Тема: “Звуки (б), (бь). Буква Б”.
Программное содержание:
-Познакомить со звуками (б, бь), буквой Б.
-Дифференцировать звуки на слух.
-Упражнять в анализе двухсложного слова, делении слова на слоги.
-Учить выкладывать слова из букв разрезной азбуки.
-Упражнять в чтении.
-Учить различать звук и букву.
-Развивать мелкую моторику, внимание, память, мышление.
-Развивать навыки учебной деятельности.
Ход занятия:
Организационный момент. Бабушка прислала нам подарки, каждому – свой, но найти их непросто: возьмите половинку карточки, на которой написана часть буквы, а вторая половинка – лежит в вашем мешочке с подарком (на столах лежат мешочки с муляжами хлебных изделий; дети должны найти “свой” подарок, развязать узелок на мешочке). Достаньте свой подарок и рядом положите букву, сложенную из двух половинок.
I. Каждый назовите то, что вам прислала бабушка (батон, булка, бублик, колобок).
- Какой звук есть во всех словах?
- Какое это изделие?
- А какое слово можно сложить из ваших букв? (Мука)
- Из какой муки выпекают эти изделия, из белой или ржаной?
- Какой первый звук в слове белая?
Сегодня мы будем знакомиться со звуками б, бь.
II. Артикуляционная гимнастика: Сказка “У бабушки с дедушкой” (рис.1).
Рис. 1
Толстые внуки приехали в гости (упражнение “толстячки”).
С ними худые - лишь кожа да кости ( упражнение “худышки”).
Бабушка с дедушкой всем улыбнулись (упражнение “улыбочка”).
Поцеловать они всех потянулись (упражнение “трубочка”).
Утром проснулись – в улыбочку губы (упражнение “улыбочка”).
Чистили мы свои верхние зубы (упражнение “парус”).
Вправо и влево, внутри и снаружи (соответствующие движения “парусом”).
С нижними зубками тоже мы дружим (повторение этих движений языком в положении упражнения “мостик”).
Губы сожмем мы и рот прополощем (поочередное надувание щек, губы не пропускают воздух).
И самоваром пыхтим, что есть мочи (одновременное надувание обеих щек с последующим выпусканием воздуха через губы).
Блюдца поставим – положат блины нам (упражнение “лопаточка”).
Дуем на блинчик – не в щеки, не мимо (подуть на “лопаточку”).
Блинчик жуем, завернем и надкусим (жевание распластанного языка, потом закусывание его в положении упражнения “мостик”).
Следующий блинчик с вареньем закусим (упражнение “вкусное варенье”).
Чашки поставим, чтоб чаю налили (упражнение “чашечка”).
На нос подули – мы чай остудили (подуть с “чашечки” вверх).
Чаю попили – никто не обижен (“чашечка” двигается вперед - назад).
Вкусный был завтрак – мы губки оближем (кончик языка облизывает губы по кругу).
III. Знакомство со звуками:
- Артикуляция звуков (рис.2).
Рис. 2
- Характеристика звуков (рис.3)
Рис. 3
IV. Различение на слух “Подними сигнал” (зеленый и синий деревянные шарики).
“ба, бо, бе, би, бю, бы”;
“бант, бинт, бобы, боты, кубик, билет”.
V. Произношение звука.
-В слогах: “Отбей ритм деревянными шариками" (синим и зеленым, произнося слоги): би – бы – бы – би; ба – ба – бя – бя; бе – бе – бе – бэ.
-В словах: “Какой, какая, какое, какие?”
- Изделия из хлеба, какие? Хлебные
- Отдел в магазине, в котором продают хлеб какой? Хлебный.
- Корочки, какие? Хлебные.
- Тесто, какое? Хлебное.
VI. Физминутка (алгоритм “Ладушки”, рис.4)
Рис. 4
Ладушки – ладошки, к бабушке в окошко
Постучали: “Тук-тук-тук!” Это – внучка, это – внук!
Заходите на порог, будем стряпать колобок!
VII. Анализ слова “батон” (рис. 5)
Рис. 5
-Выбрать карточку – дом с 1 подъездом, с 2-мя
-Выложите сигналы
-Анализ слова по алгоритму
VIII. Выкладывание буквы из фасоли – самостоятельная работа детей.
IХ. Бабушка любит своих внучат и прислала съедобный настоящий подарок – бублики в мешочке, а чтобы по дороге бублики не выпали, она завязала много-много узелков. Развязывайте и угощайтесь!