Урок музыки в 6-м классе: "Образ Салавата Юлаева в музыке"

Разделы: Музыка


Тема полугодия: По страницам истории.

Тема урока: Образ Салавата Юлаева в музыке.

Художественно – педагогическая идея:

Дни Салавата - это жаркие сражения,

Часы ночные - песни и стихов сложенье,

И вот он замер, очарован красотою

Земли, которая и есть его рожденье.

Цель урока: описать образ С. Юлаева в музыке, показать связь между народной и композиторской музыкой в изображении страниц истории.

Задачи:

  • Познакомить с образом С.Юлаева в музыке, показав связь народной и композиторской музыки в изображении исторических событий, познакомить с оперой З. Исмагилова “Салават Юлаев”, с новыми музыкальными терминами.
  • Развивать умение давать личную оценку музыке, звучащей на уроке, аргументировать свое мнение, развивать умение и навыки выразительного исполнения музыки.
  • Воспитывать уважение к культуре народов Республики Башкортостан, музыкальный вкус, любовь к Родине, толерантность.

Музыкальный материал:

Башкирская народная песня ”В бой поскакал Салават”; З.Исмагилов. Увертюра к опере "Салават Юлаев"; башкирская народная песня “Салават “; слова М. Пляцковского, музыка Е.Крылатова “ Салют Гайдару! ”.

Оборудование:

Аудиозаписи башкирских народных песен ”В бой поскакал Салават”, ”Салават”, Увертюра к опере “Салават Юлаев” З.Исмагилова, запись эпиграфа урока на плакате, книги о Салавате Юлаеве, книги А.П.Гайдара, репродукции картин Кузнецова ”Допрос Салавата”, Лежнева “ Поимка Салавата”, Р.Ишбулатова ”Непокоренная воля”, Р.Хабирова “Портрет народного артиста СССР композитора З.Исмагилова”, карточки со словами “опера”, ”увертюра”, ”либретто”, словари эмоционального отношения.

На доске – репродукции картин, выставка книг.

Музыкальное приветствие: ” Всем, всем, всем до-о-о-брый день!”.

-Сейчас вы услышите музыку. Внимательно послушайте её и ответьте на вопросы.

- Музыка какого жанра звучит – вокальная или инструментальная?

- Народная или композиторская?

- Музыка какого народа?

Ребята слушают башкирскую народную песню ”Салават”, затем отвечают на поставленные вопросы.

- Сегодня мы с вами узнаем, как в музыке отражаются страницы нашей Родины – Республики Башкортостан.

- А для чего нужно знать историю своей Родины, её музыкальную культуру?

- Имя какого башкирского героя, стоявшего на защите справедливости, живёт в веках?

- Имя Салавата Юлаева.

- Салават Юлаев будет сегодня центральной фигурой на нашем уроке. И песня, которая звучала в начале урока, так и называется – “ Салават “. С каким историческим событием связано его имя?

- C Крестьянской войной 1773 – 1775 г.

- Кем он был?

Вывешиваю плакат с эпиграфом урока, читаем его.

- Каким вы представляете себе Салавата Юлаева, читая эти строки?

- А как дошла до нас память о Салавате?

- Из преданий легенд, народных песен.

- Сейчас давайте мы послушаем одну из таких песен, она называется “В бой поскакал Салават“.

- Каким показан Салават Юлаев в этой песне? Какие черты характера вы услышите в музыке? Ответить на эти вопросы вам помогут наши “словарики”.

Слушание. Ответы на вопросы.

- Башкирский народ бережно хранил память о своем герое. Художники, писатели, поэты, композиторы XX века подхватили эту эстафету.

Рассматривание репродукции картин, книг о Салавате Юлаеве.

- Каким представлен Салават в этих работах?

Вывешиваю портрет З.Исмагилова.

- Талантливый композитор З.Исмагилов тоже обратился к этой теме и создал оперу на либретто Баязита Бикбая.

Вывешиваю карточку “опера”.

- Что такое опера?

- А кто знает, что такое “либретто”?

- Это литературный текст, сценарий оперы.

Вывешиваю карточку “либретто”.

- Первая премьера этой оперы состоялась 15 апреля 1955 года в Башкирском театре оперы и балета.

С тех пор опера выдержала более 80 спектаклей, стала символом башкирского музыкально-сценического искусства.

Сегодня послушаем увертюру к этой опере.

Вывешиваю карточку” Увертюра”.

Увертюра – это вступление к опере, балету, спектаклю, кинофильму, в ней отражается характер героев, краткое содержание событий. Предлагаю послушать одну тему увертюры З.Исмагилова и решить, какой образ рисует эта мелодия.

Играю тему Салавата из увертюры к опере “Салават Юлаев ” З.Исмагилова.

- Образ решительный, храбрый, стремительный.

- А какой темп?

- Быстрый.

- Музыка изображает движение человека пешком, бегом или как-то иначе?

- Человек скачет на коне.

- Чей это образ?

- Образ Салавата Юлаева.

На доске нотная тема, пропеваем её вместе с ребятами, добиваясь чистого интонирования, а также обращая внимание на мелизмы.

- А сейчас послушайте увертюру целиком. Подумайте, какие образы вы услышите?

Прослушивание увертюры.

- Услышали ли вы знакомую мелодию? Какую?

- Образ Салавата?

- Тема Салавата в увертюре была единственной или же был ещё какой-то образ?

- Как вы думаете, чей? Что помогло вам это узнать?

- Звучит мелодия русской народной песни. Это образ Емельяна Пугачева и русских солдат.

- Образы Салавата Юлаева и башкирских солдат и образ Емельяна Пугачева и русских солдат в Увертюре как взаимодействуют между собой: противостоят друг другу, конфликтуют, действуют сообща или они миролюбиво настроены?

- Настроены миролюбиво, действуют сообща.

- Почему? Против кого воевали башкирские воины под предводительством Салавата?

- Башкиры воевали не против русских, а вместе с ними против русских и башкирских богачей, за справедливость.

- Увертюра – это вокальная или инструментальная музыка?

- Давайте ещё раз прочитаем эпиграф урока. С каких сторон рассматривается в нем Салават?

- Воин, поэт, певец, гражданин.

- Сегодня мы с вами разучим песню. А вот почему именно эту песню, вы постарайтесь объяснить сами?

Исполняю песню “Салават Гайдару!”, слова М.Пляцковского, музыка Е.Крылова.

- О ком эта песня?

- Кем был Гайдар?

- Воином, писателем.

- Почему же именно о Гайдаре поём?

- И А.П. Гайдар, и Салават Юлаев были воинами, боролись за справедливость, ещё имели литературный талант.

Показываю портрет, книги, фотографии А.П. Гайдара.

- Гайдар и С. Юлаев были героями. Какие они герои?

- Сильные, храбрые.

Распевка: “ Сильный герой, смелый герой, храбрый герой. Вот он какой!” Певческая посадка!

Разучивание по фразам, исполнение 1 куплета с сопровождением в характере.

О чём бы вы спросили у Салавата Юлаев, если бы представилась такая возможность?

- А у А.П. Гайдара?

- А кто из вас хотел бы стать таким же героем, как С. Юлаев и А. Гайдар?

- А что для этого нужно?

- Быть сильным, смелым, мужественным, честным.

- А самое главное – горячо любить свою Родину. Герой – не тот, кто совершает подвиги, чтобы на него обратили внимание, а тот, кто делает это по велению души, по зову сердца.

- А дома нарисуйте С. Юлаева – воина или С. Юлаева – певца.

Спасибо за урок. До свидания!