Цикл занятий по изобразительной деятельности детей подготовительной группы на тему: "Цирк"

Разделы: Работа с дошкольниками, МХК и ИЗО


Статья из опыта работы “Развитие детского изобразительного творчества в теме “Цирк”.

В нашем дошкольном учреждении развитию творчества у детей придается большое значение, так как без умения творчески мыслить, смело воплощать свои фантазии в рисунках, поделках, театрализованной деятельности невозможно полноценное развитие личности.

Ребенок должен научиться открыто выражать свои мысли, эмоции, чувства. Такое выражение возможно в танце, в рисунке, пении, театрализованной деятельности, сочинении рассказов, в игре. Все перечисленное можно охватить какой-нибудь одной темой, в нашем случае темой “Цирк”. Не найдется ни одного ребенка, которому не был бы интересен цирк. Его любят все. Дети мечтают стать цирковыми артистами, выступать смелыми дрессировщиками диких животных, превращаться в настоящих волшебников и удивлять зрителей всевозможными фокусами. Ну и, конечно, есть одна мечта на всех - стать клоунами, смешить людей. Ведь если посмотреть с точки зрения взрослых, то клоун – это большой ребенок: проказливый, с виду неловкий, трогательный и всегда добрый. Может быть, потому всем детям близок этот образ и они так хотят им стать. Мы решили дать им такую возможность.

Тема цирка нас всех так увлекла и сблизила, что порой взрослые, напоминали детей, а дети были рады этой близости с взрослыми. Причем под словом взрослые я подразумеваю не только воспитателей, но и многих других работников детского сада и, конечно же, родителей. Равнодушных не было. Каждый помогал, чем мог: несли яркую одежду, шляпы, различные вещи для атрибутов и тому подобное. И началась работа.

В первую очередь каждому ребенку нужно было помочь создать свой образ. А это характер клоуна, его костюм, грим и, наконец, придумать имя. И вот тут выяснилось: как мало наши дети знают о цирке и как страстно много хотят узнать. Пришлось взрослым походить по библиотекам, раздобыть все, что можно найти о цирке и поделиться своими знаниями с ребятами. Дети узнали очень много интересного и полезного о профессии клоуна, о знаменитых клоунах, тех, которых, даже мы взрослые стали забывать. Очень уж редко появляются они на телеэкранах. А с уходом Юрия Никулина и вовсе не осталось ни одного известного всем клоуна, если не считать Куклачева с его знаменитыми кошечками. Дети узнали значение многих новых для них слов: реприза, грим, гримерная, костюмерная, кулисы, арена, конферансье, афиша и так далее.

Образ клоуна начинался с рисунка. Дети рисовали клоунов вообще, затем рисовали себя клоунами, придумывали своему новому имени образ, костюм. Далее настала очередь грима. Казалось бы, что проще, “размалевать” себе лицо. Но это оказалось не так-то просто. Ведь лицо клоуна должно отражать характер его образа. И тут дети узнали о том, что накладывать грим – это целое искусство. Опять вход пошла литература о клоуне. Дети рассматривали лица различных клоунов и в результате узнали, что не обилие грима делает простое лицо маской клоуна, что порой достаточно нескольких штрихов, мазков и образ найден.

Следующим этапом было рисование эскизов лица своего клоуна. Но и это не стало главным. Трудности начались позже, тогда когда дети стали трудиться непосредственно со своим лицом один на один с зеркалом и коробкой грима. Здесь понадобилось знания работы с гримом: свойства различного грима, способы наложения, подготовки лица и, конечно, снятие грима. Нужно увидеть самые первые попытки пробного наложения грима, чтобы понять какой долгий и сложный путь прошли дети до сегодняшнего результата.

И так, дети нарисовали массу рисунков о цирке, о любимых клоунах, придумали и рассказали о них рассказы-сказки. Некоторые из детей создали целые книги-раскладушки и проиллюстрировали их. На занятиях по художественному труду лепили клоунов, и цирковых животных и с помощью воспитателей сделали макет цирка.

Теперь настала пора музыкальных руководителей и хореографа. Вместе с детьми они придумывали репризы. Оказалось, что смешить людей – это не так-то просто!

По вечерам дети трудились над созданием атрибутов, украшений, париков, мы продумывали оформление зала. Тут очень кстати пришлось занятие по изодеятельности “К нам приехал цирк”. Дети не только закрепили рисование фигуры человека в движении, но и украшая эти фигурки, еще раз мысленно пропитались атмосферой цирка, представили себе этот волшебный праздник, да и просто получили удовольствие от своей работы.

Беседы о цирке, воспоминания о своих личных впечатлениях и непосредственно сюжетно-ролевая игра “Цирк”. Волшебный цирковой купол, подвешенный в группе, еще долго будет напоминать им о празднике и приглашать поиграть в цирк, показать представления перед малышами или родителями. А сколько еще новых артистов появиться под этим куполом.

Но вернемся к клоунаде. Пока праздник готовился, дети не забыли и о рекламе своего представления – об афише и пригласительных билетах. Были проведены занятия по ИЗО по этим темам. И опять понадобилась предварительная работа. Родители принесли программки прошлых лет и современные, достали разнообразные афиши. Дети очень много узнали об оформлении афиши, что она должна быть яркой, зазывающей, нести в себе информацию о времени начала представления, о содержании праздника и рассказывать о главных действующих лицах.

Работа над созданием афиши была коллективной. Трудились все: кто рисовал своих клоунов, кто буквы, кто украшал фон и так далее. Пригласительные билеты дети делали индивидуально, используя техники ИЗО, аппликацию и применяя разнообразный материал – ткани, цветную бумагу, тесьму, вату, мулине, поролон и т.п.

И вот афиша висит, зазывая своей яркостью гостей, пригласительные билеты розданы, зал украшен и готов к началу праздника, грим на лице, костюм одет – впереди только праздник. Хочется надеяться, что все старания, хлопоты взрослых не напрасны, что дети – клоуны и гости получат огромное удовольствие от праздника “Веселой клоунады”. Воспоминание об этом ярком событии еще долго будут греть душу ребенка, а знания и навыки, полученные в ходе подготовки, обязательно пригодятся ему в его дальнейшей жизни.

Конспект занятия по изобразительной деятельности в подготовительной к школе группе на тему: “К нам приехал цирк”.

Программное содержание:

Создавать радостное настроение наступающего праздника. Побуждать передавать в рисунке не только фигуру и пропорции человека, но и пластику движений, характер.

Закрепить смешанную технику (работа с красками, фломастерами, восковыми мелками, цветными карандашами).

Поощрять инициативу и самостоятельность детей при использовании бросового материала для придания большей выразительности образу.

Материал:

Бумага, гуашь, цветные карандаши, фломастеры, клеевые карандаши, ножницы, различный бросовый материал (фантики, лёгкие пёрышки, цветная бумага и т.п.), степлер со скрепками. Цирковой модуль-купол – подвешенный, красиво украшенный обруч на цветных лентах к потолку (к нему тесьмой впоследствии дети будут прикреплять фигурки картонных артистов).

Предварительная работа:

  1. Беседа о цирке.
  2. Поход на цирковое представление.
  3. Отображение впечатлений о цирке в рисунках и поделках.
  4. Подготовка веселой клоунады.
  5. Рисование фигуры человека в движении.
  6. Занятие: “Цирковые артисты в движении”.

Ход занятия:

Дети входят в изостудию. Их встречает воспитатель по ИЗО:

– Здравствуйте, я вас сегодня очень ждала, потому что приготовила для вас сюрприз. Хотите посмотреть?

Показывает цирковой модуль-купол и предлагает сесть под ним на круглый ковер.

– Ребята, как вы думаете, где мы с вами находимся? Правильно, в цирке. А кто из вас бывал в настоящем цирке? Что вам понравилось там особенно? (Oтветы детей, их впечатления от посещения цирка.)

– Вот сколько радости, праздника приносит нам цирковое представление. Давайте представим, что мы с вами находимся в цирке. Как тихо здесь сейчас. Наша арена пуста и под куполом никого нет. А теперь закройте глаза и представьте, что зажигаются огни, звучит музыка, на арену собираются цирковые артисты и начинается представление…

– А теперь откройте глаза и расскажите, что каждый из вас увидел, представил. (Ответы детей.)

– Да, цирк – это волшебство, это сказка… Так, за что же мы любим цирк? (Oтветы детей: за праздник, за веселое настроение, за чудеса, за веселье, за радость.)

– А хотели бы вы сейчас побывать на цирковом представлении? Давайте представим, что к нам в сад приехал цирк. И совсем немного пройдет времени, и под нашим куполом соберутся артисты, зажгутся огни, зазвучит музыка и начнется представление. А артистами станут наши бумажные фигурки. Мы с вами как волшебники поможем им в этом. Раскрасим их, разоденем в цирковые одежды и оживим их. Не забудьте дать красивые звучные имена своим артистам, чтобы можно было объявлять об их выступлении.

Я вижу, вы захватили с собой не только фигурки, но и свои коробочки для ручного труда с бусами, тесьмой, красивыми пуговицами, фольгой. Это хорошо, когда устроите свое рабочее место, посмотрите и тот материал, который я вам подготовила.

Дети рассаживаются, берут все необходимое для работы и начинают раскрашивать фигуры. Затем украшают их дополнительным материалом. Воспитатель по ИЗО помогает советом и напоминает некоторые приемы. По мере готовности воспитатель вместе с ребенком закрепляет артиста под купол цирка, и дети объявляют выступающего.

В конце, когда все артисты под куполом, модуль приводиться в движение, звучит музыка, а дети, приводят в движение своих артистов, обыгрывают, любуются своими поделками, обсуждая и рассказывая о своих артистах.

Затем воспитатель предлагает перенести этот красивый купол в группу, и там еще долго играть в цирк, показывая представления под этим чудесным куполом для других детей и родителей.

 Конспект-сценарий занятия по изобразительной деятельности в подготовительной к школе группе на тему: “Я – клоун”.

 Программное содержание:

Создавать радостное настроение наступающего праздника. Дать представление о театральном гриме.

Закрепить технику наложения грима. Побуждать детей с помощью грима создавать задуманный образ клоуна, дополнять его атрибутами, деталями костюма.

Материал:

Театральный грим, косметика, ватные палочки и тампоны, вазелин, кусочки поролона и салфетки для снятия грима, разнообразные атрибуты, детали костюмов, настольные зеркала, игрушечный микрофон.

Предварительная работа:

Беседа о цирке, о клоунах, о гриме.

Поход на цирковое представление.

Отображение впечатлений о цирке в рисунках и поделках.

Подготовка веселой клоунады.

Рисование эскиза лица своего клоуна.

Знакомство с техникой наложением грима на лицо.

Ход занятия:

Воспитатель по изобразительной деятельности (в дальнейшем ведущий) встречает детей в изостудии с микрофоном в руках перед воображаемой камерой. Они входят под музыку – веселые в ярких костюмах.

- Итак, наши камеры местного телевидения установлены в большой гримерной д/с “Родничок”. Сегодня здесь будут гримироваться знаменитые клоуны. А вот и они! Здравствуйте, ребята! Вы сегодня такие необычные, веселые, возбужденные. У вас сегодня какой-то событие?

Дети:

– У нас сегодня праздник! “Веселая клоунада!”

Ведущий:

– Как интересно! Я еще ни разу не бывала на клоунаде. А как и где будет проходить этот праздник? Кто будет участвовать?

Дети:

– Наш праздник – клоунада будет проходить в музыкальном зале. А участвовать будем все мы – клоуны! Ведь это клоунада! Там всегда много клоунов и все они выступают со своими репризами. Там будут клоуны-силачи, фокусники, жонглеры…

Ведущий:

– Хотелось бы познакомиться с клоунами-силачами.

Дети, исполняющие роли клоунов-силачей, выходят вперед. Ведущий с микрофоном берет у них интервью:

– Как вас зовут? Как вы будете демонстрировать свою силу?

Дети:

– Нас зовут Фокус Покус и Рыжик. Мы будем поднимать огромные гири. Никто, кроме нас, не может их поднять!

Ведущий:

– Неужели вы на самом деле такие сильные? Наверное, вы долго готовились?

Дети:

-Конечно, мы очень сильные. Мы долго тренировались.

Ведущий:

-Молодцы, силачи! Удачи вам!

Ведущий обращается ко всем:

– Нашим телезрителям интересно узнать, почему вы захотели провести такой праздник?

Дети:

– Мы побывали в цирке, и там нам всё очень понравилось, особенно клоуны.

Далее дети высказывают свои впечатления от телевизионных программ о цирке, от походов в настоящий цирк.

– А еще на новый год у нас был веселый карнавал, и нам понравилось выступать в разных костюмах, масках, всех веселить. Еще понравилось делать маски и придумывать костюмы.

Ведущий:

– Наши телезрители интересуются: что это за коробочки у вас в руках?

Дети:

– Мы принесли с собой театральный грим и мамину косметику, ведь нам надо еще загримироваться.

Ведущий:

– Но ведь раскрасить лицо, это еще не значит стать клоуном.

Дети:

– У наших клоунов у каждого свой характер, свое имя и свой костюм. Мы даже сделали эскизы грима. Вот они.

Ведущий:

– Молодцы! Ну что же, ребята, здесь для вас приготовлена светлая гримерная. Пора приниматься за дело.

Дети проходят и садятся за столы, где стоят зеркала и подставки для эскизов, достают грим, принесенный с собой. Все остальное, необходимое для работы: салфетки, ватные палочки, куски поролона и т.д. берут по мере необходимости с общего стола.

После того, как все уселись, и началась работа, ведущий продолжает свой репортаж:

– Итак, еще раз напоминаем, что наши камеры установлены в большой гримерной детского сада “Родничок”, где самые знаменитые и именитые цирковые артисты занимаются очень ответственным делом. Они накладывают грим и просто на глазах превращаются в забавных, милых и смешных клоунов. Сейчас я постараюсь у некоторых из них взять интервью. (Подходит и подсаживается к некоторым клоунам по очереди.)

– Извините, что отвлекаю вас от столь важной работы, но уж очень хочется узнать немного о вас. Почему у вас такой странный костюм и как вас зовут?

Горошинка: “Я клоунесса. Меня зовут Горошинка. Поэтому я все такая зеленая”.

Ведущий:

– Как интересно. Никогда не слушала о таком клоуне. А почему на ваших щеках появились бабочки?

Горошинка:

-Горошинка очень романтичная, мечтательная. Она любит цветы, мотыльков, бабочек, и они тоже её любят и слетаются к ней.

Ведущий:

-Замечательно. Мы желаем Горошинке удачного выступления, на время прощаемся с ней и переходим к следующему клоуну.

Далее ведущий берет ещё 3-4 интервью, например, у клоунов Лимончика, Пружинки, Бим-Бома, Пуговки или других. Затем воспитатель, предлагает загримировавшимся детям перейти в костюмерную и дополнить свой костюм необходимыми деталями и атрибутами. В это время осуществляется контроль за использованием грима воспитателем по изо. Он помогает нанести некоторые элементы (напр. реснички на веках и т.п.), поправляет линии.

После того, как все дети переходят в костюмерную, ведущий показывает им цирковой чемоданчик, который им прислали Дядюшка Мокус и поросенок Фунтик. Ведущий:

– Чего здесь только нет! Вот этот шарфик, наверное, очень подойдет тебе, Фантик. А вот замечательные клоунские носы, а вот бусы. Это для тебя, Матрешка, ведь ты так расстраивалась, что нет подходящих бус. А здесь и сумочка есть. Бери, примеряй, если нравится!

Ведущий берет в руки микрофон:

– А теперь, дорогие телезрители, мы находимся в костюмерной. Здесь самые знаменитые клоуны на свете наносят последние штрихи к своему образу. Здесь царит праздничное оживление. Все в предчувствии большого праздника. Не знаю, как у вас, а у меня необыкновенное чувство приподнятости, радости, ожидания волшебства, и я вновь постараюсь взять для вас несколько интервью у наших клоунов.

Подходит к клоунам Кисточке и Лимончику:

– Я вижу, вы уже готовы к выходу на арену. Что вы сейчас чувствуете? ( Чувство радости, наконец, сбылась моя мечта: я клоун!) Удачи вам!

Подходит с микрофоном к следующему клоуну:

– Здравствуйте, клоун печального образа. Как вас зовут? Наблюдая за вами, я сделала вывод, что ваш клоун очень скромный и немного грустный. Почему?

– Я не грустный, я мечтательный и поэтому кажусь задумчивым. А сейчас мне весло, так же как и всем.

– Очень рада за вас. Увидимся на арене.

Подходит к рыжему клоуну:

– Ещё раз, здравствуйте! Смотрю на вас и просто хочется улыбаться без всякой причины: такое свечение ваших милых веснушек, такое сияние от рыжих кудрей. Как вас зовут?

– Клепа.

– Можно узнать, Клепа, какой номер вы подготовили, если это не секрет?

– Это сюрприз. Скажу только, что приготовили мы его вместе с моим другом Тепой. Мы очень дружим и никогда не расстаемся.

Ведущий желает успеха Тепе и Клепе и обращается ко всем:

– Ребята, теперь вы настоящие клоуны, чтобы вы хотели сказать телезрителям перед выступлением?

Дети:

– Ждем всех к нам на представление. Будет очень весело! Приходите не пожалеете!

Ведущий:

–Ребята-клоуны! У меня есть к вам предложение. Вот и настал день большой клоунады. Мы долго готовились к ней. Рисовали афиши, пригласительные билеты, готовили костюмы, атрибуты, репризы. Очень много узнали о нелегкой, но очень интересной работе клоуна, учились гримироваться… И вот все позади, впереди – арена. Я предлагаю сфотографироваться и послать фотографию Дядюшке Мокусу и поросенку Фунтику в знак благодарности за их подарок и участие.

Дети фотографируются.

Ведущий:

– Ну, а теперь сделаем первые шаги на арену. Маэстро! Музыку! (Звучит цирковой марш.) Все идут в музыкальный зал полный зрителей, где должно начаться представление. Ведущий желает им счастливого выступления.