Форма урока:
учебная встреча. Класс делится на 4 команды в соответствии с литературными направлениями, существовавшими в I четверти ХХ века - символисты, акмеисты, футуристы и те, чьё творчество было индивидуально, вне этих направлений. Каждая команда для предварительной подготовки получает четыре задания. Остальные три задания заранее не оговариваются. Учебная встреча рассчитана на два академических часа.Цели встречи:
Оборудование:
репродукции портретов поэтов Серебряного века, выставка книг поэтов Серебряного векаХод учебной встречи.
Рифмы “акмеистам” |
Рифмы “поэтам вне групп” |
Рифмы “символистам” |
Рифмы “футуристам” |
---|---|---|---|
… других … миры? … стих … игры? … меня … вперёд … огня … умрёт |
… струной … цветов … весной … слов … пою? … погас … мою? … вас |
… стих … песок … тих … далёк … светит … нежней … отметит … к ней |
… новым … тогда … словом … города? … ру?ку … зло … звуку … число |
- Назовите последовательно возникновение модернистских направлений в поэзии рубежа веков (символизм, акмеизм, футуризм).
- Понятие “Серебряный век” возникло по аналогии с понятием “Золотой век”. Подберите синонимичные выражения первому из названных понятий (ренессанс; расцвет русской духовности).
- Кто из поэтов Серебряного века был “избран королем”? (И. Северянин).
- Назовите четвертую лишнюю фамилию: Гумилев, Мандельштам, Ахматова, Городецкий (Ахматова – псевдоним).
- Кто из художников слова был удостоен Нобелевской премии в 1933 году? (И. Бунин).
- Как называлось объединение, организация поэтов-акмеистов? (“Цех поэтов”).
- Кто из поэтов Серебряного века совершил путешествие по Африке? (Н. Гумилев).
- Что означают ахматовские строки:
- Как жизнь А. Ахматовой связана с Царским селом? (там она прожила до 16 лет и училась в женской гимназии).
- В стихах какого поэта встречается образ “недотыкомка серая”? (Ф. Сологуба).
- Кому принадлежит такое сравнение: “Стихи растут как звезды и как розы”? (М. Цветаевой).
- Музыка, по мнению представителей этого литературного направления, была первейшим искусством (символисты).
- О каком великом поэте И. Северянин писал:
- Продолжите известные слова А.Ахматовой: “Я научила женщин говорить…” (Ах, как их замолчать заставить).
- Назовите манифесты футуристов (“Пощечина общественному вкусу”, “Садок судей”, “Дохлая луна” и др).
- Кто из поэтов (догадайтесь о фамилии по тексту) написал следующие строки:
- Назовите автора этих строк, посвященных В. Маяковскому?
- Представителям каких литературных направлений принадлежат стихи:
- Назовите поэта, который познакомил М. Цветаеву и С. Эфрона (М. Волошин).
- Этот поэт слушал лекции в Сорбонне, в Гейдельбергском университете, учился в Петербургском (О. Мандельштам).
“Муж в могиле, сын в тюрьме,
Помолитесь обо мне”?
(в 1921г. расстрелян Н. Гумилев, в 1934г. – арест сына, Льва Гумилева, и мужа, Пунина).
Он – это чудное мгновенье,
Запечатленное в веках!
Он воплощенье вдохновенья
И перед ним бессилен прах… (об А.С. Пушкине).
Мой биограф будет очень счастлив,
Будет удивляться два часа,
Как осел, перед которым в ясли
Свежего насыпали овса,
Вот и монография готова,
Фолиант почтенной почтенной толщины:
“'О любви несчастной …
В год четвертый мировой войны”.
(Н. Гумилев)
Певец площадных чудес –
Здорово, гордец чумазый,
Чтоб камнем – тяжеловес
Избрал, не прельстясь алмазом.
Здорово, булыжный гром!
Зевнул, козырнул – и снова
Оглоблей гребет – крылом
Архангела ломового.
а) Как я люблю фламандское панно,
Где овощи, и рыбы, и вино,
И дичь богатая на блюде плоском –
Янтарно-желтым отливает лоском.
И писанный старинной кистью бой –
Люблю. Солдат с блистающей трубой,
Клубы пороховые, мертвых груду,
И вздыбленные кони отовсюду!
(Акмеизм)
б) Как часто выразить любовь мою хочу,
Но ничего сказать я не умею,
Я только радуюсь, страдаю и молчу:
Как будто стыдно мне – я говорить не смею.
Но в близости ко мне живой души твоей
Как все таинственно, так все необычайно, –
Что слишком страшною божественною тайной
Мне кажется любовь, чтоб говорить о ней.
(Символизм)
в) Нет людей.
Понимаете
крик тысячедневных мук?
Душа не хочет немая идти,
а сказать кому?
Брошусь на землю,
камня корою
в кровь лицо изотру, слезами асфальт омывая.
Истомившимися по ласке губами тысячью поцелуев
покрою умную морду трамвая.
(Футуризм)
г) Я вольный ветер, я вечно вею,
Волную волны, ласкаю ивы,
В ветвях вздыхаю, вздохнув немею,
Лелею травы, лелею нивы.
Весною светлой, как вестник мая,
Целую ландыш, в мечту влюбленный,
И внемлет ветру лазурь немая, -
Я вею, млею, воздушный, сонный.
(Символизм)