План-конспект занятия по звукопроизношению в подготовительной к школе группе детского сада с использованием приемов моделирования

Разделы: Спорт в школе и здоровье детей


Тема: “Звуки (б), (бь). Буква Б”.

Программное содержание:

-Познакомить со звуками (б, бь), буквой Б.

-Дифференцировать звуки на слух.

-Упражнять в анализе двухсложного слова, делении слова на слоги.

-Учить выкладывать слова из букв разрезной азбуки.

-Упражнять в чтении.

-Учить различать звук и букву.

-Развивать мелкую моторику, внимание, память, мышление.

-Развивать навыки учебной деятельности.

Ход занятия:

Организационный момент. Бабушка прислала нам подарки, каждому – свой, но найти их непросто: возьмите половинку карточки, на которой написана часть буквы, а вторая половинка – лежит в вашем мешочке с подарком (на столах лежат мешочки с муляжами хлебных изделий; дети должны найти “свой” подарок, развязать узелок на мешочке). Достаньте свой подарок и рядом положите букву, сложенную из двух половинок.

I. Каждый назовите то, что вам прислала бабушка (батон, булка, бублик, колобок).

  • Какой звук есть во всех словах?
  • Какое это изделие?
  • А какое слово можно сложить из ваших букв? (Мука)
  • Из какой муки выпекают эти изделия, из белой или ржаной?
  • Какой первый звук в слове белая?

Сегодня мы будем знакомиться со звуками б, бь.

II. Артикуляционная гимнастика: Сказка “У бабушки с дедушкой” (рис.1).

Рис. 1

Толстые внуки приехали в гости (упражнение “толстячки”).

С ними худые - лишь кожа да кости ( упражнение “худышки”).

Бабушка с дедушкой всем улыбнулись (упражнение “улыбочка”).

Поцеловать они всех потянулись (упражнение “трубочка”).

Утром проснулись – в улыбочку губы (упражнение “улыбочка”).

Чистили мы свои верхние зубы (упражнение “парус”).

Вправо и влево, внутри и снаружи (соответствующие движения “парусом”).

С нижними зубками тоже мы дружим (повторение этих движений языком в положении упражнения “мостик”).

Губы сожмем мы и рот прополощем (поочередное надувание щек, губы не пропускают воздух).

И самоваром пыхтим, что есть мочи (одновременное надувание обеих щек с последующим выпусканием воздуха через губы).

Блюдца поставим – положат блины нам (упражнение “лопаточка”).

Дуем на блинчик – не в щеки, не мимо (подуть на “лопаточку”).

Блинчик жуем, завернем и надкусим (жевание распластанного языка, потом закусывание его в положении упражнения “мостик”).

Следующий блинчик с вареньем закусим (упражнение “вкусное варенье”).

Чашки поставим, чтоб чаю налили (упражнение “чашечка”).

На нос подули – мы чай остудили (подуть с “чашечки” вверх).

Чаю попили – никто не обижен (“чашечка” двигается вперед - назад).

Вкусный был завтрак – мы губки оближем (кончик языка облизывает губы по кругу).

III. Знакомство со звуками:

- Артикуляция звуков (рис.2).

Рис. 2

- Характеристика звуков (рис.3)

Рис. 3

IV. Различение на слух “Подними сигнал” (зеленый и синий деревянные шарики).

“ба, бо, бе, би, бю, бы”;

“бант, бинт, бобы, боты, кубик, билет”.

V. Произношение звука.

-В слогах: “Отбей ритм деревянными шариками" (синим и зеленым, произнося слоги): би – бы – бы – би; ба – ба – бя – бя; бе – бе – бе – бэ.

-В словах: “Какой, какая, какое, какие?”

  • Изделия из хлеба, какие? Хлебные
  • Отдел в магазине, в котором продают хлеб какой? Хлебный.
  • Корочки, какие? Хлебные.
  • Тесто, какое? Хлебное.

VI. Физминутка (алгоритм “Ладушки”, рис.4)

Рис. 4

Ладушки – ладошки, к бабушке в окошко

Постучали: “Тук-тук-тук!” Это – внучка, это – внук!

Заходите на порог, будем стряпать колобок!

VII. Анализ слова “батон” (рис. 5)

Рис. 5

-Выбрать карточку – дом с 1 подъездом, с 2-мя

-Выложите сигналы

-Анализ слова по алгоритму

VIII. Выкладывание буквы из фасоли – самостоятельная работа детей.

IХ. Бабушка любит своих внучат и прислала съедобный настоящий подарок – бублики в мешочке, а чтобы по дороге бублики не выпали, она завязала много-много узелков. Развязывайте и угощайтесь!