Детская риторика. 2-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 2


С годами, работая в начальной школе, осмысливая историю русской школы, гуманитарных предметов в ней, учебники и программы прошлого и настоящего, следя за ходом мысли наших классиков, педагогов-мыслителей, учёных, я познакомилась среди альтернативных педагогических систем с новым учебно-методическим комплектом для четырёхлетней начальной школы “Гармония”.

Преподаю по этому комплекту второй год. Основная цель – развитие личности ребёнка, создавая ему комфортные условия в многопредметной модели образования для овладения знаниями, умениями и навыками, соответствующих учебным программам и требованиям начального образовательного стандарта.

Десятый год преподаю спецкурс “Детская риторика”, в центре внимания этого курса закон “изобретения, расположения и выражения мыслей в речи”.

Цели, задачи “Гармонии” и “Детской риторики” очень созвучны. Работая над реализацией новых идей по учебно-методическому комплекту, мне помогает накопленный опыт преподавания спецкурса. Все уроки по “Детской риторике” строю в форме импровизированной игры, которая требует творчества от детей. Ведь каждый ребёнок “дышит” воздухом творчества: он хочет рисовать, петь, сочинять – и я стараюсь лелеять эту способность души.

Языковед В.И.Чернышёв говорил: “Чем раньше мы начнём развивать у наших детей уникальный человеческий дар – дар слова, тем раньше сделаем всё, чтобы, “открыть уста детей”, тем скорее добьёмся желаемых результатов”.

Прилагаю материал одного из уроков по “Детской риторике” во втором классе.

Красота звука нужна не только скрипке, но и человеческому голосу.
(В. Яхонтов)

Тема: “Основная мысль”.

Цель:

Учить определять тему и основную мысль текста, подбирать заголовки, отражающие основную мысль текста, находить недочеты в раскрытии основной мысли текста.

Рассказать учащимся о пословице, как о кратком изречении.

Прививать любовь к слову – средству общения между людьми, способу обмена информацией.

Оборудование:

Выставка книг о зиме детских рисунков по теме: "Снежинка в воздухе кружится и на землю падает, ложится”; на партах лежат вырезанные из цветных салфеток снежинки.

Ход урока.

I. Организационный момент.

Говорим всегда красиво,
Смело и неторопливо.
Ясно, четко говорим,
Потому что не спешим,
У нас, во рту живёт язык.
К словам знакомым он привык.
Легко сказать ему “Вода, утёнок, небо, нет и да”.

II. Гимнастика.

– Какие виды гимнастики у нас присутствуют?

Примерный ответ: артикуляционная.

1. Жил – был язычок, длинный – предлинный, вот такой (широкий язык положить на нижнюю губу).

2. Он жил в своём ротике – домике, (широко открыть и закрыть рот).

Примерный ответ: дыхательная.

1. Чей шар больше.

2. Задуем 7 или 8 свечек.

Примерный ответ: звуковая.

Пусть сейчас прошипит змея, прожужжит комарик.

Примерный ответ: речевая.

1. Ко-ко-ко! Солнце ходит высоко.

2. Ра-ра-ра! Сидит в классе детвора.

III. Вступительная беседа.

– В прошлом году мы с вами уже знакомились с текстом. По какому признаку вы можете отличить текст от набора предложений?

Примерный ответ: в тексте рассказывается об одном и том же, предложения в нем объединены общей темой, в тексте почти всегда есть заголовок, он отражает содержание.

– Составить текст о зимних забавах.

Примерный ответ: (отвечают два ученика)

IV. Как выражается основная мысль.

– Ребята! Сегодня на уроке мы продолжим работу с текстом, будем определять тему и основную мысль, узнаем о том, как пословица помогает ритору.

В каждом параграфе,
В каждом рассказе.
В сказке и песне, даже во фразе –
Ты только вдумайся,
Только всмотрись –
Она не всегда открывается сразу.
Строчка за строчкой.
Фраза за фразой –
Ты только вдумайся,
Только всмотрись –
Откроется
Самая главная мысль.(С. Бондаренко.)

– В каждом тексте есть основная мысль, которой “подчиняется” весь текст.

с. 144 №145 – (устно)

№ 146. Прочитать. Определить основную мысль каждого письма.

V. Физкультурная минутка.

Секрет.

– Открой свой секрет.

– Какой секрет?

– Ты принес в школу коробку конфет?

– Секрет я открою, коробку нет.

VI. Пять минут поэзии.

– Прежде чем провести пятиминутку поэзии, давайте сделаем речевую гимнастику.

Скажи погромче слово “гром” .

– Грохочет слово, словно гром.
Скажи потише:
“Шесть мышат –”
И сразу мыши зашуршат.

//Ученики рассказывают наизусть стихотворения о зиме.

VII. Творческая работа.

1. Вступительное слово учителя.

– Ребята! Пословица – это краткое изречение, заключающее в себе важную мысль. Поэтому с помощью пословицы говорящий может передать то основное, что он хочет донести до своих слушателей, то есть основную мысль своего высказывания. Прочитаем пословицы и постараемся выяснить их смысл.

// На доске написаны пословицы.

“Больше дела, меньше слов”.

Примерный ответ: Ее смысл: не нужно торопиться говорить, обещать, нужно работать.

“Слово - не воробей; выпустишь, не поймаешь”.

Примерный ответ: Ее смысл: учит думать, прежде чем что-либо сказать. Сказанного не воротишь и можно незаслуженно обидеть человека, расстроить его и т.д.

2. Сочиняем рассказ, историю.

– Сейчас нам предстоит выполнить очень непростое задание. Мы будем сочинять рассказ, историю, в которую постараемся ввести одну из пословиц: важно чтобы она выразила основную мысль вашего рассказа. А может быть, это будет не вымышленная история, а то, что с вами произошло на самом деле?

Покажу вам, как бы я была “ритором”.

Приближался Новый год. Мы всем классом готовились к его встрече. Собрались как-то после уроков и стали обсуждать, как веселее и интереснее встретить праздник. Что тут началось! Один перебивает другого, никто никого не слышит, каждый предлагает свое! Игорь говорил о том , что хорошо бы провести смешные конкурсы, Оля - о том, что лучше купить лесную красавицу -ёлку, Артем с Денисом кричали о своем – как интересней оформить класс. Все так увлеклись, что нашей учительнице Екатерине Николаевне пришлось даже захлопать в ладоши, чтобы успокоить нас. Она укоризненно покачала головой и сказала: “Эх, вы! Это петь хорошо вместе, а говорить врозь”.

– Какая основная мысль моего рассказа?

Примерный ответ: Говорить нужно по очереди, врозь, не перебивать друг друга.

– Смогла ли я с помощью пословицы выразить основную мысль?

Примерный ответ: Смогли.

– А теперь послушаем ваши истории. Вы “риторики”.

// Пословицы написаны на доске.

“Язык без костей, что хочет, то и лопочет”.

“Ветер рушит горы, а слово – дружбу”.

Конкурс на самый лучший, интересный рассказ.

Примерный ответ: Рассказы ребят.

VIII. Работа по учебнику.

Чтение басен.

– Ты знаешь, что в басне всегда есть поучение – мораль. Это и есть основная мысль. Почитай басню “Лев, медведь и лисица” и скажи, какова ее мораль. с. 147 №149.

В каких обстоятельствах можно рассказать басню “Обезьяна и горох”? с. 148, № 150.

Резервный материал (для подбора заголовка, отражающего основную мысль).

1. Разбойница - кукушка.

“Кукушка откладывает яйца в чужие гнезда. Она подбрасывает свои яйца в гнезда лесных птиц в отсутствие хозяев. Вылупившийся из яйца кукушонок, хотя и голый и слепой, выбрасывает из гнезда яйца или уже появившихся на свет птенцов птиц хозяев. После этого все внимание приемных родителей сосредоточено на кукушонке, которого они продолжают кормить, пока не вырастет он больше их”.

2. с 156, № 157. “Три калача и одна баранка” (русская сказка). Пословицы к ней:

“Дурак-дураком, а хитрый”;

“До седой бороды дожил, а ума не нажил”;

“Голова без ума, что фонарь без свечи”.

IХ. Домашнее задание.

На столе у вас снежинки. Придумать о ней историю.

X. Итог урока.

Мне всегда тепло и радостно от встречи с вами, моими маленьким риторами. Встреча снова была в богатой и доброй Стране Слов. Чтобы попасть в неё, не нужен пропуск. Достаточно открыть дверь своей души. Спасибо за общение, мои маленькие друзья! Путешествие в Страну Слов продолжим на следующих уроках. Этот путь долог и не имеет конца....

Работы ребят. (Д. з.)

Черненко Ольга. Снежинка-путешественница.

Жил-был Мороз. Была у него внучка Снежинка. Однажды захотелось ей посмотреть, как люди живут. Попросила она ветер, чтобы он ее покатал по небу, ветер согласился. Полетели они по белому свету, смотреть на мир. Летали они, летали, пока не залетели в жаркую страну. Здесь Снежинка растаяла и превратилась в капельку дождя.

Бервинов Саша. Снежинка.

Родилась однажды Снежинка. Она захотела попутешествовать по миру. Полетела и увидела своих подруг. Но вдруг засветило солнышко, и Снежинка растаяла. Наступила весна.

Париев Спартак. Путешественница.

Однажды родилась Снежинка. Она захотела посмотреть весь мир. Летела и увидела ручеек. Ей захотелось поплавать с ним вместе. Она многое узнала о реке, море и океане.

Мыза Даниил.

Снежинка порхает, кружится,
Медленно ложится на снег.
И ловит кошка рыжая
Веселых белых мух.

Плисканцова Юлия. Снежинка родилась.

В одно прекрасное утро нежилась росинка в лучах Солнца. Вдруг она почувствовала, что стала лёгкой и взлетает в высь. С ней вместе летели тысячи таких же росинок. Они попали в облако. Немного остыли и стали дождинками. Но вдруг подул холодный ветер и ударил мороз. Дождинка превратилась в красивую пушистую, белую снежинку. Она медленно стала падать на землю.

Литература.

  1. Ладыженская Т.А. Детская риторика.
  2. Зарифьян И.А. Теория словесности. М., Наука.1989.