Конспект урока по русскому языку для 5-го класса. Повторение изученного о глаголе

Разделы: Русский язык


Повторение изученного о глаголе.

Цели:

  • повторить изученное о глаголе;
  • воспитывать любовь к творчеству А. С. Пушкина;
  • развивать мыслительную деятельность школьников;
  • развлечь учеников.

Материалы: план-карта путешествия, нарисованная на доске или на бумаге; карточки с заданиями; несколько учеников, одетые героями сказок А. С. Пушкина (князь Гвидон, царь Салтан, ткачиха, повариха, Бабариха, Лебедь, Коршун, рыбак и рыбачка, царевна и королевич Елисей).

Форма: урок-путешествие.

Методы: беседа учителя, театрализованная игра.

Ход урока.

– Ребята, сегодня мы проведем с вами путешествие в страну “Глагол”. Эта страна очень большая. Она состоит из маленьких островов, каждый из которых имеет свое название.

( Учитель объясняет, откуда начинается путешествие и где кончается; говорит, на каких островах они остановятся).

– А на чем мы будем путешествовать? Угадайте:

Ветер по морю гуляет
И кораблик подгоняет;
Он бежит себе в волнах
На поднятых парусах.

– Из какой сказки этот отрывок?

(– Из сказки о царе Салтане.)

– А кто ее написал?

(– А. С. Пушкин.)

– Да, вы правильно угадали. На каждом острове мы будем встречаться с героями сказок Пушкина. Они будут давать вам задания и проверять ваши знания.

– А теперь, давайте отправимся в путешествие.

Ветер по морю гуляет
И кораблик подгоняет,
Он бежит себе в волнах
На поднятых парусах.

– Ой, я вижу остров! Это остров согласования.

– Пушки с пристани палят,
Кораблю пристать велят.

Выходит князь Гвидон.

– Добро пожаловать на Остров согласования, ребята! Наш остров очень красив и богат, но это остров больших испытаний. Чтобы поехать дальше, вы должны выполнить некоторые задания. Вот, возьмите-ка эти карточки и выполните задания.

Задание: найдите глаголы. Каким членом предложения они являются? Как они согласуются с подлежащим?

К ним народ навстречу валит,
Хор церковный бога хвалит;
В колымагах золотых
Пышный двор встречает их;
Все их громко величают
И царевича венчают
Княжьей шапкой, и главой
Возглашают над собой.

Задание: найдите неопределенную форму глагола.

Как услышал царь-отец,
Что донес ему гонец,
В гневе начал он чудесить,
И гонца хотел повесить

Лебедь нас к тебе послала
И наказом наказала
Славный город твой хранить
И дозором обходить.

(Ребята выполняют задания.)

– Молодцы, вы все знаете.
Добрый путь вам, господа,
По морю по Окияну
К славному царю Салтану.

“Приплывают” к другому острову. Выходят ткачиха с поварихой с сватьей бабой Бабарихой.

– Куда вы? Мы вас не пустим к царю Салтану. Выполните сначала задания.

Задание: Определите вид выделенных глаголов. Какие действия (одновременные или последовательные) они обозначают?

Смотрит: коршун в море тонет
И не птичьим криком стонет,
Лебедь около плывет,
Злого коршуна клюет,
Гибель близкую торопит,
Бьет крылом и в море топит.
Подождать она хотела
До обеда, не стерпела,
В руки яблочко взяла,
К алым губкам поднесла,
Потихоньку прокусила
И кусочек проглотила.
Под окном Гвидон сидит,
Молча на море глядит:
Не шумит оно, не хлещет,
Лишь едва, едва трепещет,
И в лазоревой дали
Показались корабли.
Вдруг она, моя душа,
Пошатнулась не дыша,
Белы руки опустила,
Плод румяный уронила,
Закатилися глаза,
И она под образа
Головой на лавку пала
И тиха, недвижна стала.

Ребята выполняют задание и проходят вглубь острова видов. Там они встречаются с царем Салтаном. Он угощает и провожает их.

Ветер по морю гуляет
И кораблик подгоняет;
Он бежит себе в волнах
На раздутых парусах.
Видно, на море не тихо;
Смотрит - видит дело лихо:
Бьется лебедь средь зыбей,
Коршун носится над ней.
Вот уж когти распустил,
Клев кровавый навострил…

Лебедь (кричит):

– Помогите! От злого коршуна спасите!

– Как мы можем тебе помочь?

– Выполните задания.

Задание: найдите глаголы настоящего времени. Определите их лицо и число.

Ветер на море гуляет
И кораблик подгоняет,
Он бежит себе в волнах
На раздутых парусах.
Корабельщики дивятся,
На кораблике толпятся,
На знакомом острову
Чудо видят наяву.
К морю лишь подходит он,
Вот и слышит будто стон…
Видно, на море не тихо;
Смотрит – видит дело лихо:
Бьется лебедь средь зыбей,
Коршун носится над ней;
Та бедняжка так и плещет,
Воду вкруг мутит и хлещет…

Задание: найдите глаголы будущего времени. Определите их лицо и число.

Где-то вздуется бурливо
Окиян, подымет вой,
Хлынет на берег пустой,
Расплеснется в шумном беге,
И очутятся на бреге,
В чешуе, как жар горя,
Тридцать три богатыря.
“Не тужи, что за меня
Есть не будешь ты три дня;
Что стрела попала в море;
Это горе – все не горе.
Отплачу тебе добром,
Сослужу тебе потом,
Ввек тебя я не забуду:
Ты найдешь меня повсюду.”

Задание: найдите глаголы прошедшего времени. Определите их род и число.

Тут он очень уменьшился,
Шмелем князь оборотился,
Полетел и зажужжал;
Судно на море догнал,
Потихоньку опустился
На корму – и в щель забился.
Тот уж когти распустил,
Клев кровавый навострил…
Но как раз стрела запела,
В шею коршуна задела –
Коршун в море кровь пролил,
Лук царевич опустил.

– Спасибо, вы меня спасли. Я укажу вам путь на Остров спряжений.

На этом острове живут старик со старухой ( рыбак и рыбачка ). Учитель должен рассказать начало сказки:

Жил старик со своею старухой
У самого синего моря;
Они жили в ветхой землянке
Ровно тридцать лет и три года.
Старик ловил неводом рыбу,
Старуха пряла свою пряжу.

Выходят старик со старухой.

Старик:

– Я поймал золотую рыбку, но пожалел ее и отпустил обратно в море. И теперь моя старуха ругает меня.

Старуха:

– Дурачина ты, простофиля!
Не умел взять выкупа с рыбки!
Хоть бы взял ты с нее корыто,
Наше-то совсем развалилось.

Учитель:

– Да не беспокойтесь вы. Мы определим спряжения глаголов, и у вас сразу появится не только новое корыто, но и новый дом. Ведь это Остров спряжений. Да ведь ребята!

– Да, да!

Задание: найдите глаголы и определите их спряжение.

Пушки с пристани палят,
Кораблю пристать велят.
Пристают к заставе гости;
Князь Гвидон зовет их в гости,
Их он кормит и поит
И ответ держать велит:
“Чем вы, гости, торг ведете
И куда теперь плывете?”
В синем небе звезды блещут,
В синем море волны хлещут,
Туча по небу идет,
Бочка по морю плывет.

Старик:

– Вот спасибо. Добрый путь вам.

Учитель:

– Я вижу какой-то остров.

Пристают к берегу.

Царевна (плачет):

– Погубила меня злая мачеха, оставили меня одну в этом дремучем лесу.

– Как мы можем тебе помочь?

Задание: объясните, почему в выделенных глаголах не пишется мягкий знак

Петушок с высокой спицы
Стал стеречь его границы.
Чуть опасность где видна,
Верный сторож как со сна
Шевельнется, встрепенется,
К той сторонке обернется
И кричит: “Кири-ку-ку,
Царствуй, лежа на боку!”

Попадья Балдой не нахвалится,
Поповна о Балде лишь печалится,
Поп ни ест, ни пьет, ночи не спит:
Лоб у него заране трещит.
Вот он попадье признается:

“Так и так: что делать остается?”

Задание: найдите возвратные глаголы. На данных примерах объясните, когда пишется -ся, а когда - -сь.

Не видать милого друга!
Только видит: вьется вьюга,
Снег валится на поля,
Вся белешенька земля.

Вот Чернавка в лес пошла
И в такую даль свела,
Что царевна догадалась,
И до смерти испугалась.

Дверь тихонько отварилась,
И царица очутилась
В светлой горнице; кругом
Лавки, крытые ковром.

Царь с царицею простился,
В путь дорогу снарядился,
И царица у окна
Села ждать его одна.

– Спасибо, ребята, вы помогли мне добраться до избушки.

Дети проходят вглубь острова. Там бродит королевич Елисей:

Ветер, ветер! Ты могуч,
Ты гоняешь стаи туч,
Ты волнуешь сине море,
Всюду веешь на просторе,
Не боишься никого,
Кроме бога одного.
Аль откажешь мне в ответе?
Не видал ли где на свете
Ты царевны молодой?
Я жених ее.

– Ребята, обратите-ка внимание, он говорит одними глаголами 2 лица единственного числа. Мы ведь знаем, почему в этих глаголах после ш пишется ь.

Задание: найдите глаголы настоящего времени 2 лица единственного числа. Объясните, почему пишется ь.

Ты волна моя, волна!
Ты гульлива и вольна;
Плещешь ты, куда захочешь,
Ты морские камни точишь,
Топишь берег ты земли,
Подымаешь корабли –
Не губи ты нашу душу,
Выплесни ты нас на сушу!

Дети выполняют задание и таким образом помогают королевичу Елисею найти свою невесту.

– Вот мы и помогли всем героям сказок Пушкина. А теперь они помогут нам выполнить последнее задание, потому что мы уже очень устали.

Задание: объясните, почему “не” пишется с глаголами раздельно.

Разбранила меня моя старуха,
Не дает старику мне покою.
Не печалься, ступай себе с богом,
Будет вам новое корыто.
Ступай к морю, говорят тебе честью,
Не пойдешь, поведут поневоле.
Не посмел я взять с нее выкуп;
Так пустил ее в синее море.
Дурачина ты, простофиля!
Не умел ты взять выкупа с рыбки!
Уж не хочет быть она крестьянкой,
Хочет быть столбовою дворянкой.

Задание выполняют герои сказок. Но ведь учащиеся все равно что-то запоминают.

Учитель:

– Поздравляю всех с успешным завершением большого и трудного путешествия по стране Глагол. Спасибо всем, кто помог героям сказок. Я теперь знаю и уверена, что с вами можно отправляться в любые путешествия и пройти любые испытания, потому что вы знаете все и готовы помочь нуждающимся в помощи.

Учитель ставит всем оценки.