Игра в учебной деятельности младшего школьника

Разделы: Начальная школа


Игра – одно из важных средств умственного и нравственного воспитания детей. Огромное значение игре, как воспитательному средству придавал А.С. Макаренко:

“Каков ребёнок в игре, таков во многом он будет в работе, когда вырастет. Поэтому воспитание будущего деятеля происходит, прежде всего, в игре”.

В дошкольном возрасте игра является ведущей деятельностью. В ней происходит развитие важнейших психических новообразований ребёнка: усвоение мотивов общественно значимой деятельности, развитие умственных действий с символами и значениями, становление элементов произвольного поведения, формирование воображения. В ролевой игре осуществляется ориентация детей в смыслах и мотивах деятельности взрослых и первичное овладение нравственными нормами.

С приходом ребёнка в школу изменяется его социальная позиция, ведущая деятельность из игровой превращается в учебную и основным видом деятельности ребёнка должно стать учение. Поэтому в начальной школе необходимо заложить в учащихся основы учебной деятельности. Однако этот процесс осложняется возрастными особенностями младшего школьника: слабой переключаемостью внимания, его неустойчивостью, непроизвольностью памяти и мышления. Для преодоления этого и в учении должны широко использоваться игровые формы активности детей - учебная деятельность младшего школьника должна быть пронизана игровыми моментами.

И, наконец, игра – это средство, снимающее неприятные или запретные для личности школьника переживания.

Поэтому учение должно быть организовано таким образом, чтобы оно выступало как свободная форма активности учащихся, и такой формой активности, уже освоенной младшими школьниками, является игра.

Уроки с использованием игр или игровых ситуаций являются эффективным средством обучения и воспитания, поскольку отдых от традиционного построения урока и введение игрового сюжета привлекают внимание всего класса. Содержание дидактической игры – это всегда осуществление ряда учебных задач. В игре ученики попадают в ситуацию, позволяющую им критически оценить свои знания в активном действии, привести эти знания в систему.

К этим важным выводам я пришла не сразу, а в процессе накопления знаний и опыта работы с младшими школьниками.

Задолго до начала учебного года меня волнуют вопросы: с чего начать? Как сделать обучение наиболее эффективным? Какими методами, средствами поддерживать интерес к учению? Каким образом стереть ту резкую грань, которая лежит между школой и детским садом?

Игры, игры-путешествия, игры-спектакли, игры-экскурсии – вот далеко не полный перечень того, что позволяет сделать урок интересным, доступным, помогает повысить активность детей, усвоить знания. Дети играли дома, в детском саду, игра пришла с ними в школу.

Важно с самого начала заинтересовать ребёнка, поэтому урок можно начинать с игрового момента.

На моих уроках происходят удивительные события: в гости к ребятам приходят Чебурашка и Буратино, весёлые человечки и диковинные звери. Они часто просят помощи, совета у ребят, как помочь, например, трём поросятам сосчитать жёлуди, а Буратино разгадать схему слова, ребус или загадки. Звучит песенка с давно знакомыми словами, а ребятам надо найти в них название предметов.

Однажды на урок пришли любимые детские игрушки. Среди игрушек и русская Матрёшка. Эта игрушка с секретом. Что за секрет? Открываем по одной матрёшке и в каждой задание. Например, в одной – счёт от данного числа в прямом направлении, в обратном направлении, через один, два, во второй – работа по составу числа, в третьей – составление задачи по примеру и т. п.

На другом уроке у любимицы куклы Маши был день рождения. Она обратилась с просьбой помочь красиво подписать приглашение на праздник. Подписывать будет тот, кто лучше всех напишет в прописях.

От игры, интересных заданий важной и трудной работе веду своих учащихся, развивая у них любознательность, инициативу, эмоциональную память. Когда ребятам нужно придумать слова на заданный звук или нужную орфограмму, а также при устном счёте, даю задание и бросаю ученику большой пёстрый мяч. Тот возвращает его учителю, называя ответ. В такие минуты работать хочется всем, и даже слабые ученики чувствуют себя при ответах гораздо увереннее.

Мы часто слышим о перегрузках в школе у младших школьников. На самом деле перегрузка прячется не в программном материале, а в нас самих, в нашем неумении найти правильные методы, приемы обучения на уроках. Важно, чтобы игровая задача полностью совпадала с учебой. Интересно проходят у нас игры “Путешествие в лес”, “Поездки за город”, “Космические путешествия”. В пути мы делаем остановки, на которых детей ожидают герои любимых сказок. Они дают задания, и, чтобы попасть на следующую станцию, малышам нужно их выполнить.

Во время путешествий ставлю прежде всего учебные и развивающие цели: развитие логического мышления, речи, творческого воображения, смекалки. Этому помогают игры: “Аквариум”, “Освободи птичку”, “Кто соберет в дорогу больше вещей”, “Цирк”, “Поезд”, “Собери букет”, “Пирамидка”, “Магазин”. Принимая участие в этих играх, дети проявляют большую активность, так как все хотят быть покупателями, пассажирами, машинистами. Включая в процесс обучения детей игры и игровые моменты, нужно всегда помнить об их целях и назначении. Нельзя забывать, что за игрой стоит учебный процесс и задача учителя – научить малыша самостоятельно учиться, формировать у него потребность активно относиться к учебному процессу, помочь сделать серьезный труд детей занимательным, продуктивным.

На каждом уроке математики я стремлюсь провести игру, игровое упражнение, разучить считалку, отгадать загадку, ребус.

Приведу некоторые игры и игровые моменты, которые я часто провожу, обучая детей математике.

Игра “ Цветик-семицветик”.

На магнитной доске или фланелеграфе выставлен рисунок “цветика-семицветика”. Ученики один за другим выходят к доске, отрывают лепесток и выполняют задание. Класс следит за отвечающим. Если ученик верно вычислил, класс хлопает в ладоши, ученик берёт лепесток на парту. У кого в конце недели окажется 7 лепестков-7 правильных ответов, может нарисовать “цветик-семицветик” и вместе с учителем написать на его лепестках новое задание.

Во время проведения устного счёта включаю игровой момент – отправление письма. На доске – три почтовых ящика. На первом написано число 25, на втором 20, на третьем 13. Эти числа служат ответом к решаемым примерам. Получая ответ, дети соединяют его с соответствующим ящиком, затем читают примеры и называют компоненты при сложении. Используя числа, записанные на почтовых ящиках, дети составляют задачи на сравнение и решают их.

В чём же, на мой взгляд, ценность такого урока, включающего в учебный процесс игры и игровые моменты? Во-первых, серьёзный труд делается для детей занимательным. Они работают с интересом, увлечённо, не отвлекаются, легко переключаются с одного вида деятельности на другой – всё это положительно влияет на результативность обучения. Во-вторых, планируя урок, учитель тесно связывает его с жизнью, а это в свою очередь помогаете ему активизировать познавательную деятельность детей. И, в-третьих, на таком уроке нет необходимости искусственно привязывать воспитательную цель.

Самым трудным для младших школьников являются уроки письма, на которых мы должны пробудить у детей желание активно работать, развивать речь, орфографическую зоркость. Одной из трудных я считаю работу над сплошным текстом. Но, применяя на уроках игровые ситуации, я преподнесла эту тему в доступной форме. Вместе с Клоуном дети научились делать рассказы на предложения, а в конце каждого предложения ребята хлопали в ладоши. Перед звонком с урока я похвалила ребят, и им было приятно, что их похвалили не только за активное участие в игре, но и за успехи в приобретении знаний. Детям необходимо испытывать радость при преодолении трудностей в процессе учебного труда.

Игра – это еще школа социальных отношений. Именно в условиях игровых отношений ребенок добровольно упражняется, осваивает нормативное поведение. В игре это происходит гораздо легче, чем в жизни, ведь здесь малыш может взять на себя роль хорошего ученика или роль шалуна. При этом он смотрит на себя как бы со стороны – как на исполнителя роли и человека, который уже знает, как следует себя вести на самом деле. Очень удачно организовывать такие игры на уроках чтения и внеклассного чтения. Я нередко организую ролевые игры, живые картинки, инсценирование эпизодов, чтение по ролям, использую кукольный театр. Читая сказки и рассказы, разыгрываем диалоги. Однако следует помнить, что на уроках не должно быть чрезмерного увлечения играми. Игра не предшествует обучению (поиграем, а потом начнем учиться) и не чередуется с ним (поучимся, а потом поиграем). Игра должна стать формой организации руководства учителем учебной деятельностью класса. На каждый урок я подбираю загадки или стихотворения о новой букве, цифре.

Стала снежинка буквою Ж.
Солнце ее не растопит уже.
На букве Н я, как на лесенке,
Сижу и распеваю песенки.
“Дрожу от страха до сих пор –
Воскликнуло полено
Похожа буква на топор,
Расколет непременно”.

Нелегко младшим школьникам работать со схемами. Куда проще усваивается схема слова в игре. Я предлагаю следующие игры.

Найди слово к каждой схеме.

На доске – три столбика схем и слова к ним. Слова расположены в иной последовательности, чем на схеме. Соревнуются три команды по пять учащихся в каждой. Школьники по очереди подбирают слова только к одной схеме, соединяя их линией. Выигрывает та команда, которая правильнее и быстрее других выполнит задание.

Составь схему слова.

На доске помещены три группы предметных картинок или три столбика слов. Соревнуются три команды. Каждый ученик составляет только одну схему. Выигрывает команда, правильнее и быстрее других составившая все схемы.

Спрятавшееся слово.

На доске написаны слова: хлев, уточка, столб, укол, зубр, коса, полк, волк, крот, краны.

Необходимо в каждом из этих слов отыскать “спрятавшееся” слово.

Эхо.

Я объясняю детям, что такое эхо и предлагаю поиграть в игру с таким же названием. Игра заключается в том, что учитель называет слова, а дети хором повторяют их, но не полностью, а только их конец, так, чтобы получилось слово. Например, смех-мех, крот-рот…

Очень трудной для детей является тема “Ударение”. Чтобы все дети научились определять ударение, я использую следующую игру.

В каком слове такое ударение?

Выстукиваю по коробочке или крышке своего стола количество слогов в слове, выделяя ударный слог громким стуком. Дети должны подобрать слово с таким же количеством слогов в нём и с ударением на том же слоге.

Игра “Дополни до целого слова” способствует обогащению словарного запаса детей, развивает их мышление. Активное участие дети принимают в играх- соревнованиях “Кто больше?” Я предлагаю детям составить слова из слогов, расположенных на доске или на слоговой таблице. Например, на уроке, посвященном закреплению букв Т и т, даю детям слоги и буквы, расположенные на магнитной доске

са ни с

ки ты но

ко ти т

Дети читают, а затем составляют слова: кот, коты, кино, нос, кит, сани, киты, коса, кисти, кони.

А вот другой вариант игры “Кто больше?”. В этой игре дети составляют слова из данного слова. Например, в гости к детям приходит Незнайка и приносит интересное слово, в котором есть много других слов. Незнайка принес детям слово СТОРОНА.

Я прошу учащихся составить другие слова, используя буквы данного слова, используя буквы данного слова “Кто больше?”– спрашиваю я. Дети составляют слова: СТО ОСА НОРА РОТ РОСА РОСТ РАНО ТРОС НОС РОС ОНА ОН.

В следующем варианте игры “Кто больше?” требовалось заменить в слове одну букву. Например, заменить согласную в слове БОЧКА.

“Кто больше составит слов?” – спросила я.

Вот ответы детей:

БОЧКА ТОЧКА ПОЧКА ДОЧКА НОЧКА

ДЕНЬ ТЕНЬ ЛЕНЬ ПЕНЬ

В другом случае дети заменяли в словах гласную букву:

ПАЛКА ПОЛКА ПИЛКА

МАЛ МЕЛ МЫЛ МЁЛ МЯЛ

Дети любят составлять слова из разрозненных букв или слогов. Например, на уроке закрепления букв Д и д прочитала детям стихи А.Шабаева:

Много с буквами хлопот,
Уж такой они народ.
Но с умом, толково
Их построишь в четкий ряд, –
Превратятся буквы в слово
И с тобой заговорят!

Затем я предложила игру “Кто быстрее составит слово?” из букв:

О Д М С Д А Т Е Д И РЕ ВО ДЕ

У Д Б В О Д Р Р О Д В А

Дети составляют слова: ДОМ ДУБ ДВОР САД ДРОВА ДЕТИ ДЕРЕВО.

Активизирует детей на уроке игра “Заполни прпуски”. Суть игры в том, что Незнайка приносит детям две таблицы со словами, в которых пропущены буквы и слоги. Я прошу детей помочь Незнайке заполнить пропуски.

ПЕТ.Х РО Ц.ПЛЯ ЦА

ОВ.. У Б.ЛКА ЯЦ

КО..ВА РИ ЛИСИЦ. А

КУ..ЦА ЦА ЗА Е

В заключении я спрашиваю:

– Названия каких животных записаны на первой таблице? На второй?

– В чём отличие домашних животных от диких?

Разнообразны уроки обучения грамоте.

Игра “Вкусные слова”.

Буратино шёл в гости к детям. Он нёс “вкусные слова”, по дороге рассыпал буквы, слоги и всё перепутал. Дети помогают Буратино. Они складывают из букв и слогов слова. Вот эти буквы и слоги:

Я С Б Н

ЛО РУ КО ША

Г ЛИ ВА МО

(Слова: слива, лимон, яблоко, груша)

После чтения слов по цепочке или хором учащиеся приходят к выводу, что Буратино нёс фрукты.

Игра “Вкусные слова” способствует формированию у детей умений и навыков складывать слова из отдельных слогов и букв, развивает навык чтения и логическое мышление.

В развитии речи ребёнка, его творческого мышления большое значение имеет игра “Помоги Карандашу”. В этой игре поистине проявляется творчество детей. Каждый ребёнок старается составить свой рассказ, хочет лично помочь Карандашу. На уроке, где изучаются буквы Ч, и ч, в гости к детям приходит весёлый Карандаш с плакатом, на котором записаны слова. Карандаш задумался, как ему лучше нарисовать картину. Дети помогают Карандашу, они составляют рассказ, используя слова, данные на плакате

Когда в классе заслушивается 4–5 рассказов, совершается чудо-Карандаш нарисовал картину. Я переворачиваю плакат с опорными словами другой стороной, и перед детьми предстаёт готовая картина. И дети видят конечный результат своего труда.

Данная игра ценна тем, что во время её проведения осуществляется индивидуальный подход в формировании у детей умений составлять рассказ по опорным словам.

Главное для меня, чтобы игра приносила пользу на уроке: сосредотачивала внимание детей, усиливала интерес к учебной деятельности, вырабатывала уверенность в своих силах, и, чтобы дети за время игры получили максимум радости, наслаждения.

Игры, игровые упражнения, применяемые на уроках, делают процесс обучения грамоте более интересным, занимательным, создают у детей бодрое, рабочее настроение, облегчают преодоление трудностей в усвоении рабочего материала.

Часто задумываюсь над такой проблемой: хочется ли ребёнку брать от учителя готовые, “ разжёванные” знания и “ глотать” их без усилий? И, как многие учителя нашей школы, отвечаю: “нет, не хочется”. Именно на таких уроках нашим детям становится скучно и неинтересно. Ребята начинают крутиться, отвлекаться, а мы, учителя, называем это нарушением порядка. Отсюда между учителем и учеником, которому скучно, возникают конфликты. И эти ребята, а зачастую и другие ребята, теряют интерес к учению. Вот почему на уроках я часто применяю различные методы и приёмы, вовлекаю детей в разнообразную деятельность, чтобы ребёнок мог сам добывать знания, наблюдая, делать выводы. Между мною и моими учениками должна царить атмосфера уважения и взаимопонимания, доверия и сочувствия. На всех уроках стараюсь создать непринуждённую обстановку, настроить детей на урок, дать им почувствовать себя его хозяевами, посоветоваться, каким получился урок, что им понравилось, какими они хотят видеть последующие уроки. В работе с младшими школьниками очень важен выбор методов обучения. Но главным методом на уроках всё же должна быть игра как ведущая деятельность детей этого возраста.