Кризис военно-коммунистической политики

Разделы: История и обществознание


Цели:

доказать, что политика "военного коммунизма" зашла в тупик;

проследить позицию крестьянства, рабочего класса в гражданской войне, уяснить причины "Малой" гражданской войны;

развивать умение учащихся делать сравнительный анализ, работать с документом, решать проблемы, оценивать события и явления с разных точек зрения;

нравственное воспитание учащихся.

Оборудование: карта "Гражданская война в России", схемы на доске, документы к §20 учебника Данилова, тесты, Сорокин Е.Н. "История России" 9 кл., история Башкортостана, реферат Алтынбаевой Л. "История моего деда" (об участнике подавления кронштадского восстания).

Понятия: "Малая" гражданская война, кронштадтское восстание.

Ход урока.

  1. Организационный момент.
  2. Вступление. Какую тему изучаем? О чем шла речь на предыдущем уроке? Что в содержании материала было самым главным?
  3. Как называлась политика Советского государства в период гражданской войны?

  4. Проверка домашнего задания.
  5. Вопросы:

    1. Дать определение политики военного коммунизма.
    2. Основные черты "военного коммунизма".
    3. Итоги и последствия политики "военного коммунизма".

    Обобщение по проверке домашнего задания. Итак, "Разорение, нужда, обнищание" - так охарактеризовал В.И. Ленин положение в стране после гражданской войны. Почему же сложилось такое положение? А для этого вы самостоятельно определите цели урока. Тема нашего урока: "Кризис военно-коммунистической политики".

    Новая тема:

  6. 1) Экономический кризис 1920 - 1921гг.

Задание: Проанализировать данные в тексте учебника Данилова на стр.133 "Последствия   великой смуты" - 2 абзаца и записать на доске данные с учебника.

Меловая схема.

Население сократилось на 10 млн.

Промышленное производство уменьшилось в 7 раз.

Сельское хозяйство: сокращение посевных площадей - уменьшение с/х продукции.

Транспорт - упадок.

Рвались связи между городом и деревней. Весной и летом 1921 г. в Поволжье страшный голод, погибло 5 млн. чел. Таким образом окончание гражданской войны поставило на повестку дня вопрос о восстановлении народного хозяйства. Но как это сделать?

Задание: Сравните и оцените три точки зрения.

I точка зрения. Ленин: ":В нашей стране мелкого крестьянства наша главная и основная задача - суметь перейти к государственному принуждению, чтобы крестьянское хозяйство поднять. Диктатура пролетариата не боится принуждения и резкого, решительного, беспощадного выражения, государственного принуждения, ибо передовой класс имеет право осуществлять это принуждение:".

II точка зрения. Дан: "Продовольственная политика, основанная на насилии, обанкротилась, ибо, хотя она выкачала 300 млн. пудов, но это куплено повсеместным сокращением посевной площади, достижением почти прежних засевов, сокращением скотоводства, прекращением посевов технических культур, глубоким спадом с/х и выкачиванием из деревни хлеба".

III точка зрения. Вольский: "Система, которая сейчас проводится, состоящая в отбирании излишков и оставлении малых остатков, должна быть заменена системой налогов".

Судя по высказываниям, все ли руководство страны осознает глубину кризиса Советской России.

Выступления учащихся по данному вопросу.

К сожалению, для этого потребовался политический кризис.

2) Политический кризис.

Задание: Слушая рассказ учителя, тезисно в тетради запишите, кто и чем был недоволен к концу 1920 - 1921 гг.

Волнение крестьян.

В конце 1920 - начале 1921 гг. бушевали по стране крестьянские восстания. В Западной Сибири, на Урале, на Дону, Кубани, в Поволжье и центральных губерниях против советской власти выступили крестьяне, еще вчера воевавшие против белых и интервентов. Масштабы выступлений огромны. Например, мятеж в Западной Сибири охватил территорию почти всей Тюменской области, соседние уезды Челябинской, Екатеринбургской, Омской губерний. Именно здесь против Колчака поднимались кулаки; а теперь.: Самое значительное выступление - восстание в Тамбовской губернии (по имени руководителя мятежа - А.С. Антонова).

Личность: рассказ ученика об Александре Степановиче Антонове.

В программе "Союза трудового крестьянства" восставшие требовали: Создание правительства из представителей различных антибольшевистских партий и союзов;

cозыв Учредительного собрания.

Для того, чтобы убедиться обратимся к фрагменту программы:

- основной и конечной целью Союз ставит свержение власти большевиков, для чего организует добровольческие партизанские отряды;

- политическое равенство всех граждан, за исключением дома Романовых;

- созыв Учредительного собрания;

- свобода слова, союзов и собраний;

- регулирование цен на труд и продукты;

- частичная денационализация фабрик и заводов;

- свободное самоопределение народности.

Задание: Проанализируйте программу Антонова.

Выступления учащихся.

Мятежники ставку делали на зажиточных крестьян, которые страдали от политики властей. Но постепенно социальная база восставших расширилась.

Что повлияло на это?

Ответы учащихся: продразверстка,

отсутствие промтоваров,

нарушение законности,

частые мобилизации.

Выступление учащегося о восстании в Тамбовской губернии.

Выступление учащегося о восстании в Башкирии.

В феврале 1920 г. крестьянское восстание, вошедшее в историю под названием движения "Черного орла" (черный орел был символом восставших), было результатом острого недовольства сельского населения политикой продразверстки, бесчинствами продотрядов. Данное крестьянское движение, которое возглавили бывшие белогвардейские офицеры, представители духовенства, по своим движущим силам было пестрым: в нем участвовали крестьяне всех национальностей, вероисповеданий, не только состоятельные, но и середняки, бедняки. Восстание "Черного орла" охватило Мензелинский, Белебеевский, Бирский, Уфимский уезды Уфимской губернии и было подавлено в марте 1920 г. при помощи регулярных частей Красной Армии. Повстанцы были жестоко наказаны Реввоентрибуналом.

Итоги: Сами восстания, а также методы их подавления имели трагические последствия для населения Тамбовской (10 тыс. погибших крестьян) и Уфимской губерний. Жестокость стала нормой.

Подведем итоги, проверка записей.

Таким образом, ситуация критическая. Налицо недовольство громадной части крестьянства. Против большевиков стояла "крестьянская контрреволюция", которая, по словам Ленина, была страшнее всех колчаков и деникиных вместе взятых.

Недовольство рабочих.

В 1921 г. - говорил Ленин, - мы натолкнулись на большой, я полагаю, на самый большой, - внутренний политический кризис Советской России. Этот внутренний кризис обнаружил недовольство не только значительной части крестьянства, но и рабочих. В Петрограде, Москве, Иванове - Вознесенске, Туле и др. городах забастовки на предприятиях.

Задание: Проанализировав эти данные, выясните причины для выступления рабочих.

В 1917 г. квалифицированный рабочий получал 18 рублей в месяц, а в 1920 г. - 50 коп., 1921г. - 16-21 коп. Правда, вырос объем натурплаты: с 2 до 6 руб. Был бесплатный паек, транспорт, коммунальные услуги, отменена квартплата, зато фунт хлеба вырос с 370 руб. (1920 г.) до 2625 руб.(1921 г.).

Выступление учащегося о Павле Корчагине по книге Н. Островского "Как закалялась сталь".

Что же можно было сделать, чтобы коренным образом улучшить положение пролетариата?

Может, опереться на веру и энтузиазм, как Павел?

Ваше мнение. Выступление учащихся.

Кронштадтский мятеж.

Почему восстали матросы? Порассуждайте.

Версия I. Хлеба не хватало. Красноармеец имел 700 - 800 граммов хлеба, рабочий - в 2 раза меньше, в Москве - 225г.

Версия II. Могла ли быть агитация эсеров, анархистов, белогвардейцев? Начальник политотдела сообщал: "Но влияние правых эсеров и меньшевиков ничтожно".

Версия III. Какие программные установки выработали матросы?

Выступления учащихся:

Из резолюции становится ясно: на флот и в армию в годы войны пришли крестьяне. Они несли с собой и свою крестьянскую думу - жить свободно на свободной земле. Это значит еще и свободно торговать. Но свободы торговли как раз и нет! Недовольство крестьянства экономической политикой Советской власти грозило захватить всю армию. Ленин охарактеризовал ситуацию: "Экономика весны 1921г. превратилась в политику": "Кронштадт".

Выступление ученика о нашем земляке - участнике подавления кронштадтского восстания - Алтынбаеве В.А.(по краеведческому материалу - реферат ученицы Алтынбаевой Лили "История моего деда" на республиканском конкурсе "Дорогами Отечества" заняла III место, а на IV Всероссийском конкурсе исторических исследовательских работ старшеклассников "Человек в истории. Россия XX век" получила Поощрительную грамоту. Руководитель - Япаева Л.В. получила "Благодарность").

Основные моменты его выступления:

Алтынбаев В.А. родился в 1894 г. в деревне Елышево Уфимской губернии, с 12 лет батрачил. С 1914 по 1917гг. воевал на германском фронте, за героизм был награжден Георгиевским крестом. Его полк участвовал в октябрьских событиях 1917 года. Декреты о Мире и Земле привели нашего героя в Красную Армию. Он был готов защищать эту власть с оружием в руках от врагов. Сирота, батрак и вдруг ему бесплатно дают землю, уравнивают в правах, а чего же более для простого человека надо. Воевал с белыми на Украине.

В марте 1921 года Алтынбаев от 237 полка был делегатом X съезда партии. В числе 300 добровольцев - делегатов участвовал в подавлении кронштадтского мятежа. В бою был ранен. У него пуля на вылет вышла из области спины в гортань. Оставшиеся в живых ползли, подкладывая под себя винтовки, чтобы не провалиться под мартовский лед. Пришло подкрепление. М.Тухачевский дал своему ординарцу записать всех оставшихся в живых. Оказалось, что в живых осталось только 8. Наш герой 6 месяцев пролежал в кронштадтском госпитале. В дальнейшем был представлен к награде - Ордену Красного Знамени. В 1925 году получил свою награду от М.Калинина. В документе написано: " По уполномочию Всероссийского Исполнительного Комитета Советов Рабочих, Крестьянских, Казачьих и Красноармейских Депутатов Революционный Военный Совет Республики постановил воина Рабоче-крестьянской Красной Армии кр-ца 237 стрелкового полка Алтынбаева Владимира Антоновича за отличие в бою против врагов Социалистического Отечества: под Кронштадтом в 1921 году наградить знаком ордена "Красное Знамя" - символом мировой социалистической революции №3976, октябрь 1925 год г. Москва. Приказ РВСР 1922 г. №657. Знак ордена №11328".

Выступление учащихся.

Заключение: Подведем итоги.

Кто и чем был недоволен?

Ответы учащихся:

  • крестьяне продразверсткой;
  • рабочие низкой зарплатой, тяжелыми условиями труда;
  • солдаты и рабочие - "голодом в семьях".

Понятие "Антисоветский", значит против партии большевиков.

Почему события весны 1921г. были оценены В.И. Лениным как "самый большой внутренний политический кризис советской власти"?

а) потому что против политики ЦК выступило большинство низовых партийных организаций;

в) потому что была создана крупная эсеро-меньшевистская организация;

с) потому что против политики большевиков выступили крестьяне, питерские рабочие, моряки Кронштадта.

Оцениваю работу учащихся.

На дом: §19, п.6-7, §20, п.1,2.

Оформление доски: (заполняется по ходу урока).

Кризис военно-коммунистической политики.

Понятия: "малая" гражданская война, кронштадтское восстание.

Выводы урока:

1. Экономический кризис:

Население сократилось на 10 млн.

Промышленное производство уменьшилось в 7 раз.

Сельское хозяйство: сокращение посевных площадей - уменьшение с/х продукции.

Транспорт - упадок

2. Политический кризис:

волнение крестьян;

недовольство рабочих;

кронштадтский мятеж.

3. Заключение.