Цели:
Привлечение родителей в данное дошкольное образовательное учреждение.
Психологопедагогическое просвещение будущих и молодых родителей.
Обеспечение психологического здоровья будущих воспитанников ДОУ.
Задачи:
Познакомить будущих и молодых родителей с возрастной психологией, особенностями развития и воспитания ребенка.
Обучить родителей практическим приемам и методам воспитания, обучения и оздоровления детей.
Оказать психологическую помощь ребенку раннего возраста в период адаптации к условиям ДОУ.
Сформировать у ребенка положительную мотивацию на детский сад через снятие тревожности и негативных установок у матери на “отрыв” ребенка от семьи.
Организовать обмен опытом семейного воспитания.
Участники:
Беременные женщины близлежащего микрорайона.
Молодые родители, имеющие детей раннего возраста
Форма организации занятий и условия их проведения:
Занятия проводятся в 2 этапа:
1 этап 8 занятий с родителями.
Занятия проводятся в течение месяца 2 раза в неделю, длительность каждого занятия 90 минут, количество участников 1015 человек. Занятия проводятся в большой светлой проветриваемой комнате с удобной мягкой мебелью и наличием телевидеоаудиоаппаратуры.
2 этап 5 занятий с родителями и детьми (1,5 2 лет)
Занятия проводятся в течение недели в период адаптации ребенка к условиям детского сада. Длительность занятия 60 минут. Проводятся в специально оборудованной большой игровой комнате детского сада.
Примерный план проведения 1 этапа занятий
№ |
Тема |
Формы работы |
Содержание работы |
1 | “Развитие ребенка в пренатальный период” |
психогимнастика для мам; лекция психолога по теме; психологическое тестирование; разучивание колыбельных песенок и потешек; экскурсия в методический кабинет ДОУ, обзор специальной психологической и педагогической литературы |
Проводится в круге. Включаются
игры и упражнения на оптимизацию общения,
способствующие знакомству, установлению
доверительного контакта. Например, упражнение
“Представление имени” Н.В.Самоукина Игры в
школе и дома. М: Новая школа, 1993; Игра “Подключить соседа” “Игры. Обучение. Тренинг. Досуг” под ред. В.В.Петрусинского М: Новая школа, 1994 и т.д. Тест Е.Шефера “Измерение родительских установок и реакций (PARY) Материал в книге В.Ветровой “Ладушки” М: Знание, 1994 и др. |
2 | “Отношения в браке и рождение ребенка” |
психологическое тестирование; лекция психолога по теме; разучивание детских песенок и потешек; экскурсия в музыкальный зал ДОУ; слушание классической музыки, упражнения на релаксацию; | Тестопросник удовлетворенности
браком (ОУБ) В.В.Столина, Т.Л.Романовой, Г.П.Бутенко
Глюк “Мелодия”, Григ “Утро”, Бизе “Старинная песенка” и др. |
3 | “Первенец. Проблема братьев и сестер” |
игра “Корзина проблем” лекция психолога по теме видеообзор игровой деятельности детей изготовление игрушексамоделок экскурсия в кабинет психолога ДОУ |
Участники письменно называют
волнующую их педагогическую проблему, опускают
листочки в корзину, перемешивают и произвольно
выбирают листок с проблемой другого участника.
Далее им дается задание подготовиться для
обсуждения проблем на последнем занятии
В видеозаписи предлагаются разнообразные виды детских игр, используемых в детском саду Предлагаются техники “Оригами”, изготовление игрушек из природного материала и т.д. |
4 | “С любовью в мир. Период новорожденности” | лекция психолога по теме посещение выставки “Полезные игрушки” экскурсия в физкультурный зал физкультурная гимнастика для будущих мам |
Выставка готовиться в ДОУ, родителям разъясняется назначение разных игрушек, их польза или вред Комплекс разрабатывает и проводит медицинский работник |
5 | “Период младенчества” | лекция психолога по теме
экскурсия в физиотерапевтический кабинет ДОУ обучение приемам массажа для детей ознакомление с пальчиковой гимнастикой |
Родителям можно предложить фиточай, кислородный коктейль и т.д. Проводится медсестрой массажного кабинета В.В.Коноваленко, С.В.Коноваленко Артикуляционная и пальчиковая гимнастика М: Гном и Д, 2000 и др. |
6 | “Ребенок от года до 3 лет” | лекция психолога по теме
экскурсия в группы раннего возраста ознакомление с развивающими играми и упражнениями на развитие сенсорики (практическое обыгрывание) |
“Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников” под. ред. Л.А.Венгера М: просвещение, 1978 и др. |
7 | “Ребенок и детский сад” | видеообзор “Наш детский сад” лекция психолога по теме экскурсия в изостудию ДОУ ознакомление с приемами изобразительной деятельности |
Родители вместе с руководителем изостудии практикуются в освоении разных приемов рисования, используемых в работе с детьми раннего возраста |
8 | “В добрый путь!” вечер вопросов и ответов | круглый стол | Игра “Корзина проблем”
обсуждение педагогических проблем Вопросы к работникам ДОУ |
Примерный план проведения 2 этапа занятий
№ |
Тема |
Содержание работы |
1 | “Здравствуй, малыш!” | Знакомство педагогов с ребенком
и родителями Свободная игровая деятельность ребенка с мамой, с другими детьми. Приход персонажа кукольного театра , знакомство, хороводная игра |
2 | “Мир музыки” | Экскурсия в музыкальный зал Знакомство детей с музыкальным руководителем Слушание и пение песенок Свободная игровая деятельность |
3 | “Мир сказки” | Знакомство со сказочными героями
(роли исполняют воспитатели), игры с ними Рассматривание детских книг Показ кукольного спектакля “Репка” |
4 | “Физкультура!” | Экскурсия в физкультурный зал Игры с использованием физкультурного оборудования Свободные игры в игровой комнате |
5 | “Поиграйка!” | Игры детей в игровой комнате под руководством психолога и воспитателя |
Примечание: 2 этап занятий проводится в августе месяце во время формирования группы раннего возраста. Дети с родителями приходят в течение недели в специально оборудованную игровую комнату детского сада, занимаются по данному плану. Постепенно, к пятому занятию родители предоставляют ребенку самостоятельность; от совместных занятий с ребенком переходят к наблюдению за детьми, которые все активнее взаимодействуют с другими детьми, педагогами и психологом ДОУ. После окончания занятий по рекомендации психолога ребенок вводится в группу детского сада.