимо добиваться, чтобы дети произносили небольшую фразу на одном выдохе. Хорошим материалом для упражнений могут быть загадки, пословицы, поговорки, чистоговорки, короткие стихотворения, небольшие считалки. Укрепление и развитие артикулярного аппарата, формирование правильного произношения звуков способствует улучшению звучания детского голоса. Работа над свойствами голоса: силой, высотой, тембром должна проводится практически на всех занятиях. Развитие силы голоса осуществляется по двум направления: 1)формирование умения пользоваться голосом в зависимости от ситуации общения: отвечать достаточно громко на занятиях; говорить умеренно громко с товарищами; говорить тихо и даже шепотом за столом; 2)формирование умения менять силу голоса с учетом смыслового содержания высказывания, когда смена силы голоса выступает как элемент интонации. Таким образом, задача педагога в воспитании у детей силы голоса заключается не только в том, чтобы научить их отвечать на занятиях достаточно громко, но и в том, чтобы научить правильно пользоваться одним из элементов интонации: повышать и понижать громкость голоса в зависимости от содержания текста, уметь контролировать собственную речь. В формировании умения управлять своим голосовым аппаратом с учетом условий общения ведущее место занимают дидактические игры. Для младшего дошкольного возраста рекомендуются следующие игры: “Паровоз и паровозик”; “Позовём Алёнку”; “Большие и маленькие” (как лает собака и щенок и т.п.); “Песня ветра и ветерка” и другие. Для детей среднего возраста рекомендуются следующие игры: “Вьюга”; “Скажи, как я”; “Эхо”; “Кто позвал?”; “Угадай, чей голос”. Для упражнения в силе голоса используются шутки-чистоговорки. Для старших дошкольников даются упражнения, цель которых научить детей пользоваться своим голосом в зависимости от ситуации общения: говорить тихо, когда беседуешь с друзьями и т.п. Упражнять в умении менять высоту голоса, различать на слух смену тона поможет сказка “Волк и семеро козлят” (обработка А.Н.Толстого). Сначала педагог обращает внимание на то, каким голосом пел волк, когда он пришел к дому козлят в первый раз (грубым), и что произошло, когда кузнец сковал ему тоненький голосок (как у мамы-козы). При повторении сказки “Три медведя” (Л.Н.Толстой) можно поупражнять детей в произнесении отдельных фраз низким, средним и высоким голосом (за Михаила Иваныча, Настасью Петровну, Мишутку), с разной громкостью, с повышением тона в конце фразы. Движения голоса по высоте и силе, изменение тембра являются важным компонентом интонации. Полезны упражнения, где требуется произнесение одних и тех же фраз с разными интонациями: просьба, вопрос, восклицание, утверждение, радость, удивление, обида и пр. Например, детям предлагается произнести фразу “Прилетели птицы!” как утверждение, как вопрос, удивление, радость и прочее. Умение выделять голосом наиболее важные по смыслу слова отрабатывается при помощи специальных упражнений. Например, детям предлагают из фразы “Маше подарили красивую куклу” выделить голосом сначала слово “Маше” (сказать так, чтобы было ясно, что именно Маше подарили, а не другой девочке), затем слово “подарили” (а не купили), далее “красивую” (а не большую, например), и наконец, слово “куклу” (а не другую игрушку). Точность использования интонационных средств выразительности при воспроизведении текстов во многом зависит от подготовительной работы по восприятию и пониманию содержания. Ребенку легче отразить характер героев, передать образы, если он их хорошо представляет. Например, дети правильно передадут речь медведя из сказки “Маша и медведь”, если они предварительно знакомились с его повадками, представляют, какой он сильный. Значительную помощь в развитии голосового аппарата оказывают игры-инсценировки, подвижные игры с диалогом, народные шутки-диалоги. Перевоплощение в любимых героев вызывает у детей попытки передавать при помощи голоса их речь, тем самым, расширяя возможности своего голоса.

Роль речи взрослых в развитии голоса детей. Чистый, звучный, подвижный голос, негромкая речь являются одним из показателей общей культуры педагога, служат хорошим примером для дошкольников. Речь педагога должна быть эмоциональной, интонационно богатой, достаточно громкой, неторопливой. Однако, не всегда следует добиваться от детей, чтобы они точно копировали речь взрослых, нужно учить их осознанно передавать с помощью голоса свои чувства: радость, грусть, печаль. Детям, говорящим тихо, надо постоянно напоминать о необходимости говорить громче и наоборот. Голос является одним из показателей общей культуры речи человека. Начиная с дошкольного возраста, следует учить детей говорить друг с другом вежливо, не допускать повышенного тона, раздражительного голоса. Манера говорить на повышенных тонах, пискливым или крикливым голосом закрепляется быстро, дети привыкают к такой речи и избавить их от этого недостатка бывает очень трудно. Очень важно учить детей слушать и слышать речь окружающих, внимательно относиться к своему высказыванию, говорить приветливым, доброжелательным тоном, правильно пользоваться громкостью с учетом условий общения, употреблять “вежливые слова”. Педагог должен поощрять доброжелательный тон детей в общении друг с другом.

“Слоненок и гном в гостях у ребят”.

Задачи:

  • Звуковая культура речи: упражнять в правильном произношении звуков “с”, “Ж”, “Ш”; упражнять в умении изменять силу голоса, темп речи; закрепить умение выделять первый звук в словах.

  • Словарь: учить подбирать двойные антонимы; повторить обобщающие слова: игрушки, посуда, обувь.

  • Связная речь: учить подбирать к данной картине пару; учить составлять предложение по каждой паре слов, слушать его и анализировать.

  • Развитие мелкой моторики пальцев рук. Методические приемы: пальчиковая игра (с карандашом); упражнения для губ (“Хобот слоненка”); скороговорки; словесные игры (“Угадай имя гномика”; “Подбери картинку”; “Составь предложения”); упражнения на развитие внимания, памяти; чтение рассказа, беседа по его содержанию; загадка; физ.минутка с мячом “Скажи наоборот”.

Материал: игрушки (гном, слоненок, кубик, мяч, погремушка, пирамидка); чашка, тарелка, туфелька; предметные картинки; карточки-задания; карандаши.

Ход занятия: Дети встают в круг. Педагог и дети приветствуют друг друга: “Здравствуй, небо голубое! Здравствуй, солнце золотое! Здравствуй, матушка-земля! Здравствуйте, мои друзья! (Дети садятся на стульчики за столы.)

I. Педагог: Посмотрите, кто пришел к нам в гости?

Дети: Слоненок.

Педагог: Слоненок приготовил карандаши для пальчиковой гимнастики. Давайте вместе хором будем произносить слова: “Карандаш в руках катаю, между пальчиков верчу. Непременно каждый пальчик быть послушным научу”.

Педагог: А как называется нос у слона?

Дети: Хобот.

Педагог: Сделайте из своих губ хобот, как у слоненка: “Подражаю я слону: губы хоботом тяну. Даже если я устану, их тянуть не перестану. Буду долго так держать, свои губы укреплять”.

II. Педагог: А сейчас слоненок хочет послушать, как вы умеете проговаривать звуки и слова. Вспомните и произнесите скороговорки.

Дети произносят медленно, быстро, громко, тихо: "Шесть мышат в камышах шуршат. Сорок сорок в короткий срок съели сырок. Белые бараны били в барабаны. Тары-бары-растобары, у Варвары куры стары."
Произносят, выделяя голосом заданное слово: "У Саши в кармашке шишки да шашки".
Произносят с вопросительной и повествовательной интонацией: "На крыше у Шуры жил журавль Жура".

III. Педагог: Вместе со слоненком к нам пришел гном. Угадайте, как зовут Гнома, если его имя состоит из первых звуков слов: горы, осень, шар, арбуз.

Дети: ГОША.

Педагог :А теперь помогите Гоше выполнить задание: отберите из 5 картинок ту, в названии которой первый звук, такой же, как в слове, обозначающем название этого животного. (Педагог показывает на картинке собаку). (Работа с раздаточными картинками. Дети отбирают картинки с изображениями сыра, самовара, самоката, санок и т.п.)

IV. Педагог: Ребята, Гоша пришел к нам на занятие, чтобы стать внимательным. Давайте поможем Гоше и поиграем сами. Игра на развитие внимания и памяти: Перед вами несколько предметов. Назовите их и постарайтесь запомнить кубик, мяч, погремушка, чашка, тарелка, туфелька, пирамидка. (Педагог накрывает салфеткой игрушки) Что было из игрушек? Что было деревянным? Что было из посуды? Что еще не назвали (туфелька)?

Педагог: Молодцы, ребята, вы были внимательными и все игрушки назвали.

V.Физкультминутка. Загадка. Отгадайте загадку и найдите в ней слова с противоположным значением: “Далеко мой стук слышится вокруг. Червякам я – враг, а деревьям – друг”. (Дятел).

Дети: друг и враг.

Педагог: Слова : друг- враг – противоположные по смыслу.

Педагог: Давайте поиграем в игру “Скажи наоборот”: (Дети стоят в кругу, педагог бросает мяч ребенку, называет слово, а ребенок в ответ называет слово с противоположным значением: горячий – холодный; весело – грустно; мороз – жара; левый – правый; провожать – встречать).

Педагог: А сейчас послушайте словосочетание посложнее: слабый мороз – сильная жара; тихий плач – громкий смех; светлый верх – темный низ; отдать много – взять мало; радостная встреча – грустное прощание.

VI. Педагог: А сейчас слоненок и гном Гоша приготовили для вас еще одно задание. Возьмите карточку. Нужно подобрать к каждой картинке из первого ряда соответствующую ей из второго ряда. По каждой паре слов составить предложение: ваза- цветок; удочка – рыба; ключ – замок; топор – дрова; отвертка – винт.

Педагог: Молодцы! Вы справились со всеми заданиями, которые приготовили для вас слоненок и гном Гоша. Спасибо. До свидания!