Тема: “Моря”.
Цели:
1) познакомить с особенностями окружающих сушу солёных водоёмов – морей. Научить пользоваться таблицами на примере морей разных океанов, примыкающих к различным частям света. Научить самостоятельно формулировать основные особенности морей на основе своих наблюдений.
2) закреплять и развивать умение пользоваться картой, умение работать в группе.
3) воспитывать интерес к окружающему миру, любознательность, самостоятельность.
Оборудование:
Окружающий мир. Учебник – тетрадь для 2 – го класса (1-4) “Наша планета Земля”. Часть 2 (Авт. Коллектив: А.А, Вахрушев, руководитель (О.В. Бурский, Н.В. Иванова, А.С. Раутиан.). Карта полушарий, аудио запись шума морского прибоя, иллюстрации, сюжетные картины, предметные картинки, карточки со словами, дары моря.
Ход урока:
1. Организационный момент.
– Занимаем свои места, нас ждет впереди интересный урок. На этом уроке мы продолжим разговор о нашем доме – планете Земля. (Поворачиваю глобус).
– Поделимся своими знаниями, наблюдениями. Уточним их, наполним новым смыслом. Для этого вы сегодня поделены на 3 рабочие группы. И для начала предлагаю выбрать вам своего научного руководителя. (Из детского коллектива)
2. Актуализация знаний и постановка учебной задачи.
– Я предлагаю совершить вам заочное путешествие по планете Земля, но для этого вам нужно вспомнить все, что вы уже знаете. Этим мы сейчас и займемся. Перед тем, как вы получите первые задания, вспомним правила работы с картой.
Правила работы с картой:
- Не загораживать карту при показе, стоять правым боком, держать указку в правой руке.
- Показывать следует не надпись, а весь объект:
- Следует использовать географический язык
реки – от истока к устью
острова – полностью
полуострова – то, что относится к материку
– Теперь я смело могу раздать вам задания:
1 – Следует без подготовки рассказать всё, что знаете о материках и частях света.
2 – Нужно подготовится на месте в течение некоторого времени и рассказать о суше: равнинах, горах, болотах и т.п.
3 – Отвечать с подготовкой у доски. Рассказать всё о водоёмах (океаны, реки, озёра)
– Все ли водоёмы мы перечислили?
– Предлагаю закрыть глаза. (Включается запись морского прибоя, на доске открываются иллюстрации с морскими пейзажами, на подставке появляются дары моря – ракушки, морские звезды, морская капуста, кальмары, кораллы).
– Как вы думаете, какое путешествие я вам предлагаю совершить?
– Прежде, чем его начать мы должны узнать кое – что о морях. Давайте приступим.
3. Открытие знаний.
– Для того, чтобы вы могли узнать о морях, можно прочитать книгу, а можно и самим проделать опыты в группах. Для каждой группы своё задание.
1 группа – с. 49, № 1
2 группа – с. 50, № 2
3 группа – с. 50, № 3
– Вы должны в группах выполнить задания и сообщить результаты с выводами классу.
– Какие выводы у вас получились? Пришло время их обобщить. (Вывешиваю на доску)
Выводы:
- Моря соединяются с океанами.
- Уровень воды во всех морях одинаков.
- Моря – водоёмы с солёной водой.
– Вы молодцы! Надеюсь все успели записать научные выводы в тетрадь.
4. Объяснение нового материала.
– Но есть ещё одна особенность морей – это их обитатели.
– Прочитайте об этом в учебнике на странице 53 – 55.
5. Первичное закрепление.
– Найдите знакомых животных, о которых вы только что прочитали. (Кит, акула, медуза, ёж, конь, сельди.)
– Соберите их по – парам. Какой общий признак у этих животных?
– Теперь мы почти все знаем о морях, только вот не знаем их название и местоположение.
– Вам интересно, какие бывают моря?
– И снова за работу. Найдите все моря, омывающие:
1 группа – берега Европы.
2 группа – берега Азии
3 группа – берега Африки, Австралии, Америки.
– Какие же моря вы нашли? Покажите их на карте.
Моря: Средиземное, Черное, Балтийское, Северное, Баренцева, Берингово, Море Лаптевых, Охотское, Карское, Красное, Японское, Карибское, Коралловое.
– Какие моря вам известны? Откуда?
– По таблице (см. рис. 2) определим, частью какого океана является каждое море.
6. Итог урока.
– Вот и подошло к концу наше заочное путешествие.
– Какой же вывод вы можете сделать?
– Что особенно запомнилось на уроке?
– Руководителей научных групп прошу выделить самых активных работников которые заслужили “5”, “4”, “3”.
7. Домашнее задание.
– Составить рассказ о любом морском обитателе, нарисовать хороший рисунок.