Тема полугодия: По страницам истории.
Тема урока: Образ Салавата Юлаева в музыке.
Художественно – педагогическая идея:
Дни Салавата - это жаркие сражения,
Часы ночные - песни и стихов сложенье,
И вот он замер, очарован красотою
Земли, которая и есть его рожденье.
Цель урока: описать образ С. Юлаева в музыке, показать связь между народной и композиторской музыкой в изображении страниц истории.
Задачи:
- Познакомить с образом С.Юлаева в музыке, показав связь народной и композиторской музыки в изображении исторических событий, познакомить с оперой З. Исмагилова “Салават Юлаев”, с новыми музыкальными терминами.
- Развивать умение давать личную оценку музыке, звучащей на уроке, аргументировать свое мнение, развивать умение и навыки выразительного исполнения музыки.
- Воспитывать уважение к культуре народов Республики Башкортостан, музыкальный вкус, любовь к Родине, толерантность.
Музыкальный материал:
Башкирская народная песня ”В бой поскакал Салават”; З.Исмагилов. Увертюра к опере "Салават Юлаев"; башкирская народная песня “Салават “; слова М. Пляцковского, музыка Е.Крылатова “ Салют Гайдару! ”.
Оборудование:
Аудиозаписи башкирских народных песен ”В бой поскакал Салават”, ”Салават”, Увертюра к опере “Салават Юлаев” З.Исмагилова, запись эпиграфа урока на плакате, книги о Салавате Юлаеве, книги А.П.Гайдара, репродукции картин Кузнецова ”Допрос Салавата”, Лежнева “ Поимка Салавата”, Р.Ишбулатова ”Непокоренная воля”, Р.Хабирова “Портрет народного артиста СССР композитора З.Исмагилова”, карточки со словами “опера”, ”увертюра”, ”либретто”, словари эмоционального отношения.
На доске – репродукции картин, выставка книг.
Музыкальное приветствие: ” Всем, всем, всем до-о-о-брый день!”.
-Сейчас вы услышите музыку. Внимательно послушайте её и ответьте на вопросы.
- Музыка какого жанра звучит – вокальная или инструментальная?
- Народная или композиторская?
- Музыка какого народа?
Ребята слушают башкирскую народную песню ”Салават”, затем отвечают на поставленные вопросы.
- Сегодня мы с вами узнаем, как в музыке отражаются страницы нашей Родины – Республики Башкортостан.
- А для чего нужно знать историю своей Родины, её музыкальную культуру?
- Имя какого башкирского героя, стоявшего на защите справедливости, живёт в веках?
- Имя Салавата Юлаева.
- Салават Юлаев будет сегодня центральной фигурой на нашем уроке. И песня, которая звучала в начале урока, так и называется – “ Салават “. С каким историческим событием связано его имя?
- C Крестьянской войной 1773 – 1775 г.
- Кем он был?
Вывешиваю плакат с эпиграфом урока, читаем его.
- Каким вы представляете себе Салавата Юлаева, читая эти строки?
- А как дошла до нас память о Салавате?
- Из преданий легенд, народных песен.
- Сейчас давайте мы послушаем одну из таких песен, она называется “В бой поскакал Салават“.
- Каким показан Салават Юлаев в этой песне? Какие черты характера вы услышите в музыке? Ответить на эти вопросы вам помогут наши “словарики”.
Слушание. Ответы на вопросы.
- Башкирский народ бережно хранил память о своем герое. Художники, писатели, поэты, композиторы XX века подхватили эту эстафету.
Рассматривание репродукции картин, книг о Салавате Юлаеве.
- Каким представлен Салават в этих работах?
Вывешиваю портрет З.Исмагилова.
- Талантливый композитор З.Исмагилов тоже обратился к этой теме и создал оперу на либретто Баязита Бикбая.
Вывешиваю карточку “опера”.
- Что такое опера?
- А кто знает, что такое “либретто”?
- Это литературный текст, сценарий оперы.
Вывешиваю карточку “либретто”.
- Первая премьера этой оперы состоялась 15 апреля 1955 года в Башкирском театре оперы и балета.
С тех пор опера выдержала более 80 спектаклей, стала символом башкирского музыкально-сценического искусства.
Сегодня послушаем увертюру к этой опере.
Вывешиваю карточку” Увертюра”.
Увертюра – это вступление к опере, балету, спектаклю, кинофильму, в ней отражается характер героев, краткое содержание событий. Предлагаю послушать одну тему увертюры З.Исмагилова и решить, какой образ рисует эта мелодия.
Играю тему Салавата из увертюры к опере “Салават Юлаев ” З.Исмагилова.
- Образ решительный, храбрый, стремительный.
- А какой темп?
- Быстрый.
- Музыка изображает движение человека пешком, бегом или как-то иначе?
- Человек скачет на коне.
- Чей это образ?
- Образ Салавата Юлаева.
На доске нотная тема, пропеваем её вместе с ребятами, добиваясь чистого интонирования, а также обращая внимание на мелизмы.
- А сейчас послушайте увертюру целиком. Подумайте, какие образы вы услышите?
Прослушивание увертюры.
- Услышали ли вы знакомую мелодию? Какую?
- Образ Салавата?
- Тема Салавата в увертюре была единственной или же был ещё какой-то образ?
- Как вы думаете, чей? Что помогло вам это узнать?
- Звучит мелодия русской народной песни. Это образ Емельяна Пугачева и русских солдат.
- Образы Салавата Юлаева и башкирских солдат и образ Емельяна Пугачева и русских солдат в Увертюре как взаимодействуют между собой: противостоят друг другу, конфликтуют, действуют сообща или они миролюбиво настроены?
- Настроены миролюбиво, действуют сообща.
- Почему? Против кого воевали башкирские воины под предводительством Салавата?
- Башкиры воевали не против русских, а вместе с ними против русских и башкирских богачей, за справедливость.
- Увертюра – это вокальная или инструментальная музыка?
- Давайте ещё раз прочитаем эпиграф урока. С каких сторон рассматривается в нем Салават?
- Воин, поэт, певец, гражданин.
- Сегодня мы с вами разучим песню. А вот почему именно эту песню, вы постарайтесь объяснить сами?
Исполняю песню “Салават Гайдару!”, слова М.Пляцковского, музыка Е.Крылова.
- О ком эта песня?
- Кем был Гайдар?
- Воином, писателем.
- Почему же именно о Гайдаре поём?
- И А.П. Гайдар, и Салават Юлаев были воинами, боролись за справедливость, ещё имели литературный талант.
Показываю портрет, книги, фотографии А.П. Гайдара.
- Гайдар и С. Юлаев были героями. Какие они герои?
- Сильные, храбрые.
Распевка: “ Сильный герой, смелый герой, храбрый герой. Вот он какой!” Певческая посадка!
Разучивание по фразам, исполнение 1 куплета с сопровождением в характере.
О чём бы вы спросили у Салавата Юлаев, если бы представилась такая возможность?
- А у А.П. Гайдара?
- А кто из вас хотел бы стать таким же героем, как С. Юлаев и А. Гайдар?
- А что для этого нужно?
- Быть сильным, смелым, мужественным, честным.
- А самое главное – горячо любить свою Родину. Герой – не тот, кто совершает подвиги, чтобы на него обратили внимание, а тот, кто делает это по велению души, по зову сердца.
- А дома нарисуйте С. Юлаева – воина или С. Юлаева – певца.
Спасибо за урок. До свидания!