Окружающий мир. Моря (2-й класс)

Разделы: География, Начальная школа, Экология

Класс: 2


Тема: “Моря”.

Цели:

1) познакомить с особенностями окружающих сушу солёных водоёмов – морей. Научить пользоваться таблицами на примере морей разных океанов, примыкающих к различным частям света. Научить самостоятельно формулировать основные особенности морей на основе своих наблюдений.
2) закреплять и развивать умение пользоваться картой, умение работать в группе.
3) воспитывать интерес к окружающему миру, любознательность, самостоятельность.

Оборудование:

Окружающий мир. Учебник – тетрадь для 2 – го класса (1-4) “Наша планета Земля”. Часть 2 (Авт. Коллектив: А.А, Вахрушев, руководитель (О.В. Бурский, Н.В. Иванова, А.С. Раутиан.). Карта полушарий, аудио запись шума морского прибоя, иллюстрации, сюжетные картины, предметные картинки, карточки со словами, дары моря.

Ход урока:

1. Организационный момент.

– Занимаем свои места, нас ждет впереди интересный урок. На этом уроке мы продолжим разговор о нашем доме – планете Земля. (Поворачиваю глобус).

– Поделимся своими знаниями, наблюдениями. Уточним их, наполним новым смыслом. Для этого вы сегодня поделены на 3 рабочие группы. И для начала предлагаю выбрать вам своего научного руководителя. (Из детского коллектива)

2. Актуализация знаний и постановка учебной задачи.

– Я предлагаю совершить вам заочное путешествие по планете Земля, но для этого вам нужно вспомнить все, что вы уже знаете. Этим мы сейчас и займемся. Перед тем, как вы получите первые задания, вспомним правила работы с картой.

Правила работы с картой:

  1. Не загораживать карту при показе, стоять правым боком, держать указку в правой руке.
  2. Показывать следует не надпись, а весь объект:
  3. реки – от истока к устью
    острова – полностью
    полуострова – то, что относится к материку

  4. Следует использовать географический язык

– Теперь я смело могу раздать вам задания:

1 – Следует без подготовки рассказать всё, что знаете о материках и частях света.

2 – Нужно подготовится на месте в течение некоторого времени и рассказать о суше: равнинах, горах, болотах и т.п.

3 – Отвечать с подготовкой у доски. Рассказать всё о водоёмах (океаны, реки, озёра)

– Все ли водоёмы мы перечислили?

– Предлагаю закрыть глаза. (Включается запись морского прибоя, на доске открываются иллюстрации с морскими пейзажами, на подставке появляются дары моря – ракушки, морские звезды, морская капуста, кальмары, кораллы).

– Как вы думаете, какое путешествие я вам предлагаю совершить?

– Прежде, чем его начать мы должны узнать кое – что о морях. Давайте приступим.

3. Открытие знаний.

– Для того, чтобы вы могли узнать о морях, можно прочитать книгу, а можно и самим проделать опыты в группах. Для каждой группы своё задание.

1 группа – с. 49, № 1

2 группа – с. 50, № 2

3 группа – с. 50, № 3

– Вы должны в группах выполнить задания и сообщить результаты с выводами классу.

– Какие выводы у вас получились? Пришло время их обобщить. (Вывешиваю на доску)

Выводы:

  1. Моря соединяются с океанами.
  2. Уровень воды во всех морях одинаков.
  3. Моря – водоёмы с солёной водой.

– Вы молодцы! Надеюсь все успели записать научные выводы в тетрадь.

4. Объяснение нового материала.

– Но есть ещё одна особенность морей – это их обитатели.

– Прочитайте об этом в учебнике на странице 53 – 55.

5. Первичное закрепление.

Рисунок 1

– Найдите знакомых животных, о которых вы только что прочитали. (Кит, акула, медуза, ёж, конь, сельди.)

– Соберите их по – парам. Какой общий признак у этих животных?

– Теперь мы почти все знаем о морях, только вот не знаем их название и местоположение.

– Вам интересно, какие бывают моря?

– И снова за работу. Найдите все моря, омывающие:

1 группа – берега Европы.

2 группа – берега Азии

3 группа – берега Африки, Австралии, Америки.

– Какие же моря вы нашли? Покажите их на карте.

Моря: Средиземное, Черное, Балтийское, Северное, Баренцева, Берингово, Море Лаптевых, Охотское, Карское, Красное, Японское, Карибское, Коралловое.

– Какие моря вам известны? Откуда?

– По таблице (см. рис. 2) определим, частью какого океана является каждое море.

Рисунок 2

6. Итог урока.

– Вот и подошло к концу наше заочное путешествие.

– Какой же вывод вы можете сделать?

– Что особенно запомнилось на уроке?

– Руководителей научных групп прошу выделить самых активных работников которые заслужили “5”, “4”, “3”.

7. Домашнее задание.

– Составить рассказ о любом морском обитателе, нарисовать хороший рисунок.