Цели:
1. Повторить и обобщить правила умножения круглых чисел, распространив их на более широкую числовую область.
Закрепить знания нумерации многозначных чисел, алгоритмы их сравнения, сложения и вычитания.
Отрабатывать вычислительные навыки, решение текстовых задач, уравнений. Повторить и закрепить понятия периметра и площади.
2. Развивать внимание, зрительную и слуховую память, логическое мышление, сообразительность, умение говорить грамотно, используя математические термины, интерес к предмету, активность.
3. Воспитывать чувство взаимовыручки, самостоятельность и дисциплинированность.
Оборудование:
рисунок большой умной машины – БУМ;
карты с заданиями, сигнальные доски, маркеры, карточки с примерами на таблицу умножения, рабочие тетради – учебники.
Методы: беседа, фронтальная работа с учебником – тетрадью, воспроизводящие, тренировочные упражнения, объяснение.
Ход урока:
I. Организационный момент.
Интервью.
– Сегодня 28 октября. И мы в прямом эфире на уроке математики в 22 школе, в 3 “б” классе и я попытаюсь взять интервью у учащихся этого класса.
– Этот урок чем-то отличается от предыдущих уроков математики? Чем?
– Что это за люди? С какой целью они пришли?
– Если на уроке присутствуют гости, то работать надо как – то иначе?
– Какую Вы поставите для себя цель?
– Чем вы хотите удивить народ?
– Чего вы ждете от этого урока?
– Вы волнуетесь? А ваша учительница?
– Как вы думаете, урок пройдет успешно?
– Всем спасибо. Успехов Вам.
– Прочитайте девиз сегодняшнего урока.
Корень ученья горек, да плод его сладок.
II. Устный счет.
Блиц – опрос. (Закрепление теоретических понятий)
а) теоретические вопросы.
– Приведем мысли в порядок. Устный счет (… мы творим это дело только силой ума и души)
– Назовите компоненты при сложении, вычитании, умножении и делении.
– Как найти неизвестное уменьшаемое (делитель)?
– Назовите операцию, обратную операции сложения (вычитания), умножения (деления)
– Что значит, увеличить число на несколько единиц?
– … увеличить число в несколько раз?
– … уменьшить число в несколько раз?
– … уменьшить число на несколько единиц?
– Сформулируйте вопрос к задаче на разностное сравнение (кратное сравнение)
– Что нужно сделать, чтобы узнать на сколько одно число больше или меньше другого?
– Что нужно сделать, чтобы узнать во сколько раз одно число больше или меньше другого?
– Какое число называют натуральным?
– Ноль – это натуральное число?
– С помощью скольких цифр можно записать любое натуральное число? (10)
– Что обозначает цифра 0 в записи любого натурального числа?
– Как называются классы в записи натуральных чисел?
– Назовите разрядные единицы этих классов.
– Спасибо! Вы были активны и уверены в себе. Продолжаем работать.
б) Индивидуальная работа (4 учащихся).
– на перемене вы уже посмотрели для кого БУМ – ка задала программы. Имена напечатаны. Встаньте, подойдите к компьютеру. Пароль входа – 1 пример на умножение из таблицы.
– Кто будет осуществлять пароль входа? (Двое учащихся, хорошо знающих таблицу умножения)
– Учащиеся берут задания – программы и выполняют.
Программа №1 Запиши числа: 7 млн. 5 тыс. 32 ед. – 2. Представь в виде суммы разрядных слагаемых число: 570308 |
Программа №2 Вычисли сумму: 40000+8000+50+6 =
44444 9999 38000 37000000 |
Программа №3 143807 – Что обозначает цифра 0 в записи числа? – Укажи, сколько в этом числе всего десятков тысяч? – Какая цифра стоит в разряде сотен тысяч? 2. Реши уравнение: 5 ·Х = 95 |
Программа №4 Составь выражение: 1. Было с белых гвоздик и d красных. Их них составили букеты по 5 гвоздик в каждом. Сколько получилось букетов? 2. 9 конвертов стоят k рублей. Сколько стоят 5 таких конвертов? 3. Составь программу действий и вычисли: 64:4+3·9·7-91:(28:4)= |
в) Устный счет с остальными учащимися.
– На доске записано число
835092
– Что нужно сделать, чтобы правильно прочитать число? Прочитайте.
– Расскажите по секрету всему свету.
г) работа с сигнальными досками. (№ 5, стр. 83)
1) Запишите подряд пять раз цифру 7 (77777)
– Увеличьте в 10 раз.
2) Запишите подряд три раза число 80 (808080)
– Уменьшите в 10 раз.
3) – Какое число получится, если записать число 287 четыре раза? (287287287287)
4) Задачи (записаны на доске)
В зале а мест. Занято 6 рядов по b мест. Сколько свободных мест в зале?
За 8 билетов заплатили с рублей. Сколько таких билетов можно купить на k рублей?
Длина прямоугольника 8 см. Найдите периметр квадрата. (Не имеет смысла)
– Составьте правильную задачу, которую мы вместе сможет осилить.
– Что такое периметр? Какой буквой обозначается? Назовите формулы, по которым можно найти периметр.
5) № 8, стр. 84 в учебнике № 14, стр. 85
Оцените свою работу.
Физпауза.
“Игра Х и О”.
Х | О | |
- Наименьшее шестизначное число.
- Как называется этот знак – · ?
- 15 -> 1500. Какая операция совершена?
- 2047639. Какая цифра стоит в разряде сотен тысяч?
- Поясните, что изображено на чертеже?
- Что нужно сделать, чтобы правильно прочитать любое натуральное число?
- Назовите единицы массы по убыванию.
- Сколько платьев можно сшить из 60 метров ткани?
- Как найти делитель?
III. Изучение нового материала.
Запись числа в тетради.
- Когда можно начать изучать новый материал?
- Вот и проверим.
1) № 1, стр. 83.
a·b=b·a (a·b)·c=a·(b·c)
- Продолжите запись ….. b·a
- Прочитайте по- разному.
- Как называется это свойство? (переместительное)
- Для каких операций не выполняются эти свойства?
- Вспомните, как умножить 6·10
- Постарайтесь сейчас в группах найти способ решения следующих примеров.
Объясните:
6 ·10 =
6 · 100 =
6 ·1000 =
(Дети обсуждают новую тему в группах и один или два представителя выходят к доске для объяснения)
18 ·100 = 1800
180 · 10 = 180
- Объясните, какой из этих примеров решен неверно и почему?
- Сформулируйте тему урока.
- Сформулируйте правило умножения на 10, 100, 1000.
2) Первичное закрепление.
№ 2, стр. 83 устно.
№ 3, стр. 83 письменно
- Работаем в паре. Помните о правилах дружной работы.
Запишите в тетрадь только 2 примера:
- пример, в котором второй множитель является круглым числом;
- пример, где оба множителя – круглые числа.
- Решение каких примеров вызывает у вас затруднение?
3) № 2, стр. 85. Задача.
- Схему составляют на сигнальных досках все, кроме _________________
(Один учащийся решает у доски с объяснением.)
После ответа учащиеся задают дополнительные вопросы.
- Кто закончил решение, выберите любой № на страницах 83, 84, 85. Без дела никто не сидит.
IV. Итог урока.
- На уроке вы работали дружно, слаженно, организованно. Показали, что учебный материал в целом вами усвоен. Спасибо за урок.
- Что должны запомнить?
- Какое правило засело в ваших умах? (хором)
V. Домашнее задание. ( по выбору на странице 84 – 85)
VI. Самооценка .
Дети выходят к доске и пишут свое имя в зависимости от того, как они оценили свою работу.
- Я работал (а) отлично, в полную силу своих возможностей. Чувствовал (а) себя уверенно.
- Я работал (а) хорошо, но не в полную силу. Испытывал (а) чувство неуверенности, боязни, что отвечу неправильно.
- У меня не было желания работать. Сегодня не мой день.