Ни один взрослый не сможет отрицать пристрастия детей к мультфильмам – пристрастия, с которым мало что может конкурировать. И потому мультфильмы заслуживают серьезного психолого-педагогического анализа как специфическое явление, оказывающее не последнее влияние на детскую жизнь.
Куклы, которые живут насыщенной и полной приключений кукольной жизнью, когда их маленькая хозяйка или хозяин засыпает, сказки, повествующие о мечтах детей – это тот мир, в существование которого дети верят. Мультфильмы сделали эти мечты реальностью: картинки в них действительно ожили, а куклы стали двигаться. Анимация как вид искусства ответила на глубинный психологический запрос ребенка и, словно серебряное блюдечко с золотым яблочком, явила ребенку заветный фантастический мир. Теперь о нем можно не только догадываться. Появилась возможность его увидеть своими глазами. А хороший мультфильм становится таким же материалом для развития игровых сюжетов, для рисования и лепки, как прочитанная книга или посещение зоопарка. Так возникла идея использовать мультфильмы на занятиях с дошкольниками. По результатам цветового теста мультфильмы крайне редко становятся причиной грустного настроения детей и никогда – тревожного или подавленного. Наоборот, встреча с мультфильмами несет в себе заряд положительных эмоций, что усиливает эффективность занятий.
Предлагаем вашему вниманию два конспекта занятий для детей дошкольного возраста, которые в нашем детском саду проводит психолог.
Занятие “Жадность”
Цель. Развитие способности к сопереживанию и сочувствию. Формирование коммуникативных навыков.
Ход занятия.
Ведущий. Все бывали в лесу? А кто живет в лесу, знаете? Покажите движениями (мимикой, жестами) какое-нибудь животное, а я попробую угадать. (Задание выполняется по желанию детей.)
А теперь я буду называть лесного жителя, а вы попробуйте изобразить его (лису, зайца, медведя, мышь и др.).
Теперь я вижу, что вы все настоящие артисты и можете играть в наших сказках. Тогда приготовились. Сказка начинается.
Ведущий. Жил-был заяц. Нашел он однажды целую грядку морковки и никому не сказал. Каждый день приходит в огород, наберет морковки и ест один, да так, чтобы никто не видел.
Как-то увидел зайца маленький худенький зайчишка, подошел и просит:
- Я так есть хочу. Дай мне морковку.
- Не дам! Уходи!
Отошел зайчишка в сторону и заплакал.
А в это время лиса неподалеку проходила. Увидела она зайчат. Подкралась к большому зайцу, а тот хрустит морковкой, ничего не слышит. Лиса приготовилась, вот-вот бросится.…А маленький зайчишка как закричит: “Берегись!” Зайцы побежали в разные стороны. Пока лиса выбирала за кем бежать,…зайцев и след пропал.
Встретились зайцы у опушки. Отдышались. Улыбаются. Спаслись! Как же теперь быть большому зайцу? Как поступит маленький зайчишка?
Выбираются дети по желанию – большой заяц, маленький заяц, лиса. И сказка проигрывается.
Ведущий. А теперь другая история.
Просмотр мультфильма “Два жадных медвежонка”
По мотивам венгерской народной сказки
Автор сценария Л. Кассиль
Режиссер В.Дегтярев
Ведущий. Кто из героев вам понравился? А кто нет? Почему? Кого называют жадным? Хорошо ли быть жадным? Когда и чем нужно делиться?
А теперь все звери решили поиграть.
Подвижная игра “Лиса и петушки” (ловишки)
(Дети выбирают водящего, который по сигналу ловит тех, кто не успевает найти себе пару.)
Ведущий. Вечером все звери укладывают малышей спать. Мама- медведица стала укладывать медвежат спать.
Звучит любая колыбельная. Дети удобно располагаются на ковре.
Уснули медвежата, а во сне им приснились и маленький зайчонок и лиса. А еще им приснилось, что мама принесла много меда и каждому дала по горшочку. Проснулись медвежата и видят – перед каждым стоит горшочек меда. Поели, сказали: “Мама,…(что сказали маме?)”. Тихо в лесу.
Занятие “Доброе сердце”
Цель. Развитие эмпатии. Формирование установки на эмоциональную поддержку другого в кризисной ситуации. Отработка эмпатийного слушания, понимания и принятия чувств другого человека.
Ход занятия.
Игра “Возьми и передай”
Дети встают в круг, берутся за руки, смотрят друг другу в глаза и мимикой передают радостное настроение, добрую улыбку.
Ведущий. Иногда про сердце говорят, что оно “золотое” А как еще можно сказать о сердце?
Дети называют слова: большое, горячее, равнодушное, холодное, доброе, прекрасное, любящее и т. д.
Ведущий. Что значит “доброе” сердце?
Дети отвечают и обсуждают ответы.
Ведущий. Давайте вспомним героев из разных сказок и скажем, у кого какое сердце. Вот, например, какое сердце у Золушки? (Дюймовочки, крота, Кощея Бессмертного и др.)
Дети отвечают и обсуждают ответы.
Ведущий. Сегодня мы отправляемся в сказку, а помогать нам в путешествии будет наше…сердце. Ведь сердце обладает невероятной силой, если оно доброе, любящее, доверчивое и радостное. Я думаю, что у каждого из вас такое сердце.
А теперь положите правую ладонь себе на грудь, закройте глаза и тихонько послушайте, как бьется ваше горячее, доброе сердце…
Попросите свое сердце дать вам силу для путешествия по сказке. Молча, про себя… Получилось? Молодцы? Поблагодарите свое сердце.
Начинаем нашу сказку. (На основе сказки М. Полунина “Слоненок Кузя”)
Ведущий. Жил-был мальчик со своими многочисленными игрушками.
Пока я рассказываю дальше, вы можете поиграть со своими игрушками.
Дети берут игрушки, садятся вместе с ведущим в круг на ковер. Звучит тихая, спокойная музыка.
Ведущий. Среди них был один странный слоненок по имени Кузя. Он вызывал много насмешек своим необычным, нелепым видом. Краска на нем потерлась, на боках были вмятины, хобот наполовину отломлен. Никто с ним не играл.
Долго лежал Кузя на дне ящика, горько размышляя о том, почему он не такой, как все, почему с ним не играют ни хозяин, ни другие дети. Все остальные игрушки-красавцы, как на подбор, а он – ободранный, потертый: ни красоты, ни проку. Как ему было обидно!
Вы можете почувствовать состояние слоненка? Покажите, как он себя чувствует.
Шло время, но никто так и не играл со слоненком. А в конце концов его просто выбросили в мусорное ведро. Машина подобрала Кузю вместе с другим мусором. По дороге грузовик неожиданно тряхнуло, слоненок вылетел из кузова, закувыркался и упал в реку.
“Наверное, это конец”, – подумал Кузя… и немало был озадачен тем, что не утонул, а наоборот, закачался на волнах и даже поплыл.
Послушайте звуки воды и покажите, как поплыл Кузя.
Дети расслабляются в свободной позе (по выбору), слушают звуки воды и “плывут”.
Ведущий. Оглянувшись вокруг, он увидел много интересного: раздуваемые ветром паруса, чаек, ласковые волны. На душе у него стало радостно. Так он плавал, пока его не выбросило на берег. Погревшись на солнышке, слоненок незаметно уснул под равномерный шорох волн.
Проснулся он от прикосновения чьих-то ласковых рук.
Кузя увидел улыбающееся лицо маленькой девочки, которая говорила: “Это чудо! Настоящее чудо!”
На него никто никогда не смотрел с такой любовью. Никогда он не слышал столько похвал в свой адрес. Никто не держал его в руках так осторожно и заботливо.
И Кузя почувствовал себя самым прекрасным слоненком из всех слонят на свете!
Вы можете почувствовать состояние слоненка? Покажите, как он себя чувствует.
Ведущий. В этой сказке слоненок нашел настоящего друга. Вот и мы сейчас поиграем в игру “Найди друга”.
Игра “Найди друга”
Дети делятся на две группы. Одной группе завязывают глаза, дают возможность походить по помещению, затем предлагают найти и узнать друга. Узнать можно с помощью рук, ощупывая волосы, одежду, руки. Когда друг найден, игроки меняются ролями.
Ведущий. А теперь другая история.
Просмотр мультфильма “Варежка”
Режиссер Р. Качанов
Автор сценария Ж. Витензон
Ведущий. Что помогло исполнить желание девочки? Какое сердце у девочки? Как относилась девочка к щенку?
Дети отвечают и обсуждают ответы.
Закончилась чудесная сказка, и мы снова в нашем обычном мире.
Что вы чувствуете? Грусть или радость? Хочется ли вам что-то сказать, чем-то поделиться?
Дети и ведущий обсуждают свои чувства.